Комплексный анализ по тексту Н.И. Верзакова ( с использованием регионального компонента)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Ресурс предназначен для проведения урока русского языка по теме: "Комплексный анализ текста" в 10 классе. Включает в себя конспект урока, презентацию к данному уроку и раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_10_kl.doc | 55.5 КБ |
prezentatsiya_po_tekstu_verzakova.pptx | 330.79 КБ |
tekst_verzakova.doc | 26 КБ |
test_po_tekstu_verzakova.doc | 73 КБ |
zadaniya.docx | 11.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный анализ текста
(подготовка к ЕГЭ)
ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
ЦЕЛИ УРОКА:
- повторить и обобщить теоретические сведения о художественном стиле речи;
- совершенствовать навык комплексного анализа текста;
- развивать навык аналитической работы с текстом;
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать эстетический вкус, прививать любовь к художественному слову; воспитывать любовь к природе, Родине.
- через реализацию национально – регионального компонента воспитание нравственных качеств человека; формирование навыков контроля и самоконтроля.
Ход урока:
1) Орг. момент. Сообщение целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать умение выполнять комплексный анализ текста художественного стиля речи (слайд №1). Таким образом, систематизируя знания по этой теме, мы готовимся к качественному выполнению тестовых заданий, предлагаемых на ЕГЭ. Записываем число, тему и эпиграф к уроку: «Природа милостей полна, когда ты в ней, а не над нею» (В.Носков) (слайд 2). Дайте синтаксическую характеристику этому предложению (сложное, сложноподчинённое с придаточным времени). Как вы думаете почему мы взяли такой эпиграф? Взаимоотношения человека и природы – проблема нравственная и в то же время социальная. Именно так ставят её и решают в своих произведениях известные современные писатели. Вопрос об отношении к природе - это вопрос об отношении к Родине, вопрос о том, каков есть человек и каким он должен быть. Сегодня для анализа мы взяли текст Николая Верзакова, который пишет о том, что нельзя допустить разрыва связи между человеком и окружающим его миром, живой природой. А кто же такой Н. Верзаков? (сл 3) (сообщение ребят)
2)Орфоэпическая разминка. Прочитайте в соответствии с орфоэпическими нормами.
aгЕнт, алфавИт, баловАть, бАнты, гналАсь, досУг, завИдно, каталОг, квартАл, кУхонный, молЯщий, мусоропровОд, обеспЕчение, облегчИть, принУдить, созЫв, столЯр, танцОвщица, фенОмен, христианИн.( слайд 4)
3) Анализ текста.
а) Перед началом анализа текста повторим некоторые определения.
( по толкованию лексического значения слова определить, о чём идёт речь)
- Как называется сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)
- То, о чём говорится в тексте? (тема текста)
- Какие типы речи вы знаете?
- Как называется тип речи, в котором изображаются люди, предметы, природа? (описание)
- Как называется тип речи, в котором повествуется о каких – то событиях (повествование)
- То, к чему призывает автор текста, чему учит, ради чего написан текст? (основная мысль текста)
- Разновидность языка, особенности которой связаны со сферой её применения (стиль речи)
- Какие стили речи вы знаете?
- Как называется стиль художественной литературы, который выполняет образно – познавательную и идейно – эстетическую функцию? (художественный стиль речи)
- Речь одного лица (монолог).
- Как называется приём построения произведения? (композиция)
Мы будем разбирать текст художественного стиля, поэтому вспомним характерные черты этого стиля (сообщения учащихся)
Итак, мы повторили с вами некоторые понятия о тексте, а сейчас переходим непосредственно к анализу текста. Мы возьмём фрагмент из повести Верзакова. А о чём же сама повесть?
б) Выразительное чтение текста.
В чем же загадка художественного стиля? Давайте перейдем к следующей части нашего урока и реализации нашей второй цели – проанализируем художественный текст, то есть разберемся в его идейном замысле, построении, художественных особенностях, чтобы понять, каким образом выполняется основная задача стиля - эстетическое воздействие на читателя.
