Пособие для организации самостоятельной работы студентов по разделу «Фонетика. Фонетическая транскрипция»
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме
Пособие предназначено для самостоятельных занятий по выработке навыков в записи фонетической транскрипции.
Состоит пособие из двух частей. В первой части излагаются теоретические сведения по разделу «Фонетика. Фонетическая транскрипция».
Во второй части даны упражнения для записи текста в транскрипции и «ключи» для проверки самостоятельной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент общего и профессионального образования
Брянской области
ГБОУ СПО «Брянский профессионально – педагогический колледж»
Пособие
для организации
самостоятельной работы студентов
по разделу «Фонетика.
Фонетическая транскрипция»
Составитель: Чиляева А.И.
Брянск 2011
Содержание
- Предмет фонетики, фонетические единицы
- Звуковые законы в области согласных звуков
- Звуковой закон в области гласных звуков
- Понятие о фонетической транскрипции
- Упражнения в фонетической транскрипции
Введение
Пособие предназначено для самостоятельных занятий по выработке навыков в записи фонетической транскрипции.
Состоит пособие из двух частей. В первой части излагаются теоретические сведения по разделу «Фонетика. Фонетическая транскрипция».
Во второй части даны упражнения для записи текста в транскрипции и «ключи» для проверки самостоятельной работы.
- Предмет фонетики, фонетические единицы
Фонетика – учение о звуках речи (от греч. phone - звук).
Предметом исследования фонетики является то, что свойственно звуковой стороне всех языков. Фонетика изучает строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, устанавливает классификацию звуков, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.
Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.
Фраза – это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.
Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одной интонацией.
Речевой такт делится на фонетические слова, т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.
Слова членятся на собственно фонетические единицы – слоги, а последние – на звуки.
Слог – это отрезок речи, состоящий из звуков наибольшей звучности (гласных) и примыкающих к ним звуков меньшей звучности (согласных).
Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному, по принципу нарастающей звучности.
Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3- гласные, 2- сонорные согласные, 1- шумные согласные. Во – да: 1-3/ 1-3; ло – дка: 2-3 / 1-1-3; ма – сло: 2-3/ 1-2-3; вол-на: 1-3-2/ 2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела осуществляется в начале неначального слова. Начальный и конечный слоги строятся по тому же принципу нарастающей звучности, например: ле-то: 2-3/1-3, сте-кло: 1-1-3/1-2-3.
Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи. Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.
- Звуковые законы в области согласных звуков
- Фонетический закон конца слова
Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог – порок, коз – кос, мог – мок.
Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:
- перед паузой: [пр’ишол поиьст] (пришел поезд);
- перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш).
- Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости
Сочетание согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Потому, если в слове рядом оказываются два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.
В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении – в звонкие.
Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны:
[душкъ - душкъ] (дужка - душка),
[в’иэс’т’и - в’иэс’т’и] (везти - вести).
Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [/\тjэст] (отъезд), свой.
Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:
- на стыке морфем: [п/\хоткъ] (походка), [збор] (сбор);
- на стыке предлогов со словом: [г- д’элу] (к делу), [з’-д’элъм] (с делом);
- на стыке слова с частицей: [гот - тъ] (год - то);
- на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок къзы] (рог козы).
- Ассимиляция согласных по мягкости
Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части неба).
Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости – мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.
Все согласные, парные по твердости – мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:
- перед гласным [э]: [б’эл], [м'эл], [в’эс’] (бел, мел, весь);
- перед [j]: [п’jан], [в’jугъ], [с’jэл] (пьян, вьюга, съел).
Перед внепарными [ж], [ш] и [ц] мягкие согласные невозможны, за исключением [л], [л’]: (ко[н]це - ко[л’]це).
Наиболее подвержены смягчению зубные [д], [т], [з], [с], [н], [р] и губные [б], [п], [в], [ф], [м]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, молчу, наполню.
Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова: [вът – л’эс] и перед частицей: [рос – л’и].
Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т’], [д’], [c’], [н’], [л’]: [м’эс’т’], [в’иэз’д’э], [ф-кас’с’ь], [с’н’эк], [каз’н’], [с’л’от] (месть, везде, в кассе, снег, казнь, слет).
Смягчение [з] и [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз’д’иэлит’], [ръс’т’иэнут’], [б’ьз- н’иэво], [б’иэс’ – с’ил] (разделить, растянуть, без него, без сил).
Перед мягкими губными смягчение [д], [т], [з], [с] возможно внутри слова и на конце приставок на з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с’м’эх], [з’в’эр’], [д’в’эр’], [т’в’эр’], [с’п’эт’], [c’ – н’им], [ис’п’эч’], [р/\з’д’эт’] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).
Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт’эн’ч’ик], [н’эфт’] (птенчик, нефть).
- Ассимиляция зубных перед шипящими
Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими [ш], [ж], [ч], [ш’] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с] последующему шипящему.
