Урок русского языка. Подготовка к сочинению по картине Юрия Ракши «Поле Куликово».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок русского языка.
Подготовка к сочинению по картине Юрия Ракши «Поле Куликово».
8 класс.
И вечный бой! Покой нам только снится…
Александр Блок.
Слово учителя.
Эти вечные и вещие строки стали так созвучны с темой нашего урока. Они могут быть эпиграфом ко всей недолгой жизни художника.
Рассказ о Юрии Ракше.
Ю. Ракша родился в Уфе в семье рабочих в 1937 году. Пятнадцатилетним пареньком приехал в Москву с фанерным чемоданчиком, полным рисунков, с желанием учиться в Художественной школе. Опоздал на вступительные экзамены но посмотрели на него, посмотрели на работы, решили взять. Порой неделями не выходил на улицу - любил рисовать вечерами в пустой школе. А уже в 6 классе его работы попали в учебник по рисунку.
Когда встал вопрос, куда пойти учиться, с легкостью решил – во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии) на художественный факультет.
Учился у Юрия Пименова (театральный художник, график, народный художник СССР). «Тебе обязательно надо писать», - сказал Ю. Ракше на защите диплома Пименов.
Пятнадцать лет было отдано работ е в кинематографе. Многие фильмы вошли в советские энциклопедии киноискусства. В 1977 году Ю. Ракша удостоен премии «Оскар» американской киноакадемии киноискусства как главный художник-постановщик К/Ф «Дерсу Узала».
Кинематограф научи л много и беспрестанно работать. Но Ю. Ракша постоянно искал себя в живописи. «Я искал точку опоры, тот праобраз, тот художественный язык, на котором можно было бы заговорить собственным голосом. Искал и не находил».
Создавал картины о земле, о небе, о деревьях, думал о гармонии мира, извечной красоте природы.(«Васильки», «Декабрьский день» и т.д.)
Но всё же художника неудержимо влекло к человеку. Он хотел разглядеть его, расшифровать, найти своего героя.
Уже потом Ю. Ракша поймет, что его герой многожителен. Его черты растворены вокруг: в друзьях, в знакомых и незнакомых, в нем самом. И художник хочет соединить в многозначном единстве красоту природы и человека. Эта тема многозначного единства мира природы и близких ему людей – во многих его работах.
-Кто я? Откуда я? Для чего я? Юрий Ракша задавал себе эти вопросы. Он ответил на них своей жизнью, своим творчеством.
-С матери, с мамы, с её судьбы в судьбе страны, с жены, дочери, на просторе русских полей начиналась для него Родина.
Картина «Продолжение».
Название этой картины символично. Идея картины – эстафета жизни, продолжение духовного начала матери в дочери, но главное - продолжение жизни на земле, продолжение души самого художника в поэтических образах этих женщин, этой земли.
Об истории создания картины «Поле Куликово».
Ю. Ракша оказался счастливым избранником – ему предложили делать картину о Куликовской битве.
«Почему я?» - мелькнула тогда мысль у художника. «Такая ответственность, такая высота задачи!.. Нет, я не готов».
Три недели раздумывал, ходил сам не свой. Был в библиотеках, музеях. И все стало на свои места. Созрело решение. «Ну, конечно, я берусь». Погружаясь в суть событий, художник всё больше вживался в то время. Оно приближалось к нему. Почудилось, что произошло это только вчера.
Выступления ребят.
(Костюмы только обозначены).
1 ученик. Русское воинство стекалось со всех сторон. Явились полки и дружины – ростовские, ярославские, владимирские, суздальские, костромские, серпуховские; пришла рать и от тверского князя, наконец, должны были подойти полки нижегородские.
2 ученик. Князь же Великий, Дмитрий Иванович, поехал в Радонеж на поклон к отцу своему духовному, старцу Сергию, благословение получить от святой обители… Преподобный Сергий окропил его священной водою и всё христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым – знамением на челе. И сказал: «Поди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником». И добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш».
3 ученик. Почти всё войско было конное, что. конечно, давало возможность Дмитрию развивать бо’льшую быстроту движений. Бряцание оружия и трубные звуки не умолкали в Москве. Среди ратников царило величайшее воодушевление; каждый был счастлив сознанием величия предстоящей борьбы, а в храмах священники и коленопреклоненный народ возносили свои горячие молитвы о ниспослании победы.
