Образовательная программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Куприна Татьяна Васильевна

Данная рабочая программа для 7 класса составлена на основе требований образовательных стандартов и примерной программы по русскому языку в соответствии с программой и учебниками под редакцией Разумовской М. М.., вышедших в издательстве «Дрофа» в 2008г.  Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающие разделы: пояснительную записку; федеральный компонент стандарта ;учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; критерии и нормы оценки.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_7.doc452.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

МКОУ Гимназия №259

ЗАТО г. Фокино

Приморского края

                                                                                           

Согласовано

зам. директора по УВР        Утверждена приказом

        директора гимназии

        

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса

Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

(5-9 класс)

Составлено на основе программы

по русскому языку к учебникам для 5-9 классов.

Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос,

С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов.

М.: Дрофа, 2009

                   Разработана учителем

                 высшей квалификационной

                 категории

                 Куприной Т.В.

2013-2014г.

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающие разделы: пояснительную записку; федеральный компонент стандарта ;учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; критерии и нормы оценки.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа предполагает на изучение предмета – 4 часа в неделю, 140 часов в год (при 35 неделях). Настоящая программа рассчитана на 140 часов, из них на развитие речи - 33 часа.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

*совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

*освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

*формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VII класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

   Федеральный компонент государственного стандарта образования

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речевая деятельность

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Функциональные разновидности языка 

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы

Культура речи

Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ

Общие сведения о русском языке

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.

Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.).

Морфемика (состав слова) и словообразование

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. 

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Грамматика

Морфология

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог 

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз )

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.

Синтаксис

Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. (Повторение)

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Правописание гласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

-н- и –нн- в словах разных частей речи.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Правописание наречий.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Пунктуация 

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Язык и культура

Русский речевой этикет.

Изменяется ли язык с течением времени.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные умения и навыки

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь».

Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся


п/п

Форма контроля уровня

достижений учащихся

Критерии оценки

1

Изложение






Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует

теме

- Фактические ошибки отсутствуют

- Содержание излагается последовательно

- Работа отличается богатством словаря

- Достигнуто стилевое единство текста

- В целом в работе допускается 1 недочет в

содержании и 1 речевой недочет.

(1 орфографич.)

или

( 1 пунктуац.)

или

( 1 грамматич.)


«4»

- Содержание работы в основном соответствует

теме

- Имеются единичные фактические неточности

- Имеются незначительные нарушения

последовательности в изложении мыслей

- Лексический и грамматический строй речи

в целом достаточно разнообразен

- Стиль работы отличается единством

- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

(2 орфограф. и

2 пунктац.)

или

(1 орфограф. и

3 пунктуац.)

или

(4 пунктуац.)

или

(2 грамматич.)

«3»

- В работе допущены существенные отклонения

от темы

- Работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

- Беден словарь

- Стиль работы не отличается единством

- В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

(4 орфограф. и

4 пунктуац.)

или

(3 орфограф. и

5 пунктуац.)

или

(7 пунктуац.)

или

(4 грамматич.)

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.


3

Диктант

                             ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Отметка «5» ставится, если ошибок нет совсем или имеется одна негрубая ошибка: исключения из правил.

Отметка «4» ставится за одну ошибку или за две однотипных ( написание слов подчиняется одному правилу). Если в работе встречается более трех однотипных ошибок, то четвертая и все последующие ошибки на данное правило считаются самостоятельными. Неоднотипными следует считать ошибки в словах с проверяемыми гласными и согласными в корне слова, большие буквы в собственных наименованиях, гласные в приставках пре- и при-.

Отметка «3» ставится за четыре орфографических ошибки. Ее можно ставить за шесть орфографических ошибок, если среди них есть три обычные ошибки и три однотипные ошибки.

                        ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

К негрубым пунктуационным ошибкам относятся:

1. Ошибка в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия и наоборот).

2. Ошибки, связанные с употреблением сочетающихся знаков препинания.

                          ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматические ошибки могут быть трех видов:

  1. словообразовательные: нарушена структура слова;
  2. морфологические: нарушена форма слова;
  3. синтаксические: нарушена структура словосочетания или предложения.


Оценка

Грамотность

«5»

(1 орфографич.) или ( 1 пунктуац.) или ( 1 грамматич.)


«4»

(2 орфограф. и  2 пунктац.) или (1 орфограф. и 3 пунктуац.)или (4 пунктуац.) или (2 грамматич.)

«3»

(4 орфограф. и 4 пунктуац.) или (3 орфограф. и 5 пунктуац.) или (7 пунктуац.) или (4 грамматич.)

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.

 В словарных диктантах: (25-30 слов)

«5» - правильность 100-90%

«4» - правильность 90-80%

«3» - правильность 80-50%

«2» - правильность менее 50%

«1» - ошибочное написание 100% работы

4

Реферат

Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата.

     В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.

     Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.

     Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с  названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.

     Заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели.

     Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.

5

Тест

В тестовых заданиях предусматривается 25 вопросов.

