Различение глаголов изъявительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Папка с материалом для проведения урока состоит из 4-ёх частей:
- цели и задачи урока, предполагаемые умения и навыки;
- ход урока с дидактическим материалом;
- приложение с доп.дидактическим материалом;
- мини-презентация (иллюстрация, создающая настроение, и материал для самопроверки и рефлексии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-bff31.ppt | 719.53 КБ |
tseli_i_zadachi_pri_razlichenii.docx | 13.21 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_5.docx | 18.84 КБ |
urok-razlichenie.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отрадно бродить на заре по майскому лесу. Если выйд е те из дома пораньше, то увид и те, как зеленой черточкой ложится след ваших ног на росистую траву. А если вы тихонько свистн е те или просто прошепч е те что-нибудь, то услыш и те, как лесное эхо ответит вам. Окликните негромко маленькую серую птичку, и она отзовется нежной трелью. Нет ничего лучше, чем чистая радость от общения с природой.
Если окликн е те негромко маленькую серую птичку, то она отзовется нежной трелью. Окликн е те негромко маленькую серую птичку - она отзовется нежной трелью.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5-ом классе
Тема: «Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени»
Цели: научиться различать глаголы повелит.наклонения и глаголы наст.и буд.времени, чтобы грамотно писать безударные личные окончания глаголов изъявит.наклонения.
Задачи в развитии универсальных учебных действий:
-регулятивные: умение определять цель и составлять план действий, действовать по плану, оценивать результат;
-познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, извлекать информацию, сопоставлять наблюдения; делать выводы;
-коммуникативные: умение доносить свою позицию, понимать других, сотрудничать.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5-ом классе
Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени
- Разминка, подводящая к проблемной ситуации: чтение и анализ текста (см.Р1)
Задания
- назвать пунктограммы (запятая в сложном предложении; обособление обращения; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ.в именит.падеже);
NB! Желательно обратить внимание на виды связи в сложных предложениях, в частности - на сложноподчин.предложение с придаточным условным, т.к.в предложениях такого типа часто встречаются гл.изъвит.накл.буд.времени, о которых пойдет речь на уроке.
- орфографический анализ (безуд.гласные в корне слова ( в том числе – чередующиеся), непризнос.согл.в корне, правописание безуд.личн.окончаний глаголов и др.);
- назвать все глаголы, указать наклонение и время (если есть).
2. Создание проблемной ситуации
1. Задание – определить наклонение, время гл.вылечите (слово на Д)
Формулируется проблема, называются ее причины (глаг.в форме 2 лица множ.числа), находится способ решения(придумывается и записывается контекст для формы повелит.наклонения и изъявит.наклонения буд.времени.
- Задание – сформулировать тему так, чтобы в формулировке содержалась основная задача урока ( Различение глаголов … - пока речь идет только о гл.буд.времени)
- Определение цели урока
Вопрос – зачем нужно уметь различать данные глагольные формы?
Ответы - разный морфемный состав( Д); синтаксич.особенности пр-ий с гл.-сказуемым в форме повелит. и изъявит.накл., …). Нужно выйти на орфографию - задание (запись под дикт.на Д. и в Т):
Если заблудитесь, крикните погромче. Если крикнете, обязательно кто-нибудь отзовется -
вариант новой проблемной ситуации, для разрешения которой нужно определить формы глаголов, указать спряжение глаголов в форме изъявит.наклонения, выделить безуд.личные окончания и суффикс –и в глаголе повелит.наклонения – т.е. сделать качественный графич.комментарий. Параллельно на доске составляется схема, позволяющая сформулировать выводы (правило).
- Формулировка правила (самостоятельно)
Сопоставление самостоятельно сформулированного правила с правилом из учебника (с.148). Объяснение различий в формулировках. Дополнение к теме урока ( Различение … и настоящего времени)
- Закрепление полученных знаний
- Задания 2(см.Р)
NB! Возможен вопрос, предваряющий выполнение задания, связанного с образованием глагольных форм (бонус для сообразительных) – Можно ли сразу назвать глаголы, в которых возможно – ете?
После того, как оба задания выполнены, - выявление целесообразной последовательности действий при решении данной орфографической задачи и создание алгоритма.
- Вопрос - С каким типом речи может быть связана такая комбинация глаголов? (задание 2 вторая часть) – выход на рассуждение (след.задание связано с текстом-рассуждением; возможен анализ текста с данной позиции).
- Задание 3(Р)
Далее – самопроверка (текст вынесен на слайд); самооценка (исправлены все 5 ошибок – 5 баллов, 4 - …).
NB! Может возникнуть спорная ситуация по поводу предпоследнего предложения («окликните»). Слайд- показать 2 варианта измененного предпоследнего предложения: с придаточным условия (вспомнить схему, составленную при выполнении 1-го задания) и вариант бессоюзного предложения:
-Если вы окликнете негромко маленькую серую птичку, то она отзовется нежной трелью;
-Окликнете негромко маленькую серую птичку – она отзовется нежной трелью. – Почувствовать разницу.
6. Подведение итогов
Задание: записать ключевые слова темы.
Предварительный просмотр:
Приложение. 1. Алиса молчала. Никогда в жизни ей не перечили, и она чувствовала, что теряет терпение.
- А теперь ты довольна? – спросила Гусеница.
- Простите меня, сударыня. Если не возражаете, мне хотелось бы хоть капельку подрасти. Три дюйма – такой ужасный рост!
2.
* От данных глаголов образуйте формы 2 лица множ.числа изъявит.наклонения будущего времени и формы повелит.наклонения
Выбрать, окликнуть, привыкнуть, выйти, стукнуть, разбудить, свистнуть, прошептать, выручить, вытереть.
* Вставьте пропущенные буквы. Откомментируйте орфограмму
1) Выйд…те сегодня пораньше! – Если вы выйд…те пораньше, мы успеем на первую электричку.
2) Выскаж…те свое мнение! – То, что вы скаж…те об этом, - важно.
3) Вымет…те мусор! – Когда вымет…те, в комнате станет чисто.
3.
Найдите и исправьте ошибки в тексте
Отрадно бродить на заре по майскому лесу.
Если выйдите из дома пораньше, то увидете, как зеленой черточкой ложится след ваших ног на росистую, побелевшую траву. А если вы тихонько свистните или
просто прошепчите что-нибудь, то услышете, как лесное эхо ответит вам. Окликните негромко маленькую серую птичку, и она отзовется нежной трелью.
Нет ничего лучше, чем чистая радость от общения с природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по теме: Сослагательное наклонение I (нереальное условие в настоящем и будущем времени)
Работа выполнена частично в тестовой форме, что облегчает проверку учителем...
Урок "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"
Урок русского языка...
Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени приложение
Приложение к уроку "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"...
Презентация к уроку русского языка "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"
Презентация к уроку...
Основные случаи употребления видо-временных форм английского глагола изъявительного наклонения в действительном залоге. Таблица
Основная цель данного метариала - привести в систему имеющиеся знания по теме "Видо-временные формы английского глагола изъявительного наклонения"....
Настоящее время глагола изъявительного наклонения Хәзерге заман хикәя фигыль (таблица)
Настоящее время глагола изъявительного наклонения...