УРОК по русскому языку в 6 классе на тему: «Правописание НЕ с прилагательными»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Правописание НЕ с прилагательными.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с прилагательными.
2. Формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в прилагательном.
3. Обогащать синтаксический строй речи путем использования прилагательных.
4. Формировать умение составлять высказывание на грамматическую тему.
5. Повторение: написание НЕ с существительными; правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ne_s_prilagatelnymi.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ Вышневолоцкого района «Есеновичская СОШ»
КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО УРОКА
по русскому языку
в 6 классе
на тему:
«Правописание НЕ с прилагательными»
Учитель русского языка и литературы Мешкова М.А.
2013 г.
Правописание НЕ с прилагательными.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с прилагательными.
- Формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в прилагательном.
- Обогащать синтаксический строй речи путем использования прилагательных.
- Формировать умение составлять высказывание на грамматическую тему.
- Повторение: написание НЕ с существительными; правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
ХОД УРОКА:
- Работа с перфокартой.
Цель работы: повторение правила написания ПРЕ- и ПРИ-, переход к правописанию НЕ с существительными.
-Кто помнит, какое прилагательное было употреблено в сочетании со словом НЕВЕЖДА?
-Почему? Разве не может быть премудрый невежда?
-Какое слово по звучанию похоже на слово НЕВЕЖДА? (невежа.)
(Учитель пишет на доске НЕВЕЖДА НЕВЕЖА)
- Знаете ли вы, что когда-то эти слова были родственными, имели одно
значение, но потом значения разошлись, НЕВЕЖДОЙ называют того, кто мало знает и не хочет знать больше, а НЕВЕЖА – это невежливый, невоспитанный человек.
- А какой частью речи являются записанные слова?
- Как пишутся они с НЕ?
Почему?
- А как ещё могут писаться существительные с НЕ?
- Вспомните правило слитного и раздельного написания НЕ с существительными (без примеров).
Работа с доской и таблицей, имеющейся у учащихся.
- Эти правила записаны на доске и на ваших табличках.
Заполним их с помощью карточки № 1.
НЕ с существительными (прилагательными)
Слитно | Раздельно | |||
Без «НЕ» не употребляется | Можно заменить синонимом | Есть противопоставление с «а» | Усиление отрицания | Запомни |
а) Чтение текста.
б) Найдите слова, которые без «НЕ» не употребляются. (ненависть, невзгоды).
в) Какие еще слова из данного текста пишутся слитно? Почему? Устно подберите синонимы. (неправда – ложь, неудачи – ошибки, потери)
г) В каких случаях НЕ пишется раздельно?
(есть противопоставление: не счастье, а осознание)
д) Какой еще случай раздельного написания НЕ встретили в тексте? (усиление отрицания: вовсе не друг).
- Работа над новой темой.
Вспомнили написание НЕ с существительными. А над какой частью речи работаем сейчас?
Тема нашего урока: НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ.
Я приписала название темы на той же таблице, по которой работали.
Случайно ли это?
( НЕ с прилагательными пишется так же, как и с существительными)
- Давайте убедимся в этом.
Взяли карточку № 2.
- Чтение текста.
- Найдите прилагательные, которые без НЕ не употребляются.
(ненастный день, невзрачные цветы)
- Какие еще прилагательные пишутся слитно? Почему? (неторопливый
шаг, невысокие кусты)
- Найдите примеры, когда есть противопоставление. (не приветливые, а мрачные горы).
- Найдите примеры с усилением отрицания. (вовсе не широкая).
Работа с краткими прилагательными.
Посмотрите на доску.
Неторопливый шаг – шаг нетороплив
Невысокие кусты – кусты невысоки
- Чем отличаются прилагательные? (полные и краткие).
Краткие прилагательные пишутся так же, как и полные.
- Отметим это в таблице.
- Кто расскажет о правописании НЕ с существительными и прилагательными?
- Но у нас не заполнена одна колонка. Ответ найдите в учебнике Ахременковой Л.А. «К пятерке шаг за шагом» на странице 60.
- Внесем этот материал в таблицу.
- Рассказать о правописании НЕ с уточнением. ( НЕ – приставка, НЕ – часть корня, НЕ – частица)
- Закрепление.
- Выборочный диктант.
- Я читаю текст, вы внимательно слушаете, находите слова на нашу орфограмму и выписываете словосочетания в правый или левый столбик. (3 ученика работу выполняют на листочках).
Слитно Раздельно
в небольшом (маленьком) вовсе не богатой
городе не обычной, а новой
необыкновенные (самобытные, далеко не одобрительное
оригинальные) способности не нужна
необъятное (большое) количество
стал неинтересен (скучен)
небывалой (интересной, новой)
неожиданной (новой)
независимый Моцарт (свободный)
осталось неизвестным (тайным)
Фронтальная проверка с объяснением написания, подбором синонимов (либо два ученика на оценку).
2. Работа по вариантам.
1 в. 2 в.
(НЕ) веселый (НЕ) высокий
Ученик у доски (НЕ) скучный
а) Составить и записать словосочетания:
одно – слитное написание НЕ,
два случая раздельного написания.
б) Проверка: у доски – на оценку.
класс – фронтально (2 человека)
3. Синтаксический разбор предложения.
Когда мальчик подрос, он стал неинтересен избалованной публике.
а) Полный синтаксический разбор, начертить схему, устно охарактеризовать, объяснить правописание всех орфограмм. Объяснить правописание НЕ в слове НЕИНТЕРЕСЕН.
- Домашнее задание.
а) По таблице рассказать о правописании НЕ с прилагательными, привести примеры.
б) Если не успели разобрать предложение, то задается разбор на дом.
в) По учебнику выполнить упр. 284, оно в комментировании не нуждается.
5. Итог урока.
Не с существительными и прилагательными
Слитно | Раздельно | |||
Без «НЕ» не употребляется | Можно заменить синонимом | Есть противопоставление с «а» | Усиление отрицания | Запомни |
ненависть невзгоды | неправда неудачи | не счастье, а осознание | вовсе не друг | |
ненастный день невзрачные кусты | неторопливые шаги невысокие кусты | не приветливые, а мрачные горы | вовсе не широкая тропинка | не рад не нужен не прав не должен не готов не намерен не согласен |
шаг нетороплив кусты невысоки | не приветливы, а мрачны |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой урок-эстафета по русскому языку в : классе. Тема: Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика,...
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...
Урок. Русский язык. 5 класс. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Аннотация. Аннотация. Аннотация. Аннотация....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...