Урок русского языка по теме "Омонимы" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка по теме "Омонимы" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 125721_omonims-urok_v_5_klasse.rar2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5  классе в технологии системно - деятельностного подхода.

Тема урока: Омонимы

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма: урок-путешествие

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю)

Реализуемая программа: Примерные  программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение,2011.

УМК: Русский язык. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений. С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2012 г.

Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова. Русский язык. 5 класс. М.: Мнемозина, 2010.

Л.А. Введенская и др. Русское слово. М.: Пр.,2005

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. М.: «Русский язык». 2005.

Словарь омонимов О.С. Ахмановой. М., 1976.

Цель урока: сформировать понятие об омонимах.

Задачи урока:

Формирование УУД:

Образовательные:

формировать УУД (познавательные):

-  формулировать определение омонимов;

-  проводить лексический анализ слова и использовать омонимы в речи;

- определять виды омонимов;

- познакомить с понятием каламбур.

Развивающие:

  формировать УУД (регулятивные):

- уметь определять и формулировать  цель на уроке, планировать свои действия, оценивать результаты работы, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

 - находить омонимы в тексте, в словарях и отличать их от многозначных слов;

 - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Воспитательные:

 формировать УУД (личностные):

-воспитывать интерес к родному языку;

- воспитывать культуру общения и уважения друг к другу при взаимодействии на уроке;

- воспитывать ценностное отношение к слову.

Организация образовательного пространства:  фронтальная работа, парная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: игровой, поисковый, исследовательский, фронтальная, индивидуальная


 Методическое обоснование

В условиях модернизации образования первостепенной задачей является развитие личности, формирование у учащихся универсальных учебных действий. В ходе изучения русского языка учащийся должен овладеть всеми видами речевой деятельности, осознать эстетическую ценность языка, иметь достаточный объём словарного запаса для выражения своих мыслей, целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения.

    На уроке, разработанном по новым стандартам, первое место отводится  развитию речи учащихся. Учитель должен регулярно включать новые слова и понятия в различные виды упражнений.

      В системный курс русского языка включён раздел «Лексикология». Концентрическое расположение материала в учебных программах также  предполагает накопление и расширение знаний учащихся в этой области языкознания.

    Одной из тем «Лексикологии»  является тема « Омонимы». Изучение омонимов предполагает не только обогащение словаря, но и развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, изучение темы позволяет связать лингвистические знания с жизнью.

        


Этапы урока

Целевая установка

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

1 минута.

-        Настроить учащихся на активную работу на уроке, включить их в учебную деятельность

-Создать положительный эмоциональный настрой на урок.

-Создать ситуацию успеха.

Звучит песня «Вместе весело шагать».

- Добрый день. Начинаем наш урок. Думаю, что мы будем активными участниками всего, что происходит на уроке,  дружными, вдумчивыми, настойчивыми и вместе преодолеем все препятствия. Желаю нам с вами успеха!

Приветствие

Принцип психологической комфортности.

УУД:

личностные, коммуникативные

2. Актуализация знаний  и

фиксирование

индивидуального

затруднениях  в

пробном

действии.

4 минуты.

-        Вспомнить содержание тем  предыдущих уроков. (Лексика как раздел лингвистики. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи).

-Повторить все основные понятия  (лексикология, лексика, однозначные и многозначные слова, основное значение, неологизмы, иноязычные слова, метафора).

-  Актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

 - Определить индивидуальное затруднение, указывающее на недостаточность имеющихся знаний

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.


- Хочу напомнить наш эпиграф к урокам: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом»,- говорил писатель К.Г.Паустовский.

- Как вы понимаете смысл высказывания К.Г.Паустовского?

-Какой из разделов лингвистики изучает словарный состав языка?

- Каким понятием мы называем богатство языка, то есть словарный состав?

-Верно. Молодцы. Мы продолжаем путешествовать по стране Лексика. Какие города этой страны мы посетили на прошлом уроке?


-Чтобы узнать,  как называется следующий город страны Лексика, отгадайте лингвистический кроссворд по теме «Лексика».

1.Слова, которые имеют одно лексическое значение.

2. Слова, которые имеют два лексических и  более.

3.Средство художественной выразительности, когда неодушевлённые предметы наделяются свойствами живых существ.

4.Новые слова в языке.

5.Слова заимствованные  из других языков.

6.Средство художественной выразительности – скрытое сравнение.

- Прочитайте первые буквы записанных вами понятий. Поставьте слово во множественном числе. Назовите понятие. Сформулируйте  тему нашего урока?

--Запишите тему в тетрадь.

Пишут в тетрадях число, классная работа.