25-22 верных ответа – «5»

21-18 верных ответов – «4»

17-13 верных ответов – «3»

12 и менее верных ответов - «2»

6

Самостоятельная работа

Оценивается

Степень самостоятельности:

- без помощи учителя (3 балла)

- незначительная помощь учителя (2 балла)

- существенная помощь учителя (1 балл)

- не справился (0 баллов)

Правильность выполнения:

- работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла)

- работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла)

- ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл)

- ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов)

Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2»

Содержание учебной дисциплины.

Календарно-тематическое планирование.


        

№ урока

Тема урока                              

Кол-во

часов

Элементы содержания

Результат обучения

Виды и формы

контроля

Домашнее задание

дата




1

 

Изменяется ли язык с течением времени.

1

Знакомство с учебником русского языка для 7 класса

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени.

Иметь представление о том, как язык развивается, изме-

няется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.



Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка»

П.1 упр.2у

Упр.4п.

2

Этимология как раздел о языке

1

Этимология как раздел лингвистики.  Этимологические словари. Порядок этимологического разбора.

Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики

Уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слова

Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова как текст

П.1

3

Р/Р Что мы знаем о стилях речи

1

Повторение и обобщение изученного о стилях.

Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану

Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста




П.2 у.13

4

Р/Р  Что мы знаем о типах речи

1

Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура

Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану.

Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста

П.3 у.17

5,6

Фонетика и орфоэпия.

2

Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8

Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма.

Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком.

Фонетический анализ небольшого текста

Фонетический разбор слова Объяснитель-ный диктант.

П.4  23п  24 у



П.4  33п  30 у

7

Приём звукописи

1

Орфоэпическая норма.

Звукопись.

Опознавать звукопись в поэтических текстах, понимать роль этого приема в создании художественного образа.

Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс).

П.4  40 п.  41у.

 8

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.



1

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

Знать способы образования  

слов с помощью морфем.

 

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком.

Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов).

П.5  45у  46 п

 9

Словообразовательная цепочка

1

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев.

П.5 47у  48п

10

Словообразовательные гнёзда

1

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу.

П.5   51 у

11

Диагностический диктант

1

Проверить остаточные знания учащихся

П.5  55п

12

Способы словообразования

1

Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком

Разбор слов по составу

П.5   61 у


62п.

13

14

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.



2

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев.

П.5

69п.   77у.

15

Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии.

1

Уметь делать фонетический, словообразовательныйморфемный разбор.

 Работа по словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии

П.5 78у.   ЗСП-2

16-17

Способы и средства связи предложений в тексте

2

Знать средства связи и  способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный.          Уметь

составлять небольшие тексты с последовательной связью.

Аналитическая работа с текстом

79у  80п




П.6    81


18-19

РР Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437

2



Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля

Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437

П.6  ЗСП-3   94(1)

Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

20

Правописание: орфография и пунктуация.

1

Повторение правил правописания

Владеть орфографическим словарем.

Объяснительный диктант

П.7  87-88у

92п.

21

. Буквы Ъ и Ь.

1

Повторение правила правописания Ъ и Ь (таблица), тренировочные упражнения для закрепления этого навыка

Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

П.7  94

22

Буквы О и Ё после шипящих и ц.

1

Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании  

Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы

П7   96у.

97п.

23-24

Правописание приставок.

2

Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор.

Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками.

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы.

Распределительный диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст.

П.7

102у.  103п.



106п.   ЗСП-4

25

Орфограммы в корнях слов

1

Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения.

Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте.

Тематический тест. (15мин.)



Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне.

П.7  109п.   114у

  26

Орфограммы в суффиксах слов

1

Правила написания

гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.

Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами

Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму.

П.7  119у   120п.

27

Орфограммы в корнях слов. Правописание суффиксов.

1

Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Правила написания

гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.

Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте.

Тренировочные упражнения по алгоритму.

П.7

28-29

Орфограммы в окончаниях

2

Правила написания безударной гласной в  

в окончаниях  существительных, прилагательных, глаголов и причастий,

применение их на письме

Знать способ определения  

написания окончаний слов разных частей речи.  

Уметь свободно им пользоваться.

Контрольное списывание.

П.7  131п    132у



134п  ЗСП-5

30-31

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

2

Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм.

Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму.  Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные.

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

П.7  138п  142у






141п.    144у

32

Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений.

1

Повторение правил написания сложных существительных, прилагательных, местоимений. Закрепление навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление.

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

П.7  143п

33

Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация»

1

Правописание: орфография и пунктуация

Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употреблении

Работа в парах с блок-схемой по теме

П.7  147у  148п

34

Рубежная контрольная работа. Диктант с грамматическими  заданиями  


1

Проверить навык написания Н и НН в прилагательных и причастиях.

Уметь озаглавливать текст, определять основную мысль, определять выбор орфограммы Н и НН в прилагательных и причастиях, выделять окончания существительных, определяя падеж.

Диктант с дополнительными заданиями  

35

Словарное богатство русского языка.

1

Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала.

Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова

Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова

Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов.

П.8  154у.  155п

36-37

38

Грамматика: морфология и синтаксис.

3

Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения.

Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте.

Объяснительный диктант

П.9180у.


181п.

39-40  

РР Стили речи. Публицистический стиль речи.

2

Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты.

Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте.

Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах.

Анализ текстов публицистического стиля.

П.10   192 п.  

181у.



П.11    197п.