4 ученик. 20 августа 1380 года в прекрасное ясное утро московская рать вступила в поход. Дмитрий усердно помолился и поклонился гробам родителя и деда. Затем он простился с нежно любимой супругой своей и детьми. Удерживая слёзы . он поцеловал княгиню Евдокию Дмитриевну и сказал ей на прощание: «Бог нам заступник». Сев на коня, выехал к выступавшему войску, которое благословило духовенство
5 ученик. Полки представляли величественное зрелище. Их доспехи и оружие ярко блистали на утреннем солнце.
Кольчатые железные брони, стальные панцири из блях. Шлемы с остроконечными верхушками. Продолговатые щиты, окрашенные в красный цвет, тугие луки и колчаны со стрелами, острые копья, сабли составляли вооружение и снаряжение русских воинов.
Над их рядами во множестве развевались знамена или стяги на высоких древках. Поднятые вверх копья имели подобие целого леса.
6 ученик. Князья и воеводы отличались наиболее нарядными, большей частью позлащенными доспехами, а также яркими, наброшенными поверх них плащами.
Из их среды особенно выделялся сам Дмитрий Иванович. Это был высокий плотный человек, с томной окладистой бородой и большими умными глазами, в полнром расцвете своих сил: ему было едва тридцать лет отроду. Далеко виден и его огромный, алого цвета великокняжеский стяг с ликом Нерукотворного Спаса. Дмитрий подъехал к войскам и держал такое слово:
7 ученик. «Любезные друзья и братья! Ведайте, я пришел сюда, дабы Русскую землю от пленения и разорения избавить или голову свою за всех проложить; честная смерть лучше плохого живота. Лучше было бы мне не идти против безбожных татар, нежели, пришед и ничтоже сотворив, воротиться вспять. Ныне же пойдем за Дон и там или победим и там всё от гибели сохраним, или сложим свои головы за святые церкви, за православную веру и за братьев наших христиан.
Братия моя милая, не пощадим живота своего за веру христианскую. За святые церкви и за землю Русскую!
8. ВСЕ – Готовы сложить свои головы за веру христову и за тебя, государь великий князь! – отвечали ему из рядов.
Композиция картины.
Слово учителя.
Изучив исторические материалы, побывав на Куликовском поле, Ю.Ракша долго размышлял: как охватить это событие? Изобразить момент самой битвы – но это скорее удел кинематографа. Но он скрыл бы за внешним действием глаза героев, характеры.
Как показать, что заслугой Дмитрия Донского была не только победа на Куликовском поле. Сколько было ещё сделано им! Он впервые заменил деревянные стены Московского Кремля на высокие каменные; объединил вокруг Московского княжества Серпуховское, Новгородское, Суздальское, Ярославское, Владимирское.
А как пройти мимо благословения на битву. Это должно стать частью картины.
А Москва? Выходили ополченцы к Москве-реке в заветный час, оставляя за собой картины мирной жизни.
А как не показать страдание, боль в глазах тех, кто провожает своих родных.
И художник приходит к решению: это будет ТРИПТИХ.
Триптих- композиция из трёх картин, объединенных общей идеей, темой. (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ).
Триптих дает возможность показать события многопланово, в развитии, а главное: можно показать глаза и лица героев.
В триптихе есть свои законы:
1.Закон центра (замысел в центре, в центре Дмитрий Донской);
2.Закон симметрии (Квадрат – идеальная фигура; духовное лицо уравновешивается женским образом , который несет в себе жизнь);
3. Закон соразмерности;
4.Закон цветовой переклички( в едином колорите, линейное продолжение).
Юрий Ракша увидел это событие по-своему: великокняжеский стяг с золотым образом Спасителя сияет, освещенный лучами осеннего солнца. Художник яркими живыми красками изображает воинов, будто бы предсказывает победу русских в этом бою. Поэтому великокняжеская хоругвь с изображением нерукотворного Спаса именно красного цвета.
(Сравнить с картиной Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В этой картине Спас Нерукотворный черного цвета.)
Каждая часть триптиха самостоятельна, но в то же время связана с целым произведением.
Очень важен пейзаж. Единый для всех горизонт объединяет и Москву, и Радонеж и Куликово поле.