в) Беседа по общим вопросам:
- О чём идёт речь в тексте? Какова его тема? (о двух волках, которые не обнаружили волчат в логове, о потере ими веры в человека)
- Что хотел сказать автор, написав этот текст? Определите идею текста. (Человек должен быть созидателем, а не разрушителем. Человек должен беречь и охранять природу, а не уничтожать её).
-Для какой сферы общения характерен текст? ( Для художественной сферы. Автор хочет поделиться своими впечатлениями о случае из жизни)
- Какая форма речи используется в этом тексте? (письменная, монологическая, соответствует книжному стилю).
- Определите тип речи текста (повествование с элементами описания)
- Почему повествование? (в тексте повествуется о том, как люди безжалостно отнеслись к волчьим детёнышам).
- Каков жанр текста? (фрагмент повести)
- Какова композиция произведения? (завязка действия – беспокойство волков; кульминация – волчат не было; развязка – потеряна связь с человеком)
- Как связаны предложения в тексте? (при помощи личных местоимений и лексического повтора)
Продолжаем работу с текстом в парах, сделаем различные виды анализа и разбора текста: стилистический, орфографический, пунктуационный и другие.
г) Самостоятельная работа (10 минут) (слайд 11)
- Докажите, что это текст художественного стиля.
- Определение лексических языковых признаков текста.
- Определение морфологических языковых признаков текста.
- Определение синтаксических языковых признаков текста и выполнение выборочного пунктуационного анализа текста.
- Выполнение орфографического выборочного анализа текста.
- Выполнение разных видов разбора слов: морфемного, фонетического, морфологического, словообразовательного (слова выбирают сами).
- Выполнение творческой работы: вспомнить загадки и пословицы, крылатые выражения о природе.
- Построить схемы сложных предложений и прокомментировать их.
д) Выступление групп (10 минут)
Послушаем, что у вас получилось. Дадим слово представителям групп.
е) Тестовые задания в форме ЕГЭ по вариантам с самопроверкой (слайд 12)
Для 1- варианта:
1)Какие слова являются грамматической основой в предложении 15) В сухом болоте она обтоптала место под кривой сосной, опустила волчонка в мох и легла рядом.
а) она обтоптала, опустила
б) она обтоптала, опустила и легла
в) она обтоптала место
г) она обтоптала место и легла
2)Укажите верную характеристику предложению 5) Белая сунула морду в устье норы: волчат не было.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова его из предложения 3.
а) наречие б) предлог в) притяжательное местоимение г) личное местоимение
4) Из предложения 3 выпишите слова, образованные приставочно – суффиксальным способом (загривке);
5) Из предложений с 11-13 выпишите все деепричастия (щурясь);
6) Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление (почуяла беспокойство);
Для 2 варианта:
1) Какие слова являются грамматической основой в предложении 20) И ничто теперь не удерживало, не заставляло обходить жилище Человека.
а) ничто не удерживало
б) не удерживало, не заставляло обходить жилище
в) ничто не удерживало, не заставляло обходить
г) ничто не заставляло
2)Укажите верную характеристику предложению 13) Волчонок лизнул её в нос и вылез за ней на пятачок, щурясь от яркого света.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова ничто в предложении 20
а) наречие б) имя существительное в) краткое прилагательное г) отрицательное местоимение
4) Из предложения 12 выпишите слова, образованные приставочно - суффиксальным способом (послышался, показался);
5) Из предложений с 14-17 выпишите все причастия (отрезанное, замкнутым);
6)Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (с Барсучьей норой);
ё )Самопроверка и самооценивание. ( слайд )
ж) Музыкальная минутка
Итак, мы проанализировали текст с лингвистической стороны, а если обратиться к его идейному смыслу, то мы должны с вами сделать вывод для себя. Какой? Чем трепетнее будет отношение человека к природе, тем меньше будет катаклизмов не только для природы, но и для духовных устоев самого человека, для будущих поколений, для всего общества в целом. Прав Марк Гроссман, когда, обращаясь к современнику, пишет: «Воздай природе добротой и данью, дай убедиться ныне и навек, что ты и впрямь – вершина мирозданья, и полубог, и, значит Человек».
