Урок русского языка по теме "Омонимы" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка по теме "Омонимы" в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
125721_omonims-urok_v_5_klasse.rar | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе в технологии системно - деятельностного подхода.
Тема урока: Омонимы
Тип урока: усвоение новых знаний
Форма: урок-путешествие
Метод: комбинированный, игровой.
Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю)
Реализуемая программа: Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение,2011.
УМК: Русский язык. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений. С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2012 г.
Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова. Русский язык. 5 класс. М.: Мнемозина, 2010.
Л.А. Введенская и др. Русское слово. М.: Пр.,2005
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. М.: «Русский язык». 2005.
Словарь омонимов О.С. Ахмановой. М., 1976.
Цель урока: сформировать понятие об омонимах.
Задачи урока:
Формирование УУД:
Образовательные:
формировать УУД (познавательные):
- формулировать определение омонимов;
- проводить лексический анализ слова и использовать омонимы в речи;
- определять виды омонимов;
- познакомить с понятием каламбур.
Развивающие:
формировать УУД (регулятивные):
- уметь определять и формулировать цель на уроке, планировать свои действия, оценивать результаты работы, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
- находить омонимы в тексте, в словарях и отличать их от многозначных слов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Воспитательные:
формировать УУД (личностные):
-воспитывать интерес к родному языку;
- воспитывать культуру общения и уважения друг к другу при взаимодействии на уроке;
- воспитывать ценностное отношение к слову.
Организация образовательного пространства: фронтальная работа, парная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: игровой, поисковый, исследовательский, фронтальная, индивидуальная
Методическое обоснование
В условиях модернизации образования первостепенной задачей является развитие личности, формирование у учащихся универсальных учебных действий. В ходе изучения русского языка учащийся должен овладеть всеми видами речевой деятельности, осознать эстетическую ценность языка, иметь достаточный объём словарного запаса для выражения своих мыслей, целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения.
На уроке, разработанном по новым стандартам, первое место отводится развитию речи учащихся. Учитель должен регулярно включать новые слова и понятия в различные виды упражнений.
В системный курс русского языка включён раздел «Лексикология». Концентрическое расположение материала в учебных программах также предполагает накопление и расширение знаний учащихся в этой области языкознания.
Одной из тем «Лексикологии» является тема « Омонимы». Изучение омонимов предполагает не только обогащение словаря, но и развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, изучение темы позволяет связать лингвистические знания с жизнью.
Этапы урока | Целевая установка | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. 1 минута. | - Настроить учащихся на активную работу на уроке, включить их в учебную деятельность -Создать положительный эмоциональный настрой на урок. -Создать ситуацию успеха. | Звучит песня «Вместе весело шагать». - Добрый день. Начинаем наш урок. Думаю, что мы будем активными участниками всего, что происходит на уроке, дружными, вдумчивыми, настойчивыми и вместе преодолеем все препятствия. Желаю нам с вами успеха! | Приветствие | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднениях в пробном действии. 4 минуты. | - Вспомнить содержание тем предыдущих уроков. (Лексика как раздел лингвистики. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи). -Повторить все основные понятия (лексикология, лексика, однозначные и многозначные слова, основное значение, неологизмы, иноязычные слова, метафора). - Актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение. - Определить индивидуальное затруднение, указывающее на недостаточность имеющихся знаний | -Открываем тетради, записываем число, классная работа. - Хочу напомнить наш эпиграф к урокам: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом»,- говорил писатель К.Г.Паустовский. - Как вы понимаете смысл высказывания К.Г.Паустовского? -Какой из разделов лингвистики изучает словарный состав языка? - Каким понятием мы называем богатство языка, то есть словарный состав? -Верно. Молодцы. Мы продолжаем путешествовать по стране Лексика. Какие города этой страны мы посетили на прошлом уроке? -Чтобы узнать, как называется следующий город страны Лексика, отгадайте лингвистический кроссворд по теме «Лексика». 1.Слова, которые имеют одно лексическое значение. 2. Слова, которые имеют два лексических и более. 3.Средство художественной выразительности, когда неодушевлённые предметы наделяются свойствами живых существ. 