Дом.сочинение

41

Какие слова являются наречиями.

1

Дать понятие о наречии как части речи. Формировать

умение узнавать наречие,

доказывать свое мнение; отличать от  других словоформ

Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями.

П.12  186П

ЗСП-7

42-43

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

2

Наречие и созвучные формы других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия.

Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор.

Аналитическая работа с текстом

205



П.13


44-45

Разряды наречий по значению.

2

Разряды наречий по значению.

Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте.

Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров.

     П.14  206(2)  



П.14  209у 208


 

46

Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»

1

П.14  214у

47-48

Степени сравнения наречий.

2

Образование степеней сравнения наречий.

Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в  сравнительной и превосходной степени

Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений

П.15  219  

План  разбора

49

Р/Р Сочинение по картине «Материнство»

1

Композиция сочинения-

Сочинение

План разбора наречий

50-51-52

Словообразование наречий.

3

Образование наречий с помощью приставок и суффиксов

Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор.

Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант.

П.16   223п  224у


П.16  228п   226у.



П.16. 230п    240у

53

Контрольная работа по теме «Наречие»

1

Проверить уровень усвоения материала по теме. Выявить слабые места в подготовке учащихся

Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования.

Задания, УМК, с.231

П.16  239п   240у

54-55

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

2

Правила  слитно-раздельного написания

наречий.  

Различие наречий и омонимичных словоформ.

Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.)

Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями.

П.17  244у  245п.







П.17  246п  251у

56

Не в наречиях на –О, -Е.

1

Закрепление правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е

Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи.  

Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями.

Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно?

П. 18 256у  257п

57

Буквы Н,НН в наречиях

 на -О, -Е.

1

Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных.

Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи.

Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом.

П.18  260п  261у

58-59

РР Рассуждение-размышление.

2

Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений. Композиция сочинения-рассуждения.

Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте.

Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста.

Создание небольшого текста-рассуждения.

П.19   262п

60

Рубежный диктант

1

Проверить знания учащихся

диктант

271у   266п

61

Р/Р Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо».

1

сочинение

62

Буквы –О, -А на конце наречий.

1

-О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания.

Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом

П.20    277

63-64

Дефис в наречиях.

2

Дефис в наречиях.

повторение: дефис в местоимениях

Знать словообразовательные признаки   наречий,   которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их.

Комментированное письмо.

Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых)

П.21    


281п     283у

65-66

Не и ни в отрицательных наречиях.

2

Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях.

Знать правило и верно писать отрицательные  наречия.

Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных    местоимений   и отрицательных наречий.

Распределительный диктант.

Аналитическая работа с текстом.

П.22    288п


289п

67

Буква Ь на конце наречий  после шипящих

1

Обобщенное правило    употребления   ь   после шипящих в конце слов разных частей речи.

 Владеть обобщенным правилом   употребления   ь   после шипящих в конце слов разных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий.

Лингвистический рассказ

П.23   291п.

68-69

 Употребление наречий в речи

2

 Употребление наречий в речи.

Понимать роль наречий в художественном   и  научном тексте,   разницу  между  обстоятельственными   и  определительными наречиями.

Работа с текстами художественного стиля.

П.24  294п  295у


298у   301п.

70-71

Произношение наречий.

2

Произношение наречий.

Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения.

Работа с орфоэпическим словарем.

П.25 304п.   307у



П.12-25  296

72

Повторение и обобщение по теме «Наречие».

 

1

Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Наречие в словосочетании. Наречие как средство связи предложений.

Уметь опознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор.

Редактирование текста. Творческое списывание.

312, 311  по выбору

73

РР Контрольное изложение «Поговорим о бабушках».

1

Изложение «Поговорим о бабушках».

Уметь сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор.

Изложение.

Методические рекомендации:     с. 149

308у    310п

74

РР Описание состояния человека (№1)

1

Текст со значением описания состояния человека.

Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния человека с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли.

Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания.

П.26  318у

75

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

Проверка знаний, умений и навыков по теме

Уметь правильно писать наречия в тексте, орфограммы корня, правописание окончаний.

Диктант. Метод рекомендации: с.151

324п  323у

76

Предлог как часть речи.


1

Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении.

Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи.

Лингвистический рассказ. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов.

П.27 326п.  327у

77

РР Описание состояния человека (продолжение, №2)  

1

Описание состояния человека

 Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных; писать этюды,  отражающие состояние человека

Составление текста-описания человека

П.26   325у   332п

78

Р/Р Контрольная работа

Сочинение «Как я в первый раз…»

1

сочинение

79

Разряды предлогов.


1

Роль предлогов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов.

 Знать разряды предлогов.

Лингвистический рассказ  Работа с текстом: синонимическая замена предлогов.

П.27    337п  338у

80

Правописание предлогов.

1

Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога.

Уметь правильно писать предлоги

Тест 15 мин.

Взаимодиктант.

творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

П.28  342у   340п

81

Правописание производных предлогов.

1

Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога.

Уметь правильно писать производные предлоги

Тест 15 мин.

Взаимодиктант.

творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

П.28  344у  343п

82

Произношение предлогов.

1

Работа с текстами.

Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их.

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание.

