Разработка урока по теме "Приставки при-, пре-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Иваненко Ирина Викторовна

Разработка урока по теме  "Приставки при-, пре-" 

Материал урока собран по сказкам Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pre-_i_pri-.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Приставки при-, пре-.

Почему возникает необходимость изучать правописание  названных приставок?

Цель:

  1. Знать: о зависимости написания гласных в приставках пре-, при- от их лексического значения;
  2. Уметь: определять лексическое значение приставок при-, пре-.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку и литературе; интерес к пушкинской поэзий.

Оборудование:

  1. Иллюстрации сказок.
  2. Газета.
  3. Девочки при-, пре-.
  4. Музыка Свиридова «Метель»
  5. Дидактический материал (карточки с текстами).
  6. Плакат с опорными словами (творческая работа «Приглашение».
  7. Сказки Пушкина.

I. Организация класса (вступление)

К вам пришла не в первый раз,

И не ново мне: и вы, и класс,

Этот стол, мелок, указка,

 И прежнею осталась сказка.

               Помогала мне не раз

               Сказка в самый трудный час,

                Я взяла ее с собой

                И урок сегодня свой

                Я хочу вам преподать

                Так, чтоб вы могли узнать.

Где напишем пре- и при- ,

Их значенье. Но смотри:

Сказку мало лишь читать,

Нужно думать, рассуждать,

Делать вывод и затем

Знать, что с ними нет проблем.

                   Вы поможете мне? – Да!

                   Будет легче мне тогда,

                   Все ж отличный вы народ

                   Ну, начнем урок?

        Вперед!

 

        Сказки Пушкина. Вот они и помогут нам сегодня на уроке.

- Запишите число и тему урока.

Почему же возникла необходимость изучать правописание названных приставок?

Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове.

Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть.

Поэтому чтоб раскрыть секрет правописания пре и при, нам придется учиться различать значения приставок.

   

Что вы знаете о приставках?

        Давайте же посмотрим, какое значение придают словам приставки пре- и при-.

 

II. Объяснение нового материала.

        Самый первый и самый легкий случай попробуйте объяснить сами.

          Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: приходит, приплыла, приближался.

  1. К морю опять он приходит,  У моря песенка находит.
  2. Стал он кликать золотую рыбку,

      Приплыла к нему рыбка…

  1. Час обеда приближался,

Топот по двору раздался…

- Вы правы, если ответили так:

                                     приблизился.

- С какой приставкой написаны все эти слова?

Это легко заметить с при-.

Вывод:

Слова, обозначающие приближение пишутся с приставкой при-!

 

- Создаем алгоритм в тетради.

1. Приближение                               -при-

                                                           приходит,

                                                           приплыла,

                                                           приближался.

В таблицу вставить слово «приближение»

2. Второе значение приставки при-

Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумали для этой работы! Веревка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей и даже винты и шурупы – всем этим они пользуются, чтобы присоединить.

Прочитайте первый отрывок из сказки в дидактическом материале.

Гроб ее к шести столбам

На цепях железных там  

Осторожно привинтили

И решеткой оградили…

 -Увидели ли вы слова с приставкой?

-Догадались какое значение у слова  привинтили?

Вывод: В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка при-.

Записали в тетради:

2. присоединение –при-

                               привинтили

В таблицу вставить слово «присоединение».

3. Третье значение приставки при-.

-Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запишите их:

Вот так:

Край при море – приморский край,

Замок при дороге -  ?

-Попробуйте объяснить значение приставки при- в этих словах.

Вы, конечно, поняли:

При- обозначает нахождение около чего-то.

Вывод: слова, обозначающие нахождение около чего-то, всегда пишется приставка при-

3. нахождение около чего-то           при-

                                                          приморский,

                                                          придорожный

в таблицу вставить слова «нахождение около чего-то».

  1. Четвертое значение приставки при-

- Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченными.

   Найдите в третьем тексте слова с неполными, незаконченными действиями.

   

    Призадумался поп,

    Стал себе почесывать лоб.

    Приподнял кобылку, два шага шагнул,

    На третьем упал, ножки протянул.

- Какая приставка в слове с неполными, незаконченными действиями.

Вывод: слова, обозначающие неполные, незаконченные действия, пишутся с приставкой при-

4. неполные,                                     - при

    незаконченные                               призадумался

    действия                                          приподнял

В таблицу вставить слова.

Теперь вам известно четыре значения, которые передает приставка при-.

