Азбучные молитвы.
статья по русскому языку (8 класс) по теме

Денисова Ирина Николаевна

Доклад на Кирилло-Мефодиевских чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuchnye_molitvy.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                  Азбучные молитвы

(Выступление на Кирилло-Мефодиевских чтениях, май 2011 года)

                                   Узяркина Анастасия, ученица   8  Б класса

МОУ «СОШ №10»

С детства   мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как возник у каждого народа его родной язык?  

Узнать это очень трудно. Существуют только догадки и предположения. Несколько легче ответить на вопрос: как / и когда возникла у того или другого народа своя письменность.

О начале славянской письменности мы узнаем   из главной русской летописи – “Повести временных лет”.  На слайде вы видите, как выглядит самая древняя русская книга, которая дошла до нас.

 В ней говорится о том, / как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

         Царь Михаил / вызвал двух ученых братьев // – Константина и Мефодия,  и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, богослужебная книга, часть нового завета, и Евангелие”. Вы видите, на сладе представлены некоторые иконы с изображением   Кирилла и Мефодия)  (Слайд)

Совершилось это в 863 году в Болгарии.  Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. И далее читаем: “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалтирь (Часть Библии, книга псалмов - религиозных песнопений), Октоих (Книга с церковными песнопениями) и другие церковные книги.  (Слайд.  Карта Болгарии)

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука.  

И в Киеве, / и в Новгороде, / и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

 (Слайд. Кирилл и Мефодий со своими учениками)

Для лучшего запоминания азбуки была составлена особая молитва – Азбучная,  (Слайд.  Определение «Азбучной молитвы) 

которая представляет собой акростих, в котором каждая строчка начинается с очередной буквы алфавита,

(Слайд. Фрагмент «Азбучной молитвы»)

Обратите внимание, на очередном слайде представлен фрагмент «Азбучной молитвы». Как видите, она написана на старославянском языке. И каждая новая строка начинается с очередной буквы алфавита.

(Слайд. «Азбучная молитва»)

 «А́збучная моли́тва», иногда её называют «Толковой азбукой» — стихотворная азбука, одно из самых ранних или точнее сказать первое из  славянских стихотворений.  

Чтение Молитвы

«Аз словом сим молюся Богу»

Аз сло́вом сим молю́ся Богу:
Бо́же, всея́ твари́ Зижди́телю,
Ви́димым и неви́димым,
Го́спода Ду́ха посли́ Живу́щаго,
Да вдохне́т в сердце́ ми сло́во,
Еже бу́дет на успе́х всем,
Живу́щим в за́поведех Ти.
Ѕело́ бо есть свети́льник жи́зни
Зако́н Твой, свет стезя́м,
Иже и́щет ева́нгельска сло́ва
І про́сит да́ры Твоя́ прия́ти.
Ко креще́нию обрати́шася вси́,
Лю́дие Твои́ нарещи́ся хотя́ще,
Ми́лости Твоя́, Бо́же, про́сят зело́.
Но мне ны́не простра́нно сло́во даждь,
О́тче, Сы́не и Пресвяты́й Ду́ше,
Прося́щему по́мощи от Тебе́.
Ру́ци бо свои́ выспрь возде́ю при́сно,
Си́лу прия́ти и му́дрость у Тебе́.
Ты бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши.
Упова́ние всех конце́в земли́.
Фарао́на мя зло́бы изба́ви,
Херуви́мску ми мысль и ум даждь.
Ѡ, Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость переложи́.
Целому́дренно да начну́ писа́ти
Чудеса́ Твои́ преди́вные зело́,
Шестокрыла́тых си́лу восприиму́.
Ще́ствую ны́не по сле́ду учи́телю, и́мени его́ и де́лу после́дуя,
Ѣ́вным[ сотворю́ ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Божестве́,
Ю́же пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом,
Ѧзы́к нов, хвалу́ воздая́ при́сно Отцу́, Сы́ну и Пресвято́му Ду́ху,
Ему́ же честь и держа́ва и сла́ва
от всея́ тва́ри и дыхания
от вся ве́ки и наве́ки. Аминь

«Азбучная молитва» является особой формой изложения религиозных истин, раскрывая в удобной для запоминания стихотворной форме различные вопросы православного вероучения и  представляет собой, как я уже говорила ранее, акростих,  в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Перед вами простой пример акростиха (читаю стихотворение)

           От античности и до средних веков выбор этой формы чаще связан с сакральными мотивами, т.е молитвами, в которых читается имя Христа, Девы Марии  или с обращением поэта (к своему покровителю, собрату по перу), или с подписью, встроенной в первый столбец букв авторским именем.