4.Новые слова в языке. 5.Слова заимствованные из других языков. 6.Средство художественной выразительности – скрытое сравнение. - Прочитайте первые буквы записанных вами понятий. Поставьте слово во множественном числе. Назовите понятие. Сформулируйте тему нашего урока? --Запишите тему в тетрадь. | Пишут в тетрадях число, классная работа. - Русский язык богат и выразителен. Всё можно передать русским словом. -Лексикология. -Лексика. Синонимы, антонимы. Учащиеся разгадывают кроссворд. 1.Однозначные. 2.Многозначные. 3.Олицетворение. 4.Неологизмы. 5.Иностранные. 6.Метафора. -Омонимы. Запись темы урока. | Регулятивные: проблемная подача материала. Личностные: формирование нравственно-эстетического отношения к языку. Коммуникативные: формирование умения аргументированно излагать свою точку зрения. Познавательные: формирование умения проводить сравнение Практика опережающего обучения. |
3.Определение цели, постановка учебной задачи. 4 минуты. | - Организация коммуникации, в ходе которой: фиксируется затруднение, согласовывается цель урока, ставится задача, прогнозируется деятельность. | - Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика». -Исходя из темы, сформулируйте его главную цель. - А зачем нам нужно изучать омонимы? - Чтобы пополнить наш лексикон, что мы должны уметь делать? | - Цель урока - понять, какие слова являются омонимами. - Знание об омонимах пополнит наш словарный запас. - Мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, уметь использовать омонимы в речи, пользоваться словарём. | Принцип целостности. УУД познавательные: отбирать языковые средства для построения высказывания. Регулятивные: самостоятельное формулирование цели, задач, планирование, прогнозирование предстоящей деятельности. Коммуникативные: аргументированно излагать свои мысли. |
4. Реализация построенного проекта. 4минуты. | - Сформировать понятие «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов. - Создание благоприятной атмосферы заинтересованности. | - Итак, мы у стен города Омонимы. Чтобы попасть в город, нам нужно добыть ключ. Прочитайте стихотворение В.Лифшица. (Слайд 2). Шёл я с сумкой за плечом, Вижу бьёт в овраге ключ. Наклонился над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? - Сколько предметов определяет слово ключ в стихотворении В.Лифшица? - Как эти слова пишутся? - Как эти слова произносятся? - Одинаковое ли лексическое значение у этих слов? - Чем являются слова «ключ-родник» и «ключ-отмычка» по отношению друг к другу? -Что же такое «омонимы»? Прочитайте этимологическую справку в учебнике на странице 34. - Термин этот был введён Аристотелем – древнегреческим философом; он был воспитателем полководца Александра Македонского. (Слайд 3). -Запишите определение и примеры в справочник. - Кто готов озвучить определение по памяти? - Дорогие путешественники – исследователи, мы попали в город омонимов. Давайте познакомимся с его жителями. - Какие ключи ещё бывают? (Слайд 5, 6). - Как называются слова, у которых несколько значений? - Как вы думаете, толкование многозначных слов и слов-омонимов в толковых словарях даётся в одной словарной статье или в разных? -Почему лексическое значение омонимов раскрывается в разных словарных статьях? (Слайд 7). - В каком значении употреблено слово ключ в выражениях: жизнь бьёт ключом, ключ к разгадке? - Как вы понимаете их смысл? (Слайд 8,9). | Читают стихотворение. - Два. Ключ – родник и ключ от замка. - Одинаково. - Одинаково. - Разное. - Омонимами. Чтение теоретических сведений в учебнике. Омонимы – от греч. homos «одинаковый» + onyma «имя». Таким образом, омонимы – слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различающиеся по значению. Запись определения и примеров в справочник. 1-2учащихся озвучивают определение по памяти. ( Слайд 4). - Скрипичный, гаечный. - Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу. - Толкование многозначных слов даётся в одной словарной статье под цифрами, а омонимы отдельной словарной статьёй и имеет своё заголовочное слово. - Лексическое значение омонимов раскрывается в разных словарных статьях, так как они имеют разное лексическое значение. - В этих выражениях слово ключ употреблено в переносном значении. - Бить ключом - бурно протекать, проявляться. - Ключ к разгадке – правильный ответ на загаданное. | УУД регулятивные: развитие внимания монологической речи; формирование логических умений: анализ, сравнение, обобщение построение цепочек рассуждений. Личностные: осознание эстетической ценности языка. Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения. Познавательные: проводят исследование под руководством учителя. Личностные: уважение к истории, интерес к слову. Коммуникативные: развитие монологической речи. Познавательные: объясняют лингвистическое явление. Коммуникативные: используют речевые средства для решения коммуникативных задач |
