Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Задание 1. Определите, из каких произведений взяты следующие отрывки (необходимо назвать автора и произведение).
А. На «капустнике» она много курила и всё прихлебывала шампанское, пристально смотрела на актёров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское, на большого Станиславского с белыми волосами и чёрными бровями и плотного Москвина в пенсне на корытообразном лице, – оба с нарочитой серьёзностью и старательностью, падая назад, выделывали под хохот публики отчаянный канкан. К нам подошел с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос, Качалов, поднял бокал и, с деланной мрачной жадностью глядя на неё, сказал своим низким актёрским голосом:
– Царь-девица, Шамаханская царица, твоё здоровье!
Б. Маленький человек в дырявом жёлтом котелке и с грушевидным малиновым носом, в клетчатых брюках и лакированных ботинках выехал на сцену … на обыкновенном двухколёсном велосипеде. Под звуки фокстрота он сделал круг, а затем испустил победный вопль, от чего велосипед поднялся на дыбы. Проехавшись на одном заднем колесе, человечек перевернулся вверх ногами, ухитрился на ходу отвинтить переднее колесо и пустить его за кулисы, а затем продолжал путь на одном колесе, вертя педали руками.
В. Образование – чепуха, главное – талант. Я знал артиста... он читал роли по складам, но мог играть героев так, что... театр трещал и шатался от восторга публики...
Г. Теперь оказывается, что он написал великое произведение! Скажите, пожалуйста! Стало быть, устроил он этот спектакль и надушил серой не для шутки, а для демонстрации... Ему хотелось поучить нас, как надо писать и что нужно играть. Наконец, это становится скучно. Эти постоянные вылазки против меня и шпильки, воля ваша, надоедят хоть кому! Капризный, самолюбивый мальчик.
Д. Как многие глухие, он был страстным любителем оперы, и иногда, во время какого-нибудь томного дуэта, вдруг на весь театр раздавался его решительный бас: «А ведь чисто взял до, чёрт возьми! Точно орех разгрыз». По театру проносился сдержанный смех, но генерал даже и не подозревал этого: по своей наивности он думал, что шепотом обменялся со своим соседом свежим впечатлением.
Ответ:
А. И.А. Бунин «Чистый понедельник»
Б. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. М. Горький «На дне»
Г. А.П. Чехов «Чайка»
Д. А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Максимально возможный балл – 5
Задание 2. Соотнесите фамилии русских писателей и род их деятельности, не связанной с литературным творчеством.
М.А. Булгаков инженер
Е.И. Замятин офицер военной разведки
А.П. Платонов врач
А.И. Куприн цирковой борец
Н.С. Гумилев мелиоратор
Ответ:
М.А. Булгаков врач
Е.И. Замятин инженер
А.П. Платонов мелиоратор
А.И. Куприн цирковой борец
Н.С. Гумилев офицер военной разведки
Максимально возможный балл – 5
Задание 3. Из предложенного списка отметьте (подчеркните) названия пяти автобиографических произведений, написанных в эмиграции.
В.В. Набоков «Другие берега»
И.С. Шмелев «Лето Господне»
Е.И. Замятин «Пещера»
А.И. Куприн «Юнкера»
С.Т. Аксаков «Семейная хроника»
И.А. Бунин «Жизнь Арсеньева»
Б.Л. Пастернак «Охранная грамота»
Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
М. Горький «Детство»
М.М. Пришвин «Кащеева цепь»
Ответ:
В.В. Набоков «Другие берега»
И.С. Шмелев «Лето Господне»
А.И. Куприн «Юнкера»
И.А. Бунин «Жизнь Арсеньева»
М. Горький «Детство»
Максимально возможный балл – 5
Задание 4.
Объясните, кто те, чьи имена и фамилии встретились в стихотворении О.Мандельштама.
И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гёте, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе.
Быть может. Прежде губ уже родился шёпот,
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
Ответ:
Франц Петер Шуберт 1797-1828 – австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.
Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791 – австрийский композитор.
Иоганн Вольфганг фон Гёте 1749-1832 – немецкий поэт. Государственный деятель и естествоиспытатель.
Гамлет – герой одноимённой трагедии У.Шекспир
Максимально возможный балл – 4
Задание 5.
Вы, конечно, читали повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Вспомните: «Вдруг страшный удар обрушился на плечи Тома. Точно такой же достался и Джо. В продолжение двух минут учитель усерднейшим образом выколачивал пыль из двух курток; вся школа ликовала и радовалась. Приятели были слишком поглощены своей забавой и не заметили, что незадолго перед тем в классе внезапно водворилась тишина, так как учитель подошёл к ним на цыпочках и наклонился над ними. Довольно долго он следил за их игрой, прежде чем со своей стороны внёс в неё некоторое разнообразие…».
В этом отрывке автор использует такую форму выражения мысли, когда слово или высказывание обретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его. Как называется этот литературоведческий приём?
Ответ: ирония[1].
См.: 1) Ирония - 1) тонкая, скрытая насмешка; 2) стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки; чаще всего - заведомое несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста, напр.: блажен в златом кругу вельмож ii пиит, внимаемый царями (Пушкин).
2) Ирония 1. ж. Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. 2. ж. Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки (в литературоведении). (Т.Ф. Ефремова)
3) Ирония – ж. греч. речь, которой смысл или значение противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание. (В.И. Даль)
Максимально возможный балл – 4
Задание 6. Перед Вами фотографии разных русских писателей, с творчеством которых Вы знакомились на уроках литературы. Кто изображён на каждой из представленных фотографий? В своём ответе не забудьте указать номер фотографии, фамилию, имя и отчество писателя
Ответ:
1. Лев Николаевич Толстой.
2. Иван Сергеевич Тургенев.
3. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
4.Иван Александрович Гончаров.
5. Антон Павлович Чехов.
6. Афанасий Афанасьевич Фет.
Максимально возможный балл – 6
Максимальное количество баллов за олимпиаду: 29.
Призерами и победителем являются учащиеся, набравшие не менее 50% - 15 баллов.
[1] Источник вопроса: Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч.2 / Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – С. 69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии(обслуживающий труд) 8-9 класс
Предлагаю тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (обслуживающий труд) 8-9 классы....
задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Представлены варианты олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников с ответами и рекомендациями....
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Разработки заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию, праву и экономике...
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (разработаны по заказу Управления образования мэрии г. Магадана)
Задания, разработанные М. Б. Тикуновой по заказу Управления образования мэрии г. Магадана для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012 учебном году...
Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)
Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)...
О требованиях к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе
Выступление на заседании ГМО учителей русского языка и литературы по вопросу требований к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому язык...