Урок письма (особенности эпистолярного жанра)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Отинова Татьяна Вячеславовна

  «Как писать письма (особенности эпистолярного жанра)».

           

ЦЕЛЬ: -  познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;

- развивать коммуникативные способности учащихся;

- научить учащихся соблюдать стилевое единство письма;

- развивать умение выделять смысловые части письма;

- воспитывать интерес к эпистолярному жанру, воспитать любовь к русскому

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс : РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс : 5

«Как писать письма»

(особенности эпистолярного жанра)

       

       

                                                         

       

                                                                 

                                                                         Разработала

                                                                         Отинова Татьяна

                                                                         Вячеславовна

                                                                         Учитель русского                                              

                                                                         языка и литературы

                                                                         МБОУ СОШ №1

                                                                         х.Керчик – Савров

                                                                         Октябрьский (с) район

                                                                         Ростовская область.

                                                2010 год.

                        Открытый урок                                            

  «Как писать письма (особенности эпистолярного жанра)».

           

ЦЕЛЬ: -  познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;

- развивать коммуникативные способности учащихся;

- научить учащихся соблюдать стилевое единство письма;

- развивать умение выделять смысловые части письма;

- воспитывать интерес к эпистолярному жанру, воспитать любовь к русскому языку;

ХОД УРОКА

ОНУ

Целеполагание

Актуализация знаний

Работа на уроке

ЭПИГРАФ

Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены…

                                     Н.Кузовлёва

-  Как вы понимаете слова эпиграфа?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

- В наш 21 век, век информационных технологий, век электронной почты и мобильной связи стало неактуальным писать друг другу письма.

- Скажите, есть ли у вас родственники, которые живут далеко?

- Как вы общаетесь с ними?

- Вы любите получать письма от близких людей?

- Вам нравится их читать?

А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).

-  Ребята, в рамках знакомства с разными типами, стилями и жанрами в русской лингвистике сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром (жанром письма).

- Обратите внимание на доску:

1.Эпистола -  литературный жанр, послание в форме письма.

2. Адресат – тот, кому адресовано письмо.

3. Адресант – тот, кто пишет письмо.

- Сегодня мы с вами узнаем, кем и когда было написано первое письмо, узнаем о появлении почтового ящика, познакомимся со структурой построения письма и, наконец, попробуем сами написать письмо, а кому вы решите сами.

1.        Словарно – орфографическая работа

- Для начала давайте выполним задание, вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром. В этом нам поможет кроссворд. Отгаданные слова записываем в тетрадь.

            (разгадывание кроссворда)

- Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (письмо).

- Пункт назначения письма, местонахождения лица, которому оно предназначено (адрес).

- Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (почтальон)

- То, что наклеивают на конверт перед отправкой (марка)

  -  Цифровое условное обозначение населённого пункта (индекс)

- Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания (конверт).

2.        Стук в дверь, входит почтальон Печкин – переодетый ученик.

ПОЧТАЛЬОН: Ребята! Я к вам за помощью. К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать? Адрес на нём не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот, что написано на конверте:

«На деревню дедушке Константину Макарычу».

Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста, найти адресата!

УЧИТЕЛЬ: Проходи, почтальон Печкин, мы с ребятами постараемся тебе помочь, ведь сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами писем, научимся правильно заполнять конверт, узнаем о правилах написания писем, но сначала послушаем кое-что из истории эпистолярного жанра.

Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как было написано первое письмо. Об этом нам расскажет сказочник, который прибыл к нам.

3.        Появляется сказочник – переодетый заранее ученик.

Жила на свете девочка по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но им не повезло: у отца сломалось копьё. Девочка придумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала новое копьё. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало.

А в это время по берегу реки шёл Незнакомец, который не понимал их языка.

Таффи решила направит его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она нацарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое нужно принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.

Таффи подумала, что на этих картинках всё понятно. Однако незнакомец прочёл эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», - подумал он. За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила. «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», - решил незнакомец.

И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама прочла его так: Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо – это полдела: нужно ещё прочитать.

Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О, Девочка – которую –нужно – хорошенько – отшлёпать – за – то – что – ты – такая – шалунья, ты сделала великое открытие! Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»

УЧИТЕЛЬ: Понравилась вам сказка? А знаете ли вы автора этой сказки? Это английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг. Да, видите, как трудно было в древности распространить какое – либо известие. Нужно было либо долгие месяцы долбить зубилом неподатливый камень, либо обжигать глиняные таблички.

- Ребята, как вы думаете, каким же образом письма доставлялись адресатам?

Об этом нам расскажет экскурсовод музея почтовой связи.

4.        Подготовленный ученик в роли экскурсовода рассказывает о появлении почтового ящика.

Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращающиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий.

В настоящее время этот камень хранится в одном из музеев Кейптауна.

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в 17 веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге.

Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А.С.Попова.

Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом.

Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов.

В 1910 году конструктор П.Н.Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

УЧИТЕЛЬ: Ну, вот теперь вы знаете, когда и кем был изобретён почтовый ящик.