П.29  345п  346у

83

Употребление предлогов в речи

1

Употребление предлогов в речи. Работа с текстами.

Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их.

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание.

П.29 353у  351п

84-85

РР Порядок слов в спокойной монологической речи.

2

Анализ сочинения-рассуждения. Прямой порядок слов в речи (упр458). «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, формировать умение располагать их последовательно в спокойной монологической речи.

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, его особенности в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на данное и новое. Формирование умения использовать в речи нерасчленяемые предложения

Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной монологической речи.

Знать, что есть предложения, не членящиеся на данное и новое.  Уметь использовать в речи нерасчленяемые предложения в спокойной монологической речи

Анализ сочинения-рассуждения. (упр458). Рассуждение по поводу установления   порядка слов в   спокойной монологической речи.

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи (упр.466).

Редактирование текста.

П.30  357п   358у





362п  364у

86-87-88

РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

3

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений.

Уметь замечать обратный порядок слов

Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи.

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.473. упр.477, 478)

П.31  371у   372п


П.31  373у   374п



П.31  376

Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи.

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.477, 478).


89 - 90


Союз как часть речи. Разряды союзов.


2

Сведения о союзе как части речи;   союзы в предложении,   схемы предложения и  их грамотное оформление   на письме.

Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.

Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе»

П. 32   386у  388п



П.32  390п   387у

91 - 92

Правописание союзов.

2

Формировать умение пра-

вильно писать составные

союзы, различать союзы и

омонимичные слова.

Знать и безошибочно писать

союзы,    предложенные   для

заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами.

Тест 10 мин.

Осложненное списывание

П.33  395 по вариантам

396у


П.33  402п.  403у

93 - 94

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

2

Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова.

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличии от подчинительных союзов.

Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении.

П.34  408п  409у



П.34  410п.  412у

95-98

Р/Р Описание внешности человека

4

Описание внешности человека. Презентация: способы выражения признаков описания внешности, портреты

Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человека

Уметь находить признаки, указывающие на особенности героя художественного произведения.

Аналитичекая работа с текстом: №508. 509.

Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение

Аналитическая работа с художественным текстом произведения.

П.35 421п

426п

435у 439п

441у

99

Р/Р Сочинение по картине, описание внешности человека

1

сочинение

100

Рубежный диктант

1

диктант

Частицы (9)

101-102


Частица как часть речи. Разряды частиц.

2

Частица как часть речи. Разряды частиц.

Знать формообразующие частицы и уметь использовать их при образовании глаголов.

Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей речи читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи.

Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц.

П.36  447п  448у



П.36  450

103-104-105

Правописание частиц.

3

Формирование умения раздельно-дефисного написания  частиц.  Закрепление

умения определять, к какой части речи относится слово.


Знать случаи употребления   ,

на письме частиц не и ни с  отдельными частями речи.  

Уметь объяснять их правописание и верно употреблять их в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, -ТО, -КА. Разграничивать частицы и приставки не-, ни-, верно их писать.

Объяснительный диктант.

Тест 15 мин.

П.37 452у


П.37

106-107

Употребление частиц в речи.

2

Объяснить смысловую роль

частицы   в  анализируемом

высказывании.

Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений

Составление текста с употреблением частиц.

П.38  467у  471п


Повтор.п.36-38

108

Произношение предлогов, союзов и частиц

1

Упражнять   в   правильном

произношении    предлогов,

союзов, частиц.

Знать    некоторые    правила

ударения в предлогах, союзах,    частицах.    Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей

Работа с орфоэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц

П.39   472   480

109


Контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

1

Проверить усвоение правописания   наречий,   предлогов и союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами

Уметь правильно писать  наречия,   предлоги и союзы, местоимения, н-нн в суффиксах, а также правильно ставить  знаки препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами

диктант

Повтор.  П27-40

110-111

Междометие.

2

Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке,

употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных

и служебных частей речи. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания.

Знать языковые особенности

междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании.






Образование слов разных частей речи от междометий.

Употребление междометий в реи (в тексте).

П.40   484п


П.40  493у   494п

112-113

Звукоподражательные слова.

2

Дать понятие о данной категории слов.

Знать отличие звукоподражательных слов от междометий.

Уметь опознавать звукоподражательные слова, образовывать от них глаголы, существительные Выразительно  читать   предложения со звукоподражаниями.

Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов.

П.40   495п  501у




П.40  498у  499п

114

115

Омонимия разных частей речи.

2

Закрепить   умение   различать  омонимичные  формы

и правильно писать их.

Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-граммати-ческого анализа.

тест 15 мин.

П.41  505 у  510п



П.41  511у 514п

116

РР Характеристика человека

1

Дать  представление о  характеристике. Формировать

умения различать характеристики полные и краткие, определять роль характеристики персонажа в художественном произведении

Знать  отличие  краткой  характеристики    от        полной.

Уметь создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной.

Составление текста-характеристики человека

 П.42  517у   514

117

РР Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению.

1

Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Учить определять смысловую структуру текста, вычленять  в нём микротемы,     находить     в тексте основную и дополнительную информацию.

Уметь отбирать материал для

сжатого изложения.

Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов.