5. Первичное закрепление знаний. 7 минут | Развивать умение применять новые знания. Задание 1. Задание 2. Задание 3. | - Рассмотрите фотоколлаж в учебнике на странице 36. Значения каких многозначных слов и омонимов в нём проиллюстрированы? Устно составьте с этими словами словосочетания. - Прочитайте стихотворение Я.Козловского и определите, есть ли в этом тексте омонимы? (Слайд 10). Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: - Где вы были? - У лисички. - Что вы ели там? - Лисички. - О чём это стихотворение? (Слайд 11). - Назовите слова-омонимы. Определите их лексическое значение по толковому словарю или словарю омонимов. Первая группа - лисички, вторая – норка. -Разберите эти слова по составу. Одинаковый ли у них морфемный состав? Одинаково ли их происхождение? - Действительно, слово норка - общеславянское слово, «скрываться, погружаться». Было выражение «понерети», то есть «опуститься, скрыться». Вторично слово норка, заимствованное из финского языка – «горностай». Сближению со словом «нора» оно обязано народной этимологии. Какой можно сделать вывод? -Отгадайте омонимы по рисункам (коса, рысь, ласка) (Слайды 12, 13, 14). | - Кисть 1 - 1) Пучок щетины на рукоятке для нанесения краски, клея и т.д. Малярная кисть. 2) Разветвлённое соцветие на удлинённом стебле. Кисть рябины. Кисть 2 – часть руки от запястья до конца пальцев. Узкая в кисти рука. Каток – 1) ледяная площадка для катания на коньках. 2) Машина со специальными валами для уплотнения и выравнивания грунта, дорожных покрытий. Мышка – 1) небольшой грызун с вытянутой мордочкой и длинным хвостом. 2) приспособление для компьютера. Выразительное чтение стихотворения Я.Козловского. - Это стихотворение о том, что лисички были в гостях в норе у животного норка, которая угощала их грибами лисичками. Работа со словарями по группам. Чтение вариантов ответов. 1) Лисичка - лисица, лиса. 1.Хищное млекопитающее из семейства собачьих с длинным пушистым хвостом, а также мех его.2.перен. Хитрый, льстивый человек. 2) Лисичка - съедобный гриб жёлтого цвета. 1) Норка 1. Хищный пушной зверёк из семейства куниц с блестящей шерстью, а также мех его. 2) Норка 2. Нора-углубление под землёй с ходом наружу, вырытое животным и служащее ему жилищем. -У них разный морфемный состав, разное происхождение. - Омонимы норка 1 и норка 2 разные по происхождению, поэтому и принадлежат к разным языковым группам. - Девичья коса, песчаная коса, острая коса; рысь – бег лошади, хищная рысь; материнская ласка, порошок марки «Ласка», хищная ласка. | УУД: познавательные, регулятивные: работа с иллюстрациями, самостоятельно регулируют время выполнения задания, коммуникативные: используют речевые средства для решения учебной задачи, познавательные: проводят наблюдение. Исследование и анализ текста. Работа с текстом: определить тему, основную мысль, работа со словарями. Работа в группах. Коммуникативные: целостное взаимодействие с окружающими в процессе речевого общения. Познавательные: проводят наблюдение. Личностные: интерес к предмету, уважение к культуре, осознание своей этнической принадлежности. |
Физкультминутка. Релаксация. 1 минута. Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже- Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. | ||||
6. Вторичное закрепление. 10 минут.
| Организовать освоение учащимися нового знания с помощью коммуникативного взаимодействия. Задание 3. Работа в парах. Задание 4. | - Перед вами листы с дидактическим материалом. Сформулируйте к нему задание. (Слайд 15). - Работаем в парах. Подчеркните слова-омонимы. 1.Лорд открыл замок и вошёл в свой замок. 2.Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. 3.В моём доме есть печь. Я люблю печь пироги. - Чем отличаются омонимы в этих предложениях? - Это тоже жители города Омонимы. Пред нами графические, фонетические и грамматические омонимы. - Лексические омонимы (полные) – слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению. Клуб дыма - сельский клуб. - Частичные омонимы: - Омографы – слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (разное ударение): зАмок - замОк, крУжки – кружкИ . (Слайд 16, 19). - Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Полоскать бельё – поласкать котёнка. (Слайд17). -Омоформы – слова, которые одинаково звучат и пишутся лишь в некоторых формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Полем траву – шёл полем. (Слайд 18). - Омонимы различных видов широко используют писатели и поэты для создания шутки. Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, называется каламбур. Прочитайте в раздаточном материале стихотворения, укажите номера предложений, где вам встретились различные виды омонимов. 1. Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечёт, качая стаю Отражённых голубей. (Я.Козловский) 2.Вечно властен, вечно молод, В странах сумрака и льда, Петь заставил вещий молот, Залил блеском города. (В.Я.Брюсов) 3. А что такое Атлас? Его приносят в класс? Я прочитала «Атлас», Но есть ведь и атлАс.
