Комплексная работа с текстом
методическая разработка по русскому языку на тему

Памятку можно использовать для самостоятельной работы учащихся с текстом по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnaya_rabota_s_tekstom.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

Комплексная работа с текстом

(Примерные вопросы и задания)

1.Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

2.Определитетему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

3.Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие- на тему или на основную мысль текста?(Предложите свои варианты названия, если анализируется текст, имеющий заголовок).

4.Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего)  предложения?

6.Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

7.Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)7Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?

8. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.

9.Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в  тексте используется данное слово?

10. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.

11.Найдите в тексте, (если есть), синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, слова, стилистически окрашенные(высок., книжн. , разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?

12.Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.

13.Составьте план, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное или сжатое, или выборочное).

14.Произведите на материале текста разные виды разбора.

15.Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Данные вопросы и задания являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста, например, так:

  1. Запишите текст (абзац). Подчеркните грамматические основы предложений.
  2. Какова роль в этом тексте односоставных предложений? Как их использование связано с содержанием текста?
  3. Какова роль вводных слов?
  4. Какие языковые средства помогают автору выразить своё отношение, оценку?
  5. Какова роль в тексте повторяющихся слов? Докажите, что повтор слов в этом тексте является оправданным. И т.д.

Анализируя текст, надо стремиться  построить свой ответ в форме связного высказывания. Если на уроке – зачёте вы выберете из предложенной программы работы с текстом 5-6 заданий (включая разные виды разбора) и выполните их правильно, то этого будет вполне достаточно для того, чтобы получить положительную оценку. Материал для разных видов разбора ( слова и предложения) может быть отобран учителем, или вы сами можете выбрать его из текста и произвести разные виды разбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом - 5 класс

Анализ текста - итоговая работа в 5 классе....

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Комплексная работа с текстом(8 класс)

Комплексная работа с текстом(8 класс)...

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...