разработка внеклассного занятия по русскому языку "Язык мой - друг мой".
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка представляет собой устный журнал, странички которого показывают всю силу, красоту и необычность русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_publikatsiy.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал «Язык мой – друг мой»
Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык.
К.Паустовский.
Разделы журнала:
- Говорит, словно реченька журчит.
- Юс малый и юс большой.
- Послушаешь мудрого – сам ума наберешься.
- Занимательная страничка.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшний наш праздник посвящен явлению, выделяющему нас как нацию среди миллионов людей, обладающему магической властью и необыкновенной силой. Русскому слову, родному языку посвящаем мы наш устный журнал «Язык мой – друг мой».
Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефон, автомобиль, ракеты, корабли. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество – это язык.
О русском языке много стихотворений, пословиц и высказываний, но в качестве эпиграфа к нашему журналу, хотелось бы взять слова К.Паустовского (чтение эпиграфа)
Позвольте мне представиться в качестве редактора нашего журнала, а это мои корреспонденты-помощники, которые наблюдали, рассматривали и записывали.
Итак, мы открываем первую страничку нашего журнала «Говорит, словно реченька журчит» (слайд 2)
Помощники:
-Привет!
-Здорова!
-Как житуха?
-Да ниче! Давеча ходила в магазин, теперича иду в садик за братишкой!
-Ну, ладно, еслиф че, приходи!
-Ага!
Как вам такой разговор? Необходимо, чтобы язык звучал, был гибок и живописен. Для этого нужно владеть своим голосом и речью как музыкальным инструментом.
Черным-черна однажды затесалась
Ворона меду черными дроздами
Ее никто не распознал бы в стае
Сумей она попридержать язык!
На уроках русского языка мы с вами учимся правильно строить предложения, грамотно выражать мысли, правильно произносить слова и фразы. Ведь если мы нарушим нормы литературного русского языка, то можем неверно передать какую-либо информацию.
Говорил он между прочим
Красивее, Мы так хочем,
Досуг,шофер, процент, заем,
Квартал, портфели, биллютень,
Поверх плана выполняем,
Агент звонит целый день. (слайд 3) (исправление ошибок)
Молодцы! А теперь откроем следующую страничку нашего журнала «Юс малый и юс большой» (слайд 4)
Наверное, не все знают, что это буквы древнерусского алфавита. А кто знает, как появился алфавит? (слайды 5-6)
Помощники: Азбуку древние русичи получили, когда в 988 г. вместе с христианскими появились и церковные книги на славянском языке – Евангелие, Псалтырь проповеди и поучения. Азбуку эту составил Константин Философ (Кирилл), и называлась она его именем – кириллицей. Но не все буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Так, буква юс малый обозначала букву Я, а юс большой – букву Ю. Две буквы – онъ и омега - обозначали один и тот же звук О. Двумя буквами – зело и земля – обозначался звук З. Для звука И было тоже две буквы - i и И.
В Древней Руси буквами кириллицы обозначались также и цифры. Чтобы не спутать число со словом, по обе стороны числа ставили точки.
И вот на Руси стали создавать свои книги. Они отличались высокой культурой художественного оформления. Буквы, которые начинали ту или иную главу рукописи, дают возможность увидеть мир глазами предков. Само начертание букв таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, изгибы реки, контуры солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, летают, скачут. Каждая из них индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни. Посмотрите на эти буквы, узнайте их и слово (слайд 7).
А теперь еще раз посмотрите на кириллицу и объясните выражения, связанные с древнерусским алфавитом:
- Начинать с азов ( с самого начала)
- Стоять фертом (подпереть руки в бока)
- Прописать ижицу (выпороть)
- Расставить столы покоем (буквой П)
- Стоять глаголем (буквой Г)
- Поставить все точки над i (довести до конца)
- От аза до ижицы (от начала до конца)
А мы продолжаем путешествие по страницам журнала и открываем следующую «Послушаешь мудрого – сам ума наберешься» (слайд 8).
Помощник : чтение стихотворения «Язык».
Представьте, что мы тоже присутствуем на обеде у философа и ведем неспешную беседу.
- Скажите, на чем Эзоп строил свои рассуждения?
- Как вы понимаете выражение «эзопов язык»?
(иносказательное выражение мыслей)
- Какими средствами языка вы больше пользуетесь – хорошими или плохими?
- Конечно, нужно извлекать из нашего языка массу полезного и красивого. Л.Н.Толстой говорил: « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью». Красиво? Давайте подтвердим слова Толстого: вспомним и почитаем стихотворения наших замечательных поэтов, может кто-то споет русскую народную песню, «постреляет» пословицами и поговорками.
Открываем заключительную страницу нашего журнала – занимательную.
Помощник: Как-то раз повстречались старик и боец.
- Здорово, отец! – говорит боец.
- Здорово, служивый, - отвечает старик – Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – все значение одинаковое. И имя у меня такое же: хочешь – слева направо читай, хочешь – наоборот: все одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около дома растет растение с чудным названием, что можно как угодно читать. И имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли так, что, как хочешь читай, все одинаково будет. Вот и разгадай! (дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак.) (слайд 9).
Помощник : загадки-шутки
- Что стоит посередине земли? (буква М)
- В каком слове буква Я встречается 7 раз? (семь-Я)
- В каком слове сорок гласных ? (сорок-А)
- В каких словах по 100 согласных ? (сто-л, сто-г, сто-н, сто-п)
- Какие два местоимения мешают транспорту ? (я-мы)
- Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
Кто знает, что такое метограммы? (загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы на другую получается другое слово). Давайте разгадаем несколько таких загадок.
Меня вы в сказке отыщите,
Я в сказке Пушкина герой.
Но Л на Н лишь замените-
Сибирской стану я рекой. ( Елисей - Енисей)
Когда я с Т – на мне плывут,
Когда я с Д – меня сорвут. (плот-плод)
С К я в школе на стене
Горы, реки есть на мне,
С П от вас не утаю
Тоже в школе я стою. (карта-парта)
Есть еще одна разновидность загадок – шарады. В них загаданное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет отдельное слово.
На первом стоит часовой,
Второе – в лесу зеленеет,
На целое, только стемнеет,
Ты ляжешь – и кончен твой день трудовой. (пост-ель)
Первое – нота, второе – тоже,
А целое – не горох, но похоже. (фа - соль)
Первый слог – китайский напиток,
Второй – название буквы,
А целое – птица. (чай-ка)
Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я материя
И на костюм гожусь. (сук-но)
Вот и закрылась последняя страничка нашего журнала. Вам понравилось? Мы, редактор и корреспонденты, очень старались! Вам спасибо и до следующего выпуска!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения внеклассного занятия по русскому языку и литературе "Юный филолог"
Проведение подобных занятий требует предварительной подготовки и учителя, и учащихся. Это способствует расширению знаний детей, через занимательный материал активизируется инт...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии"Будь природе другом"
Данная разработка содержит методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по экологии в свете требований ФГОС....
Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для учащихся 6-7 классов школ 8 вида
План - конспект внеклассного занятия для учащихся старшего звена с целью проверки знаний по программе школ 8 вида...
Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку в рамках летней школы «Интеллект»
Класс: 6Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Цель: Показать языковые явления русского языка, обучать определению функции изобразительно-выразительных средств в тексте....
Методическая разработка внеклассного занятия по теме «Огонь – друг или враг?».
Внеклассное занятие посвещенно проблемам пожаров в доме и в природе. Правила поведения припожаре....
Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс
Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...
Методическая разработка "Задания для формирования УУД на внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе".
Задания для формирования УУД, используемые на внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе «Этимология – помощница орфографии» ....