      Считается, что именно так использовал акростих его изобретатель, древнегреческий поэт и драматург  Эпихарм 

У истоков русского акростиха также стоят акростишные подписи жившего в 17 веке иеромонаха Германа, занимавшегося переложением псалмов: например, его переложение 140-го псалма показывает по первым буквам фразу «Герман монах моляся писах».  (Слайд)

  Происхождение        

 По поводу авторства «Азбучной молитвы» до сих пор нет единого мнения.

Согласно одной точке зрения, / первый её вариант, записанный глаголицей, был создан святым Кириллом, просветителем славян (до принятия монашества он носил имя  Константин  Философ.

Согласно другой точке зрения, «Азбучную молитву» в 893894 годах создал ученик святого Мефодия, выдающийся литератор и церковный деятель  Константин Преславский,   епископ  Преслава Великого, живший на рубеже 9 -10. В соответствии с данной теорией «Азбучная молитва» является частью созданного Константином Преславским «Учебного евангелия».  (Слайд икона Константина  Преславского )

          Поэтический приём акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян .

Византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов.

        Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста, //  хвалебного церковного песнопения и молитвы Пресвятой Богородице, / многих кондаков,  кратких церковных песен  во славу Спасителя, Богородицы или святого,  например кондаки во славу святого Романа Сладкопевца, //  канонов.  Канон - это церковное хоровое песнопение в честь святого Иосифа Песнописца или праздника,  //  и других произведений византийской духовной литературы.

         Учёные считают, что прообразом славянской «Азбучной молитвы» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова -  стихотворение из 24 строк, каждая из которых начинается с очередной по порядку греческого алфавита буквы. Однако этот греческий текст, в отличие от «Азбучной молитвы», не является цельным произведением, а лишь подборкой нравоучительных сентенций, вроде «плохо быть бедным, но ещё хуже разбогатеть через злое».  (Слайд Богослов)

«Азбучная молитва» была широко распространена в древнерусской письменной традиции, о чём свидетельствует большое количество её вариантов.

К настоящему времени учёными обнаружено и опубликовано 38 (по  некоторыхм источникам 40) списков «азбучной молитвы» 12 – 17 веков,  в основном русского происхождения. (Слайд)

Впервые «Азбучная молитва» была издана в 1825 году в русском издании книги Иосифа Добровского «Кирилл и Мефодий, словенские первоучители».

Своё выступление  я хочу закончить  стихотворением  о старославянском языке Виктора Афанасьева.  

Церковно-славянский язык                        

Он самый молитвенный в мире,                        
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири                      
И святоотеческих книг;
Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье –
Церковно-славянский язык.

                                                              Виктор АФАНАСЬЕВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1  Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».Цели:Образовательные: Развивать навы...

Разработка урока музыки в 6 классе по программе Г.П.Сергеевой. Тема "Молитва в творчестве русских композиторов"

Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал....

Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений "Тема молитвы в литературе"

Учебная хрестоматия входит в комплект пособий, обеспечивающих литературное образование в 5- 9 кл. на основе государственного стандарта при изучении раздела «Духовная литература»...

Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» ("Не обвиняй меня, всесильный").

Урок литературы в 9 классе. Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотвор...

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» (7 класс) направлен на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся. Процесс обучения на уроке организуется и направля...

Азбучные истины великого старца

Библиотечный час в форме беседы, посвященный 185 - летию со Дня Рождения Льва Николаевича Толстого, рассчитан на обучающихся 5-9 классов...

Исследовательская работа "Азбучные истины или образы славянской буквицы"

Данную работу представляли на муниципальном этапе  научно- практической конференции "Золотое перо 2016"...