- Спасибо нашим гостям, благодаря им мы очень много узнали об истории развития почты в России. А теперь перейдём к практической части нашего урока.

5. Практическая часть урока.

- Подумайте и скажите, для чего мы пишем письма?

- Какие коммуникативные задачи ставим мы перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?

Записать в тетрадь: - сообщить, оповестить; поздравить; извиниться; поделиться чувствами, впечатлениями; поблагодарить;

- Ребята, подумайте, какие бывают письма? ( деловые и личные ( письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо)).

1. - Сейчас мы познакомимся с алгоритмом написания письма:

1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте).

2. Вступление вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5. Подпись. Дата.

2. – А теперь давайте попробуем правильно заполнить конверты, которые лежат у вас на парте.

3. Работа с текстом.

ЗАДАНИЕ № 1

Привет, Диман! Как житуха? У меня всё по- старому. Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по русскому языку да ещё классная отругала за то, что с литры сбежал, от предков попало. Скорей бы каникулы!

Ну, всё, пока, Диман, увидимся.

До встречи. Твой Лёха.

- Чего не хватает в этом письме?

- Без чего можно было бы обойтись?

- Как вы думаете, каким стилем было написано это письмо?

- Интересно ли было читать это послание?

ЗАДАНИЕ № 2

        Стихотворение С.Маршака «Письмо в редакцию».

Нижеподписавшийся волка повстречал,

Вышеупомянутый громко зарычал.

А вокруг все цветики - просто благодать,

По причине этого жалко пропадать.

Нижеподписавшийся крикнул: «Караул!»

И на полной скорости к речке драпанул.

Вышеупомянутый, голодом томим,

В том же направлении кинулся за ним.

К счастью, тут охотничек мимо проходил,

Каковой впоследствии волка застрелил.

Нижеподписавшийся просит за спасение

Выразить охотничку это поздравление.

- Чем интересно это послание? (оно смешное)

- На чём основан комический эффект? (на смешение стилей)

- Какие стили здесь смешаны? (официально-деловой, художественный, разговорный)

- Приведите примеры этих стилей из данного стихотворения.

ЗАДАНИЕ № 3

Перед вами отрывок  письма И.С.Тургенева Полине Виардо.

Спасское. 1868 г.

«… Кругом было восхитительно красиво; и если Вы когда – нибудь приедете в Спасское, я поведу Вас к этой скамье.

Посреди хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берёз виден пруд, или, вернее, Спасское озеро…Вы увидите, это очень красиво.

Там есть соловьи, которые, к несчастью, больше не поют, малиновки, дрозды, иволги, горлицы, зяблики, щеглята и множество воробьёв и ворон;

Это несмолкаемый гомон, к которому издали примешивается пение перепелов во ржи…»

- Какое это письмо? (личное)

- Какие обороты речи вам понравились, зачитайте их?

- Понравилось вам это письмо?

5.        А теперь мы с вами будем самостоятельно учиться писать письма.

- Я вам предлагаю написать вам письма по следующим номинациям в рамках областного конкурса «Лучший урок письма – 2010»

 - «Письмо ветерану»;

- «Письмо моему учителю»;

- «Письмо Президенту»;

- «Мой любимый вид спорта»;

- «Письмо другу. Однажды со мной случилось…»;

- «Хочу рассказать тебе о своём родном крае»;

6.Заключительная часть урока (рефлексия).

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, познакомились с алгоритмом написания писем делового и личного характера.

Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло к вам по ошибке, написал герой рассказа А.П.Чехова – Ванька Жуков.

- Как вы думаете, почему его письмо попало сегодня к нам?

Вот и подошёл к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки – листочки. Если вам всё понятно по теме «Как писать письмо» и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком, а если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо.Сочинение эпистолярного жанра. Урок развития речи

Разработка урока развития речи. Одной из основных задач этого урока является воспитание у учащихся интереса к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляетс...

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....

Письмо. Сочинение эпистолярного жанра.

С развитием техники люди разучились писать письма. Легче всего позвонить или отправить смс. Задача учителей-словесников - познакомить учащихся с эпистолярным жанром, учить выражать свои мысли и чувств...

Материал для уроков развития речи. Эпистолярный жанр в прозе А.С. Пушкина

Подборка фрагментов произведений А.С. Пушкина эпистолярного жанра....

Урок письма на тему "Письмо как эпистолярный жанр"

Учебно-методический материал предназначен для уроков развития речи по русскому языку. Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для учащихся виде. Знакомит учащихся с  письм...

Урок по развитию речи в 7 классе Особенности письма как эпистолярного жанра

Урок по развитию речи в 7 классеОсобенности письма как эпистолярного жанра Цели: ознакомление с  историей и особенностями эпистолярного жанра;выявление разницы между деловым и частным письмо...


 

Комментарии

Шевченко Надежда Васильевна

Очень хороший урок, особенно сейчас, в наш мобильный век, важно научить детей правильно писать письма, это развивает ребенка и прививает культуру общения.