Полная ассимиляция [з] и [с] происходит:
- на стыке морфем: [жат’], [р/\жат’] (сжать, разжать); [шыт’], [р/\шыт’] (сшить, расшить), [ш’от], [р/\ш’от] (счет, расчет); [р/\знош’ик], [извош’ик] (разносчик, извозчик);
- на стыке предлога и слова: [жаръм], [шаръм] (с жаром, с шаром); [б’иэжаръ], [б’иэшаръ] (без жара, без шара).
Сочетания зж и жж внутри корня обращаются в долгий мягкий [ж’]: [пож’ъ], [jэж’у] (позже, езжу); [дрож’и] (дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].
Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующим за ними [ч] и [ц], в результате чего получаются долгие [ч’], [ц]: [/\ч’от], [фкрацъ] (отчет, вкратце).
- Упрощение сочетаний согласных
Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усныи], [познъ], [ш’иэс’л’ивыи], [г’иганск’ии], [ч’уствъ], [с’эрцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).
- Сокращение групп одинаковых согласных.
При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласных сокращаются до двух: [р/\ссор’ит’],[ссылкъи] (рассорить, с ссылкой).
- Звуковой закон в области гласных звуков
Редукция гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.
Гласные в слабой позиции первой степени: [в/\лы] (валы, волы); [б’иэда] (беда).
Гласные в слабой позиции второй степени: [пър/\вос] (паровоз); [п’ьл’иэна] (пелена).
Схема редукции гласных
I. После твердых согласных II. После мягких согласных
I а заударные
^ о ъ
ы э
I а заударные
и о ь
э
- Понятие о фонетической транскрипции
Помимо общеупотребительных известны и специализированные системы письма, обслуживающие профессиональные потребности. К числу таких специализированных систем принадлежит «узко» известная транскрипция.
Термин образовался от латинского слова transcriptio – переписывание. Этим термином называют особую, узкого назначения искусственную систему письма, применяемую для точного обозначения звукового состава речи. В некоторых случаях, особенно в исследовании и преподавании языка, бывает нужно по возможности точно записать звучание слова или части связной речи. Но что значит точно? По крайней мере, так, чтобы оказались обозначенными все звуки, которые есть в слове, чтобы не было «приписано» слову звуков, которых в нем нет, и чтобы обозначение звуков передавало их реальную последовательность в слове или речи.
Оказывается, эти не очень сложные задачи даже вполне современное письмо обычно разрешить не может. Рассмотрим графический и звуковой облик слов широко, Юлия, нравится (3л. ед.ч.) [шыр/\ко], [ jул’ииь], [нрав’ицъ]. Видим, что это разные вещи. Так, в первом слове вторая и четвертая буквы обозначают не звуки [и] и [о], а ослабленные гласные - [ы] и [/\]; во втором слове «скрыты» два звука [и]: в самом начале слова и между гласными; в третьем слове не произносятся звуки, обозначенные буквами т и с, зато произносится звук [ц], буквы которого в записи этого слова вовсе нет. Что же тогла говорить об английском письме, в котором, как утверждает шутка, пишется “Манчестер”, а читать надо “Ливерпуль”!?
Главные требования, которым должна удовлетворять транскрипция, таковы: каждая буква должна обозначать звук (не должно быть букв, не обозначающих звуков); каждая буква должна обозначать один звук (а не сочетание звуков); каждая буква должна обозначать всегда один и тот же звук.
Русская фонетическая транскрипция обычно использует буквы русского алфавита. Но некоторые буквы в транскрипции не употребляются: буквы я, ю, е, ё не отвечают второму и третьему принципам; щ может читаться по-разному и тоже не отвечает этим принципам; вместо буквы й употребляется [и]. В позиции перед ударным гласным звук [и] обозначается j: [joлкъ], [м/\jaк] (елка, маяк). Буквы ъи ь употребляются в транскрипции, но в особом значении для обозначения редуцированных (ослабленных) гласных в слабой позиции второй степени: [пъруб’ит’], [выпъл], [балъв’ьн’] (порубить, выпал, баловень).
В фонетической транскрипции используются диакритические (надстрочные и подстрочные) знаки, указывающие на особенности звуков:
[с’] – мягкий согласный
[с] – долгий согласный
[и] – неслоговой гласный.
Фонетическая транскрипция может быть разной степени точности.
- Упражнения в фонетической транскрипции
1. Запишите в фонетической транскрипции.
Басня, витязь, конверт, рдяный, гардемарин, яблоки, сберечь.
