МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
план-конспект урока по русскому языку по теме

Цель урока

1) показать роль местоимений в речи отличие ее от именных частей речи и наречий;

  1. научиться определять основные морфологические признаки по соотнесению местоимений с именами существительными, числительными и наречиями;

познакомить с основными разрядами местоимений по значению, используя способ моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_mestoimenie_kak_chast_rechi.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


Цель урока

1) показать роль местоимений в речи отличие ее от именных частей речи и наречий;

  1. научиться определять основные морфологические признаки по соотнесению местоимений с именами существительными, числительными и наречиями;
  2. познакомить с основными разрядами местоимений по значению, используя способ моделирования.

Оборудование: мультфильм «Винни -Пух и все -все -все » ; иллюстрации к м мультфильму; модель - опора « Робот - местоимение ».

1.Вступительная часть.

- Сегодня мы начнем изучать интересную тему по морфологии, а помогать в ее усвоении нам будут герои любимых мультфильмов. Согласны ?

Далее идет просмотр нескольких кадров из мультфильма «Винни-Пухи все-все-все»

Цель просмотра: создать эмоциональный настрой на восприятие учебного материала.

Если возможности показать фильм у учителя нет, он может обратиться к иллюстративно му материалу ,изображающему персонажей мультфильма. Одновременно используется фонограмма песенки Винни- Пуха « Кое- что о том о сем »(Кролик велел Винни заговорить зубы маме Кенте, чтобы утащить ее сынишку, крошку Ру.) Текст песенки должен быть красочно оформлен на доске.

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том о сем

Я рассказал им, что, когда, И почему, и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему?

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то ах, то эх,

И так сказать, и будь здоров,


И ну и ну, и просто смех

Когда ж закончил я рассказ, То Кое-Кто спросил : « И все ? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то ни се!

Учитель обращается к детям:

-        А вы поняли что-нибудь?

-        В чем же ошибка Вини - Пуха, который, несмотря на эмоциональность;
Так и остался непонятным?

Ответы учеников были примерно такими:

-Содержание непонятно потому, что неизвестно, с кем разговаривал Вини -

Пух, о чем, что происходило до этого, что будет потом.

-Он употреблял слова кое-кто слова кое-кто, что, им, кого, о том о сем.

-Являются ли эти слова названиями предметов,- спрашивает учитель,- или

только указывает на предметы, признаки?

-Какая это часть речи?

"Открытие" темы.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Затем они выдвигают свои

версии происхождения термина местоимение.

Учитель обобщит сказанное; местоимение

-" вместо имени'', а именные части речи у нас в грамматике - это

существительное, прилагательное, числительное.

-        Зачем же нужно использовать другие слова (местоимения) вместо имен?
Класс постепенно приходит к нужному выводу: местоимение -
самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак,
количество, но не называет их (или «спрашивает» об этих предметах,
признаках, количествах).

-Мир местоимений очень обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов ).Так говорят ученые-лингвисты. Попробуем сами доказать это проведя небольшой лингвистический эксперимент.

У каждого ученика карточка с текстом из 80 слов. Подсчитаем общее количество существительных, глаголов, местоимений:

Дорогие друзья! Может быть, вы уже знакомы с Винни-Пухом? Книжка о его приключениях называется «Винни-Пух и все-все-все». Ее написал английский писатель Алан Милн, и я научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски.

Ну, а для тех, кто не знаком, я объясняю: Винни-Пух - это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, да вдобавок не просто песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень полюбил, и поэтому мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни-Пуха, прочли несколько песенок. (Б. Заходер.)

Местоимение в тексте нужно подчеркнуть, так как многих разрядов местоимений дети еще не знают.

В результате «эксперемента» выяснится, что существительных здесь 20, глаголов -11, а местоимений -18(9, если не считать повторяющихся).

- А ученые брали 9000 самых употребляемых слов; среди них существительных было 4000, глаголов 2500, а местоимений всего 69!( но во внимание не принимались повторяющиеся). Отсюда ясно, что при малом их количественном составе, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторятся в вашей речи. Возникает законный вопрос: «А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей

Если местоимения - слова - «дублеры», заменяющие имена существительные, прилагательные, числительные, а иногда указывающие на место, время, причину, то естественно предположить, что они обладают теми же морфологическими признаками, что и знаменательные слова

Совместно с учащимися составляем таблицу (за основу берем классификацию В.В. Бабайцевой; возможен и другой вариант - выбор за учителем).

На        какой

вопрос

отвечают

М-С кто? что?

М - П какой? чей?

М-П сколько? который?

М-    Н    где? куда? откуда?, др.

примеры

Я, мы, ты, вы, он, они

МОЙ, ТВОЙ, наш, ваш

сколько, который

Где - нибудь, как – то, там, туда, сюда.

Как изменяются?

по числам, падежам

по родам,

числам.

падежам

по падежам

не изменяются.

Синт. роль в предл.

~~~~~~~~~~~

- - - - - - - - - - -

-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

(Музыкальная пауза: звучит еще одна песенка Винни - Пуха.)

Разряды местоимений.

Практическая работа: моделирование робота.

- При своем абсолютном малом количестве местоимения имеют множество значений, по которым местоимения объединяются в группы - в науке их называют разрядами, их девять. Запомнить их и научиться различить совсем не просто. Может быть, нам поможет робот. Давайте сконструируем его из отдельных деталей, на деталях напишем названия разрядов и примеры местоимений нужного разряда.

По завершении работы на доске должен появиться большой Робот -местоимение; ребята сверяют с ним свои макеты, объясняя  название разрядов. Здесь важно « подключить»   ассоциативную память (личные -лицо, указательные - указательный палец и т.  п.), и названия легко запомнятся.

Домашнее задание:

1.Приготовить рассказ о местоимении в любой форме. 2.Найти и записать в тетрадь на выбор Шумелку или Ворчалку Винни-Пуха, подчеркнув местоимения. Вам «поможет» их найти Робот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...