Слушая музыку, составьте предложения, создавая те образы, картины природы, которые вызывает эта музыка.
з) Заключительный этап урока. Подведение итогов.
Учитель. Наш урок подходит к концу. Прошу вас ответить на несколько вопросов..
Вопросы для рефлексии:
- Сегодня мне на уроке было интересно (неинтересно), потому что…
- Мне было легко (трудно), так как…
- Работа в группах помогает…
- Сегодняшний урок помог мне…
Домашнее задание.
Написать сочинение, взяв за основу главную мысль текста.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф к уроку Природа милостей полна, когда ты в ней, а не над нею… В.Носков
Верзаков Николай Иванович ( 1932 - 2000г.)
a гЕнт , алфавИт , баловАть , бАнты , гналАсь , досУг , завИдно , каталОг , квартАл , кУхонный , молЯщий , мусоропровОд , обеспЕчение , облегчИть , принУдить , созЫв , столЯр , танцОвщица , фенОмен , христианИн . Орфоэпическая разминка
1)Белая почуяла беспокойство ещё при подходе к логову.2) Пахло табаком и дёгтем, значит, был Человек. 3) Это понял и Карнаухий : шерсть на его загривке поднялась. 4) Волки осторожно подошли с разных сторон, на пятачке, против обыкновения, их никто не встретил. 5) Белая сунула морду в устье норы: волчат не было. 6) Обежала кругом, нашла след, спустилась к Берёзовке. 7) След вывел на дорогу. 8) Здесь Человек останавливался: на дороге валялся обрывок газеты и горелая спичка. 9)Помятая трава, на которой лежал мешок, хранила запах логова. 10) Дома Белая залезла в пустую нору с остывающим запахом жилья. 11) Из отнорка вдруг дошёл голос волчонка 12) Она узнала Ак – Буре и позвала. 12) Послышался шорох, в отнорке показалась ушастая голова. 13) Волчонок лизнул её в нос и вылез за ней на пятачок, щурясь от яркого света. 14)Она прихватила его пастью поперек и побежала прочь от Барсучьей норы, в верховья речки, в моховое болото, отрезанное от Березовки широким рукавом топи с единственным лазом туда, замкнутым черноталом. 15) В сухом болоте она обтоптала место под кривой сосной, опустила волчонка в мох и легла рядом.16) Карнаухий отошёл в сторону и прислушался. 17) Ни единого звука не поймал он, кроме вспархивания крохотной птички – гренадёрки , промышляющей корм себе в кроне дерева, да комариного писка.18)Человек нарушил Закон добрососедства, и он потерял обратную силу. 19) Связь с Барсучьей норой оборвалась. 20) И ничто теперь не удерживало, не заставляло обходить жилище Человека. 21) Белая прямиком отправилась к кордону и повела Карнаухова за собой.
