Внеклассное мероприятие по русскому языку "Фонетическая мозаика".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Методическая разработка по русскому языку "Фонетическая мозаика" может быть использована на повторительно-обобщающих уроках по теме "Фонетика", во внеклассной деятельности по предмету. Целевая аудитория - 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskaya_mozaika.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
«Фонетическая мозаика»
АВТОР РАЗРАБОТКИ: МАНТРОВА ЛИЛИЯ ВИКТОРОВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ «КИВЕРИЧСКАЯ СОШ»
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 5 КЛАСС
Цели:
- повторить и закрепить изученное по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»;
- развивать логическое мышление, внимание, речь и память.
Задачи:
- закрепить знания о звуковом составе языка, фонетических процессах, орфоэпических нормах;
- работать над расширением словарного запаса;
- воспитывать интерес к слову и речи.
Оборудование:
1. Кубик, четыре «ромашки», «лепестки»-задания.
2. Круг со словом «колесо».
3. Карточки-задания.
4. Орфографические словари.
Описание игры.
Игра состоит из нескольких конкурсов. Участвуют две команды по 6 человек. Работа участников оценивается жюри. В качестве домашнего задания команды подбирают по 5 загадок про буквы, звуки, ударение, записывают максимальное количество слов-палиндромов.
Ход игры.
I. Оргмомент.
– Ребята, скажите, пожалуйста, какие разделы русского языка вам известны? Наша игра посвящена «Фонетике. Графике. Орфоэпии». Вы хотите показать свои знания о звуках и буквах русского языка, умение правильно произносить слова? Тогда начинаем!
II. Актуализация знаний по теме.
– Много разных звуков окружает человека: пение птиц, лай собаки, шум машин. Окружают нас и особые звуки – звуки речи. Объединяясь, они создают слова, за которыми закреплено понятное всем значение. Как вы думаете, сколько нужно звуков, чтобы составить несколько миллионов слов?
– Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?
– На какие группы делятся звуки речи?
– А что изучают дети, пришедшие в 1 класс?
– Зачем нужно знать нормы произношения слов?
III. Работа по теме игры.
1. Конкурс «Ромашки».
В этом конкурсе команды по очереди отвечают на 7 вопросов, тематика которых определяется при бросании разноцветного кубика. Каждый тематический раздел состоит из 7 заданий, записанных на «лепестках» четырех «ромашек». После бросания кубика представитель команды срывает понравившийся «лепесток» с «ромашки» выпавшего цвета и вместе с командой выполняет задание. На ответ отводится 30 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл. На некоторых «лепестках» есть помета , обозначающая бонус – дополнительные 2 балла.
Красный цвет – ответьте на теоретический вопрос.
Синий цвет – назовите звук и дайте ему характеристику.
Желтый цвет – правильно назовите букву.
Зеленый цвет – поставьте ударение.
Красный цвет. Ответьте на теоретический вопрос.
- Какие мягкие согласные звуки не имеют парных твердых? ([ч,], [щ,], [й,])
- Перечислите шипящие звуки. ([ш], [ж],[ч], [щ])
- Какой звук обязательно включается в состав слога? (гласный)
- Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку ударений? (орфоэпия)
- В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? (в начале слова, после разделительных Ь и Ъ, после гласного)
- Назовите буквы, не обозначающие звуков. (Ь и Ъ)
- Перечислите слабые позиции для согласных звуков. (для звонких согласных – конец слова и положение перед глухим согласным, для глухих – положение перед звонким согласным, стечение согласных)
Синий цвет. Назовите звук и дайте ему характеристику.
- Второй звук в слове АВТОР. ([ф] – согласный, глухой, твердый)
- Первый звук в слове ЮМОР. ([й,] – согласный, сонорный, мягкий)
- Первый звук в слове СДАЧА. ([з] – согласный, звонкий, твердый)
- Последний звук в слове КОНЬ. ([н,] – согласный, сонорный, мягкий)
- Последний звук в слове ШОКОЛАД. ([т] – согласный, глухой, твердый)
- Первый звук в слове СЧАСТЬЕ. ([щ,] – согласный, глухой, мягкий)
- Первый звук в слове ЯХТА. ([й,] – согласный, сонорный, мягкий)
Желтый цвет. Правильно назовите букву.
Н, Ш, Щ, С, Х, М, Р. (эн, ша, ща, эс, ха, эм, эр)
Зеленый цвет. Поставьте ударение.
Столяр, щавель, торты, звонит, углубить, свекла, облегчить. ( столЯр, щавЕль, тОрты, звонИт, углубИть, свЁкла, облегчИть)
2. Конкурс «Ты – мне, я – тебе».
Команды загадывают друг другу заранее приготовленные загадки. За каждый правильный ответ дается 1 балл.
3. Конкурс «Кто точнее?».
Нужно сосчитать, сколько раз указанный звук встречается в предложении (предложения записаны на доске). Через 1 минуту поднимаются карточки с ответом (0, 1, 2, 3), за каждый правильный дается 1 балл.
