урок-практикум по теме: Деепричастие
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме
Урок даёт возможность обобщить и закрепить сведения о деепричастии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
улица Ленина, 19а посёлок Советский,
Краснодарский край, Тимашевский район
тел. 88613037446, факс8861303744
Е-mail:school14@tim/kubannet.ru
Учитель русского языка и литературы
Топка Людмила Ивановна
Цель: обобщение сведений о деепричастии.
Задачи:
1. Закрепить изученные орфограммы и пунктограммы, помочь каждому.
2. Усвоить грамматикостилистическую норму употребления деепричастия в предложении, научится видеть границы деепричастного оборота.
Ход урока
- Подготовка учащихся к началу работы на уроке.
- Сообщение темы и цели урока.
- Проверка выполнения домашнего задания
Вступление
Похвальное слово деепричастию.
Деепричастие
1.Это особая форма глагола неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие. Деепричастие не «дружит» со временем, но вид легко опознать, поставив вопрос, о возвратности определим по суффиксу – сь. В отличие от причастия эта категория не имеет признаков прилагательного , а значит, нет и окончания. Деепричастия несовершенного вида имеют суффиксы – а,-я, а деепричастия совершенного вида – в, - вш. В предложении деепричастия являются обстоятельствами. Существуют только два правила о деепричастие. Первое – орфографическое: «частица не с деепричастиями всегда пишется раздельно». Второе – пунктуационное «деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяется запятыми». Деепричастие помогает нам более складно и просто выразить мысль. Эту форму глагола любили употреблять в стихах и прозе поэты и писатели. Например, А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.
Учащиеся приводят предложения с деепричастными оборотами из произведениями русских писателей.
2.Всестороняя проверка знаний и умений учащихся. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их написание. Обозначить деепричастные обороты.
Заря,/лениво обходя кругом/, обсыпает ветки новым серебром. Я стою у дороги,/ прислонившись к иве/. /Отражаясь/, березы ломались в пруду. В поле, /склоняясь к побегам/, ходят грачи в полосе.
3.Историческая. А почему так называется?
В термине «деепричастие» нам знакома вторая часть, а что означает первая? Ее мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаем, что термин «деепричастие» возник в 17веке, состоит из двух частей (дее+ причастие)и объяснить его модно как «причастность к действию».
Об образование слова деепричастие можно узнать из этимологического словаря русского языка Н.М. Шанского. Деепричастие образовано сложением частицы дее (от деять- делать) и существительного причастие.
4.Вставить пропущенные орфограммы. Объяснить их написание. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Пушкин и книги.
Книги Пушкин любил с детства. Тайком забираясь в кабинет отца, он читал все книги,/попадавшиеся ему под руку/. Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. /Находясь в изгнании/, поэты часто обращался с просьбой с просьбой прислать ему ту или иную книгу./ Уезжая в путешествия/, он всегда брал с собой книги.
5.Объяснить правописание не с глаголами, деепричастиями.
Не удаляясь, не чувствовал, недоумевая, не думал, ненавидя, не присутствовал, не спрашивал, негодуя не припоминая, не чувствуя, не сожален, не – взирая, не думая.
Слитно Раздельно
- х
- х
- х
- х
- х
- х
- х
- х
- х
- х
- х
- х
- х
- Х
6. Творческий диктант. Заманить, где можно один из глаголов деепричастием.
1. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму за веревки.
2. Малыш напевал и хлопал в ладоши.
3. Товарищи заметили его беспокойство и ушли.
7.Употребление деепричастий в речи.
Игра «Корректор»
Найдите ошибку в данных предложениях. Исправьте их, аргументируя свой ответ.
- Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
- Ваня, поступив в школу, и очень ее любил.
- Возвратясь домой, шел дождь.
8. Употребления деепричастий в пословицах и поговорках.
1. Учись, на людей глядя.
2. Уважая человека, уважаешь себя
3. Начиная дело, о конце думай
4. Достигнув цели, впереди другую связь
5. Глядя на лес, не вырастишь.
6. Не начав, думай, а потом делай.
7. Не, не сошьёшь.
8. Сплотившись, даже самые могучие.
9.Не испытав, не узнаешь.
10. Сделав зло, не жди добра.
