Урок русского языка в 9 классе по теме: "Обучение сжатому изложению".
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме
Данный материал предназначен для подготовки учащихся 9 классов к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_9_klasse_1.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 9 классе.
Тема урока. Обучение сжатому изложению.
Цель урока:
- познакомить с различными приемами сжатия исходного текста;
- формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
- отрабатывать умение преобразовывать информацию
Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.
План-конспект.
1.Организационый момент.
2.Цели и задачи.
-Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.
3. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что такое изложение?
- Какие виды изложений мы знаем?
Подробное и сжатое. ( слайд №3)
-Что такое подробное изложение?
Подробное изложение - максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.
-Какое изложение мы называем сжатым?
Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности
- Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений. (максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации)
- Скажите, почему в сжатом изложении сохранение языковых особенностей не считается обязательным?
4. Знакомство с приемами и способами сжатия текста.
-Давайте вспомним, какие приемы сжатия текса мы знаем? (слайд №4)
содержательные | языковые |
|
|
С содержательными приемами мы уже знакомы, поэтому сегодня обратим внимание на языковые приемы.
Слайд №5 Разновидности замены и исключения.
замена | исключение |
|
|
-Практическая работа (коллективная) (Слайд № 6-7)
Замена однородных членов обобщающим наименованием;
В это лето я узнал наново, на вкус, на запах, на ощупь много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми.
Варианты ответа
В это лето я узнал наново много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми
В это лето я узнал наново, понял много слов, известных мне ранее
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 л. воды
Вариант ответа
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 л. воды).
- Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой. (Слайд № 8-17).
Выполняем первое задание на листах, аккуратно делая карандашом необходимые пометки) Каждый ряд работает со своим заданием. 4-5 минут.
1 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния
А) Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но, кажется, только гений терпения мог прочитать эти дневники! Без сомнения, они писались на привалах при свете коптилок из тюленевого жира, на сорокапятиградусном морозе замерзшей и усталой рукой.
Вариант ответа
Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но очень трудно было
читать эти дневники, написанные на привалах при свете замерзшей и
усталой рукой.
Б) Знаете ли вы, что многие птицы получили свое название по их крику или
по цвету оперенья? Иногда об этом нетрудно догадаться, только надо немного подумать над словом, иногда посмотреть в словаре, внимательно посмотреть на перышки птиц.
Вариант ответа
Многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперения,
о чем нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть на птиц.
В) О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной лексики? Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.
Вариант ответа
О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении любого общеупотребительного слова – в толковом словаре русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических словарях.
2 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены
А) Песня тихая, тягучая, заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли.
Вариант ответа
Тихая и печальная песня слышалась отовсюду.
Б) Великие качества человечности – любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная доброта - все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются: время оттачивает и проверяет их.
Вариант ответа
Великие качества человечности возникают и прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются.
В) М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем.
Вариант ответа
Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.
3 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения
А) Кремль – центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город – сосредоточие посадского люда, тяглового сословия. Боярские дворцы встречались в Китай-городе только как исключение. Различие во внешности Кремля и Китай-города соответствовало этому социальному развитию.
Вариант ответа
Кремль – центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город – сосредоточие посадского люда, тяглового сословия. Различие во внешности Кремля и Китай-города соответствовало этому социальному развитию.
Б) За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.
Вариант ответа
За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.
В) Я люблю на своей великой Родине все. Но душа этой любви – «тот уголок земли» на берегу матушки-Волги, где я впервые познал аромат цветов и сотового меда, синеву меда и глубину рек, блеск снега и холодок родниковой воды.
Вариант ответа
Я люблю на своей великой Родине все. Но душа этой любви – «тот уголок земли» на берегу матушки-Волги, где я познал красоту родной земли.
Время истекло. Внимание на доску. Слушаем первый ряд, второй ряд, третий ряд.
Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать предложения.
- Теперь перед нами небольшой фрагмент текста, состоящий из 45 слов, который необходимо сжать до 35 слов.(Слайд № 18)
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
Варианты ответа
Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)
- Есть вопросы?
5. Анализ текста.
Тогда перейдем непосредственно к анализу текста.
-Прочитайте, пожалуйста, текст изложения.
Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли.
В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество потребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми.
.Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.
К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около
половины земной суши: 26% - под пастбища, по 11% - под пашни и лесоводство, остальные 2-3% - для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта
и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию
искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.
Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.
Человек все больше загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться
из которого все труднее.
- А теперь посмотрим на вариант сжатого изложения данного текста. (Слайд №19)
- Человек – высокоорганизованный организм, у которого есть, в отличие от других живых существ, интеллект. Благодаря интеллекту, человек расселился по всей поверхности Земли и приспосабливает ее для своих нужд. Но его деятельность плохо влияет на природу: загрязняются водоемы, гибнут растения и животные.
- Удачно ли это изложение? Почему?
Передано основное содержание, но пропущено несколько микротем.
- Значит, чтобы успешно написать сжатое изложение, нужно обязательно полноценное понимание исходного текста.
- Давайте вспомним этапы работы с текстом. (Слайд №20)
- Определение темы текста
- Определение идеи текста
- Определение структуры текста
- Определение микротем текста как частей общей темы
- Моделирование сжатого изложения
- Какова тема текста? (Слайд № 21)
Человек и природа
- Какова идея?
Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе
- Выделите микротемы.
- Человек взаимодействует на экосистему Земли.
- Воздействие человека несравнимо с другими воздействиями
- Люди ради своих целей нарушают экологическое равновесие
- Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе
- Соотнесите микротемы и абзацы.
Итак, сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы сжатия.
1 ряд – 1,2абзац (1,2 микротемы)
2 ряд – 3,4 абзац (3 микротема)
3 ряд – 5,6 абзац (4 микротема)
-Проверяем работу (Слайд № 22-25)
Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли.
Сжатый вариант
Человек воздействует на экологическую систему Земли.
В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество потребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми.
Сжатый вариант
Степень влияния человека на экологию несопоставима с влиянием других живых существ. Человек расселился по всей земной поверхности, невзирая на различия климатических, геологических, биологических условий. Если где-то становилось меньше дичи или почвы истощались, то люди перекочевывали на другое место. Ресурсы казались неисчерпаемыми.
Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.
К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около
половины земной суши: 26% - под пастбища, по 11% - под пашни и лесоводство, остальные 2-3% - для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта
и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию
искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.
Сжатый вариант
Люди благодаря интеллекту не столько приспосабливаются к среде обитания,
сколько приспосабливали саму среду. И это приспособление делается все более агрессивным. Около половины земной суши человек приспособил под пастбища, пашни и лесоводство, а 2-3% - под строительство. Сегодня освоены около половины всех источников пресной воды, причем из-за возведения плотин на реках изменяется экология водоемов, реки мелеют и загрязняются.
Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.
Человек все больше загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться
из которого все труднее.
Сжатый вариант
Люди ухудшили или уничтожили места обитания растений и животных, многие из которых вымерли. Загрязняя природу, человек ставит самого себя в тупик.
- Слайд № 26.
Вот наше сжатое изложение. Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями.
К-1 экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)
К-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)
К-3 работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2)
Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.
Домашнее задание: произвести сжатие текста №2 Иванова или Егораева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130
Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь...
Элективный курс по русскому языку "ГИА: курс подготовки к написанию сжатого изложения и "
Итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и р...
Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.
Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА....
Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий
Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...
Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".
Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...