Презентация "Стилистика поможет"
презентация к уроку по русскому языку по теме

Семененко Лариса Владимировна

Приложение к одноимённому уроку-практикуму

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pravilno_li_my_govorim.ppt260.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правильно ли мы говорим? Cтилистика поможет

Слайд 2

Семененко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы Квитокской СОШ № 1 (Тайшетский район Иркутской обл.) 2012 Автор работы:

Слайд 3

Цель: Роль стилистики как науки. Повышение уровня речевой культуры. Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Любить родной русский язык . Уметь: Осуществлять речевой контроль. Редактировать текст. Создавать устные и письменные монологи- ческие и диалогические высказывания. Выразительно читать и рассказывать.

Слайд 4

«А как речь-то говорит, словно реченька журчит». (А.Пушкин) Наука, которая изучает стили речи и употребление в них языковых средств. Знакомьтесь: Стилистика.

Слайд 5

Это стилистически неправильная речь. «Зубная боль» речи

Слайд 6

Речь ясная и выразительная, логически стройная и убедительная, чистая и живая, понятная и интересная. Правильность речи – это основа рече- вой культуры, то есть умения владеть язы- ковыми нормами и использовать вырази- тельные средства языка. Правильная речь

Слайд 7

Сильное кино А.Барто … И вот брат начал свой рассказ: -Они ползут, А он им – раз! А тут как раз Она ползла, А он как даст ему Со зла! Она им – раз! Они ей – раз! Но тут как раз Её он спас, Он был с ней заодно . Ух, сильное кино ! Полминутки для шутки

Слайд 8

Что вы можете сказать о «рассказчике»? Какие слова-сорняки мешают нормаль- ной речи незадачливого «героя»? Могла ли сестра понять содержание фильма? А вы поняли? Поговорим?

Слайд 9

Найдите и исправьте 8 стилистических ошибок в рассказе ученика. «В одном…этом, как его…ну…поме- стье жил один помещик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого не слушал, он всё делал так, как ему хотелось, и все его боя- лись…» «Красноречие»

Слайд 10

1 . В одном из своих поместий ( или имений). 2. Жил барин ( избавимся от повтора поместье, помещик). 3. »Один помещик» лишнее один . 4. Слова этот, как его, ну – сорняки. 5 . У фамилии Троекуров есть синонимы : Кирила Петрович, он, этот барин . 6 . Здорово богатый – просторечие . Надо сказать : очень богатый . 7. Первый союз и не на месте. Выбросить 2-е он . 8. Самодур – характеристика помещика. Исправили?

Слайд 11

« В одном…этом, как его…ну…поместье жил один помещик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого не слушал, он всё делал так, как ему хоте- лось, и все его боялись…» «В одном из своих имений жил помещик Троекуров. Это был богатый самодур, которого все боялись». Сравним

Слайд 12

Кто такой редактор? Редактор исправляет, улучшает стиль текста книги, статьи. ( Редактировать – проверять и исправлять текст.) 1 . Воздвигнута поражающая своим великоле- пием овощная база. 2. Мы с сестрой громом аплодисментов встре- тили бабушку. 3. Поведением Кости была возмущена вся об- щественность класса. Будьте редактором!

Слайд 13

1. Построена большая овощная база. 2. Мы с сестрой радостно встретили бабушку. 3. Класс был возмущён поведением Кости. Хорошо поработали!

Слайд 14

Повторение на коротких отрезках текста одних и тех же слов, выбор неточного слова из двух или нескольких близких по смыслу, небрежность в построении высказы- вания – всё это принято относить к стилистическим ошибкам. Запомни!

Слайд 15

1. Мы поражались его поразитель- ной памяти. 2. Ближайшего соперника он обо- гнал, но остальных обогнать ему не удалось. 3. Сначала появился лесник, а вскоре появились и все наши ребя- та. Будьте редактором!

Слайд 16

1. Мы удивлялись его поразитель- ной памяти. (Ещё варианты?) 2. Ближайшего соперника он обо- гнал, но остальных опередить ему не удалось. 3. Сначала появился лесник, а вскоре – и все наши ребята. Молодцы!

Слайд 17

Опасность, которую таят в себе стилистические ошибки, - это бедность, невыразитель- ность речи. Но они могут также вести к неясности, двусмысленности или же попросту искажать смысл сказанного или написанного: Вдали зеленеют купоросы ( вместо кипарисы ). Осторожно! Опасность!..

Слайд 18

Из стихотворения «Рассказ школьного портфе-ля» (Ю.Тимянский). «Колидор», «дилектор», «маг а зин», «стакан ы », «секёт свекл у », «пекёт блины», «п о ртфель». Язык мой - друг мой?

Слайд 19

Как правильно? Почему этот Пет я так говорит? От незнания норм литературного языка или в результате небрежного отношения к слову? Исправьте !

Слайд 20

Физкультминутка «Правильно – неправильно» Ванька-встанька

Слайд 21

ко р идор т а бурет звон и т клади (а не ложи ! ) крас и вее пове си ть св ё кла пе ч ёт, се ч ёт ср е дства обесп е чение коп и ровать фан е ра, шин е ль Говорите правильно !