11.Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.
12. Не давши слова, крепись, а давши- держись.
13. Не засыпай старого колодца, не вырыв нового.
14. Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.
9. Употребление деепричастия в устойчивых словосочетаниях.
( фразеологизмы)
- Признаться положа руку на сердце;
- согласиться скрепя сердце;
-работать не покладая рук;
-слушать затаив дыхание;
- работать засучив рукава;
-сидеть сложа руки;
-бежать высунув язык;
- неситесь сломя голову;
- сидеть повесив нос;
-смотреть высунув глаза;
- ходить задрав нос;
-смотреть выпучив глаза;
-несолоно хлебавши.
10. Составить небольшое сочинение.
На тему « После школы» ( в работе использовать для обозначения добавочного действия деепричастия- пообедав, садясь, гуляя, придя, почитав).
11.Распростронить одиночное деепричастие пояснительными словами.
1. Лучи весеннего солнца, играя, пригревают пробуждающуюся землю.
2. Высоко в небе, распевая, славит весну жаворонок.
3. Услышав, каждый скажет: «Пришла весна».
12. Творческий диктант. Заменить причастные обороты деепричастными.
1. Лётчик, приоткрывший глаза, увидел перед собой медведя.
2. Алексей, не разбиравший дороги, прямо по целине пополз в лес.
3. Два мальчугана, державшиеся за руки, осторожно стали подходить к
Мересьеву.
13. Разгадать шараду.
1. Звонкая согласная, парная глухая и Т/д.
2. Суффикс сравнительной степени прилагательных (ее)
3. Приставка, обозначающая приближение (при)
4. Существительное-название части суток (час)
5. Суффикс неопределённой формы глагола (ти)
6. Шестая буква алфавита (е)
14. Индивидуальная работа.
1. Восстановить строки из стихотворения Э.Асадова
… от свежего ветерка.
Чуть….крепыши- маслята
… за руки, как ребята,
Топают…. Вокруг пенька!
Для справок: посинеть, греться, ежиться, взяться (необходимо использовать деепричастия).
2. Спишите, графически объясните правописание не с выделенными словами.
Все обо всем. О мировой судьбе.
О будущем. Да с пышным караваем.
А что мы знаем сами о себе?
Себя мы от самих себя скрываем.
Как смею жить, (не) разорвав кольца.
С (не) услышанной совестью и с жаждой.
Сказать хотя б себе, но до конца.
Чтоб, вздрогнув, о себе подумал каждый.
/Д.Коваль/
15. Проанализировать значение фразеологических сочетаний, где используются деепричастия.
Работать спустя рукава /плохо, небрежно/.
Работать засучив рукава /хорошо, быстро/.
Трудиться не покладая рук /неустанно/.
Сидеть сложа руки /бездельничать/.
Мчаться сломя голову /очень быстро/.
Идти повесив голову /уныло/.
Согласиться скрепя сердце /неохотно/.
Вернуться минуту спустя /через минуту/.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни
Чтобы речь- людская чудо
Не скудела в наши дни.
Вадим Шефнер.
Итог урока:
Д/з: 141, 142, 144
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")
Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...
Урок практикум-минимум по теме "Корень" 6 класс
Урок промежуточного контроля знаний. Проводится с целью проверки умения применять теоритические знания на практике: определять типы корневых систем на гербариях, различать зоны корня по таблице,...
Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность
Презентация подготовлена с применением многочисленных эффектов анимации на каждом слайде. Анимация установлена по щелчку. Для себя я устанавливаю эффекты анимации по времени. Это удобнее. Презент...
Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препина...
Урок-практикум по биологии. Тема: "Решение задач по генетике"
Эпиграф: "Ты, человек, значит можешь успешно овладеть знаниями"Цель: сформировать знания, умения, навыки решения задач по гинетике.Задачи: Образовательные: - обобщить, закрепить, углубить знания учащи...
Урок- практикум по теме «Деепричастие».
На уроке обобщался и систематизировался материал о деепричастии....
Конспект урока по теме "Повторение по теме "Деепричастие". Морфологический разбор деепричастия"
Конспект урока разработан для учащихся 7 класса. Данный материал поможет учащимся повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Деепричастие" и подготовиться к контрольному диктанту...