118

РР Сжатое изложение «О Чехове». Контрольная работа

1

Сжатое изложение

«О Чехове».

Уметь применять разные способы сжатия текста

Сжатое изложение «О Чехове».

Повтор. П.41-42

525у

119

Р/Р Характеристика  человека . Подготовка к сочинению. Обобщение по теме.

1

 Подготовка к сочинению.

Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных

П.42  526

120

Р/Р Сочинение «Знакомьтесь, - это я!»  «Что за человек мой друг (подруга, сестра..)

1

Уметь передавать описание состояния человека, его характер. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных

сочинение

Повтор. П.4  527у

121-122

Повторение изученного по фонетике  и орфоэпии

2

Повторить трудные вопросы темы, порядок фонетического разбора.

Знать предмет изучения фонетики  и   орфоэпии.   Уметь записывать   слова   в   транскрипции, делать фонетический разбор слов

Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером.

Тест 20мин (УМК).

Повт. П.4  531у  528п


Табл. С. 283-285

123 - 124  

Повторение. Состав слова и словообразование.

2

Словообразование. Повторение способов словообразования. Презентация с заданиями.

Уметь производить словообразовательный разбор слова, морфемный разбор, образовывать словообразовательную цепочку, восстанавливать ее звенья.

Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации.

Тест 10 мин

539




542у  545п.

125-126

Повторение. Лексика и фразеология.

2

Повторить понятия - лексическое  значение  слова, прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы

Уметь толковать слово в контексте, работать с толковыми словарями, определять прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь находить нарушение лексических норм.

Аналитическая работа с текстом.

работа с толковым словарем

П.5 повтор. 542у

546п


554

127-128

Грамматика, морфология и синтаксис.

2

Грамматика, морфология и синтаксис: повторение знаменательных частей речи, их синтаксической роли. Нарушение грамматических норм и их устранение.

Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена

Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571.

Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание (№572, 579).

559  п.9



Повтор. виды разбора

129

Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи.

1

Итоговая проверка знаний по всем разделам

Уметь выполнять задания по всем изученным разделам

Задания в тестовой форме (УМК)

130-

131

РР Повторение по разделу «Речь»

2

Нормы построения текста. Стили речи, типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Строение типовых фрагментов.

Знать нормы построения текста. Знать характерные черты стилей речи и типов речи, уметь объяснять, с какой целью они используются в тексте, использовать самостоятельно в тексте.

Аналитическая работа с текстом: №601.

На основе данного текста создание вторичного текста-описания состояния окружающей среды (602)

П.10,11,19,26 –повтор.  559

 

П.30,31,42  556

132-133    

Орфография. Пунктуация.

2

Закрепить трудные вопросы раздела, связанные с правописанием (звонкие -глухие согласные, непроизносимые согласные, роль ьи ъ; безударные гласные. Закрепить  умение

Знать основные правила орфографии и пунктуации и правильно писать знаменательные и служебные части речи в тексте, расставляя знаки препинания.

Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания.

Словарный диктант: №594 Творческая работа (№598)

566п .   567у



Повтор. П.27-29

570

134-135

РР Стили и типы речи.

2

Стили и типы речи.

Знать признаки стилей и типов речи.

Уметь преобразовывать текст одного стиля в текст другого стиля. выполняя его задачу.

Преобразование текста одного стиля в текст другого стиля (№600)

П.10,11,19

572    569

136-140

Повторение и обобщение изученного в 7 классе

2

Обобщение знаний

Знать материал изученный в 7 классе

Рассуждение на лингвистическую тему

П.26  35

573


Практические занятия.

  Контрольных работ: 3      

  Изложений: 3          

  Сочинений: 5

  Контрольных диктантов: 6

  Словарных диктантов: 5

        Контроль уровня обучения

Тестовой контроль по теме «Написание наречий».

1. Найдите строчку, в которой все слова написаны через дефис:

А) по весеннему лесу, белым бело, крепко накрепко, по волчьи.

Б) юго запад, кое как, мало помалу, по французски.

В) по новому мыслить, точь в точь, видимо невидимо, без устали.

2. в которой все слова написаны слитно:

А) (в) открытую, (по)долгу,( за)темно, (не)ясно.

Б) (в)тайне замышлять, (тот) час появился, (не)где, (по)больше.

В) (по)сменно, (по) матерински, (без )огдядки, (со) зла

3. в которых во всех словах на конце слова пишется ь:

А) Вскач? Училищ? Брош? Бежиш?

Б) Лиш? Навзнич? Сбереч? Нареж? Наотмаш?

В) Невтерпёж? Умоеш?ся настеж? Наотмаш?

Восстановит текст.

(Н-)прав- от огорода, тихо пошептывая и (из)редк- вздрагивая от (не)взначай налетевшего ветра, темнела ольховая роща, (на)лев- тянулось (не)обозримое поле. (По)одаль от меня сидел Савка. Поджав (по )турецки ноги, он смотрел на Кутьку. Наши крючки давным? давно стояли в реке, и нам (н-)чего (не) оставалось делать, как только предаваться отдыху, так любимому (н-)когда (не) утомлявшимся и вечно отдыхавшим Савкой. Заря ещё (не) совсем погасла, а летняя ночь уже охватывала природу лаской нежащ-, усыпляющ-.