Самостоятельная работа (10 минут)
Для 1- варианта: 1)Какие слова являются грамматической основой в предложении 15) В сухом болоте она обтоптала место под кривой сосной, опустила волчонка в мох и легла рядом. а) она обтоптала, опустила б) она обтоптала, опустила и легла в) она обтоптала место г) она обтоптала место и легла 2)Укажите верную характеристику предложению 5) Белая сунула морду в устье норы: волчат не было. а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью б) сложноподчинённое в) сложное бессоюзное г) простое осложнённое 3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова его из предложения 3. а) наречие б) предлог в) притяжательное местоимение г) личное местоимение 4) Из предложения 3 выпишите слова, образованные приставочно – суффиксальным способом 5) Из предложений с 11-13 выпишите все деепричастия 6) Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление Для 2 варианта: 1) Какие слова являются грамматической основой в предложении 20) И ничто теперь не удерживало, не заставляло обходить жилище Человека. а) ничто не удерживало б) не удерживало, не заставляло обходить жилище в) ничто не удерживало, не заставляло обходить г) ничто не заставляло 2)Укажите верную характеристику предложению 13) Волчонок лизнул её в нос и вылез за ней на пятачок, щурясь от яркого света. а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью б) сложноподчинённое в) сложное бессоюзное г) простое осложнённое 3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова ничто в предложении 20 а) наречие б) имя существительное в) краткое прилагательное г) отрицательное местоимение 4) Из предложения 12 выпишите слова, образованные приставочно - суффиксальным способом 5) Из предложений с 14-17 выпишите все причастия 6)Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование;
Самопроверка и самооценивание . Ответы 1-го варианта : 1 – б; 2 –в; 3 –в; 4 - загривке; 5 - щурясь; 6 – почуяла беспокойство; Ответы 2 –ого варианта: 1 – в; 2 – г; 3 – г; 4 – послышался, показался; 5 – отрезанное, замкнутым; 6 – с Барсучьей норой;
Музыкальная минутка
Рефлексия Сегодня мне на уроке было интересно (неинтересно), потому что… Мне было легко (трудно), так как… Работа в группах помогает… Сегодняшний урок помог мне…
Домашнее задание Используя материал урока, написать сочинение - рассуждение на тему « Природа милостей полна, когда ты в ней, а не над нею…»
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Предварительный просмотр:
1)Белая почуяла беспокойство ещё при подходе к логову.2) Пахло табаком и дёгтем, значит, был Человек. 3) Это понял и Карнаухий: шерсть на его загривке поднялась. 4) Волки осторожно подошли с разных сторон, на пятачке, против обыкновения, их никто не встретил. 5) Белая сунула морду в устье норы: волчат не было. 6) Обежала кругом, нашла след, спустилась к Берёзовке. 7) След вывел на дорогу. 8) Здесь Человек останавливался: на дороге валялся обрывок газеты и горелая спичка. 9)Помятая трава, на которой лежал мешок, хранила запах логова. 10) Дома Белая залезла в пустую нору с остывающим запахом жилья. 11) Из отнорка вдруг дошёл голос волчонка 12) Она узнала Ак – Буре и позвала. 12) Послышался шорох, в отнорке показалась ушастая голова. 13) Волчонок лизнул её в нос и вылез за ней на пятачок, щурясь от яркого света. 14)Она прихватила его пастью поперек и побежала прочь от Барсучьей норы, в верховья речки, в моховое болото, отрезанное от Березовки широким рукавом топи с единственным лазом туда, замкнутым черноталом. 15) В сухом болоте она обтоптала место под кривой сосной, опустила волчонка в мох и легла рядом.16) Карнаухий отошёл в сторону и прислушался. 17) Ни единого звука не поймал он, кроме вспархивания крохотной птички – гренадёрки, промышляющей корм себе в кроне дерева, да комариного писка.18)Человек нарушил Закон добрососедства, и он потерял обратную силу. 19) Связь с Барсучьей норой оборвалась. 20) И ничто теперь не удерживало, не заставляло обходить жилище Человека. 21) Белая прямиком отправилась к кордону и повела Карнаухова за собой.
Предварительный просмотр:
Для 1- варианта:
1)Какие слова являются грамматической основой в предложении 15) В сухом болоте она обтоптала место под кривой сосной, опустила волчонка в мох и легла рядом.
а) она обтоптала, опустила
б) она обтоптала, опустила и легла
в) она обтоптала место
г) она обтоптала место и легла
2)Укажите верную характеристику предложению 5) Белая сунула морду в устье норы: волчат не было.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова его из предложения 3.
а) наречие б) предлог в) притяжательное местоимение г) личное местоимение
4) Из предложения 3 выпишите слова, образованные приставочно – суффиксальным способом
5) Из предложений с 11-13 выпишите все деепричастия
6) Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление
Для 2 варианта:
1) Какие слова являются грамматической основой в предложении 20) И ничто теперь не удерживало, не заставляло обходить жилище Человека.
