памятки для уроков русского языка
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Материал поможет быстро повторить и закрепить изученный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheredovanie_glasnykh_v_korne.doc | 35 КБ |
chasti_rechi.doc | 37.5 КБ |
suffiksy.doc | 30 КБ |
pristavki.doc | 27.5 КБ |
padezhnye_okonchaniya_sushchestvitelnykh.doc | 32 КБ |
padezhi.doc | 29 КБ |
narechiya.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Чередование гласных в корне
Чередование | Корни | Примеры |
о//а | -позд-//-пазд- | опоздать – опаздывать |
-коп-//-кап- | копать – выкапывать | |
-спор-//-спар- | спорить – оспаривать | |
-кос-//-кас- | коснуться – касаться | |
-лож-//-лаг- | изложение – излагать | |
-рос-//-раст-//-ращ- | росли – расту – выращивать | |
-гор-//-гар- | загореть – загар | |
е//и | -бер-//-бир- | соберу – собирать |
-дер-//-дир- | удеру – удирать | |
-мер-//-мир- | замереть – замирать | |
-пер-//-пир- | запереть – запирать | |
-тер-//-тир- | затереть – затирать | |
-блест-//-блещ-//-блист- | блестеть – блещет – блистать | |
-стел-//-стил- | расстелить – расстилать | |
-сед-//-сид- | седло - сидеть |
Предварительный просмотр:
Самостоятельные части речи
Название | Вопрос | Грамматическое значение | Примеры |
Имя су- ществи- тельное | Кто? Что? И другие падеж- ные вопросы | Предмет | Мама, друг, волк, стол, нежность, синева |
Имя прилага- тельное | Какой? какая? какое? чей? | Признак предмета | Красивый, деревянный, весёлый |
Имя числи-тельное | Сколько? который? и др. | Количество или Порядок предме-тов при счёте | Четыре, пять, десять, пер- вый, второй, пятый |
Место- имение | Кто? что? какой? который? сколько? чей? | Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. Это значит: употреб-ляется вместо име- ни существитель-ного, имени при-лагательного, име-ни числительного | Ты, тот, кто, что, наш, весь, каждый, другой, столько, мой, ваш, какой, чей, который, сколько |
Глагол | Что делать? что сделать? | Действие предмета, его состояние | Бежать, беспокоиться, рассмешить |
Наречие | Как? куда? откуда? где? зачем? почему? и др. | Признак действия, признак признака | Быстро (бежать), очень (полезный), издалека (прийти) |
Служебные части речи
Название | Какую роль выполняет в языке | Примеры |
Предлог | Служит для связи слов в словосочетании и предложении | В, на, за, у, вдоль, без, для, из-за, из-под, после, кроме, при, по, с, от, и т.д. Бежит по дороге, стоит около дома |
Союз | Служит для связи однородных членов и частей сложного предложения | И, а, но, да, или, так как, потому что, что, чтобы, когда, и т.д. В зоопарк привезли белых медведей и тюленей. Мне хотелось, чтобы дождь быстрее кончился. |
Частица | Вносит в предложение дополнительное значение: отрицание, вопрос, сомнение и т.д. | Не, ни, ли, вот, как, неужели, ещё, даже, же, лишь и т.д. Иду гулять. – Не иду гулять. Все приехали. – Все ли приехали? |
Междометия и звукоподражательные слова
Название | Какую роль выполняют в речи | Примеры |
Междометия | Выражают чувства, но не называют их | Ах! Ой! Ух! Ну, ура, увы, ха-ха |
Звукоподража- | Воспроизводят звуки окружающего мира | Гав-гав, мяу-мяу, |
Предварительный просмотр:
Падеж | Предлоги | Вопросы |
Именительный | Кто? Что? | |
Родительный (нет) | От, до, из, без, у, для, около, с | Кого? Чего? |
Дательный (дал) | К, по | Кому? Чему? |
Винительный (вижу, виню) | В, во, на, за, про, через | Кого? Что? |
Творительный (горжусь) | С, со, за, под, над, между, перед | Кем? Чем? |
Предложный (думаю) | О, об, в, на, при | О ком? Очём? |
Предварительный просмотр:
Иногда очень трудно найти в тексте наречия.
ЗАПОМНИ!
Наречия чаще всего относятся к глаголам
и обозначают признак действия.
Наречия могут отвечать на вопросы:
Как? – радостно, верхом, шёпотом;
Куда? – сюда, куда-то, налево, вверх, туда, домой;
Где? – здесь, там, везде, справа, наверху, кое-где, нигде;
Откуда? – издалека, сверху, откуда-то, изнутри;
Зачем? – нарочно, назло, на смех, напоказ;
Почему? – сослепу, сгоряча, поневоле;
Когда? – теперь, вскоре, потом, весной, прежде, завтра;
Сколько? Сколько раз? – много, немного, мало, дважды, трижды;
Как? Каким образом? – по-весеннему, по-немецки, дружески, вихрем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка
Материал содержит инструкции для обучающихся школы VIII вида по работе над ошибками...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Памятка-закладка по русскому языку
Памятка-закладка по русскому языку...
Памятка-шпаргалка для уроков русского языка
Материал-памятка в которой содержатся основные правила русского языка которые надо запомнить...
Памятки для учащихся. Русский язык
Памятки для учащихся. Русский язык...
Как сделать урок русского языка интересным и продуктивным Памятка учителю
1.Хорошее начало дня - половина дела. Начало урока должно быть активным, включающим обсуждение, работу с ранее изученной темой, парную, групповую работу. Учащихся можно познакомить с задачами урока, з...
Памятка работы над ошибками на уроках русского языка
Памятка содержит методику работы над ошибками на уроках русского языка для индивидуальной работы, можно подготовить и как раздаточный материал....