Презентация к докладу "Из опыта работы по теме "Лексика" по учебнику М.М.Разумовской 5 класс"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Басюк Наталия Сергеевна

Презентация к докладу "Из опыта работы по теме "Лексика" по учебнику М.М.Разумовской 5 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon iz_opyta_raboty_2.ppt2.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Басюк Наталии Сергеевны

Слайд 2

Обогащение словарного запаса учащихся Развитие речи учащихся Развитие интереса к познавательной деятельности Воспитание любви к знаниям, предмету Развитие навыков лингвистического анализа Усвоение изученного материала Воспитание потребности пользоваться словарем

Слайд 3

умение толковать лексическое значение слова разными способами; способность опознавать лексические единицы (синонимы, антонимы, многозначные слова) и точно, уместно употреблять их в речи; умение замечать лексическую ошибку в тексте, объяснять её причину и исправлять; умелое пользование лексическими словарями разного типа; способность найти в художественном тексте лексические средства выразительности.

Слайд 4

1. Изучение слова и его лексического значения. 2. Изучение однозначных и многозначных слов. 3. Изучение прямого и переносного значения слова. 4. Изучение омонимов. 5. Изучение профессиональных и диалектных слов. 6. Использованная литература.

Слайд 5

Толковый словарь. Это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей. Например: Ботаника- и,ж. Наука о растениях. Благовоспитанный- ая,ое,(устар.). Умеющий хорошо держать себя в обществе .

Слайд 6

Это интересно… Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали для вас, ребята, целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые .

Слайд 7

Энциклопедические словари. Если вы хотите узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если вас интересуют явления природы, вам хочется узнать о других планетах, истории цивилизаций - обращайтесь к энциклопедическим словарям.

Слайд 8

Языковые словари. орфографические толковые фразеологические словари синонимов, антонимов словари омонимов словообразователь-ные

Слайд 9

§ 32. «Как определить лексическое значение слова». Теория. Работа со словарём. Игротека.

Слайд 10

4 способа толкования лексического значения слова: 1.Краткое толкование в словаре. 2.Подбор синонимов. 3.Подбор однокоренных слов. 4.Рисунок.

Слайд 11

Антракт Как узнать значение этого слова? Угадайте, какие слова пропущены в следующих строках, запишите их. На время что-то прекратив, Мы объявляем , Если мы устали слишком,- То дают нам . После урока непременно Звонит звонок на . В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Называется .

Слайд 12

Теперь понятно значение слова антракт. -Какой способ толкования лексического значения использовали?

Слайд 13

Работа со словарём синонимов. В учебнике: упражнения 235,237,238.

Слайд 14

Что обозначают слова? За-пе-ть - «начать» петь, Зелен-оватый -«слегка» зелёный, Контрол-ёр - «тот,кто…» контролирует, Дом-ищ-е - «огромный» дом.

Слайд 15

Рисунки – один из способов определения лексического значения слова

Слайд 16

§ 33. « Сколько лексических значений имеет слово?» Теория. Работа со словарём. Игротека.

Слайд 17

Многие слова языка могут иметь не одно,а два,три и больше значений. имеют одно имеют два и более лексическое значение лексических значений слова однозначные многозначные

Слайд 18

Перенос названия осуществляется на основе разных признаков и свойств. 1.орган ротовой полости человека и животных; 2.этот же орган человека, который при помощи Язык которого он передаёт свои мысли; 3. средство общения; 4.разновидность речи; 5.пленный,от которого можно получить нужные сведения; 6.металлический стержень в колоколе.

Слайд 19

Наш помощник - толковый словарь. В толковом словаре мы можем узнать, является ли слово однозначным или многозначным. Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд.

Слайд 20

Например: Аршин - мера длинны,равная 71 см. Локоть- 1.Место сгиба руки, где соединяется плечевая кость с костями предплечья. 2.Мера длины, равная расстоянию от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба.

Слайд 21

«Угадай-ка» Не жалейте пятачка,- Говорит корова.- Вы купите молочка Вкусного, парного! Поросята тут как тут: -Нам по целой кружке! Пятачки свои суют Маленькие хрюшки… 1.Какое значение имеет слово пятачок? 2.Чем похожи пятачок-монета и пятачок-поросёнок? 3.На какой вопрос отвечает слово пятачок? (упр.252)

Слайд 22

Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета. Отгадай загадку: Не сердятся, а усами ворочают, Не молчат, а слова не скажут, Идут , а с места не сдвинутся .

Слайд 23

§ 34. «Когда слово употребляется в переносном значении». -Теория. -Работа со словарём. -Игротека.

Слайд 24

Лексическое значение слова прямо указывает переносит наименова- на предмет ние предмета на другой предмет прямое переносное

Слайд 25

Назовите прямое и переносное значение слова железный.

Слайд 26

Нередко действия людей приписывают неживым предметам, например: говорят Ветер уснул ,т.е. затих, замер. О ветре сказано как о человеке.(упр.255) Осень . Облетели листья с клёнов: -Найдите слова в перенос- Клён от холода дрожит ном значении? На дорожке у балкона Золотой ковёр лежит. Ставит дождь на окна точки. А по крышам без конца Барабанят молоточки Лужи зябнут у крыльца.