- Русский язык богат и выразителен. Всё можно передать русским словом.




-Лексикология.


-Лексика.



Синонимы, антонимы.




Учащиеся разгадывают кроссворд.


1.Однозначные.

2.Многозначные.

3.Олицетворение.



4.Неологизмы.

5.Иностранные.

6.Метафора.



-Омонимы.

Запись темы урока.

Регулятивные: проблемная подача материала.

Личностные: формирование нравственно-эстетического отношения к языку. Коммуникативные: формирование умения аргументированно излагать свою точку зрения.

Познавательные:

формирование умения проводить сравнение














Практика опережающего обучения.

3.Определение цели, постановка учебной задачи.  

4 минуты.

 - Организация

коммуникации, в ходе

которой:

фиксируется

затруднение,

согласовывается цель

урока, ставится задача, прогнозируется деятельность.

- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

-Исходя из темы,  сформулируйте его главную цель.


-  А зачем нам нужно изучать омонимы?




- Чтобы пополнить наш лексикон, что мы должны уметь делать?

- Цель урока  - понять, какие слова являются омонимами.


- Знание об омонимах пополнит наш словарный запас.



- Мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, уметь использовать омонимы в речи, пользоваться словарём.

Принцип целостности.

УУД познавательные: отбирать языковые средства для построения высказывания.

Регулятивные: самостоятельное формулирование цели, задач, планирование, прогнозирование предстоящей деятельности.

Коммуникативные: аргументированно  излагать свои мысли.

4. Реализация построенного проекта.

4минуты.

- Сформировать понятие «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов.

- Создание благоприятной атмосферы заинтересованности.

 - Итак, мы у стен города Омонимы. Чтобы попасть в город, нам нужно добыть ключ. Прочитайте стихотворение В.Лифшица.  (Слайд 2).

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу бьёт в овраге ключ.

Наклонился над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

- Сколько предметов определяет слово ключ в стихотворении В.Лифшица?

- Как эти слова пишутся?

- Как эти слова произносятся?

- Одинаковое ли лексическое значение у этих слов?

- Чем являются слова «ключ-родник» и «ключ-отмычка» по отношению друг к другу?

-Что же такое «омонимы»? Прочитайте этимологическую справку в учебнике на странице 34.


- Термин этот был введён Аристотелем – древнегреческим философом; он был воспитателем полководца Александра Македонского. (Слайд 3).


-Запишите определение и примеры в справочник.


- Кто готов озвучить определение по памяти?

- Дорогие путешественники – исследователи, мы попали в город омонимов. Давайте познакомимся с его жителями.

- Какие ключи ещё бывают?   (Слайд 5, 6).

- Как называются слова, у которых несколько значений?  



- Как вы думаете, толкование многозначных слов и  слов-омонимов в толковых словарях даётся в одной словарной статье или в разных?



-Почему лексическое значение омонимов раскрывается в разных словарных статьях?  (Слайд 7).


- В каком значении употреблено слово ключ в выражениях: жизнь бьёт ключом, ключ к разгадке?

- Как вы понимаете их смысл? (Слайд 8,9).







Читают стихотворение.















- Два. Ключ – родник и ключ от замка.


- Одинаково.


- Одинаково.


- Разное.



- Омонимами.


Чтение теоретических сведений в учебнике.    Омонимы – от греч. homos «одинаковый» + onyma «имя». Таким образом, омонимы – слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различающиеся по значению.  



 Запись определения и примеров в справочник.



1-2учащихся озвучивают определение по памяти.


( Слайд 4).


- Скрипичный, гаечный.


- Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу.

- Толкование многозначных слов даётся в одной словарной статье под цифрами, а омонимы отдельной словарной статьёй и имеет своё заголовочное слово.


- Лексическое значение омонимов раскрывается в разных словарных статьях, так как они имеют разное лексическое значение.

 - В этих выражениях слово ключ употреблено в переносном значении.

- Бить ключом - бурно протекать, проявляться.

- Ключ к разгадке – правильный ответ на загаданное.

УУД регулятивные:       развитие внимания монологической речи; формирование логических умений: анализ, сравнение, обобщение построение цепочек рассуждений.

Личностные:    осознание эстетической ценности языка. Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения. Познавательные: проводят исследование под руководством учителя.











Личностные: уважение к истории, интерес к слову.







Коммуникативные:

развитие монологической речи.


Познавательные:   объясняют лингвистическое явление.

Коммуникативные: используют речевые средства для решения коммуникативных задач

5. Первичное  закрепление знаний.

7 минут

 Развивать умение применять новые знания.



Задание 1.


















Задание 2.





















































Задание 3.