  1. Что может означать приставка пре-?

- Предполагаю вам для этого при помощи приставки пре- заменить два слова одним.

Очень добрый – предобрый

Очень красивый - ?

Приставке пре- близкое к значению слова «очень»

- Так в сказке потерялось слово с приставкой пре-

«Здравствуй, князь ты мой

Что ж ты тих, как день ненастный?»

- И вы сами увидели:

приставка пре- значит «очень».

Вывод: В словах, имеющих значение «очень», пишется пре-

5. «очень»  -      пре-

                           предобрый

                           прекрасный

В таблицу вставить слово «очень».

  1. второе значение приставки пре-

- Здесь дело потруднее.

Приставка пре-  пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой пере-

Прервать – перервать

Преградить – перегородить

6. «пере»      -             пре-

                                    прервать

                                    преградить

В таблицу вставить слово «пере» -

- Мы рассмотрели все значения приставок при- и пре-.

Проверим наши наблюдения по учебнику русского языка.

        §31 стр.140,141, 142.(читают дети!)

        Проверить алгоритм.

III. Закрепление.

- Сказки не только помогли нам разобраться в новом материале. Герои сказок с собой принесли задания.

1 конверт с заданием.

Вставьте буквы. Объясните значения приставки при-.

        Пушки с пристани  палят

        К...раблю пр..стать велят!

        Только поп один Балду (не)любит,

        Никогда его (не)приголубит.

        Он в другой раз закинул невод,

        Пр..шел невод с травою м..рскою…

2 конверт с заданием.

Выбрать подходящее слово из написанных и вставить в текст.

        Едет с грамотой гонец

        И   …   наконец.

        (пр..плыл, пр..летел, пр..ехал).

        На него  …  старуха,

        На конюшню служить его послала…

        (пр..крикнула, пр..давила, пр..голубила).

Проверим, знаете ли вы сказки?

3 конверт с заданиями.

Вспомнить пропущенное слово.

Объяснить его правописание.

        А сидит в нем князь Гвидон;

        Он …  тебе поклон.

        (прислал).

        Князь для белочки потом

        Выстроил хрустальный дом,

        Караул к нему … .

        (приставил).

4 конверт с заданиями.

- Хорошо вы знаете тексты сказок. Кто же автор этих сказок? А вот сказку, о которой сейчас пойдет речь, вы наверное не знаете. Это малоизвестная сказка А.С. Пушкина «Сказка о медведихе». Она очень близка по стилю народным сказкам. Послушайте отрывок, запишите слова с при-, сделайте морфемный разбор.

        Приходили, прибегали.

4. Творческая работа.

- Почему сегодня на уроке использовались только сказки А.С. Пушкина?

- Россия готовится к большому празднику, дню рождения А.С. Пушкина. Наверное, готовится к этому празднику и ваша школа, и ваш класс.

Наш урок – это тоже подготовка к пушкинскому празднику. А на праздники всегда приглашают гостей. И сегодня на уроке мы попробуем  написать «Приглашение на пушкинский праздник».

  А помогут вам такие слова:

Составляя приглашение, мы будем слушать очень известную музыку Свиридова, написанную к произведениям А.С. Пушкина.

  Итак, начинаем.

               

                                      Приглашение 

                                       на праздник.

                             Приближается прекрасный

                                                        день-

                             день рождения А.С. Пушкина.

                             Приглашаем Вас принять

                             Активное участие в празднике.

                             Обещаем превосходное настроение.

                                                                        6 «Г»  класс.

5. Проверка творческой работы.

- Какие слова на изученную орфограмму вы употребили в своей работе.

    (Оценки за урок) с комментарием

   IV. Итог:

           Подошел к концу урок.

           Прозвонит сейчас звонок.

           Прежде чем это случится

           Я хотела б убедиться

           Тему поняли вы? – Да!

           Что ж осталось мне тогда…

           Вам задание на дом дать:

           Все значенье надо знать,

           Значит, - выучить таблицу

           И вдобавок, на страницах

           Сказок Пушкина найти

            5 примеров с  пре- и при-.

            Записать их все в тетрадь

            На «отлично» отвечать.

            За поддержку и работу

            Очень всех благодарю

            А на память об уроке

            Я вам книгу подарю

            Эта книга в трудный час

            Выручит, конечно, Вас.

            Сказки Пушкина читайте!

            Это чудо!  Получайте!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...