Урок-зачёт по теме «Предложения с однородными членами».
методическая разработка по русскому языку на тему

Цели:    Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по изученной теме. Практическое                 применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях. Повышение ответственности каждого ученика за свой труд в учении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozheniya_s_odnorodnymi_chlenami.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-зачёт по теме «Предложения с однородными членами».

Цели:    Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по изученной теме. Практическое                 применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях. Повышение ответственности каждого ученика за свой труд в учении.

На уроке ученики должны знать уметь следующее:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

1. Какие члены предложения называются однородными?

2. Группы сочинительных союзов по значению.

3. Правила постановки знаков препинания:

- запятой между однородными членами;

- двоеточие и тире в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них.

1. Находить изученные пунктограммы и уметь обосновывать постановку знаков препинания.

2. Ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктограммами.

ОФОРМЛЕНИЕ.

1. Плакат «Должны знать и уметь».

2. Дидактический материал (карточки-задания).

ХОД УРОКА.

- Сегодня у нас с вами урок-зачёт по теме «Предложения с однородными членами». Зачёт будет проходить в форме игры «КВН».

(Класс делится на две команды, они соревнуются в выполнении заданий. Каждый конкурс оценивается, высшая оценка «5» баллов).

1. Конкурс «Грамотей».

Словарный диктант.

(Один ученик от команды пишет диктант на доске, а остальные – в тетрадях).

I вариант.

Удачный эксперимент, стремительный катер, продолжительные дебаты, могучая держава, символ мира, преобразование пустыни, будущие поколения, участвовать в дискуссии, трасса газопровода, честные труженики, лабораторные работы, артиллерия, говорить с достоинством, постамент из гранита, достопримечательности города, искусство, профиль.

II вариант.

Соревнование на байдарках, прекратить прения, интересная дискуссия, общечеловеческие идеалы, девиз смелых, воплотить в жизнь, осуществить эксперимент, маршрут похода, строительство магистрали, декларация прав человека, внимательная аудитория, кавалерия, картинная галерея, пьедестал почёта, искусный, монтаж, фильмотека.

(После диктовки даются две минуты для проверки работ, выставления оценок и подведения среднего балла).

 2. Разбор слова по составу.

(Слова даются командам на карточках, необходимо быстро и правильно разобрать их).

Броневик                                                               Багровый

всплывает                                                              подул

предрассветный                                                    рассматривая

Подведение итогов.

3. Конкурс «Экспромт».

Команды по очереди отвечают на вопросы, подготовленные учителем. Если кто-то из участников команды затрудняется ответить на вопрос, то право ответа переходит другой команде.

Вопросы и ответы.

1. Какие члены предложения называются однородными? Как они соединяются между собой?

(Однородные члены – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения, они относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним членом предложения. Однородные члены предложения равноправны по отношению друг к другу и соединены между собой сочинительной связью).

2. Назовите группы сочинительных союзов.

(Сочинительные союзы по значению делятся на три группы: 1) соединительные: -и, да(=и). ни-ни, не только…, но и…, как… так и; 2) разделительные: -или(иль), либо, то-то, не то-не то; 3) противительные: -а, но, да (=но), зато).

3. Приведите примеры предложений с однородными членами, соединёнными союзами разных групп.

Нигде не было видно ни воды, ни деревьев. Высоко в небе парил не то ястреб. не то коршун. Мал золотник, да дорог.

4. Как можно различить однородные и неоднородные определения?

(Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову, а неоднородные по-разному: непосредственно к существительному относится ближайшее из них, а другое – ко всему словосочетанию; однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза И, а неоднородные определения произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза И).

5. Назовите условия, при которых всегда ставится запятая между однородными членами.

(Если однородные члены не связаны сочинительным союзом, то между ними ставится запятая. Запятая ставится между однородными членами: 1. Перед противительными союзами. 2. Перед повторяющимися союзами. 3. Перед второй частью двойных союзов.)

6. При каком условии запятая между однородными членами не ставится?

(Запятая не ставится между однородными членами, соединёнными одиночным, неповторяющимся соединительным или разделительным союзом).

7. Расскажите о знаках препинания с обобщающими словами при однородных членах.

(Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится запятая. Если после обобщающих слов перед однородными членами стоят слова КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР, то после этих слов ставится двоеточие, а перед ними запятая. если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире).

