Урок - коммуникация «Работа с текстом в 9 классе»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Урок для работы учителей русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_denisova_i.n.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Денисова И.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №10»
Урок - коммуникация «Работа с текстом в 9 классе».
Этапы урока-коммуникации
Цель: мотивация обучающихся на умение настроиться на восприятие теста, на умение внимательно слушать, отыскивать главное и второстепенное, воспроизводить коммуникативные намерения автора. 2. Обнаружение проблемы 3. Анализ текста . Отработка умения понимать содержание через языковые средства. 4. Конструирование гипотезы. Отработка умения обобщать. 5. Отработка умения рефлексии. 6. Домашнее задание. | Чтение текста, постановка вопроса для себя «Почему мне это интересно, как это связано с моей жизнью?» Отработка умений формулировать цели на урок. Анализ вопросов с точки зрения отве-та на вопрос. Организация ситуации неопре-делённости. Чтение по предложениям с проговаривании-ем смыслов, представленных явлений, обра-зов. Морфологический анализ, фонетичес-кий и т.д. Фиксация разницы первичного восприятия и после анализа текста. Выяснение, каким образом, при помощи каких средств решались проблемы. |
План урока-коммуникации
Цель: мотивация обучающихся на умение настроиться на восприятие теста, на умение внимательно слушать, отыскивать главное и второстепенное, воспроизводить коммуникативные намерения автора. 2. Чтение текста, постановка вопроса для себя: « Почему текст интересен?» - Интересен тем, что в нём рассказывается о жизни писателя Ершова. - Интересен тем, что в тексте рассказывается о таком свойстве натуры Ершова, как целеустремлённость. - Рассказывает о том, чем ценна сказка «Конёк-Горбунок». - Рассказывает о сказке «Конёк Горбунок». - Наводит на мысль о том, что сказка интересна не только детям, но и взрослым. - В тексте говорится о том, как сказка воздействует на человека.
- Проблема назначения сказки. 3. Авторская позиция. - Сказка нужна людям, для того, чтобы верить в добро, счастье, справедливость, она забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться. 4. Языковой анализ текста. Автор в тексте использует такие языковые средства, как - метафору «сплав литературы и искусства», - антонимы «люди хорошие и плохие», - бессоюзие в предложении: «Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться», - эпитеты «красавица-дева», «жар-птица», «золотой месяц», - сравнение «стихами лёгкими, как дыхание». 5. Конструирование гипотезы - Сказка воздействует на человека 6. Домашнее задание: Сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: « «Конёк» же скачет по жизни без малого двести лет и законно стал «вечной книгой», как сказки Пушкина, Андерсена, как «Мюнхаузен» и «Муха-Цокотуха». |
|
Текст
В человеческой жизни всё произрастает из детства. И в случае с «Коньком-Горбунком мы явственно это видим… На «большую учёбу» Петра Ершова отправил в Санкт-Петербург, в университет. Сибиряк учился прилежно. Сторонился студенческих шалостей и пирушек. Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами лёгкими как дыхание, занятными, интересными и взрослому и ребёнку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь. Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окружение, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы, и зелёные долы, три брата, из которых младшему – дураку (а точнее, доброму, честному простаку) – всё хорошее по справедливости и достаётся.
И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осётры, сельди, ёрш, караси, дельфины и – главный среди всего – волшебный Конёк-Горбунок. Всё население сказки вертится того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.
Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что «Конька-Горбунка стали переписывать друг у друга.
Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана», но тут был вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором – деревенским говором, прибаутками, озорными словечками. Иногда автор в угоду ритму и рифме смещает ударенья в словах, но это никого не смущало и сейчас не смущает.
Пётр Ершов и кроме «Конька» кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам. «Конёк» же скачет по жизни без малого двести лет и законно стал «вечной книгой», как сказки Пушкина, Андерсена, как «Мюнхаузен» и «Муха-Цокотуха».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока "Создание и редактирование текста" (9 класс)
Разработка урока по теме "Создание и редактирование урока для 9 класса по программе Угринович Н.Д....
План урока "Создание и редактирование текста" (9 класс)
Разработка урока по теме "Создание и редактирование урока для 9 класса по программе Угринович Н.Д....
Презентация к уроку по теме «Редактирование текста» 5 класс
Предмет информатикаТема урока «Редактирование текста»Место урока 2 урок в разделе «Текстовая информация»Тип урока урок изучения нового материала Цель урока: формирование начальных нав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Речь и альтернативная коммуникация" (работа с учащимся 6 класса с расстройством аутистического спектра и с умеренной умственной отсталостью (6 класс, РАС, VIII вид)"
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе нормативных документов ...
Фрагмент урока по работе с текстом 5 класс
Spotlight 5...
Разработка урока информатики "Стилевое форматирование текста" (7 класс УМК Босова Л.Л.)
Разработка урока "Стилевое форматирование" 7 класс по УМК Л.Л. Босовой содержит технологическую карту урока, презентацию и раздаточный материал.:1. Приемы форматирования текста (не...
Формирование познавательных универсальных действий на уроке музыки. Работа с текстом. 5 класс. Тема «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Задание для 5 класса. Работа с текстом. Формирование умений выделять существенную информацию из текста, определять основную и второстепенную информацию, выделять и акцентировать ключевые мысли в...