- Рассмотрите фотоколлаж  в учебнике на странице 36.  Значения каких многозначных слов и омонимов в нём проиллюстрированы? Устно составьте с этими словами словосочетания.










- Прочитайте стихотворение Я.Козловского и определите, есть ли в этом тексте омонимы?  (Слайд 10).

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

- Где вы были?

- У лисички.

- Что вы ели там?

- Лисички.

- О чём это стихотворение?   (Слайд 11).




- Назовите слова-омонимы. Определите их лексическое значение по толковому словарю или словарю омонимов. Первая группа - лисички, вторая – норка.









-Разберите эти слова по составу.  Одинаковый ли у них морфемный состав? Одинаково ли их происхождение?

- Действительно, слово норка - общеславянское слово, «скрываться, погружаться». Было выражение «понерети», то есть «опуститься, скрыться».  Вторично слово норка, заимствованное из финского языка – «горностай». Сближению со словом «нора» оно обязано народной этимологии. Какой можно сделать вывод?


-Отгадайте омонимы по рисункам (коса,  рысь, ласка)

(Слайды 12, 13, 14).



- Кисть 1 - 1) Пучок щетины на рукоятке для нанесения краски, клея и т.д. Малярная кисть. 2) Разветвлённое соцветие на удлинённом стебле. Кисть рябины.

Кисть 2 – часть руки от запястья до конца пальцев. Узкая в кисти рука.

Каток – 1) ледяная площадка для катания на коньках. 2) Машина со специальными валами для уплотнения и выравнивания грунта, дорожных покрытий.

Мышка – 1) небольшой  грызун с вытянутой мордочкой и длинным хвостом. 2) приспособление для компьютера.



Выразительное чтение стихотворения Я.Козловского.









- Это стихотворение о том, что лисички были в гостях в норе у животного норка, которая угощала их грибами лисичками.









Работа со словарями по группам.


Чтение вариантов ответов.

1) Лисичка  -  лисица, лиса. 1.Хищное млекопитающее из семейства собачьих с длинным пушистым хвостом, а также мех его.2.перен. Хитрый, льстивый человек.

2) Лисичка - съедобный гриб жёлтого цвета.

1) Норка 1. Хищный пушной зверёк из семейства куниц с блестящей шерстью, а также мех его.

2) Норка 2. Нора-углубление под землёй с ходом наружу, вырытое животным и служащее ему жилищем.

-У них разный морфемный состав, разное происхождение.




- Омонимы норка 1 и норка 2 разные по происхождению, поэтому и принадлежат к разным языковым группам.




- Девичья коса, песчаная коса, острая коса; рысь – бег лошади, хищная рысь; материнская ласка, порошок марки «Ласка», хищная  ласка.

УУД: познавательные, регулятивные: работа с  иллюстрациями, самостоятельно регулируют время выполнения задания,

коммуникативные: используют речевые средства для решения учебной задачи,

познавательные:

проводят наблюдение.





Исследование и анализ текста.











Работа

с текстом: определить тему, основную мысль,





работа со словарями.





Работа в группах.

Коммуникативные: целостное взаимодействие с окружающими в процессе речевого общения.















Познавательные: проводят наблюдение.









Личностные:

интерес к предмету, уважение к культуре, осознание своей этнической принадлежности.



 Физкультминутка. Релаксация.

1 минута.                                                              Раз, два, три, четыре, пять!

                                                                              Все умеем мы считать,

                                                                              Отдыхать умеем тоже-

                                                                              Руки за спину положим,

                                                                              Голову поднимем выше

                                                                              И легко-легко подышим.

6. Вторичное закрепление.

10 минут.







































































































 

Организовать освоение учащимися нового знания  с помощью

коммуникативного взаимодействия.

Задание  3.

Работа в парах.        




















































Задание 4.
























































- Перед вами листы с дидактическим материалом. Сформулируйте к нему задание.  (Слайд 15).

- Работаем в парах. Подчеркните слова-омонимы.

1.Лорд открыл замок и вошёл в свой замок.

2.Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

3.В моём доме есть печь. Я люблю печь пироги.

- Чем отличаются омонимы в этих предложениях?





- Это тоже жители города Омонимы. Пред нами графические, фонетические и грамматические омонимы.

- Лексические омонимы (полные) – слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению. Клуб дыма - сельский клуб.

- Частичные омонимы:

- Омографы – слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (разное ударение): зАмок - замОк, крУжки – кружкИ . (Слайд 16, 19).

- Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Полоскать бельё – поласкать котёнка.  (Слайд17).

-Омоформы – слова, которые одинаково звучат и пишутся лишь в некоторых формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Полем траву – шёл полем.  (Слайд 18).