8. Приведите примеры предложений с обобщающими словами, стоящими перед и после однородных членов.

Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо. Затуманенный лес, озеро, небо – всё было серое.

Подведение итогов.

4. Пунктуационная минутка.

Командам выдаются листы с заданиями.

1. Разобрать предложения, используя схемы для объяснения знаков препинания. Расставить знаки препинания.

I вариант.

1. Тусклый розовый дым висел над лугами.

2. В руках физкультурников были красные, жёлтые, зелёные флажки.

3. Весёлые голоса раздавались или в лесу, или за речкой.

4. Всюду: вверху, внизу – пели жаворонки.

II вариант.

1. Вдруг тревожное конское ржание раздалось во тьме.

2. Сухой, горячий ветер нёс раскалённый воздух.

3. Не то разговор, не то пение разбудило меня.

4. Трава, земля, крыши домов – всё было покрыто белым налётом инея.

Подведение итогов.

5. Синтаксическая минутка.

Произвести синтаксический разбор предложения и определить стиль речи.

I вариант

Перед цветением картофель подкармливают калийными и фосфорными удобрениями.

1. Повествовательное.

2. Невосклицательное.

3. Простое.

4. Односоставное.

5. Неопределённо-личное.

6. Распространённое.

7. Полное.

8. Осложнено однородными определениями.

9. [Ο и Ο].

10. Научный стиль.

II вариант

Дремали не только леса, но и лесные озёра и ленивые реки.

1. Повествовательное.

2. Невосклицательное.

3. Двусоставное.

4. Распространённое.

5. Полное.

6. Осложнено однородными подлежащими.

7. [не только Ο, но и Ο и Ο].

8. Художественный стиль.

Подведение итогов.

6. Составить предложение по схеме.

[либо Ο, либо Ο].

[если не, то].

Подведение итогов.

7. Разминка.

Ученики одной команды задают три вопроса по орфографии другой команде и наоборот.

Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

Ученики читают свои сочинения на лингвистическую тему: «Различия в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами, соединёнными союзом И, и в сложном предложении с тем же союзом».

Подведение итогов.

9. Озаглавить и заполнить таблицу по односоставным предложениям.

Группы односоставных предложений.

Вид односоставного предложения

Грамматическая основа

Чем выражено сказуемое

подлежащее

сказуемое

1. Определённо-личные.

____

+

глагол 1-го или 2-го лица

2. Неопределённо-личные.

____

                 

+

глагол 3-го лица мн.ч. в наст. и будущ. времени во множ. числе в прошед.времени

3. Безличные.

____

+

безличн.глагол, безличн. форма личн. глагола, н.ф. глагола, составными глагольн. и именным сказуемым

4. Назывные.

+

____

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Задание на дом.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – соревнование Клуб знатоков по теме Предложения с однородными членами

Данный урок направлен на  закрепление и систематизацию знаний учащихся об однородных членах предложения, развитие умения распознавать однородные члены в предложении,  выделять их ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС по теме «Предложения с однородными членами»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения" с использованием ЭОР...

Интегрированный урок-повторение по русскому языку в 8 классе по теме «Предложения с однородными членами и пунктуация при них» (с применением приемов технологии РКМЧП)

-закрепить  знания учеников об однородных членах предложения, умения ставить знаки препинания и объяснять их постановку, умение узнавать пунктуационные правила в тексте;-акцентировать внимание на...

Проверочная работа по теме: "Предложения с однородными членами"

Проверочная работа по указанной теме, предложенная в 2-х вариантах, предназначена для контроля знаний и умений учащихся как в 8 классе после изучения раздела, так и в 9 классе при подготовке к ОГЭ - в...

Контрольная работа по русскому языку по теме «Предложения с однородными членами, обращениями, вводными конструкциями и междометиями». 8 класс

Контрольная работа по русскому языку по теме «Предложения с однородными членами, обращениями, вводными конструкциями и междометиями».      8 класс...

Конспект урока: "Повторение темы "Предложение, осложненное однородными членами" для 8 класса

Цели урока:повторить материал об однородных членах предложения: понятие, соединительные союзы, пунктуация при однородных членах; показать на тренировочных упражнениях умения применять теоретические зн...