УРОК по русскому языку в 6 классе на тему: «Правописание НЕ с прилагательными»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

 

Правописание  НЕ с прилагательными.

 

 

Цели урока:

1.     Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с прилагательными.

2.     Формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в прилагательном.

3.     Обогащать синтаксический строй речи путем использования прилагательных.

4.     Формировать умение составлять высказывание на грамматическую тему.

5.     Повторение: написание НЕ с существительными; правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ne_s_prilagatelnymi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Вышневолоцкого района «Есеновичская СОШ»

КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО УРОКА

по русскому языку

в 6 классе

на тему:

«Правописание НЕ с прилагательными»

Учитель русского языка и литературы  Мешкова М.А.

                                                     2013 г.


Правописание  НЕ с прилагательными.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с прилагательными.
  2. Формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в прилагательном.
  3. Обогащать синтаксический строй речи путем использования прилагательных.
  4. Формировать умение составлять высказывание на грамматическую тему.
  5. Повторение: написание НЕ с существительными; правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

ХОД УРОКА:

  1. Работа с перфокартой.

Цель работы: повторение правила написания ПРЕ-  и  ПРИ-, переход к правописанию НЕ с существительными.

-Кто помнит, какое прилагательное было употреблено в сочетании со словом НЕВЕЖДА?  

-Почему? Разве не может быть премудрый невежда?    

-Какое слово по звучанию похоже на слово НЕВЕЖДА? (невежа.)  

(Учитель пишет на доске НЕВЕЖДА              НЕВЕЖА)    

     

- Знаете ли вы, что когда-то эти слова были родственными, имели одно

значение, но потом значения разошлись, НЕВЕЖДОЙ называют того, кто мало знает  и не хочет знать больше, а НЕВЕЖА – это невежливый, невоспитанный человек.

- А какой частью речи являются записанные слова?

- Как пишутся они с НЕ?

  Почему?

- А как ещё могут писаться существительные с НЕ?

- Вспомните правило слитного и раздельного написания НЕ с существительными (без примеров).

Работа с доской и таблицей, имеющейся у учащихся.

- Эти  правила записаны на доске и на ваших табличках.

Заполним их с помощью карточки № 1.

НЕ с существительными      (прилагательными)


Слитно                          


Раздельно

Без «НЕ» не употребляется

Можно заменить синонимом


Есть противопоставление с  «а»

Усиление отрицания

Запомни

а) Чтение текста.

б) Найдите слова, которые без «НЕ» не употребляются. (ненависть, невзгоды).

в) Какие еще слова из данного текста пишутся слитно? Почему? Устно подберите синонимы.  (неправда – ложь, неудачи – ошибки, потери)

г) В каких случаях НЕ пишется раздельно?

(есть противопоставление: не счастье, а осознание)

д) Какой еще случай раздельного написания НЕ встретили в тексте? (усиление отрицания: вовсе не друг).

  1. Работа над новой темой.

Вспомнили написание НЕ с существительными. А над какой частью речи работаем сейчас?

Тема нашего урока: НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ.

Я приписала  название темы на той же таблице, по которой работали.

Случайно ли это?

( НЕ с прилагательными пишется так же, как  и с существительными)

- Давайте убедимся в этом.

   Взяли карточку № 2.

  1. Чтение текста.
  2. Найдите прилагательные, которые без НЕ не употребляются.

(ненастный день, невзрачные цветы)

  1. Какие еще прилагательные пишутся слитно? Почему? (неторопливый

шаг, невысокие кусты)

  1. Найдите примеры, когда есть противопоставление. (не приветливые, а мрачные горы).
  2. Найдите примеры с усилением отрицания. (вовсе не широкая).

Работа с краткими прилагательными.

Посмотрите на доску.

Неторопливый шаг – шаг нетороплив

Невысокие кусты – кусты невысоки

- Чем отличаются прилагательные? (полные и краткие).

Краткие прилагательные пишутся так же, как и полные.

- Отметим это в таблице.

- Кто расскажет о правописании НЕ с существительными и прилагательными?

- Но у нас не заполнена одна колонка. Ответ найдите в учебнике  Ахременковой  Л.А.  «К пятерке шаг за шагом» на странице 60.

- Внесем этот материал в таблицу.

- Рассказать о правописании НЕ с уточнением. ( НЕ – приставка, НЕ – часть корня, НЕ – частица)

  1. Закрепление.
  1. Выборочный диктант.

- Я читаю текст, вы внимательно слушаете, находите слова на нашу орфограмму и выписываете словосочетания в правый или левый столбик. (3 ученика работу выполняют на листочках).

Слитно                                                      Раздельно

в небольшом  (маленьком)                    вовсе не богатой

городе                                                      не обычной, а новой

необыкновенные (самобытные,            далеко не одобрительное

оригинальные) способности                  не нужна

необъятное (большое) количество

стал неинтересен (скучен)

небывалой (интересной, новой)

неожиданной (новой)

независимый Моцарт (свободный)

осталось  неизвестным (тайным)

 

Фронтальная проверка с объяснением написания, подбором синонимов (либо два ученика на оценку).

2. Работа по вариантам.

                   1 в.                                                 2 в.

(НЕ) веселый                                       (НЕ) высокий

Ученик у доски  (НЕ) скучный

а) Составить и записать словосочетания:

     одно – слитное написание НЕ,

     два случая раздельного написания.

б) Проверка: у доски – на оценку.

                       класс – фронтально (2 человека)

3. Синтаксический разбор предложения.

Когда мальчик подрос, он стал неинтересен избалованной публике.

а) Полный синтаксический разбор, начертить схему, устно охарактеризовать, объяснить правописание всех орфограмм. Объяснить правописание НЕ в слове НЕИНТЕРЕСЕН.

  1. Домашнее задание.

а) По таблице рассказать о правописании НЕ с прилагательными, привести примеры.

б) Если не успели разобрать предложение, то задается разбор на дом.

в) По учебнику выполнить упр. 284, оно в комментировании не нуждается.

     5. Итог урока.

Не с существительными и прилагательными


Слитно        


Раздельно

Без «НЕ» не употребляется

Можно заменить синонимом

Есть противопоставление с  «а»

Усиление отрицания

Запомни

ненависть

        невзгоды

неправда

      неудачи

не счастье,  а осознание

вовсе не друг

ненастный  день

невзрачные кусты

неторопливые шаги

невысокие кусты

не приветливые, а мрачные горы

вовсе не широкая тропинка

не рад

не нужен

не прав

не должен

не готов

не намерен

не согласен

шаг нетороплив

кусты невысоки

не приветливы, а мрачны

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой урок-эстафета по русскому языку в : классе. Тема: Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных.

В  школе  особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика,...

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...