Работа над каждой частью триптиха.
Центральная часть
«Предстояние»
Предстояние перед битвой. Взят момент, когда Дмитрий Иванович, передав великокняжеское облачение одному из своих воевод, остался в одежде простого ратника, вместе со своим воинством разделить победу или гибель в бою. Предстояние. То высокое состояние духа, которое любил в своих героях художник.
О чем все это повествование на холсте? Только ли о поле Куликовом? Может, о предрешенье человека перед лицом всех испытаний? Может быть, здесь стираются все исторические грани?
Левая часть
«Благословение».
Мудрый старец, который провидит будущее, и девочка, светловолосая, голубоглазая, глаза – васильки во ржи – символ извечного женского горя в час прощания, материнское ожидание – сколько было на Руси таких прощаний и ожиданий! – и твердость воина, выходящего на бой- все соединено в повесть о самостоянье народа на своей земле, в истории и в жизни, идущей от века в век.
Правая часть.
«Проводы ополчения».
Тут и сама Евдокия, жена Дмитрия, с малыми детьми у подола, и опять она в ожидании ребенка. Сколько ещё на Руси будут провожать жены мужей и братьев своих? Сколько не вернется их с поля боя? Сколько страдания и горя в лицах женщин и стариков. Но в них и гордость за своих мужей и вера в их возвращение.
- А теперь попробуем сформулировать главную мысль этого произведения:
Главная мысль: Мужество и стойкость народного характера перед лицом грозного испытания.
Заключение к 1 уроку.
Юрий Ракша писал эту картину до последнего своего часа, словно приказывая себе жить, пока не закончит труд.
В день, когда его не стало, картину привезли в Третьяковскую галерею.
Глядя на эту картину, кажется, что сама фигура художника встала в ряд образов.
Триптих «Поле Куликово» поднял своего художника на такую высоту, с которой стало видно, что сделал этот человек в жизни. Полотно за него ответило:
-Кто я? – Я часть истории.
- Откуда я? – Я с Земли Русской.
- Для чего я? – Я для людей Русских.
Строки А. Блока стали созвучны мыслям Ю. Ракши.
(Чтение стихотворения А. Блока «На поле Куликовом» 1 часть.)
События и символы стихотворения.
Река раскинулась, течет – движение, жизнь, жизненный путь.
О Русь моя! Жена моя! Ясен путь – путь свободы (жена – очень ласково)
Тоска, мгла – ее победить. Прошлое и настоящее поколения сменяются, но Россия вечна.
Домчимся сквозь кровь и пыль – в картине очень много красных тонов. Природа сопричастна: « ждут, идут испуганные тучи, закат в крови, из сердца кровь струится» - кровь – символ страдания.
Перекличка разных видов искусства. И раз борьба, значит, кровь, страдания, смерть. Без крови и смерти битва только с собой. У нас у каждого есть свое Куликово поле.
- Можно ли связать эту картину с современностью? Приведите примеры.
Урок 2.
Итак, мы выяснили, что гл. мысль художника – показать русских людей перед страшным событием – Куликовской битвой. В вашем сочинении всё: последовательность, словарь, какой вы будете использовать,- должно быть подчинено раскрытию главной мысли.
Теперь продумаем последовательность описания картины. Т.к. это триптих, мы можем работать последовательно с каждой частью, начиная с центральной.
Составляем таблицу, заполняя её вместе с учениками, записываем в тетрадь.
План | Рабочий материал | Словарь |
Дмитрий Донской и воины
Стяги
Лошадь, жеребёнок
Река Дон
Утро
Травы | I.Центральная часть.»Предстояние».
Надел платье простого воина, освещены первыми лучами солнца, в решающий час предстояния перед битвой.
Золотой лик Спасителя на алом стяге, великокняжеская хоругвь, Золотой Спас. Спас Нерукотворный.
Чувствует предстоящее сражение, беспокойна. Жеребенок – символ молодой, свободной России.
За спиной блестит река, за ней Родина, которую надо отстоять.
8 сентября 1380 года. Первые лучи рассеяли утренний туман.
Полны росы, высоки. |
Тога- плащ. Кольчуга. Бердыш- старинное холодное оружие, топор с лезвием в виде полумесяца, на длинном древке.
Хоругвь- полотнище, укрепленное на длинном древке, которое носят при военных походах.