Тестовой контроль по теме «Написание наречий».

1. Найдите строчку, в которой все слова написаны через дефис:

А) по весеннему лесу, белым бело, крепко накрепко, по волчьи.

Б) юго запад, кое как, мало помалу, по французски.

В) по новому мыслить, точь в точь, видимо невидимо, без устали.

2. в которой все слова написаны слитно:

А) (в) открытую, (по)долгу,( за)темно, (не)ясно.

Б) (в)тайне замышлять, (тот) час появился, (не)где, (по)больше.

В) (по)сменно, (по) матерински, (без )огдядки, (со) зла

3. в которых во всех словах на конце слова пишется ь:

А) Вскач? Училищ? Брош? Бежиш?

Б) Лиш? Навзнич? Сбереч? Нареж? Наотмаш?

В) Невтерпёж? Умоеш?ся настеж? Наотмаш?

Восстановит текст.

(Н-)прав- от огорода, тихо пошептывая и (из)редк- вздрагивая от (не)взначай налетевшего ветра, темнела ольховая роща, (на)лев- тянулось (не)обозримое поле. (По)одаль от меня сидел Савка. Поджав (по )турецки ноги, он смотрел на Кутьку. Наши крючки давным? давно стояли в реке, и нам (н-)чего (не) оставалось делать, как только предаваться отдыху, так любимому (н-)когда (не) утомлявшимся и вечно отдыхавшим Савкой. Заря ещё (не) совсем погасла, а летняя ночь уже охватывала природу лаской нежащ-, усыпляющ-.

Урок 83

1. В этом предложении употреблён производный предлог:

А. Несколько раз в течение лета заходил Гаврик к Пете во двор узнать, как дела.

Б. Мимо дома бегали маленькие дачные поезда с паровозиком-кукушкой.

В. Гаврик вошёл во двор и остановился под окнами Петиной комнаты на третьем этаже.

Г. Невзирая на погоду, мы решили идти назад к морю.

2. Отличите предлог от наречия. В этом предложении употреблено наречие.

А. Капитан с караула поскакал на встречу экипажа.

Б. Навстречу ехал автобус-экспресс.

В. Вверху сквозь просветы между деревьями виднелось небо в тучах.

Г. На верху футляра часов стояла бронзовая вазочка.

3. Отличите предлог от существительного. В этом предложении употреблено существительное с простым непроизводным предлогом.

А. Ввиду недостатка в продовольствии сокращение пути теперь было особенно важно.

Б. Мы находимся в виду неприятеля, и необходимо дать сражение.

В. В продолжение ночи я не спал ни минуты.

Г. О дальнейшей судьбе героя мы узнаем в продолжении романа.

4. В этом предложении производный предлог пишется слитно:

А. Впрочем, в?виду недостатка времени, не будем отвлекаться от предмета лекции.

Б. У многих русских рек, на?подобие Волги, один берег горный, другой луговой.

В. В? течение дня он не раз заговаривал со мной, услужливая мне без раболепства.

Г. Волны выбили в горной породе нечто в?роде пещеры.

5. В этом предложении производный предлог пишется раздельно:

А. И вдруг в?переди машины взметнулся клуб чёрного дыма.

Б. В? области изучения космоса наша страна достигла больших успехов.

В. Не было ни одной тучки, в?следствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.

Г. В?продолжени? всей болтавни Ноздрёва Чичиков протирал несколько раз себе глаза.

6. В этом предложении на месте пропусков надо писать букву Е:

А. В продолжени- часа мы наблюдали зелёные огни в воде.

Б.  Плавание по реке опасно вследстви- быстрого течения.

В. Лодка попала в течении- реки и стремительно неслась к водопаду.

Урок 89

Прочитайте предложения и выполните задание.

А. Там описывается путешествие в окрестностях дома, где жил писатель.

Б. Так видеть и ощущать умеют только дети и хорошие писатели.

В. Он отправился с девочкой на обычную прогулку и увидел привычный, казалось бы, мир глазами путешественника попавшего в неведомые страны.

Г. У Аркадия Гайдара есть рассказ «Голубая чашка».

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1.А,Г,Б,В,

2. Г,А,В,Б,

3. Г,В,А,Б,

4. Г,Б,В,А,

2. У какого слова неправильно определён грамматический признак?

1. и-соч. союз

2. привычный-причастие от гл. привыкнуть

3. попавшего-причастие от гл. попасть

4. на-предлог, непроизводный. Простой

3. Укажите предложение с ошибкой.

1.А, 2.Б, 3.В, 4. Г.

4. Найдите ошибочное утверждение о предложениях.

1. А- сложноподчинённое, состоит из 2 простых

2. Б-простое двусоставное с однородными подлежащими

3. В- сложное, состоящее из 3простых

4. Г-простое, двусоставное, грамматическая основа-«есть рассказ»

5.Укажите предложение без союзов.

1.Г, 2. В, 3. Б, 4. А.

Урок 89

Прочитайте предложения и выполните задание.

А. Там описывается путешествие в окрестностях дома, где жил писатель.

Б. Так видеть и ощущать умеют только дети и хорошие писатели.

