Комплексная работа над текстом.
методическая разработка по русскому языку по теме
Целью педагогической деятельности по данной технологии является интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом. Путь к этой цели – практическое пользование языком.
Изучение состояния преподавания русского языка в массовой школе и экзамена в новой форме за курс основной школы говорит о недостаточности уровня сформированности ряда речевых умений и навыков, лежащих в основе интеллектуальной компетенции учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_rabota_nad_tekstom.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексная работа над текстом.
Основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности. Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха. В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, самокоррекция, новый творческий продукт. Ведь неуклонное улучшение речевых навыков «является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка»
Приемы: - внесение изменений в календарно-тематическое планирование в соответствии с программой, образовательным минимумом, государственным стандартам, концепцией модернизации образования, текст ориентированным подходом в обучении;
- изменение в организации учебного процесса; - творческое комплексное применение известных педагогических технологий
- организации работы учащихся на основе групповых, игровых форм;
- разработка технологических аспектов реализации опыта.
Русский язык и литература – основные школьные дисциплины, способствующие социализации нового поколения; - формирование речевой личности, способной быть активным членом общества; - потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией; - практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся; - формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культурологической компетенций.
Целью педагогической деятельности по данной технологии является интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом. Путь к этой цели – практическое пользование языком.
Изучение состояния преподавания русского языка в массовой школе и экзамена в новой форме за курс основной школы говорит о недостаточности уровня сформированности ряда речевых умений и навыков, лежащих в основе интеллектуальной компетенции учащихся.
Задачи педагогической деятельности:
1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.
2. Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
3. Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей. Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом: - комплексная работа с текстом; - лингвистический анализ текста
- тематические (речевые) уроки; - «самодиктанты»;
- лексические разминки;- сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение;
- редактирование текста;
- различные виды диктантов; - интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами; - сравнение 2-х текстов; - коммуникативные и игровые ситуации.
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например: урок-практикум; - урок-исследование; - урок-тест; - урок-конкурс; - урок-игра. Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.
Цели обучения русскому языку определяются и через формирование коммуникативной компетенции, это:
- понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста,
- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала. Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы. Примерный план анализа текста любого типа речи:
- Выразительное чтение текста.
- Словарная работа.
- Тема текста.
- Идея текста.
- Тип текста.
- Стиль текста.
- Выразительные средства речи и их роль.
Продолжая тему, обращаю внимание на такой вид исследовательской деятельности, как комплексная работа с текстом. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная работа с текстом - 5 класс
Анализ текста - итоговая работа в 5 классе....
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.
Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом даёт возможность каждому учен...
Комплексная работа с текстом.
работа с текстом...
Комплексная работа с текстом
Памятку можно использовать для самостоятельной работы учащихся с текстом по предмету....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Комплексная работа с текстом(8 класс)
Комплексная работа с текстом(8 класс)...
Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...