Урок по теме "Склонение прилагательных" Русский язык. 6 класс (Бабайцева В.В.)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
урок по теме "Склонение прилагательных". 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_sklonenie_prilagatelnykh.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель
Мельникова М. А.
МБОУ СОШ №3
1 .ПОВТОРЕНИЕ
Начнём наш урок с повторения.
- Кто изображен на этом портрете?
(Петя Двойкин)
-Он опять допустил ошибки. Давайте поможем Пете.
(по одному, с объяснением орфограмм)
Ты скажы мне милый ёш чем ежыный мех хорошь?
Молодцы!
Найдите в этом предложении прилагательные. Назовите.
Докажите.
-А теперь определите форму прилагательных.
-Чем отличается полная форма от краткой?
2 ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Найдите в домашнем упражнении 285 прилагательные в полной форме.
В краткой форме.
Какова синтаксическая роль полных прилагательных в тексте?
Кратких?
-Вы должны были определить лексическое значение слова «великолепен».
(отличающийся красотой, роскошью)
-Какую орфограмму мы закрепили на прошлом уроке?
-Дайте её определение и приведите свои примеры.
Давайте вспомним правописание ь не только с краткими прилагательными, но и с другими частями речи.
Поиграем в игру «Кто напрасно бежит за котом».
(2 учащихся работают у доски, класс - по вариантам)
хорош марш
тысяч картечь
карандаш задачь
чижь малыш
молодежь ключ
вещь ноч
матч пустошь
борщ училищ
-А теперь проверим (дети объясняют свой выбор).
3.ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ.
-А сегодня нам предстоит вспомнить склонение прилагательных. Мы будем говорить о правописании безударных гласных в
окончаниях прилагательных.
Запишите тему урока.
-Эта тема вам знакома?
-А что такое склонение?
1) -От чего зависят падежные окончания прилагательных, мы сейчас с вами узнаем.
Представьте, что мы находимся в научной лаборатории, где нам предстоит определить безударную гласную в окончаниях прилагательных.
Наши эксперты работают по инд. карточкам.
- Найдите упражнение 290.
- 2. Прочитайте текст.
- Выпишите словосочетания «прил.+сущ.»
- Определите разряд, род, число, падеж прилагательных.
- Выделите окончания.
- Сформулируйте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях прилагательных».
- Объясните значение слова «жировавший».
Вы знаете, что каждый предмет имеет свой признак. Вот послушайте:
Котёнок – маленький пушистый.
Ручей – прохладный серебристый.
Трава – зеленая и нежная.
Зима – холодная и снежная.
Подумай, что ты подберёшь
К словам: лисица, солнце, ёж.
Подберите определение к каждому слову.
2.Просклоняйте прилагательные рыжая, яркое, колючий в тетради.
После того, как будет выполнена работа в тетради, 1 ученик выходит к доске и делает транскрипцию слов: колючего, яркого.
3.-Сделайте вывод по склонению прилагательных:
Женского рода;
Мужского рода;
Среднего рода.
Сверьте свои записи с тем, что написано на доске.
-Как изменяются прилагательные?
-Как проверить безударную гласную в окончаниях прилагательных, нам ответят эксперты, приводя свои примеры.
( дети называют по нескольку словосочетаний, определяя их разряд, род, число, падеж)
В вашем тексте есть слово, которое требует объяснения лексического значения.
«жировавший»
В каком значении употреблено это слово?
Вывод: - Как определить безударную гласную в окончаниях прилагательных?
-Но все ли окончания можно определить по вопросам?
4. Обратимся к транскрипции.
-Правильно ли она сделана?
-Соответствует произношение и написание?
5.А теперь закрепим это (комментированное письмо)
Возьмите карточку № 1.
Замените прилагательные синонимами, используя слова для справок. Объясните орфограмму.
Красного заката, волшебного голоса, душистого цветка, жёлтого листка, выдающегося успеха, жаркого дня, красивого пейзажа, праздничного концерта.
Слова для справок: багрового, чарующего, ароматного, лимонного, блестящего, душного, чудесного, торжественного.
6. Работа с учебником.
-Рассмотрите таблицы на полях учебника на странице 109.
Что вы видите?
