Местоимение системно-деятельностный подход
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie_sistemno-deyatelnostnyy_podkhod.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие о местоимении
Тюкульмина Татьяна Ивановна,
учитель русского языка
и литературы
Обучающие цели:
- знакомство с указательными функциями местоимения,
- формирование умения отличать местоимение от других частей речи, не допуская речевых ошибок
- расширение знаний об употреблении и роли местоимений в устной и письменной речи.
Развивающие цели:
- развитие логического мышления, речи и внимания учащихся.
Оборудование:
- интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (Приложение), рабочие листы для учащихся, учебник В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс»
Ход урока
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Рада видеть вас отдохнувшими, полными сил после выходного дня. давайте улыбнемся друг другу и начнем наш совместный урок. Запишите в тетради дату урока.
2. Актуализация знаний.
- Какой раздел науки о языке вы в настоящее время изучаете? (морфология). А что изучает морфология?(части речи). Значит, вы без труда сможете назвать части речи в приведенных предложениях.
Анализ предложений с точки зрения морфологии
Я люблю бывать в лесу. Он красив в разное время года
Мои друзья каждую осень бывают в лесу. Столько загадок таит осенний лес!.
3. Постановка учебной задачи.
- Какие затруднения возникли у вас с определением части речи? (неверно указали части речи слов каждую, столько)
- Какова же ваша учебная задача? (определить какими частями речи являются слова каждую, столько)
- Что для этого нужно? (вспомнить признаки известных частей речи)
4. Открытие нового знания.
1) Выдвижение гипотез
- Какие гипотезы по определению части речи этих слов вы предложите? Как можно проверить это предположение? (учащиеся выдвигают гипотезы, приводят аргументы в пользу своих гипотез, контраргументы).
- Признаки каких частей речи имеют эти слова? (прилагательного, числительного)
2) Проверка решающей гипотезы по учебнику «Теория» В.В.Бабайцевой стр. 161-162, 162-163 – изучение лингвистического текста. (парная работа).
- Изучая лингвистический текст, проверяйте нашу гипотезу о местоимении, заполняйте таблицу.
Грамматическое значение | вопросы | Морфологические признаки | Синтаксические признаки | Роль в тексте |
Зависят от того, какую часть речи заменяет мест. |
3) Представление нового знания.
- Решили мы поставленную учебную задачу? Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетради.
5. Первичное закрепление.
Задание: основываясь на критериях ваших таблиц, найдите местоимения и обоснуйте своё мнение, работая с текстом.
В раннем возрасте он был мал, слаб. Но года через два набрался жизненных сил.
Шёл в рост наш друг быстро. Как-то он стал заглядывать по вечерам в моё окно. Думал, наверное, что никого нет дома.
К осени он вымахал ещё на два метра с лишним. И теперь смело смотрит в окна нашего четвёртого этажа.
Наш друг – тополь.
Учащиеся затруднились определить как часть речи слово как-то.
Информация для размышления.
- У учёных-лингвистов нет единой точки зрения по определению местоимения как части речи. Сравните две точки зрения: Барановой и Бабайцевой: (работа в парах с определениями Барановой и Бабайцевой)
Баранова Ирина Васильевна
Три имени: существительное, прилагательное, числительное – называют предмет, его признак, количество и порядок (бабочка, белая, одна, третья). Их опознавательные вопросы: кто? что? чей? какой? сколько? который? Но с помощью тех же вопросов можно указать на те же предметы, признаки, количество, порядок, не называя их: она, моя, такая, столько, какая-то. Вы видите, что УКАЗАНИЯ занимают МЕСТО ИМЁН. Вот почему указательные слова называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. (См. учебник Барановой И.В., стр.93)
Бабайцева Вера Васильевна.
Выделяет четыре группы местоимений: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия, которые отвечают на вопросы: кто? что? какой? чей? каков? сколько? как? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?
- Кто прав, по- вашему мнению? Какое местоимение вы просмотрели, не увидели? (как-то)
6. Самостоятельная работа с проверкой
Задание: прочитайте текст. Затем спишите его, восстанавливая опущенные местоимения и знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок, выбирая нужные местоимения.
Однажды упало из ветра одно семечко и приютилось … в ямке между камнем и глиной. Долго томилось … семечко а потом напилось росой распалось выпустило из … тонкие волоски корешка впилось … в камень и глину и стало расти.
Так начал жить на свете … маленький цветок. … было питаться в камне и глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до … корня а цветок все жил и жил, и рос помаленьку выше.
( А. Платонов )
Слова для справки: себя, это, оно, ими, его, тот, нечем, ему, всё.
Представление своих работ и проверка по тексту.
7. Включение новых знаний в систему.
После выполнения заданий учащиеся анализируют, почему данные слова являются местоимениями и составляют морфологическую модель.
- По каким признакам определяем?
- Почему местоимение не может заменить глагол? (индивидуальная работа даётся в качестве домашнего задания сильному ученику)
8. Рефлексия:
- Каждый из вас сегодня порадовал меня своими ответами, продемонстрировал свои возможности, и сейчас мне бы очень хотелось услышать мнение о сегодняшнем уроке каждого из вас. Итак, закончите фразу “Сегодня на уроке Я…”
Домашняя работа: Упр. 624
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении математики
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Системно-деятельностный подход в обучении математики
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"
Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...
Семинар "Системно-деятельностный подход"
Для учителей-предметников...
Урок в 6 классе «Указательные местоимения» ( системно-деятельностный подход)
Конспект урока по русскому языку...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....