а) ничто не удерживало
б) не удерживало, не заставляло обходить жилище
в) ничто не удерживало, не заставляло обходить
г) ничто не заставляло
2)Укажите верную характеристику предложению 13) Волчонок лизнул её в нос и вылез за ней на пятачок, щурясь от яркого света.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова ничто в предложении 20
а) наречие б) имя существительное в) краткое прилагательное г) отрицательное местоимение
4) Из предложения 12 выпишите слова, образованные приставочно - суффиксальным способом
5) Из предложений с 14-17 выпишите все причастия
6)Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование;
Для 1- варианта:
1)Какие слова являются грамматической основой в предложении 15) В сухом болоте она обтоптала место под кривой сосной, опустила волчонка в мох и легла рядом.
а) она обтоптала, опустила
б) она обтоптала, опустила и легла
в) она обтоптала место
г) она обтоптала место и легла
2)Укажите верную характеристику предложению 5) Белая сунула морду в устье норы: волчат не было.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова его из предложения 3.
а) наречие б) предлог в) притяжательное местоимение г) личное местоимение
4) Из предложения 3 выпишите слова, образованные приставочно – суффиксальным способом
5) Из предложений с 11-13 выпишите все деепричастия
6) Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление
Для 2 варианта:
1) Какие слова являются грамматической основой в предложении 20) И ничто теперь не удерживало, не заставляло обходить жилище Человека.
а) ничто не удерживало
б) не удерживало, не заставляло обходить жилище
в) ничто не удерживало, не заставляло обходить
г) ничто не заставляло
2)Укажите верную характеристику предложению 13) Волчонок лизнул её в нос и вылез за ней на пятачок, щурясь от яркого света.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова ничто в предложении 20
а) наречие б) имя существительное в) краткое прилагательное г) отрицательное местоимение
4) Из предложения 12 выпишите слова, образованные приставочно - суффиксальным способом
5) Из предложений с 14-17 выпишите все причастия
6)Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование;
Для 1- варианта:
1)Какие слова являются грамматической основой в предложении 15) В сухом болоте она обтоптала место под кривой сосной, опустила волчонка в мох и легла рядом.
а) она обтоптала, опустила
б) она обтоптала, опустила и легла
в) она обтоптала место
г) она обтоптала место и легла
2)Укажите верную характеристику предложению 5) Белая сунула морду в устье норы: волчат не было.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова его из предложения 3.
а) наречие б) предлог в) притяжательное местоимение г) личное местоимение
4) Из предложения 3 выпишите слова, образованные приставочно – суффиксальным способом
5) Из предложений с 11-13 выпишите все деепричастия
6) Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление
Для 2 варианта:
1) Какие слова являются грамматической основой в предложении 20) И ничто теперь не удерживало, не заставляло обходить жилище Человека.
а) ничто не удерживало
б) не удерживало, не заставляло обходить жилище
в) ничто не удерживало, не заставляло обходить
г) ничто не заставляло
2)Укажите верную характеристику предложению 13) Волчонок лизнул её в нос и вылез за ней на пятачок, щурясь от яркого света.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова ничто в предложении 20
а) наречие б) имя существительное в) краткое прилагательное г) отрицательное местоимение
4) Из предложения 12 выпишите слова, образованные приставочно - суффиксальным способом
5) Из предложений с 14-17 выпишите все причастия
6)Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование;
Для 1- варианта:
1)Какие слова являются грамматической основой в предложении 15) В сухом болоте она обтоптала место под кривой сосной, опустила волчонка в мох и легла рядом.
а) она обтоптала, опустила
б) она обтоптала, опустила и легла
в) она обтоптала место
г) она обтоптала место и легла
2)Укажите верную характеристику предложению 5) Белая сунула морду в устье норы: волчат не было.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова его из предложения 3.