Тога- покрывало, длинный плащ.
Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубахи из металлических колец.
|
Девочка
Сергий Радонежский
Князь Дмитрий Донской.
Храм | II. Левая часть. «Благословение на битву».
Светловолосая, голубоглазая – символ вечного женского горя в час прощания.
Мудрый старец. Благословил Дмитрия Донского, смотрит вдаль, будто провидит будущее, предсказал победу и потери великие.
Коленопреклоненный, благословение укрепило дух. Может быть, это прощание с Родиной, последний поклон.
На возвышенности. Символ веры в будущее; обнесен тыном. |
Радонеж – город в XIV-XVI в.в. ныне Загорск.
Тын – сплошной забор из жердей, бревен. |
Жена Евдокия
Женские образы
Старик
Ополченцы
Стены Кремля
Река | III. Правая часть. «Проводы ополчения».
В ожидании ребенка, обняла своих детей. В глазах горе, но и гордость за мужа, вера в его возвращение.
Жены. Матери и сестры в который раз провожают здесь воинов. Кто в слезах, кто уже выплакал все.
Душой с ополченцами; рука, грозящая врагу и ободряющая ратников.
Выходили к Москве-реке, войско конное. Будто слышны трубные звуки, воодушевлены предстоящей битвой за свободу родной земли. Собрались князья со своими дружинами, понимая силу Москвы; оставили мирную жизнь.
Белокаменная Москва, высокие стены, возведенные Дмитрием Донским
На отлогих берегах мостки, на которых стирают бабы белье, баньки, суда купцов – все оставили ратники, уходя защищать землю Русскую |
Посох – длинная палка для опоры при ходьбе. |
Горизонт | Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Радонеж, и поле Куликово. Все это – Родина. |
|
Работа в группах.
Задание: составить устное сочинение по одной из частей триптиха Ю.Ракши, включив в него элементы описания и повествования. (Группы по жребию выбирают одну из частей триптиха и готовятся в течение 5-7 минут.)
Проверка устной работы каждой группы.
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: Написать сочинение-описание по картине Ю.Ракши «Поле Куликово».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_pole_kulikovo.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Подготовка к сочинению по картине Юрия Ракши «Поле Куликово».
8 класс.
И вечный бой! Покой нам только снится…
Александр Блок.
Слово учителя.
Эти вечные и вещие строки стали так созвучны с темой нашего урока. Они могут быть эпиграфом ко всей недолгой жизни художника.
Рассказ о Юрии Ракше.
Ю. Ракша родился в Уфе в семье рабочих в 1937 году. Пятнадцатилетним пареньком приехал в Москву с фанерным чемоданчиком, полным рисунков, с желанием учиться в Художественной школе. Опоздал на вступительные экзамены но посмотрели на него, посмотрели на работы, решили взять. Порой неделями не выходил на улицу - любил рисовать вечерами в пустой школе. А уже в 6 классе его работы попали в учебник по рисунку.
Когда встал вопрос, куда пойти учиться, с легкостью решил – во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии) на художественный факультет.
Учился у Юрия Пименова (театральный художник, график, народный художник СССР). «Тебе обязательно надо писать», - сказал Ю. Ракше на защите диплома Пименов.
Пятнадцать лет было отдано работ е в кинематографе. Многие фильмы вошли в советские энциклопедии киноискусства. В 1977 году Ю. Ракша удостоен премии «Оскар» американской киноакадемии киноискусства как главный художник-постановщик К/Ф «Дерсу Узала».
Кинематограф научи л много и беспрестанно работать. Но Ю. Ракша постоянно искал себя в живописи. «Я искал точку опоры, тот праобраз, тот художественный язык, на котором можно было бы заговорить собственным голосом. Искал и не находил».
Создавал картины о земле, о небе, о деревьях, думал о гармонии мира, извечной красоте природы.(«Васильки», «Декабрьский день» и т.д.)
Но всё же художника неудержимо влекло к человеку. Он хотел разглядеть его, расшифровать, найти своего героя.
Уже потом Ю. Ракша поймет, что его герой многожителен. Его черты растворены вокруг: в друзьях, в знакомых и незнакомых, в нем самом. И художник хочет соединить в многозначном единстве красоту природы и человека. Эта тема многозначного единства мира природы и близких ему людей – во многих его работах.