- Документ подписан директором. [Т] (3 раза)
- На вокзале его встретил друг. [Г] (1 раз)
- Зина обратилась с просьбой к Лизе. [З] (ни разу)
4. Конкурс «Веселые превращения».
– Произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
- из слова ЛЁН – цифру; (ноль)
- из слова ЛЮК – большой мешок; (куль)
- из слова ТОК – домашнее животное; (кот)
- из слова ШЁЛ – неправду; (ложь)
- из слова ШЕЙ – просьбу есть что-либо; (ешь)
- из слова КУБ – связку, охапку чего-либо; (пук)
- из слова ЛЁД – материал для крыши; (толь)
- из слова КРАБ – зону культуры и отдыха; (парк)
- из слова ОЖОГ – наружный покров тела человека; (кожа)
- из слова АРАБ – синоним слова «двойка». (пара)
Команды в течение 5 минут записывают ответы, за каждый правильный присуждается 1 балл.
Во время пауз болельщикам предлагается разгадать метаграммы. (См. приложение)
5. Конкурс «Волшебный круг»
В круге записано слово КОЛЕСО. За 5 минут нужно найти слова, расположенные по ходу и против часовой стрелки. 5 баллов зарабатывает команда, увидевшая большее количество слов.
6. Конкурс «Кто больше?».
– Прочитайте записанные на доске слова:
ДОХОРАП, ТАДЛОС, ОХУ, ЯНИФАРГ
– Знаете ли вы, что обозначают эти слова? А как нужно их прочитать, чтобы понять значение? Обычно мы читаем слова слева направо, но есть необычные слова, которые читаются одинаково в любом направлении. Их называют «ПАЛИНДРОМЫ» (с греческого «бегу назад»). Проверим, кто знает таких слов больше.
Команды по очереди записывают на доске слова-палиндромы. За последнее слово дается 3 балла.
7. Конкурс «Заблудившийся звук»
Неизвестно, как случилось,
Только звук-то заблудился:
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Участники команд должны догадаться, в каком слове заблудился звук, и вернуть его на свое место.
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери)
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (крышу)
Посмотрите-ка, ребятки,
Баки выросли на грядке. (маки)
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
– Там ползет зеленый лук
С длинными усами! (жук)
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (сом)
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
На волке сметана, творог, молоко,
И рад бы поесть, да достать нелегко. (полке)
(Использован текст А.Шибаева)
8. Конкурс «Словесный марафон».
– В конце игры давайте посмотрим, у какой команды богаче словарный запас. За 5 минут вам нужно заполнить карточки-задания. Каждое слово приносит вам 1 балл. Следите за тем, чтобы слова, записанные вами, существовали в языке, обращайтесь за помощью к словарю.
Впишите последнюю букву так, чтобы у вас получилось слово.
до… то… ро…
до… то… ро…
до… то… ро…
до… то… ро…
до… то… ро…
Впишите первую букву так, чтобы у вас получилось слово.
…ар …ор …ир
…ар …ор …ир
…ар …ор …ир
…ар …ор …ир
…ар …ор …ир
IV. Подведение итогов игры.
Жюри подсчитывает баллы, набранные командами в ходе игры. Грамотами награждаются команды, занявшие 1 и 2 места, а также наиболее активные участники.
Использованная литература:
- Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992
- Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008
Приложение
звонит
Щ
Перечислите слабые позиции
для согласных звуков.
С [к] я в школе на стене.
Горы, реки есть на мне.
С [п] – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою. (карта – парта)
Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто. (соль – моль)
С [п] – на дереве весною,
С [т] – писать кончаешь мною,
С [б] – я тара в магазине,
С [к] – в болотистой низине. (почка – точка – бочка – кочка)
С [п] я в доме, с [в] я в поле,
С [м] я в море, с [г] в футболе,
С [к] вбивают, с [т] взрывают,
С [д] долину называют. (пол – вол – мол – гол – кол – тол – дол)
С глухим шипящим я числительное,
Со звонким – имя существительное. (шесть – жесть)
Со звуком [л,] – найдете под землей
( я, как известно, каменный и бурый).
А с [л] – я в комнате любой,
В геометрической фигуре. (уголь – угол)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по математике "Математическая мозаика"
Разработка внеклассного мероприятия по математике дла учащихся 7-9 классов. Каждый конкурс имеет презентацию....
Внеклассное мероприятие по математике "Математическая мозаика"
Внеклассное мероприятие по математике "Математическая мозаика"...
Внеклассное мероприятие на тему: « Олимпийская мозаика».
Внеклассное мероприятие на тему: « Олимпийская мозаика».Цель:Научить детей работать с различными видами литературы в библиотеке, интернетом, выделять главное.Задачи:Развитие интереса учащихся к ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку
Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....
Внеклассное мероприятие по черчению "Графическая мозаика"
Внеклассное мероприятие по черчению для 5 класса. Оно помогает закрепить знания детей по темам "Чертёжные инструменты и материалы","Линии чертежа"," Геометрические фигур...