Использование синонимов в речи
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Ичпользоваение синонимов в речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sinonimov_v_rechi.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

улица Ленина, 19а посёлок Советский,

Краснодарский край, Тимашевский район

тел. 88613037446, факс8861303744

                                                           Е-mail:school14@tim/kubannet.ru

   

             

                                           

Учитель русского языка и литературы

                                                                               Топка Людмила Ивановна

Цели урока:

  1. Познакомить с функциями синонимов в речи.
  2. Учить употреблять  синонимы в собственной речи.
  3. Сформировать у уч-ся представление о богатстве синонимов в русском языке, развить стремление овладеть этим богатством.

Ход урока:

  1. Подготовка учащихся к началу работы на уроке.
  2. Проверка выполнения домашнего задания.
  1. Прослушайте разговор ребят и скажите, какими разными словами говорили ребята об одном и том же признаке? Вспомним как называются такие слова?

- Ребята, о чем вы спрашиваете?

- А разуме мы спорим? Мы говорим о спортивных состязаниях. Это была замечательная драка!

- Да, это чудесный бой!

- Такого прекрасного сражения еще не было.

-Превосходящая баталия?

- Ребята, да вы говорите об одном и том же, но только разными словами.

         Итак, какими разными совами говорили ребята об одном и том же предмете? (Драка, бой, сражение, баталия)

- Об одном и том же признаке? (замечательный, чудесный, прекрасный, превосходный).

2) Как называются такие слова? (Синонимы)

3) Дайте определение синонимов и приведите примеры синонимов из д. упр.

Итак, драка, бой, сражение, батарея – это синонимы.

- Какой из этих синонимов чае всего употребляется в нашей речи?

          Бой – сражение войск, армий;

                     состязание, единоборство.

- А какое слово вышло из активного употребления? С ними мы можем встретится в стихотворении, в историческом рассказе.

           Баталия -  сражение, битва. (В стихотв. произведениях, воспевающих героическое время).

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжаем работу над синонимами.

Итак, для чего употребляются синонимы в нашей речи? Какую роль они играют в нашей речи? Такую задачу мы будем решать сегодня. Будем учиться употреблять синонимы в собственной речи.

- Записываем число, классная работа и тему урока.

IV) Организация процесса усвоена нового материала.

  1. Работа по таблице «Глаголы синонимы»

а) Назовите синонимы к глаголу идет.

б) Можно ли сказать, что мальчик шествует на урок? А почему?

 в)А что значит шествует? (Идет, шагает важно степенно)

 Итак, эти синонимы более точно описывают действия.

Значит, синонимы помогают более точно и образно выразить мысль. Синонимы украшают нашу речь. Делают ее разнообразной, эмоциональной, красивой.

  1. А теперь посмотрим, как художник слова, писатель Лавренев, употребляет синонимы для того, чтобы более точно описать действия людей.

Читаем текст упр.344 стр. 146 и находим в нем синонимы описывание действия людей.

- Назовите синонимы:

(смотрела, созерцала, взирали, глазели).

- Какое у них общее лексическое значение?

- Но какими оттенками лексического значения они отличаются?

Смотрела – направлять взгляд, чтобы увидеть кого-нибудь, что-нибудь, глядеть.

Созерцать – рассматривать, пассивно наблюдать.

Взирали – смотрели.

Глазели – смотреть из праздного любопытства .

Физкультминутка

  1. На доске даны вразбивку синонимы. Сопоставьте из этих слов ряды синонимов.

Страна, метель , сторона, буран, вьюга, край, пурга, земля.

- какие ряды синонимов вы составили? (1.Страна, сторона, край, земля.2. Метель, буран, вьюга, пурга.)

- Назовите общее значение слов синонимов каждого ряда. (Снежная буря.).

Используя слова – синонимы первого ряда, сопоставьте предложение с однородными членами.

       Страна моя, земля моя, люблю тебя сердечно!  (Комментируя орфограммы и пунктограммы)

Физкультминутка

  1. «Русская речь» №177 стр 72.

Запишите тексты этого упражнения.(Подчеркните слова, которые обозначают один и тот же предмет.)

- Проследите, как связаны предложения в данных текстах.

- Итак, какую роль они выполняют?

(Чтобы избежать речевой ошибки,

 повторения одного и того же слова)

        

  1. Грамматическая минутка

«На зарядку дай отгадку».

  1. Я тоже, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун

А называюсь я (тайфун)

  1. Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все (антракт).

На время что - то прекратив,

Мы объявляем (перерыв)

В борьбе, в труде устали лишком-

Дают уставшим (передышку).

После урока непременно

Нужна ребятам (перемена)

  1. Упр. 346 стр.146. Читаем 1 и 2 задание

а) Читаем текст, выбирая один из синонимов.

б) А как можно озаглавить текст?

«Лесная река скворенушка».

Итак, синонимы помогают образно выразить мысль (эмоционально ярко).

                 в) Запишите первое предложение. Разберите его по членам предложения и частям речи.

                 - Итак,  какую роль выполняют синонимы в нашей речи?

                 - Синонимы служат для того, чтобы наша речь была точной, выразительной, богатой, эмоциональной. Хорошее значение синонимов поможет вам в написании изложений, сочинений.

Д.З Сочинение «Солнечный день»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе

Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...

Урок-презентация "Использование обращений в речи." 8 класс

Урок–презентация «Использование обращений в речи. 8 класс" ...

Классики (и не только) экспериментируют. Небольшая подборка стихов, написанных посредством использования одной части речи.

Отдыхаем с пользой! Вашему вниманию предлагается ряд стихотворений, где поэты постарались передать свои мысли, используя минимальные языковые средства....

Урок-мастерская по созданию текста с использованием трёх типов речи "Чёрное и белое в человеке" (8 класс)

Цель урока - подготовка  к написанию сочинения на заданную тему, совершенствование речевой практики учащихся....

Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи

Познакомить учащихся с наречием как частью речи...

Технологическая карта по русскому языку 5 класс "Употребление синонимов в речи"

Технологическая карта урока "Употребление синонимов в речи" 5 класс...

Роль синонимов в речи.

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Роль синонимов в речи"....