Почему именно на эти падежи обращено особое внимание?
Запишите данные словосочетания:
а) в форме в.п. и т.п.
серая сумка; Комментированная проверка.
синяя ручка;
б) в форме т.п. и п.п.
тихий вечер;
зимнее утро.
7. А теперь погадаем на ромашке.
Из слов сконструируйте предложение.
Запишите.
Снег пушистым ковром лёг на деревянные домики и железные заборы.
Произведите синтаксический разбор.
(У доски.)
8. И опять наш знакомый Петя. Он прислал мне письмо, отрывок из которого лежит у вас на столе (карточка № 2.). Исправьте ошибки прямо в тексте.
КАРТОЧКА № 2.
. 1. Прочитайте.
- Исправьте ошибки.
Раннем летнем утром отправляешся ты на рыбалку. В руках у тебя небольшёе пластмассовае видро и удочка. В кармане лежит крохотнай бутерброт. Ты спешиш мечтаиш поймать огромнаю рыбу. Ёсчё холодно,не добрый ветер проникает сквось одежду, но ты ничево нечуствуиш. Тебя ждёт прекрасная река и свежыя рыба.
Теперь проверим. (Дети исправляют ошибки в тексте на доске.)
3. ТЕСТИРОВАНИЕ.
А теперь пришло время маленькому экзамену. Проведём его в форме теста.
Условия работы просты: у вас на партах лежат листы с тестами, вы читаете вопрос и из вариантов выбираете правильный, обводя кружком нужную букву.
Тесты.
1 .Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
а) медленный, верное, желтизна, белеть;
б) медленный, верный, желтый, белый;
в) медленный, верность, жёлтый, белый;
г) медлительность, белый, верность, жёлтый.
2. Определите падеж прилагательных в предложении На зелёной полянке мы увидели небольшой куст с необычной листвою. Выберите подходящий ответ:
а) зелёной (Т.), небольшой (И.), необычной (Т.);
б) зелёной (П.), небольшой (И.), необычной (Т.);
в) зелёной (П.),небольшой (В.), необычной (Т.).
3. Какое окончание нужно дописать? Выберите столбик с правильными вариантами:
а) б) в) г)
син.. пальто яя ия ее ие
прежн.. подругу ую ею юю ию
средн.. полосой яя ея ей ия
у хорош… друга ова ева его ого
4. Где нужен Ь? Выберите столбик:
а) б) в) г)
горяч.. - - ь ь
печ .. - ь ь -
калач.. ь - ь -
пахуч.. ь - - ь
5. Укажите правильный морфемный разбор:
а) развесистую; в) развесистую;
б) развесистую; г) развесистую.
Взаимопроверка.
Обменяйтесь листами, проверьте работу товарища, используя ключи к тестам. Поставьте оценку карандашом.
«5» -все ответы верны;
«4» - 1неверный ответ;
«3» - 2-3 неверных ответа.
-Кто получил «4»? «5»?
Молодцы!
Положите тесты под обложку тетради, я проверю, как вы выполнили свою работу и оценили работу товарища.
4. ИТОГ.
-Как изменяются прилагательные?
-Как проверить безударную гласную в окончаниях прилагательных?
5.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
6.Д.З: параграф 101, упражнение 293(2).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Бабайцева
Для тех, кто работает по программа Бабайцевой В.В....
Тематическое планирование для 9 класса по русскому языку по Бабайцевой В.В.
Данный материал поможет начинающим педагогам в разработке планирования уроков по УМК под редакцией Бабайцевой в 9 классе...
рабочая программа по русскому языку 7 класс бабайцева вв
представлена рабочая программа по русскому языку 7 класс по УМК Бабайцевой В.В на 2013-2014 уч.год с приложением( КИМ к урокам)...
рабочая программа по русскому языку 8 класс бабайцева вв
представлена рабочая программа по русскому языку 8 класс на 2013-2014 уч.год с приложением (КИМ к урокам контроля)...
Урок русского языка в 6 классе. Бабайцева В.В.
Тема урока: «Повелительное наклонение глаголов».Цель: познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения....
презентация к уроку русского языка "Безличные предложения" 8 класс Бабайцева
презентация к уроку...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...