В. Он отправился с девочкой на обычную прогулку и увидел привычный, казалось бы, мир глазами путешественника попавшего в неведомые страны.

Г. У Аркадия Гайдара есть рассказ «Голубая чашка».

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1.А,Г,Б,В,

2. Г,А,В,Б,

3. Г,В,А,Б,

4. Г,Б,В,А,

2. У какого слова неправильно определён грамматический признак?

1. и-соч. союз

2. привычный-причастие от гл. привыкнуть

3. попавшего-причастие от гл. попасть

4. на-предлог, непроизводный. Простой

3. Укажите предложение с ошибкой.

1.А, 2.Б, 3.В, 4. Г.

4. Найдите ошибочное утверждение о предложениях.

1. А- сложноподчинённое, состоит из 2 простых

2. Б-простое двусоставное с однородными подлежащими

3. В- сложное, состоящее из 3простых

4. Г-простое, двусоставное, грамматическая основа-«есть рассказ»

5.Укажите предложение без союзов.

1.Г, 2. В, 3. Б, 4. А.

Урок 90

Записать без ошибок, поставить запятую, выделить союзы.

1вариант

Птица встрепенулась и не то свистнула не то как-то резко проскрипела клювом.

Собаки притихли оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

Через полчаса дом был заперт и старик похаживал один по комнатам ожидая что вот-вот раздуются пять условных стуков изредка заглядывая в окно и ничего не видя кроме ночи.

2вариант

То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит.

Синица на море пустилась она хвалилась что хочет море сжечь.

Через полчаса дом был заперт и старик похаживал один по комнатам ожидая что вот-вот раздуются пять условных стуков изредка заглядывая в окно и ничего не видя кроме ночи.

Урок 90

Записать без ошибок, поставить запятую, выделить союзы.

1вариант

Птица встрепенулась и не то свистнула не то как-то резко проскрипела клювом.

Собаки притихли оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

Через полчаса дом был заперт и старик похаживал один по комнатам ожидая что вот-вот раздуются пять условных стуков изредка заглядывая в окно и ничего не видя кроме ночи.

2вариант

То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит.

Синица на море пустилась она хвалилась что хочет море сжечь.

Через полчаса дом был заперт и старик похаживал один по комнатам ожидая что вот-вот раздуются пять условных стуков изредка заглядывая в окно и ничего не видя кроме ночи.

Урок 90

Записать без ошибок, поставить запятую, выделить союзы.

1вариант

Птица встрепенулась и не то свистнула не то как-то резко проскрипела клювом.

Собаки притихли оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

Через полчаса дом был заперт и старик похаживал один по комнатам ожидая что вот-вот раздуются пять условных стуков изредка заглядывая в окно и ничего не видя кроме ночи.

2вариант

То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит.

Синица на море пустилась она хвалилась что хочет море сжечь.

Через полчаса дом был заперт и старик похаживал один по комнатам ожидая что вот-вот раздуются пять условных стуков изредка заглядывая в окно и ничего не видя кроме ночи.

Диагностика усвоения.

Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Охарактеризовать союзы.

1. Я вышел из кибитк- и треб-вал чтоб отвели меня к начальнику.

2. Хотя я не совсем был с ним согласен но чувствовал что долг чести треб-вал моего присутствия в войске императриц-.

3. В?скоре они к ней сильно пр-вязались потому?чтонельзя было её узнать и не?полюбить.

4. Марья Ивановна сильно была встр-воже-а но молчала ибо в высшей степен- была одар-на скромностью.

5. Чтоб утеш-ть бедного Савельича я дал слово без его согласия не?распол-гать ни одной копейкой.

Повторение изученного за 7 класс

 1.Вставить пропущенную букву

Вып… лоть  с…рняки, сильное потр…сение, разг…дать замысел, прим…рять пальто, прим…рять соперников.

 2.Вставить пропущенную букву

Технический агр…гат, вкусный в…н…грет, инж…нерные войска, д…р…ртировать с фронта, составить к…нспект.

3.Вставить пропущенную букву в корне с чередованием

Топ…рать ворота, газовая заж…галка, уб…рать за собой, забл…стеть от дождя, подсч…тать расходы.

4.Вставить пропущенную букву

Распол…житься у костра, к…сательная линия, выг…реть на солнце, скл…ниться над ребёнком, разный возр…ст.

5.Вставить пропущенную букву

Сложный расч…т, подж…г здания, печ…шь пироги, подж…г сухую траву, тихий ш…рох.

6.Вставить пропущенную букву

Ц…ганский табор, процесс ц…ркуляции, смуглолиц…й юноша,участникм демонстрац…и.

7.Вставить пропущенную букву

Гла…кая поверхность, га…кий утёнок, ме…кий стрелок, жи…кий раствор, остроумная шу…ка.

8.Вставить пропущенную букву

Без…нициативный студент, вз…гравшее самолюбие, без…мянный палец, раз…грать своих друзей, свер…зысканные манеры.

9.Вставить пропущенную букву

Я…ственно слышать, вкусные я…ства, все безмол…ствуют, предчу…ствовать беду, ше…ствовать от площади.

