Презентация к докладу "Из опыта работы по теме "Лексика" по учебнику М.М.Разумовской 5 класс"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Презентация к докладу "Из опыта работы по теме "Лексика" по учебнику М.М.Разумовской 5 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_2.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обогащение словарного запаса учащихся Развитие речи учащихся Развитие интереса к познавательной деятельности Воспитание любви к знаниям, предмету Развитие навыков лингвистического анализа Усвоение изученного материала Воспитание потребности пользоваться словарем
умение толковать лексическое значение слова разными способами; способность опознавать лексические единицы (синонимы, антонимы, многозначные слова) и точно, уместно употреблять их в речи; умение замечать лексическую ошибку в тексте, объяснять её причину и исправлять; умелое пользование лексическими словарями разного типа; способность найти в художественном тексте лексические средства выразительности.
1. Изучение слова и его лексического значения. 2. Изучение однозначных и многозначных слов. 3. Изучение прямого и переносного значения слова. 4. Изучение омонимов. 5. Изучение профессиональных и диалектных слов. 6. Использованная литература.
Толковый словарь. Это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей. Например: Ботаника- и,ж. Наука о растениях. Благовоспитанный- ая,ое,(устар.). Умеющий хорошо держать себя в обществе .
Это интересно… Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали для вас, ребята, целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые .
Энциклопедические словари. Если вы хотите узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если вас интересуют явления природы, вам хочется узнать о других планетах, истории цивилизаций - обращайтесь к энциклопедическим словарям.
Языковые словари. орфографические толковые фразеологические словари синонимов, антонимов словари омонимов словообразователь-ные
§ 32. «Как определить лексическое значение слова». Теория. Работа со словарём. Игротека.
4 способа толкования лексического значения слова: 1.Краткое толкование в словаре. 2.Подбор синонимов. 3.Подбор однокоренных слов. 4.Рисунок.
Антракт Как узнать значение этого слова? Угадайте, какие слова пропущены в следующих строках, запишите их. На время что-то прекратив, Мы объявляем , Если мы устали слишком,- То дают нам . После урока непременно Звонит звонок на . В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Называется .
Теперь понятно значение слова антракт. -Какой способ толкования лексического значения использовали?
Работа со словарём синонимов. В учебнике: упражнения 235,237,238.
Что обозначают слова? За-пе-ть - «начать» петь, Зелен-оватый -«слегка» зелёный, Контрол-ёр - «тот,кто…» контролирует, Дом-ищ-е - «огромный» дом.
Рисунки – один из способов определения лексического значения слова
§ 33. « Сколько лексических значений имеет слово?» Теория. Работа со словарём. Игротека.
Многие слова языка могут иметь не одно,а два,три и больше значений. имеют одно имеют два и более лексическое значение лексических значений слова однозначные многозначные
Перенос названия осуществляется на основе разных признаков и свойств. 1.орган ротовой полости человека и животных; 2.этот же орган человека, который при помощи Язык которого он передаёт свои мысли; 3. средство общения; 4.разновидность речи; 5.пленный,от которого можно получить нужные сведения; 6.металлический стержень в колоколе.
Наш помощник - толковый словарь. В толковом словаре мы можем узнать, является ли слово однозначным или многозначным. Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд.
Например: Аршин - мера длинны,равная 71 см. Локоть- 1.Место сгиба руки, где соединяется плечевая кость с костями предплечья. 2.Мера длины, равная расстоянию от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба.
«Угадай-ка» Не жалейте пятачка,- Говорит корова.- Вы купите молочка Вкусного, парного! Поросята тут как тут: -Нам по целой кружке! Пятачки свои суют Маленькие хрюшки… 1.Какое значение имеет слово пятачок? 2.Чем похожи пятачок-монета и пятачок-поросёнок? 3.На какой вопрос отвечает слово пятачок? (упр.252)
Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета. Отгадай загадку: Не сердятся, а усами ворочают, Не молчат, а слова не скажут, Идут , а с места не сдвинутся .
§ 34. «Когда слово употребляется в переносном значении». -Теория. -Работа со словарём. -Игротека.
Лексическое значение слова прямо указывает переносит наименова- на предмет ние предмета на другой предмет прямое переносное
Назовите прямое и переносное значение слова железный.
Нередко действия людей приписывают неживым предметам, например: говорят Ветер уснул ,т.е. затих, замер. О ветре сказано как о человеке.(упр.255) Осень . Облетели листья с клёнов: -Найдите слова в перенос- Клён от холода дрожит ном значении? На дорожке у балкона Золотой ковёр лежит. Ставит дождь на окна точки. А по крышам без конца Барабанят молоточки Лужи зябнут у крыльца.
Художественные средства выразительности метафоры олицетворения эпитеты
Метафора (греч. «метафора- «перенос»)-перенос названия с одного предмета на другой на основе их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. Метафору легко переделать в сравнение. Туча комаров (комары как туча). Стеклянный лёд (лёд как стекло).
Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. -Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю.Лермонтов) -Звезда с звездою говорит .( М.Ю.Лермонтов) Олицетворение используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей. Упражнение 259. Найдите олицетворения, выпишите их.
Эпитет (от греч. «эпитет»-приложение)-образное определение предмета или дей-ствия.Чаще всего эпитеты-красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить их. Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.(С.Есенин) Упражнение 260 (выписать эпитеты).
Наш помощник - Толковый словарь. В толковом словаре указывается не только прямое , но и переносное значение слов. Например: Огонёк - 1.Маленький огонь. Слабый огонёк. 2 . Перен . Увлечение. Работать с огоньком.
§ 40. «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы». -Теория . -Работа со словарём. -Это интересно. -Игротека.
Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению. Например: ключ (от дверей) ; мир(вселенная); ключ (родник). мир (спокойствие).
Отличие омонимов от многозначных слов. Омонимы в отличие от многозначных слов представляют собой совершенно разные слова, т.к. обозначают совершенно разные предметы, признаки, действия. коса (причёска), коса (сельскохозяйственное орудие); коса (песчаная отмель)
Это интересно. Разновидности омонимов Омоформы омофоны три (глагол), сл и зать-сл е зать, три (числ.); ве с ти-ве з ти, мой (мест.), гри б -гри пп мой (глагол); одинаково произносят ся, т.е. одинаковые по но пишутся по-разно му. звучанию и написанию, но принадлежат к разным частям речи.
Найдите омонимы. Что означают эти слова? Мы сражаться стали На траве лежит роса,- В ход пустили шашки, Косит травушку коса. Шашки не из стали, У меня один вопрос: Мы играем в шашки. Сколько есть на свете кос? (Я.Козловский).
Каким ключом нельзя отвернуть гайку? Какую ноту не кладут в суп? Из какого крана нельзя брать воду? Какой лук не кладут в суп?
§ 41. «Что такое профессиональные слова и диалектные слова?» -Теория. -Работа со словарём. -Игротека.
профессиональные слова диалектные слова употребляются используются лишь на той только специалистами или иной территории. т.е. людьми определённой профессии. Малоупотребительная лексика
Догадайтесь, о какой профессии идёт речь? Молодняк, землемеры, сотка(мера земли)- лесное хозяйство . Кредит, ссуда, займ – банковская сфера. Склероз, шприц, ангина, грипп, кариес - медицинская сфера.
1. Какими общеупотребительными словами можно заменить диалектные слова? Вытиральник,рукотельник,рукотёрок. Какие особенности помогли понять их лексическое значение? 2.Данные слова дают качественную характеристику человеку.О каких людях так говорят?Как вы догадались? Востряга, бойкуха, треплушка, забытоха, выпышница.
Мониторинг изучения раздела «Лексика»
«Употребление в речи…» 6 класс 7 класс §14. «… имени существи-тельного» §24. «…имени прилага-тельного» §33. «..глагола» §47. «..причастия и деепричас-тия» §24. «… наречия» §38. «… частицы» Сравнение, сравнитель-ные обороты, метафора, олицетворе-ние, эпитеты, синонимы, устаревшие слова, фразеологи-ческие обороты. Прилагатель-ные – синонимы, прилагатель-ные – антонимы, прилагатель-ные в составе фразеологи-ческих оборотов. Прямое и переносное значение слова, фразеологи-ческие обороты, глаголы – синонимы, глаголы – антонимы. Прямое и переносное значение в составе пословиц и поговорок. Олицетворе-ние. Языковые средства выразитель-ности.
Список литературы. 1. Н.Н.Ушаков. «Внеклассные занятия по русскому языку».Пособие для учителя., М., «Просвещение»,1971 г. 2. З.Г.Александрова. «Занимательный русский язык». С.-П.,1997 г. 3. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М.Разумовской. Дрофа, Москва, 2002. 4. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 класс» под ред. М.М.Разумовской. Просвещение, Москва, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 10 «А» КЛАССЕ ЗА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД "
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 10 «А» КЛАССЕ ЗА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МАНАННИКОВОЙ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ...
Обобщение опыта работы по разделу "Рукоделие"с 5-9 класс
Описание моего опыта работы по рукоделию с 5-9 класс. Что я использую на уроках, какие виды вышивки изучаем....
Из опыта работы: статья и разработка урока в 9 классе
Я хочу поделиться опытом работы с учащимися одного 9 класса.В связи особенностями некоторых учащихся, проводить сдвоенные уроки математики, используя традиционные формы урока, почти невозможно. Мне не...
Из опыта работы.Конспект урока по литературе в 6 классе "Уроки французского" В.Г. Распутин.
о трудной, голодной послевоенной жизни...
Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."
Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся. Задачи опыта: Раскрыт...
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы...
Доклад: Из опыта работы: применение электронного учебника на уроках бурятского языка.
Использование электронного учебника «Буряад хэлэн» помогает мне организовать работу с одаренными детьми при самостоятельном изучении языка, в подготовке к олимпиадам по предмету, а также д...