-Кто я? Откуда я? Для чего я? Юрий Ракша задавал себе эти вопросы. Он ответил на них своей жизнью, своим творчеством.
-С матери, с мамы, с её судьбы в судьбе страны, с жены, дочери, на просторе русских полей начиналась для него Родина.
Картина «Продолжение».
Название этой картины символично. Идея картины – эстафета жизни, продолжение духовного начала матери в дочери, но главное - продолжение жизни на земле, продолжение души самого художника в поэтических образах этих женщин, этой земли.
Об истории создания картины «Поле Куликово».
Ю. Ракша оказался счастливым избранником – ему предложили делать картину о Куликовской битве.
«Почему я?» - мелькнула тогда мысль у художника. «Такая ответственность, такая высота задачи!.. Нет, я не готов».
Три недели раздумывал, ходил сам не свой. Был в библиотеках, музеях. И все стало на свои места. Созрело решение. «Ну, конечно, я берусь». Погружаясь в суть событий, художник всё больше вживался в то время. Оно приближалось к нему. Почудилось, что произошло это только вчера.
Выступления ребят.
(Костюмы только обозначены).
1 ученик. Русское воинство стекалось со всех сторон. Явились полки и дружины – ростовские, ярославские, владимирские, суздальские, костромские, серпуховские; пришла рать и от тверского князя, наконец, должны были подойти полки нижегородские.
2 ученик. Князь же Великий, Дмитрий Иванович, поехал в Радонеж на поклон к отцу своему духовному, старцу Сергию, благословение получить от святой обители… Преподобный Сергий окропил его священной водою и всё христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым – знамением на челе. И сказал: «Поди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником». И добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш».
3 ученик. Почти всё войско было конное, что. конечно, давало возможность Дмитрию развивать бо’льшую быстроту движений. Бряцание оружия и трубные звуки не умолкали в Москве. Среди ратников царило величайшее воодушевление; каждый был счастлив сознанием величия предстоящей борьбы, а в храмах священники и коленопреклоненный народ возносили свои горячие молитвы о ниспослании победы.
4 ученик. 20 августа 1380 года в прекрасное ясное утро московская рать вступила в поход. Дмитрий усердно помолился и поклонился гробам родителя и деда. Затем он простился с нежно любимой супругой своей и детьми. Удерживая слёзы . он поцеловал княгиню Евдокию Дмитриевну и сказал ей на прощание: «Бог нам заступник». Сев на коня, выехал к выступавшему войску, которое благословило духовенство
5 ученик. Полки представляли величественное зрелище. Их доспехи и оружие ярко блистали на утреннем солнце.
Кольчатые железные брони, стальные панцири из блях. Шлемы с остроконечными верхушками. Продолговатые щиты, окрашенные в красный цвет, тугие луки и колчаны со стрелами, острые копья, сабли составляли вооружение и снаряжение русских воинов.
Над их рядами во множестве развевались знамена или стяги на высоких древках. Поднятые вверх копья имели подобие целого леса.
6 ученик. Князья и воеводы отличались наиболее нарядными, большей частью позлащенными доспехами, а также яркими, наброшенными поверх них плащами.
Из их среды особенно выделялся сам Дмитрий Иванович. Это был высокий плотный человек, с томной окладистой бородой и большими умными глазами, в полнром расцвете своих сил: ему было едва тридцать лет отроду. Далеко виден и его огромный, алого цвета великокняжеский стяг с ликом Нерукотворного Спаса. Дмитрий подъехал к войскам и держал такое слово:
7 ученик. «Любезные друзья и братья! Ведайте, я пришел сюда, дабы Русскую землю от пленения и разорения избавить или голову свою за всех проложить; честная смерть лучше плохого живота. Лучше было бы мне не идти против безбожных татар, нежели, пришед и ничтоже сотворив, воротиться вспять. Ныне же пойдем за Дон и там или победим и там всё от гибели сохраним, или сложим свои головы за святые церкви, за православную веру и за братьев наших христиан.
Братия моя милая, не пощадим живота своего за веру христианскую. За святые церкви и за землю Русскую!
8. ВСЕ – Готовы сложить свои головы за веру христову и за тебя, государь великий князь! – отвечали ему из рядов.
Композиция картины.
Слово учителя.