а) наречие б) предлог в) притяжательное местоимение г) личное местоимение
4) Из предложения 3 выпишите слова, образованные приставочно – суффиксальным способом
5) Из предложений с 11-13 выпишите все деепричастия
6) Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление
Для 2 варианта:
1) Какие слова являются грамматической основой в предложении 20) И ничто теперь не удерживало, не заставляло обходить жилище Человека.
а) ничто не удерживало
б) не удерживало, не заставляло обходить жилище
в) ничто не удерживало, не заставляло обходить
г) ничто не заставляло
2)Укажите верную характеристику предложению 13) Волчонок лизнул её в нос и вылез за ней на пятачок, щурясь от яркого света.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова ничто в предложении 20
а) наречие б) имя существительное в) краткое прилагательное г) отрицательное местоимение
4) Из предложения 12 выпишите слова, образованные приставочно - суффиксальным способом
5) Из предложений с 14-17 выпишите все причастия
6)Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование;
Для 1- варианта:
1)Какие слова являются грамматической основой в предложении 15) В сухом болоте она обтоптала место под кривой сосной, опустила волчонка в мох и легла рядом.
а) она обтоптала, опустила
б) она обтоптала, опустила и легла
в) она обтоптала место
г) она обтоптала место и легла
2)Укажите верную характеристику предложению 5) Белая сунула морду в устье норы: волчат не было.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова его из предложения 3.
а) наречие б) предлог в) притяжательное местоимение г) личное местоимение
4) Из предложения 3 выпишите слова, образованные приставочно – суффиксальным способом
5) Из предложений с 11-13 выпишите все деепричастия
6) Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление
Для 2 варианта:
1) Какие слова являются грамматической основой в предложении 20) И ничто теперь не удерживало, не заставляло обходить жилище Человека.
а) ничто не удерживало
б) не удерживало, не заставляло обходить жилище
в) ничто не удерживало, не заставляло обходить
г) ничто не заставляло
2)Укажите верную характеристику предложению 13) Волчонок лизнул её в нос и вылез за ней на пятачок, щурясь от яркого света.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова ничто в предложении 20
а) наречие б) имя существительное в) краткое прилагательное г) отрицательное местоимение
4) Из предложения 12 выпишите слова, образованные приставочно - суффиксальным способом
5) Из предложений с 14-17 выпишите все причастия
6)Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование;
Для 1- варианта:
1)Какие слова являются грамматической основой в предложении 15) В сухом болоте она обтоптала место под кривой сосной, опустила волчонка в мох и легла рядом.
а) она обтоптала, опустила
б) она обтоптала, опустила и легла
в) она обтоптала место
г) она обтоптала место и легла
2)Укажите верную характеристику предложению 5) Белая сунула морду в устье норы: волчат не было.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова его из предложения 3.
а) наречие б) предлог в) притяжательное местоимение г) личное местоимение
4) Из предложения 3 выпишите слова, образованные приставочно – суффиксальным способом
5) Из предложений с 11-13 выпишите все деепричастия
6) Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление
Для 2 варианта:
1) Какие слова являются грамматической основой в предложении 20) И ничто теперь не удерживало, не заставляло обходить жилище Человека.
а) ничто не удерживало
б) не удерживало, не заставляло обходить жилище
в) ничто не удерживало, не заставляло обходить
г) ничто не заставляло
2)Укажите верную характеристику предложению 13) Волчонок лизнул её в нос и вылез за ней на пятачок, щурясь от яркого света.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова ничто в предложении 20
а) наречие б) имя существительное в) краткое прилагательное г) отрицательное местоимение
4) Из предложения 12 выпишите слова, образованные приставочно - суффиксальным способом
5) Из предложений с 14-17 выпишите все причастия
6)Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование;
Для 1- варианта:
1)Какие слова являются грамматической основой в предложении 15) В сухом болоте она обтоптала место под кривой сосной, опустила волчонка в мох и легла рядом.
