Урок письма (особенности эпистолярного жанра)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
«Как писать письма (особенности эпистолярного жанра)».
ЦЕЛЬ: - познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;
- развивать коммуникативные способности учащихся;
- научить учащихся соблюдать стилевое единство письма;
- развивать умение выделять смысловые части письма;
- воспитывать интерес к эпистолярному жанру, воспитать любовь к русскому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yayka_kak_pisat_pisma_osobennosti_epistolyarnogo_zhanra.rar | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Курс : РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс : 5
«Как писать письма»
(особенности эпистолярного жанра)
Разработала
Отинова Татьяна
Вячеславовна
Учитель русского
языка и литературы
МБОУ СОШ №1
х.Керчик – Савров
Октябрьский (с) район
Ростовская область.
2010 год.
Открытый урок
«Как писать письма (особенности эпистолярного жанра)».
ЦЕЛЬ: - познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;
- развивать коммуникативные способности учащихся;
- научить учащихся соблюдать стилевое единство письма;
- развивать умение выделять смысловые части письма;
- воспитывать интерес к эпистолярному жанру, воспитать любовь к русскому языку;
ХОД УРОКА
ОНУ
Целеполагание
Актуализация знаний
Работа на уроке
ЭПИГРАФ
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…
Н.Кузовлёва
- Как вы понимаете слова эпиграфа?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
- В наш 21 век, век информационных технологий, век электронной почты и мобильной связи стало неактуальным писать друг другу письма.
- Скажите, есть ли у вас родственники, которые живут далеко?
- Как вы общаетесь с ними?
- Вы любите получать письма от близких людей?
- Вам нравится их читать?
А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).
- Ребята, в рамках знакомства с разными типами, стилями и жанрами в русской лингвистике сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром (жанром письма).
- Обратите внимание на доску:
1.Эпистола - литературный жанр, послание в форме письма.
2. Адресат – тот, кому адресовано письмо.
3. Адресант – тот, кто пишет письмо.
- Сегодня мы с вами узнаем, кем и когда было написано первое письмо, узнаем о появлении почтового ящика, познакомимся со структурой построения письма и, наконец, попробуем сами написать письмо, а кому вы решите сами.
1. Словарно – орфографическая работа
- Для начала давайте выполним задание, вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром. В этом нам поможет кроссворд. Отгаданные слова записываем в тетрадь.
(разгадывание кроссворда)
- Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (письмо).
- Пункт назначения письма, местонахождения лица, которому оно предназначено (адрес).
- Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (почтальон)
- То, что наклеивают на конверт перед отправкой (марка)
- Цифровое условное обозначение населённого пункта (индекс)
- Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания (конверт).
2. Стук в дверь, входит почтальон Печкин – переодетый ученик.
ПОЧТАЛЬОН: Ребята! Я к вам за помощью. К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать? Адрес на нём не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот, что написано на конверте:
«На деревню дедушке Константину Макарычу».
Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста, найти адресата!
УЧИТЕЛЬ: Проходи, почтальон Печкин, мы с ребятами постараемся тебе помочь, ведь сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами писем, научимся правильно заполнять конверт, узнаем о правилах написания писем, но сначала послушаем кое-что из истории эпистолярного жанра.
Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как было написано первое письмо. Об этом нам расскажет сказочник, который прибыл к нам.
3. Появляется сказочник – переодетый заранее ученик.
Жила на свете девочка по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но им не повезло: у отца сломалось копьё. Девочка придумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала новое копьё. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало.
А в это время по берегу реки шёл Незнакомец, который не понимал их языка.
Таффи решила направит его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она нацарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое нужно принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.
Таффи подумала, что на этих картинках всё понятно. Однако незнакомец прочёл эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», - подумал он. За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила. «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», - решил незнакомец.
И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама прочла его так: Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо – это полдела: нужно ещё прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О, Девочка – которую –нужно – хорошенько – отшлёпать – за – то – что – ты – такая – шалунья, ты сделала великое открытие! Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»
УЧИТЕЛЬ: Понравилась вам сказка? А знаете ли вы автора этой сказки? Это английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг. Да, видите, как трудно было в древности распространить какое – либо известие. Нужно было либо долгие месяцы долбить зубилом неподатливый камень, либо обжигать глиняные таблички.
- Ребята, как вы думаете, каким же образом письма доставлялись адресатам?
Об этом нам расскажет экскурсовод музея почтовой связи.
4. Подготовленный ученик в роли экскурсовода рассказывает о появлении почтового ящика.
Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращающиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий.
В настоящее время этот камень хранится в одном из музеев Кейптауна.
Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в 17 веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка.
В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге.
Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А.С.Попова.
Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом.
Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов.
В 1910 году конструктор П.Н.Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.
УЧИТЕЛЬ: Ну, вот теперь вы знаете, когда и кем был изобретён почтовый ящик.