- Омонимы различных видов широко используют писатели и поэты для создания шутки. Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, называется каламбур. Прочитайте в  раздаточном материале стихотворения,  укажите номера предложений, где вам встретились различные виды омонимов.

1. Снег сказал:

- Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечёт, качая стаю

Отражённых голубей.

(Я.Козловский)

2.Вечно властен, вечно молод,

В странах сумрака и льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

(В.Я.Брюсов)

3. А что такое Атлас?

Его приносят в класс?

Я прочитала «Атлас»,

Но есть ведь и атлАс.

 

- Определить, есть ли омонимы в тексте.












- Различие в постановке ударения: зАмок – жилище лорда, замОк – приспособление для запирания двери.

 В написании гласной в корне слова: в лесу - лес, лису – лис.  

Разные части речи: печь - сущ.3 скл., печь – гл.








Записывают виды омонимов в справочник.





































Записывают ответы:

1)Омографы – 3

2) Омофоны – 2

3)Омоформы - 1

Коммуникативные : умение правильно ставить вопрос, умение взаимодействовать, сотрудничать.

Познавательные: опираться на уже известное. Регулятивные: нахождение омонимов.
























































Регулятивные:  решение тестового задания, самоконтроль.

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

5 минут.

- организовать проверку умения находить омонимы в тексте,

- использовать омонимы в речи

- учить применять знания в различных ситуациях

- развивать гибкость в использовании знаний.

- Давайте проверим, хорошо ли вы ориентируетесь в городе омонимов. Выполните задание по вариантам.

1) Составьте с данными словами словосочетания, используя их в разных значениях:

Засыпает, косой, стекла, мыла.

Как называется это явление?  

2)Составьте с данными парами словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Прим..рять – прим..рять

Ст..рожил – ст..рожил

Изморо..ь – изморо..ь

(Р,р)оман – (Р,р)оман.

Как называется это явление?   (Слайд 21).

3) Индивидуальное задание олимпиадного уровня.

-Объясните, какие лексические явления позволяют автору стихотворения создать комический эффект.

       Я от боли плакал редко,

       Но от лука много раз!

       Лук стреляет очень метко

       И не в бровь, а прямо в глаз!

                                   Г.Глушнёв.



Работают по вариантам, взаимопроверка работ по эталону.

Слайд 20.









Слайд 22.


В стихотворении говорится о свойствах репчатого лука вызывать слёзы. Для описания этого свойства авто использует метафору стреляет метко. Комический эффект возникает потому, что у слова лук (овощ) есть омоним – лук (оружие). Автор переносит свои свойства предмета, который назван омонимом, на предмет, о котором говорит в стихотворении.

Ещё одно лексическое средство, которое использует автор, - это фразеологизм(поговорку) – не в бровь а в глаз (точно). Комический эффект создаётся тем, что в данном стихотворении этот фразеологизм используется как свободное словосочетание с прямым значением (едкий сок лука попадает в глаза и вызывает слёзы).


Познавательные:

опираются на уже известное.

Коммуникативные: Умение использовать речевые средства для решения поставленной задачи.

учатся способам взаимодействия.

Регулятивные: умение планировать  путь достижения цели,

применять полученные знания, контролировать, оценивать.

Дифференцированный метод.

Познавательные:

проводят анализ текста, наблюдают за изменением слова, устанавливают причинно-следственные связи, делают вывод.


           

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Оценка.

3 минуты.

- учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность.

- Наше путешествие по городу  Омонимов закончилось, но с его жителями мы не прощаемся.

 - Что такое омонимы?

- В чём отличие омонимов от многозначных слов?

-Какие виды омонимов вы запомнили?

- С каким средством художественной выразительности познакомились?

Что еще вам сегодня запомнилось?

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Высказывание К.Г.Паустовского является тезисом сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, которое пишут учащиеся в 9 классе на ГИА. Одним из аргументов в таком сочинении может служить рассказ о роли омонимов в тексте.

- Нарисуйте  на смайлике  улыбку или  выразите грусть в зависимости от вашего впечатления от урока.

Ответы учащихся.

Личностные:

умение объективно оценить свою деятельность.

Регулятивные:

осуществляют познавательную рефлексию.

Коммуникативные: отбирают и используют речевые средства в соответствии с поставленными целями.

9.Домашнее задание.

1 минута.

П.46, упр.475

По желанию: нарисовать рисунки со словами-омонимами, составить каламбур.

Запись задания в дневник.

                         

 

Использованные ЭОР

  1. http://www.testent.ru/
  2. http://slovarfilologa.ru/132/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...