Образец. В записи слова «басня» буква бэ обозначает звук [б], он парный звонкий, парный твердый, находится в сильной позиции по глухости – звонкости и по твердости – мягкости в положении перед гласным; буква а обозначает звук [а], он ударный, находится в сильной позиции; буква эс обозначает звук [с’], он парный глухой, парный мягкий ,находится в сильной по глухости – звонкости (положение перед сонорным) и слабой позиции по твердости – мягкости (ассимиляция перед [н’]); буква эн обозначает звук [н’], он непарный звонкий, следовательно, говорить о его позиции по глухости – звонкости не имеет смысла, парный мягкий, находится в сильной позиции по твердости – мягкости в положении перед гласным; буква я обозначает редуцированный гласный второй степени, т.к. этот гласный находится в заударном слоге после мягкого согласного, будем обозначать его знаком ь. Итак, получилась такая запись - [бас’н’ь].
В записи слова «витязь» буква вэ обозначает звук [в’], он согласный, парный звонкий и парный мягкий, находится в сильной позиции – положение перед гласным. Буква и обозначает звук и, он гласный, ударный, поэтому находится в сильной позиции. Буква тэ обозначает звук [т’], он согласный, парный глухой, парный мягкий, находится в сильной позиции – положение перед гласным. Буква я обозначает редуцированный гласный второй степени, т.к. он находится после мягкого согласного, будем обозначаеть его знаком ь. Буква зэ обозначает звук [с’], он согласный, парный глухой, парный мягкий, находится в слабой позиции по глухости – звонкости – оглушение конца слова, в сильной позиции по твердости – мягкости – позиция конца слова. Буква ь звука не обозначает, в записи слова она указывает на мягкость согласного, обозначенного буквой з. Итак, имеем такую запись звуков [в’ит’ьс’].
[к/\н’в’эрт], [рд’аныи], [jаблън’и], [з’б’иэр’эч’], [гърдьм/\р’ин].
2. Запишите в фонетической транскрипции.
- Это пахнет уже не романом,
Так бывает пожар и дождь –
на ночь смывши глаза и румяна,
побледневшая, подойдешь. (Возн.)
- По летней Москве раскаленной,
Свистя, и звеня, и гудя,
Сверкающей грозной колонной
Шла светлая сила дождя. (Сем.)
- Словно цоканье далекой лошади,
Бьет по крышам теплый летний дождь
И лениво хлопает по площади
Тысячами маленьких ладош. (Сим.)
- А мне светло и молодо,
Когда идут дожди,
И капает из желоба:
Найди. Найди. Найди. (Тан.)
- Сколько елочных игрушек
Получали мы потом.
Тьму наборов и хлопушек,
Все с серебряным дождем. (Сок.)
- [ът/\ - пахн’ьт | ужъ – н’ь – р/\манъм |
тъг - бываиьт | п/\жар и – дош’ |
на – нъч’ | смыфшы гл/\за и рум’анъ |
пъбл’иэд’н’эфшъиь | пъд’/\ид’ош || ]
- [п/\ - л’эт’н’ьи м/\ск’в’э ръск/\л’онъи |
с’в’ис’т’а | и-з’в’иэн’а | и-гуд’а |
с’в’иэркаиуш’ьи грознъи к/\лонъи |
шла с’в’этлъиь с’илъ д/\ж’а || ]
- [словнъ цокън’иь д/\л’окъи лошъд’и|
б’jот п/\-крышъм | т’оплыи л’эт’н’ии дош’|
и-л’иэн’ивъ хлопъиьт п/\-плош’ьд’и|
тыс’ьч’ьм’и мал’ьн’к’их л/\дош ||]
- [/\-мн’э с’в’иэтло и-молъдъ|
к/\гда идут д/\жд’и|
и-капъиьт ижолъбъ|
н/\ид’и|| н/\ид’и|| н/\ид’и||]
- [скол’къ jолъч’ных игрушък|
пълучал’и-мы п/\том||
т’му н/\боръф и-хл/\пушък|
фс’э с’-с’иэр’эбр’ьным д/\ж’ом||]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине БД.02 Литература
Учебно-методическое пособие по дисциплине БД.02 Литература (1 СЕМЕСТР) для студентов 1 курса колледжа позволит качественно подготовиться к любому занятию по дисциплине, пополнить и провери...
Практическое пособие по организации самостоятельной работы и контрольные задания для студентов «Экономических специальностей».
Практическое пособие по организации самостоятельной работы и контрольные задания для студентов «Экономических специальностей»....
Практическое пособие по организации самостоятельной работы и контрольные задания для студентов «Технических специальностей».
Практическое пособие по организации самостоятельной работы и контрольные задания для студентов «Технических специальностей»....
Контрольная работа по теме “ Основы фонетики. Фонетические транскрипции. Явление редукции”.
РАБОТА ДЛЯ 10 КЛАССОВ ПО ФОНЕТИКЕ....
Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине Немецкий язык 1 курс 07.02.01 Архитектура
Пособие предназначено для студентов 1 курса СПО неязыковых специальностей...
Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине Немецкий язык 1 курс 40.02.01 Право и ОСО
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса СПО гуманитарного профиля...
Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине Немецкий язык 2-4 курс 08.02.01 СиЭЗиС
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов СПО 2-4 курсов технический цикл...