| - Определить, есть ли омонимы в тексте. - Различие в постановке ударения: зАмок – жилище лорда, замОк – приспособление для запирания двери. В написании гласной в корне слова: в лесу - лес, лису – лис. Разные части речи: печь - сущ.3 скл., печь – гл. Записывают виды омонимов в справочник. Записывают ответы: 1)Омографы – 3 2) Омофоны – 2 3)Омоформы - 1 | Коммуникативные : умение правильно ставить вопрос, умение взаимодействовать, сотрудничать. Познавательные: опираться на уже известное. Регулятивные: нахождение омонимов. Регулятивные: решение тестового задания, самоконтроль. |
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. 5 минут. | - организовать проверку умения находить омонимы в тексте, - использовать омонимы в речи - учить применять знания в различных ситуациях - развивать гибкость в использовании знаний. | - Давайте проверим, хорошо ли вы ориентируетесь в городе омонимов. Выполните задание по вариантам. 1) Составьте с данными словами словосочетания, используя их в разных значениях: Засыпает, косой, стекла, мыла. Как называется это явление? 2)Составьте с данными парами словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Прим..рять – прим..рять Ст..рожил – ст..рожил Изморо..ь – изморо..ь (Р,р)оман – (Р,р)оман. Как называется это явление? (Слайд 21). 3) Индивидуальное задание олимпиадного уровня. -Объясните, какие лексические явления позволяют автору стихотворения создать комический эффект. Я от боли плакал редко, Но от лука много раз! Лук стреляет очень метко И не в бровь, а прямо в глаз! Г.Глушнёв. | Работают по вариантам, взаимопроверка работ по эталону. Слайд 20. Слайд 22. В стихотворении говорится о свойствах репчатого лука вызывать слёзы. Для описания этого свойства авто использует метафору стреляет метко. Комический эффект возникает потому, что у слова лук (овощ) есть омоним – лук (оружие). Автор переносит свои свойства предмета, который назван омонимом, на предмет, о котором говорит в стихотворении. Ещё одно лексическое средство, которое использует автор, - это фразеологизм(поговорку) – не в бровь а в глаз (точно). Комический эффект создаётся тем, что в данном стихотворении этот фразеологизм используется как свободное словосочетание с прямым значением (едкий сок лука попадает в глаза и вызывает слёзы). | Познавательные: опираются на уже известное. Коммуникативные: Умение использовать речевые средства для решения поставленной задачи. учатся способам взаимодействия. Регулятивные: умение планировать путь достижения цели, применять полученные знания, контролировать, оценивать. Дифференцированный метод. Познавательные: проводят анализ текста, наблюдают за изменением слова, устанавливают причинно-следственные связи, делают вывод. |
| ||||
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Оценка. 3 минуты. | - учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность. | - Наше путешествие по городу Омонимов закончилось, но с его жителями мы не прощаемся. - Что такое омонимы? - В чём отличие омонимов от многозначных слов? -Какие виды омонимов вы запомнили? - С каким средством художественной выразительности познакомились? - Что еще вам сегодня запомнилось? - Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Высказывание К.Г.Паустовского является тезисом сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, которое пишут учащиеся в 9 классе на ГИА. Одним из аргументов в таком сочинении может служить рассказ о роли омонимов в тексте. - Нарисуйте на смайлике улыбку или выразите грусть в зависимости от вашего впечатления от урока. | Ответы учащихся. | Личностные: умение объективно оценить свою деятельность. Регулятивные: осуществляют познавательную рефлексию. Коммуникативные: отбирают и используют речевые средства в соответствии с поставленными целями. |
9.Домашнее задание. 1 минута. | П.46, упр.475 По желанию: нарисовать рисунки со словами-омонимами, составить каламбур. | Запись задания в дневник. |
Использованные ЭОР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...