а) она обтоптала, опустила
б) она обтоптала, опустила и легла
в) она обтоптала место
г) она обтоптала место и легла
2)Укажите верную характеристику предложению 5) Белая сунула морду в устье норы: волчат не было.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова его из предложения 3.
а) наречие б) предлог в) притяжательное местоимение г) личное местоимение
4) Из предложения 3 выпишите слова, образованные приставочно – суффиксальным способом
5) Из предложений с 11-13 выпишите все деепричастия
6) Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление
Для 2 варианта:
1) Какие слова являются грамматической основой в предложении 20) И ничто теперь не удерживало, не заставляло обходить жилище Человека.
а) ничто не удерживало
б) не удерживало, не заставляло обходить жилище
в) ничто не удерживало, не заставляло обходить
г) ничто не заставляло
2)Укажите верную характеристику предложению 13) Волчонок лизнул её в нос и вылез за ней на пятачок, щурясь от яркого света.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова ничто в предложении 20
а) наречие б) имя существительное в) краткое прилагательное г) отрицательное местоимение
4) Из предложения 12 выпишите слова, образованные приставочно - суффиксальным способом
5) Из предложений с 14-17 выпишите все причастия
6)Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование;
Для 1- варианта:
1)Какие слова являются грамматической основой в предложении 15) В сухом болоте она обтоптала место под кривой сосной, опустила волчонка в мох и легла рядом.
а) она обтоптала, опустила
б) она обтоптала, опустила и легла
в) она обтоптала место
г) она обтоптала место и легла
2)Укажите верную характеристику предложению 5) Белая сунула морду в устье норы: волчат не было.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова его из предложения 3.
а) наречие б) предлог в) притяжательное местоимение г) личное местоимение
4) Из предложения 3 выпишите слова, образованные приставочно – суффиксальным способом
5) Из предложений с 11-13 выпишите все деепричастия
6) Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление
Для 2 варианта:
1) Какие слова являются грамматической основой в предложении 20) И ничто теперь не удерживало, не заставляло обходить жилище Человека.
а) ничто не удерживало
б) не удерживало, не заставляло обходить жилище
в) ничто не удерживало, не заставляло обходить
г) ничто не заставляло
2)Укажите верную характеристику предложению 13) Волчонок лизнул её в нос и вылез за ней на пятачок, щурясь от яркого света.
а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
б) сложноподчинённое
в) сложное бессоюзное
г) простое осложнённое
3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова ничто в предложении 20
а) наречие б) имя существительное в) краткое прилагательное г) отрицательное местоимение
4) Из предложения 12 выпишите слова, образованные приставочно - суффиксальным способом
5) Из предложений с 14-17 выпишите все причастия
6)Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование;
Предварительный просмотр:
- Докажите, что это текст художественного стиля.
- Определение лексических языковых признаков текста.
- Определение морфологических языковых признаков текста.
- Определение синтаксических языковых признаков текста и выполнение выборочного пунктуационного анализа текста.
- Выполнение орфографического выборочного анализа текста.
- Выполнение разных видов разбора слов: морфемного, фонетического, морфологического, словообразовательного (слова выбирают сами).
- Выполнение творческой работы: вспомнить загадки и пословицы, крылатые выражения о природе.
- Построить схемы сложных предложений и прокомментировать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом «La réserve d`Ilmen» (использование регионального компонента с целью создания туристического буклета)
Разработка мастер-класса по французскому языку предусмотрена для учащихся старших классов. С целью повышения интереса к изучению французского языка и формирования коммуникативной компетенц...
использование регионального компонента на уроках немецкого языка
Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе. В работе использована раб...
Храмы Апшеронского района. Материал длч проведения классного часа с использованием регионального компонента.
Данныи материал может быть использован для проведения классного часа, мероприятия, общешкольной линейки ит.д....
Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы
Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...
«Использование регионального компонента на уроках английского языка»
В течение многих лет нами, учителями английского языка МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...
Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента (методическая разработка)
В данной работе преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и о...
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....