- Спасибо нашим гостям, благодаря им мы очень много узнали об истории развития почты в России. А теперь перейдём к практической части нашего урока.
5. Практическая часть урока.
- Подумайте и скажите, для чего мы пишем письма?
- Какие коммуникативные задачи ставим мы перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?
Записать в тетрадь: - сообщить, оповестить; поздравить; извиниться; поделиться чувствами, впечатлениями; поблагодарить;
- Ребята, подумайте, какие бывают письма? ( деловые и личные ( письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо)).
1. - Сейчас мы познакомимся с алгоритмом написания письма:
1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте).
2. Вступление вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
5. Подпись. Дата.
2. – А теперь давайте попробуем правильно заполнить конверты, которые лежат у вас на парте.
3. Работа с текстом.
ЗАДАНИЕ № 1
Привет, Диман! Как житуха? У меня всё по- старому. Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по русскому языку да ещё классная отругала за то, что с литры сбежал, от предков попало. Скорей бы каникулы!
Ну, всё, пока, Диман, увидимся.
До встречи. Твой Лёха.
- Чего не хватает в этом письме?
- Без чего можно было бы обойтись?
- Как вы думаете, каким стилем было написано это письмо?
- Интересно ли было читать это послание?
ЗАДАНИЕ № 2
Стихотворение С.Маршака «Письмо в редакцию».
Нижеподписавшийся волка повстречал,
Вышеупомянутый громко зарычал.
А вокруг все цветики - просто благодать,
По причине этого жалко пропадать.
Нижеподписавшийся крикнул: «Караул!»
И на полной скорости к речке драпанул.
Вышеупомянутый, голодом томим,
В том же направлении кинулся за ним.
К счастью, тут охотничек мимо проходил,
Каковой впоследствии волка застрелил.
Нижеподписавшийся просит за спасение
Выразить охотничку это поздравление.
- Чем интересно это послание? (оно смешное)
- На чём основан комический эффект? (на смешение стилей)
- Какие стили здесь смешаны? (официально-деловой, художественный, разговорный)
- Приведите примеры этих стилей из данного стихотворения.
ЗАДАНИЕ № 3
Перед вами отрывок письма И.С.Тургенева Полине Виардо.
Спасское. 1868 г.
«… Кругом было восхитительно красиво; и если Вы когда – нибудь приедете в Спасское, я поведу Вас к этой скамье.
Посреди хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берёз виден пруд, или, вернее, Спасское озеро…Вы увидите, это очень красиво.
Там есть соловьи, которые, к несчастью, больше не поют, малиновки, дрозды, иволги, горлицы, зяблики, щеглята и множество воробьёв и ворон;
Это несмолкаемый гомон, к которому издали примешивается пение перепелов во ржи…»
- Какое это письмо? (личное)
- Какие обороты речи вам понравились, зачитайте их?
- Понравилось вам это письмо?
5. А теперь мы с вами будем самостоятельно учиться писать письма.
- Я вам предлагаю написать вам письма по следующим номинациям в рамках областного конкурса «Лучший урок письма – 2010»
- «Письмо ветерану»;
- «Письмо моему учителю»;
- «Письмо Президенту»;
- «Мой любимый вид спорта»;
- «Письмо другу. Однажды со мной случилось…»;
- «Хочу рассказать тебе о своём родном крае»;
6.Заключительная часть урока (рефлексия).
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, познакомились с алгоритмом написания писем делового и личного характера.
Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло к вам по ошибке, написал герой рассказа А.П.Чехова – Ванька Жуков.
- Как вы думаете, почему его письмо попало сегодня к нам?
Вот и подошёл к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки – листочки. Если вам всё понятно по теме «Как писать письмо» и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком, а если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо.Сочинение эпистолярного жанра. Урок развития речи
Разработка урока развития речи. Одной из основных задач этого урока является воспитание у учащихся интереса к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляетс...
Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями эпистолярного жанра....
Письмо. Сочинение эпистолярного жанра.
С развитием техники люди разучились писать письма. Легче всего позвонить или отправить смс. Задача учителей-словесников - познакомить учащихся с эпистолярным жанром, учить выражать свои мысли и чувств...
Материал для уроков развития речи. Эпистолярный жанр в прозе А.С. Пушкина
Подборка фрагментов произведений А.С. Пушкина эпистолярного жанра....
Урок письма на тему "Письмо как эпистолярный жанр"
Учебно-методический материал предназначен для уроков развития речи по русскому языку. Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для учащихся виде. Знакомит учащихся с письм...
Урок по развитию речи в 7 классе Особенности письма как эпистолярного жанра
Урок по развитию речи в 7 классеОсобенности письма как эпистолярного жанра Цели: ознакомление с историей и особенностями эпистолярного жанра;выявление разницы между деловым и частным письмо...
Комментарии
Очень хороший урок, особенно
Очень хороший урок, особенно сейчас, в наш мобильный век, важно научить детей правильно писать письма, это развивает ребенка и прививает культуру общения.