Комплексная работа над текстом.
методическая разработка по русскому языку по теме

Шарафутдинова Эндже Ильхамовна

Целью педагогической деятельности по данной технологии является интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом. Путь к этой цели – практическое пользование языком. 
Изучение состояния преподавания русского языка в массовой школе и экзамена в новой форме за курс основной школы говорит о недостаточности уровня сформированности ряда речевых умений и навыков, лежащих в основе интеллектуальной компетенции учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnaya_rabota_nad_tekstom.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная работа над текстом.
Основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности. Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. 
 Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха. В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, самокоррекция, новый творческий продукт. Ведь неуклонное улучшение речевых навыков «является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка» 
Приемы: - внесение изменений в календарно-тематическое планирование в соответствии с программой, образовательным минимумом, государственным стандартам, концепцией модернизации образования, текст ориентированным подходом в обучении; 

- изменение в организации учебного процесса; - творческое комплексное применение известных педагогических технологий 
- организации работы учащихся на основе групповых, игровых форм;
- разработка технологических аспектов реализации опыта. 
Русский язык и литература – основные школьные дисциплины, способствующие социализации нового поколения; - формирование речевой личности, способной быть активным членом общества; - потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией; - практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся; - формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культурологической компетенций. 
Целью педагогической деятельности по данной технологии является интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом. Путь к этой цели – практическое пользование языком. 
Изучение состояния преподавания русского языка в массовой школе и экзамена в новой форме за курс основной школы говорит о недостаточности уровня сформированности ряда речевых умений и навыков, лежащих в основе интеллектуальной компетенции учащихся.

Задачи педагогической деятельности:

1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.

 2. Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

 3. Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей. Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом: - комплексная работа с текстом; - лингвистический анализ текста 
- тематические (речевые) уроки; - «самодиктанты»;
- лексические разминки;- сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение; 
- редактирование текста; 
- различные виды диктантов; - интеллектуально-лингвистические упражнения; 
- работа с текстами-миниатюрами; - сравнение 2-х текстов; - коммуникативные и игровые ситуации. 
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например: урок-практикум; - урок-исследование; - урок-тест; - урок-конкурс; - урок-игра. Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий. 
Цели обучения русскому языку определяются и через формирование коммуникативной компетенции, это:

- понимать читаемый текст,

 - определять тему и основную мысль текста,

- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

 - аргументировать свою точку зрения,

 - строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

 - соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала. Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы. Примерный план анализа текста любого типа речи: 

  1. Выразительное чтение текста. 
  2. Словарная работа. 
  3. Тема текста. 
  4. Идея текста. 
  5. Тип текста. 
  6. Стиль текста. 
  7. Выразительные средства речи и их роль. 


Продолжая тему, обращаю внимание на такой вид исследовательской деятельности, как комплексная работа с текстом. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом - 5 класс

Анализ текста - итоговая работа в 5 классе....

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

Комплексная работа с текстом

Памятку можно использовать для самостоятельной работы учащихся с текстом по предмету....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Комплексная работа с текстом(8 класс)

Комплексная работа с текстом(8 класс)...

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...