Изучив исторические материалы, побывав на Куликовском поле, Ю.Ракша долго размышлял: как охватить это событие? Изобразить момент самой битвы – но это скорее удел кинематографа. Но он скрыл бы за внешним действием глаза героев, характеры.
Как показать, что заслугой Дмитрия Донского была не только победа на Куликовском поле. Сколько было ещё сделано им! Он впервые заменил деревянные стены Московского Кремля на высокие каменные; объединил вокруг Московского княжества Серпуховское, Новгородское, Суздальское, Ярославское, Владимирское.
А как пройти мимо благословения на битву. Это должно стать частью картины.
А Москва? Выходили ополченцы к Москве-реке в заветный час, оставляя за собой картины мирной жизни.
А как не показать страдание, боль в глазах тех, кто провожает своих родных.
И художник приходит к решению: это будет ТРИПТИХ.
Триптих- композиция из трёх картин, объединенных общей идеей, темой. (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ).
Триптих дает возможность показать события многопланово, в развитии, а главное: можно показать глаза и лица героев.
В триптихе есть свои законы:
1.Закон центра (замысел в центре, в центре Дмитрий Донской);
2.Закон симметрии (Квадрат – идеальная фигура; духовное лицо уравновешивается женским образом , который несет в себе жизнь);
3. Закон соразмерности;
4.Закон цветовой переклички( в едином колорите, линейное продолжение).
Юрий Ракша увидел это событие по-своему: великокняжеский стяг с золотым образом Спасителя сияет, освещенный лучами осеннего солнца. Художник яркими живыми красками изображает воинов, будто бы предсказывает победу русских в этом бою. Поэтому великокняжеская хоругвь с изображением нерукотворного Спаса именно красного цвета.
(Сравнить с картиной Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В этой картине Спас Нерукотворный черного цвета.)
Каждая часть триптиха самостоятельна, но в то же время связана с целым произведением.
Очень важен пейзаж. Единый для всех горизонт объединяет и Москву, и Радонеж и Куликово поле.
Работа над каждой частью триптиха.
Центральная часть
«Предстояние»
Предстояние перед битвой. Взят момент, когда Дмитрий Иванович, передав великокняжеское облачение одному из своих воевод, остался в одежде простого ратника, вместе со своим воинством разделить победу или гибель в бою. Предстояние. То высокое состояние духа, которое любил в своих героях художник.
О чем все это повествование на холсте? Только ли о поле Куликовом? Может, о предрешенье человека перед лицом всех испытаний? Может быть, здесь стираются все исторические грани?
Левая часть
«Благословение».
Мудрый старец, который провидит будущее, и девочка, светловолосая, голубоглазая, глаза – васильки во ржи – символ извечного женского горя в час прощания, материнское ожидание – сколько было на Руси таких прощаний и ожиданий! – и твердость воина, выходящего на бой- все соединено в повесть о самостоянье народа на своей земле, в истории и в жизни, идущей от века в век.
Правая часть.
«Проводы ополчения».
Тут и сама Евдокия, жена Дмитрия, с малыми детьми у подола, и опять она в ожидании ребенка. Сколько ещё на Руси будут провожать жены мужей и братьев своих? Сколько не вернется их с поля боя? Сколько страдания и горя в лицах женщин и стариков. Но в них и гордость за своих мужей и вера в их возвращение.
- А теперь попробуем сформулировать главную мысль этого произведения:
Главная мысль: Мужество и стойкость народного характера перед лицом грозного испытания.
Заключение к 1 уроку.
Юрий Ракша писал эту картину до последнего своего часа, словно приказывая себе жить, пока не закончит труд.
В день, когда его не стало, картину привезли в Третьяковскую галерею.
Глядя на эту картину, кажется, что сама фигура художника встала в ряд образов.
Триптих «Поле Куликово» поднял своего художника на такую высоту, с которой стало видно, что сделал этот человек в жизни. Полотно за него ответило:
-Кто я? – Я часть истории.
- Откуда я? – Я с Земли Русской.
- Для чего я? – Я для людей Русских.
Строки А. Блока стали созвучны мыслям Ю. Ракши.
(Чтение стихотворения А. Блока «На поле Куликовом» 1 часть.)
События и символы стихотворения.
Река раскинулась, течет – движение, жизнь, жизненный путь.