10.Вставить пропущенную букву л или лл

Художественная га…ерея, ко…екционировать марки, написать э…егию, книга с и…юстрациями, современная нове…а.

11.Вставить пропущенную букву ь или ъ

Трудный под…ём, пред…явить билеты, солов…иная трель, красивый павил…он, об…основанное суждение.

12.Вставить пропущенную букву, где нужно после шипящих

Красивая реч…, испеч… пирог, потеряеш…время, выйти замуж…, мороз жгуч…,

13.Вставить пропущенную букву

Бе…истемное питание, Ра…печатанное письмо, бе…дарный поэт, бе…жалостное обращение, бе…характерный человек.

14.Вставить пропущенную букву

Пр…творить дверь, пр…творять планы в жизнь, пр…скусный мастер, сделать пр…вивку, искатели пр…ключений.

15.Вставить пропущенную букву

Стройная виш…нка, сердце красав…цы, любимая книж…чка, постоянные подпмсч…ки, забой…ик в шахте.

16.Вставить пропущенную букву

Дер…кий полёт, белорус…кий президент, засушл…вый район, поршн…вые насосы, вдумч…вый исследователь.

17.Вставить пропущенную букву

Присутствовать прибесед…, сообщать о трагедии…, в вестибюл… театра, побывать в крепост…, на морском побережь….

18.Вставить пропущенную букву

Метко попада…ш., бор…тся с трудностями, осво…шь ремесло, одерж…т победу, направляя…т парус.

19.Вставить пропущенную букву -  ь знак

Спускает…ся с гор, умеет веселит…ся, ребёнок боит…ся, решил приподнят…ся, удаляет…ся за горизонт.

20.Вставить пропущенную букву

Громко зала…ла, послыш…лся голос, не обид…лся на друга, замет…л опасность, увид…ла новую модель.

21.Вставить пропущенную букву

Числ….щиеся сотрудники, грохоч…щий водопад, замеч…ннные ракеты, заслуш…ный доклад, колебл…мые листья.

22.Слитно или раздельно

Метео/ наблюдение, микро/процессор, научно/технический, широко/экранный, пол/листа

23.Вставить пропущенную букву-н или нн

Идти по песча…ику, слова ци….ика, Композитор песе….ик, свеще…ик церкви, цветы на подоко….ики.

24.Вставить пропущенную букву – н или нн

Деревя…ые украшения, краше…ые полы, покраше…ые волосы, мороже…ая рыба, орли…ый взгляд.

25.Вставить пропущенную букву –н или нн

Движения медле…ы, взгляды еди…ы, река скова…а, пение моното…о, тесты првере…ы.

26.Слитно или раздельно

Не/успехи по службе, не/надёжность сведений, не/ряшливость в одежде, глубокая не/прязнь, не/друг, а враг.

27.Слитно или раздельно

Не/чего спрашивать, не/у/кого спросить, ему не/когда, не/глупо говорить, отвечать далеко не/уверенно.

28.Слитно или раздельно

Не/заботился о родителях, никого не/спрашивая, не/навидя хамство, не/встретив ни души, не/понимает задание.

29.Слитно или раздельно

Не/нужен ребёнку, не/привычная обстановка, не/выполненное условие, никем не/выполненное задание, не/трудны, а лёгкий вопрос.

30.Вставить пропущенную букву

Н…о чём не сожалел, н…с кем не разговаривал, там н…когда не бывал, н…сколько не был похож, н…раз напоминал об этом.

31.Слитно , раздельно, дефис

Не/смотря на усталость, в/следствие непогоды, в/виду болезни, в/связи с приездом гостей, из/за недоразумения.

32.Слитно или раздельно

Мал, за/то спокоен. Дорого, за/то мило. Благодарю за/то приглашение.

33.Слитно или раздельно

Идти по/прежнему, по/прежнему пути, идти на/встречу маме, идти на/встречу друзей, идти на/встречу.

                         Источник информации и средства обучения

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

  1. Русский язык: Учеб. Для 7 кл.общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., стереотип. – Дрофа, 2008.
  2. Словари и справочники:
  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  5.  Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
  6. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
  7. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
  8. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение: для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004
  2. Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
  3. Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999
  4. Ларионова  Л.Г. Сборник упражнений   по  орфографии.   7  класс.   Книга  для  учителя.-М:Просвещение,2001
  5. Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.- 543с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по русскому языку (6 класс)

Рабочая образовательная программа по русскому языку в 6 классе, составленная на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Ш...

Рабочая образовательная программа по русскому языку 8 КЛАСС по УМК под редакцией М.В. Панова

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематически...

Дополнительная образовательная программа по русскому языку "Русская речь" (5-9 классы)

Дополнительная образовательная программа по русскому языку...

Образовательная программа по русскому языку для учащихся 12 класса специальной( коррекционной) образовательной организации

Цели  и задачи  организации  12 классов  в специальных  ( коррекционных)  общеобразовательных  школах VIII   вида  обусловлены  интересами  ...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для 8 класса по программе под редакцией В.В. Воронковой

Рецензируемая Адаптированная рабочая программа по русскому языку  разработана в соответствии - с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ и основной адаптированной...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку, 5 класс, ФГОС, коррекционная школа

Адаптированная образовательная программа составленя для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС....

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...