Слайд 27

Художественные средства выразительности метафоры олицетворения эпитеты

Слайд 28

Метафора (греч. «метафора- «перенос»)-перенос названия с одного предмета на другой на основе их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. Метафору легко переделать в сравнение. Туча комаров (комары как туча). Стеклянный лёд (лёд как стекло).

Слайд 29

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. -Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю.Лермонтов) -Звезда с звездою говорит .( М.Ю.Лермонтов) Олицетворение используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей. Упражнение 259. Найдите олицетворения, выпишите их.

Слайд 30

Эпитет (от греч. «эпитет»-приложение)-образное определение предмета или дей-ствия.Чаще всего эпитеты-красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить их. Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.(С.Есенин) Упражнение 260 (выписать эпитеты).

Слайд 31

Наш помощник - Толковый словарь. В толковом словаре указывается не только прямое , но и переносное значение слов. Например: Огонёк - 1.Маленький огонь. Слабый огонёк. 2 . Перен . Увлечение. Работать с огоньком.

Слайд 32

§ 40. «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы». -Теория . -Работа со словарём. -Это интересно. -Игротека.

Слайд 33

Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению. Например: ключ (от дверей) ; мир(вселенная); ключ (родник). мир (спокойствие).

Слайд 34

Отличие омонимов от многозначных слов. Омонимы в отличие от многозначных слов представляют собой совершенно разные слова, т.к. обозначают совершенно разные предметы, признаки, действия. коса (причёска), коса (сельскохозяйственное орудие); коса (песчаная отмель)

Слайд 35

Это интересно. Разновидности омонимов Омоформы омофоны три (глагол), сл и зать-сл е зать, три (числ.); ве с ти-ве з ти, мой (мест.), гри б -гри пп мой (глагол); одинаково произносят ся, т.е. одинаковые по но пишутся по-разно му. звучанию и написанию, но принадлежат к разным частям речи.

Слайд 36

Найдите омонимы. Что означают эти слова? Мы сражаться стали На траве лежит роса,- В ход пустили шашки, Косит травушку коса. Шашки не из стали, У меня один вопрос: Мы играем в шашки. Сколько есть на свете кос? (Я.Козловский).

Слайд 37

Каким ключом нельзя отвернуть гайку? Какую ноту не кладут в суп? Из какого крана нельзя брать воду? Какой лук не кладут в суп?

Слайд 38

§ 41. «Что такое профессиональные слова и диалектные слова?» -Теория. -Работа со словарём. -Игротека.

Слайд 39

профессиональные слова диалектные слова употребляются используются лишь на той только специалистами или иной территории. т.е. людьми определённой профессии. Малоупотребительная лексика

Слайд 40

Догадайтесь, о какой профессии идёт речь? Молодняк, землемеры, сотка(мера земли)- лесное хозяйство . Кредит, ссуда, займ – банковская сфера. Склероз, шприц, ангина, грипп, кариес - медицинская сфера.

Слайд 41

1. Какими общеупотребительными словами можно заменить диалектные слова? Вытиральник,рукотельник,рукотёрок. Какие особенности помогли понять их лексическое значение? 2.Данные слова дают качественную характеристику человеку.О каких людях так говорят?Как вы догадались? Востряга, бойкуха, треплушка, забытоха, выпышница.

Слайд 42

Мониторинг изучения раздела «Лексика»

Слайд 43

«Употребление в речи…» 6 класс 7 класс §14. «… имени существи-тельного» §24. «…имени прилага-тельного» §33. «..глагола» §47. «..причастия и деепричас-тия» §24. «… наречия» §38. «… частицы» Сравнение, сравнитель-ные обороты, метафора, олицетворе-ние, эпитеты, синонимы, устаревшие слова, фразеологи-ческие обороты. Прилагатель-ные – синонимы, прилагатель-ные – антонимы, прилагатель-ные в составе фразеологи-ческих оборотов. Прямое и переносное значение слова, фразеологи-ческие обороты, глаголы – синонимы, глаголы – антонимы. Прямое и переносное значение в составе пословиц и поговорок. Олицетворе-ние. Языковые средства выразитель-ности.

Слайд 44

Список литературы. 1. Н.Н.Ушаков. «Внеклассные занятия по русскому языку».Пособие для учителя., М., «Просвещение»,1971 г. 2. З.Г.Александрова. «Занимательный русский язык». С.-П.,1997 г. 3. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М.Разумовской. Дрофа, Москва, 2002. 4. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 класс» под ред. М.М.Разумовской. Просвещение, Москва, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 10 «А» КЛАССЕ ЗА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД "

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 10 «А» КЛАССЕ ЗА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД  КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МАНАННИКОВОЙ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ...

Обобщение опыта работы по разделу "Рукоделие"с 5-9 класс

Описание моего опыта работы по рукоделию с 5-9 класс. Что я использую на уроках, какие виды вышивки изучаем....

Из опыта работы: статья и разработка урока в 9 классе

Я хочу поделиться опытом работы с учащимися одного 9 класса.В связи особенностями некоторых учащихся, проводить сдвоенные уроки математики, используя традиционные формы урока, почти невозможно. Мне не...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы...

Доклад: Из опыта работы: применение электронного учебника на уроках бурятского языка.

Использование электронного учебника «Буряад хэлэн» помогает мне организовать работу с одаренными детьми при самостоятельном изучении языка, в подготовке к олимпиадам по предмету, а также д...