О Русь моя! Жена моя! Ясен путь – путь свободы (жена – очень ласково)
Тоска, мгла – ее победить. Прошлое и настоящее поколения сменяются, но Россия вечна.
Домчимся сквозь кровь и пыль – в картине очень много красных тонов. Природа сопричастна: « ждут, идут испуганные тучи, закат в крови, из сердца кровь струится» - кровь – символ страдания.
Перекличка разных видов искусства. И раз борьба, значит, кровь, страдания, смерть. Без крови и смерти битва только с собой. У нас у каждого есть свое Куликово поле.
- Можно ли связать эту картину с современностью? Приведите примеры.
Урок 2.
Итак, мы выяснили, что гл. мысль художника – показать русских людей перед страшным событием – Куликовской битвой. В вашем сочинении всё: последовательность, словарь, какой вы будете использовать,- должно быть подчинено раскрытию главной мысли.
Теперь продумаем последовательность описания картины. Т.к. это триптих, мы можем работать последовательно с каждой частью, начиная с центральной.
Составляем таблицу, заполняя её вместе с учениками, записываем в тетрадь.
План | Рабочий материал | Словарь |
Дмитрий Донской и воины Стяги Лошадь, жеребёнок Река Дон Утро Травы | I.Центральная часть.»Предстояние». Надел платье простого воина, освещены первыми лучами солнца, в решающий час предстояния перед битвой. Золотой лик Спасителя на алом стяге, великокняжеская хоругвь, Золотой Спас. Спас Нерукотворный. Чувствует предстоящее сражение, беспокойна. Жеребенок – символ молодой, свободной России. За спиной блестит река, за ней Родина, которую надо отстоять. 8 сентября 1380 года. Первые лучи рассеяли утренний туман. Полны росы, высоки. | Тога- плащ. Кольчуга. Бердыш- старинное холодное оружие, топор с лезвием в виде полумесяца, на длинном древке. Хоругвь- полотнище, укрепленное на длинном древке, которое носят при военных походах. Тога- покрывало, длинный плащ. Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубахи из металлических колец. |
Девочка Сергий Радонежский Князь Дмитрий Донской. Храм | II. Левая часть. «Благословение на битву». Светловолосая, голубоглазая – символ вечного женского горя в час прощания. Мудрый старец. Благословил Дмитрия Донского, смотрит вдаль, будто провидит будущее, предсказал победу и потери великие. Коленопреклоненный, благословение укрепило дух. Может быть, это прощание с Родиной, последний поклон. На возвышенности. Символ веры в будущее; обнесен тыном. | Радонеж – город в XIV-XVI в.в. ныне Загорск. Тын – сплошной забор из жердей, бревен. |
Жена Евдокия Женские образы Старик Ополченцы Стены Кремля Река | III. Правая часть. «Проводы ополчения». В ожидании ребенка, обняла своих детей. В глазах горе, но и гордость за мужа, вера в его возвращение. Жены. Матери и сестры в который раз провожают здесь воинов. Кто в слезах, кто уже выплакал все. Душой с ополченцами; рука, грозящая врагу и ободряющая ратников. Выходили к Москве-реке, войско конное. Будто слышны трубные звуки, воодушевлены предстоящей битвой за свободу родной земли. Собрались князья со своими дружинами, понимая силу Москвы; оставили мирную жизнь. Белокаменная Москва, высокие стены, возведенные Дмитрием Донским На отлогих берегах мостки, на которых стирают бабы белье, баньки, суда купцов – все оставили ратники, уходя защищать землю Русскую | Посох – длинная палка для опоры при ходьбе. |
Горизонт | Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Радонеж, и поле Куликово. Все это – Родина. |
Работа в группах.
Задание: составить устное сочинение по одной из частей триптиха Ю.Ракши, включив в него элементы описания и повествования. (Группы по жребию выбирают одну из частей триптиха и готовятся в течение 5-7 минут.)
Проверка устной работы каждой группы.
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: Написать сочинение-описание по картине Ю.Ракши «Поле Куликово».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему"
Урок русского языка в пятом классе....
Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"
Тема: «Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию домашн...
Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс
Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....
Технологическая карта по русскому языку. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Повторить правила написания и оформления сочинений: воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной речи. Разв...
Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"
В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения....
Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу»
Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу» Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подхо...
Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"
Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...