Слайд 22

Опасность, грозящая языку,- это искажение слов в результате невежества, неверного их упо- требления, неправильного ударения и произно- шения. Искалеченные таким образом слова засоряют язык. Важнейшее требование стилистики –правиль- ность, точность и ясность , т.е.полное соответст- вие слов тем понятиям, которые вы должны вы- разить. Искалеченные слова

Слайд 23

Лаконизм (краткость, сжатость речи) «Краткость – сестра таланта». (А.Чехов) Плеоназм (лишние слова) На горизонте появились ледяные айсберги . Это интересно!

Слайд 24

Найдите лишние слова. 1.Муму очень сильно привязалась к Герасиму. 2.Караван двигался по песчаным барханам. 3.Мы вновь возобновили с ними переписку. 4.Я не успел закончить до конца эту работу. 5.Моя автобиография уместилась на страничке. 6.Всадники уже приближались ближе к дерев- не. 7.На Камчатке много горячих гейзеров. Федот, да не тот

Слайд 25

1.Сильно 2.Песчаным 3.Вновь 4.До конца 5.Моя 6.Ближе 7.Горячих Лишний Федот

Слайд 26

Индивидуальная работа Будьте редактором!

Слайд 27

Для домашней работы 1. Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень. 2. В зоопарке мы видели весело перелетающих с ветки на ветку различных птиц, обезьян, бе- лок, львов и других хищников. 3. Рыбаки возвращались домой с богатым уло- вом. Они поймали семь окуней, пять караси- ков, четыре плотвички, маленького щенка и много разных других рыбок помельче. Полминутки для шутки

Слайд 28

Чем стилистика поможет? Какова роль стилистики? Помогла ли вам эта наука? Правильно ли мы говорим? В чём нравственная роль стилистики? Конец - делу венец

Слайд 29

Берегите наш язык!

Слайд 30

Что значит «беречь» язык? От кого или от чего? Разве у языка есть враги и ему грозят какие-то опасности?

Слайд 31

И.С.Тургенев: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… » Писатели о русском языке

Слайд 32

Берегите его ! не портите ! не искажайте ! не засоряйте грубыми словами и штампами ! наш язык – великое сокровище народа ! Русский язык – живой организм

Слайд 33

Избранное из книги «Песнь души» (стихи учащихся Невельской школы) Посвящаем…

Слайд 34

«Берегите речь родную…» «Не забывайте обо мне! О речи правильной, хорошей…» «Россия моя самая лучшая! И язык в ней самый родной!.. » А.Спиридонова «Русский язык любим, Его навсегда сохраним!..» «Россия, русское слово! Как это нам, знакомо!» А.Матвеева

Слайд 35

«Сохраним, сбережём и взлелеем тебя, Наша русская речь дорогая!..» И.Сандригайло «Русская речь – это наше богатство! Сколько красивых есть русских слов!..» «О русская речь, мы достойны тебя! Спасём нашу речь от любого огня!» О.Дроздова «Да разве можно Не любить родной язык!..» Л.Гончарова

Слайд 36

«Русский язык знают везде, Даже в самой далёкой стране! На всю Россию славится он. Он – наш отец, а Земля – наш дом! На Земле мы живём, По-русски говорим, Наш русский язык Навсегда сохраним! Мы не забудем его никогда, Он нам поможет везде и всегда!» А.Матвеева

Слайд 37

Д.С.Лихачёв: «… Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит , мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело … Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая . Но хоть и трудно – это надо, надо». «Письма о добром и прекрасном»

Слайд 38

Нам Стилистика нужна! И для нас она важна! Всех Стилистика научит, Правильности речи учит! Л.Семененко Нам Стилистика нужна !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал данного сборника поможет подготовить учеников к олимпиадам по русскому языку

Задания данного сбрника можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе по русскому языку....

Самостоятельная подготовка учащихся по литературе и русскому языку поможет закрепить теоретический материал по важным подтемам, структурировать знания

1. вопросы к семинару (10 класс)2. вопросы к зачету (7,8 класс)3. творческие задания (6-10 класс)4. подготовка к ЕГЭ (11 класс)...

"Поможет ли обман?"

Занятие учит несовершеннолетних анализировать ситуации  и мотивы поступков....

Что поможет мне учиться?

Классный час для учащихся 5 класса способствует осознанию правил работы на уроке, формированию учебных навыков, самораскрытию детей....

Советы для маленьких. Нам поможет сказка.Беседа.

Играем в сказку! Свет и тень. Три тёплые краски....

Презентация на тему "Что поможет мне учиться"

Данная презинтация может быть использована как в индивидуальной консультации, так и в групповой форме (дискуссия, тренинг, классный час и др.) для подростков.Презинтация поможет обучающимся осознать к...

Урок-практикум для учащихся и учителей "Стилистика поможет"("Правильно ли мы говорим?")

Повышайте уровень речевой культуры! Вам поможет стилистика!...