Орфоэпия
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
В конспекте открытого урока русского языка в 10 классе рассматриваются основные особенности русского ударения, орфоэпические нормы, что позволяет подготовиться к выполнению задания А1 ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfoepiya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка
Орфоэпия. Ударение. Выполнение тестовых заданий.
Класс: 10а
Дата проведения: 16 ноября 2009 года.
Цели урока:
а) образовательные: познакомить учащихся с особенностями русского ударения; формировать орфоэпические навыки в целях подготовки к ЕГЭ; повторить правописание Н и НН в причастиях.
б) Развивающие: развитие речи учащихся, развитие творческих способностей, развитие логического мышления (умения анализировать и синтезировать).
в) Воспитательные: воспитание бережного отношения к родному языку, внимания к русской классической литературе.
Оборудование: проектор, экран, компьютеры, диск с тестами, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 10-11 класс», авторы Н. Г. Гольцова,
И. В. Шамшин).
ПЛАН УРОКА
1. Вступительная беседа. Постановка цели урока.
2. Сообщение учащегося «Особые случаи произношения гласных и согласных звуков»
3. Изучение нового теоретического материала.
4. Поверка домашнего задания.
5. Тренировочные упражнения.
6. Словарная работа.
7. Работа с текстом.
8. Домашнее задание.
9. Контрольное тестирование.
- Вступительная беседа. Постановка цели урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать наш урок мне хотелось бы с небольшого отрывка. Представьте, что вы услышали, как кто-то говорит:
- Хочу немного побАловать себя. Что-то давно не пекла тортОв. Для тортА хорошо бы купить арахИс. С арахИсом торт вкУснее. Многие амЕриканцы любят арахИсовое масло. А я предпочитаю укрАинский борщ.
Что режет слух в этом тексте? (Ответы детей).
А ведь многие из окружающих нас людей так и говорят. Это свидетельствует о том, что наш «великий, могучий русский язык» - явление уникальное. В нём тесно переплетаются и орфоэпические нормы, и ненормативное произношение слов.
Сегодня наш урок посвящён важному и трудному разделу языкознания - орфоэпии. Откройте тетради, запишите число, тему урока (проецируются на доске).
На занятии мы должны рассмотреть два основных раздела орфоэпии.
1. Особые случаи произношения гласных и согласных звуков.
- Особенности русского ударения.
2. Сообщение (на экран проецируется таблица «Особые случаи произношения гласных и согласных звуков»).
С первым разделом мы уже начали знакомиться на предыдущем уроке. Брыков Богдан подготовил сообщение по данной теме. Слушаем внимательно, а развёрнутую рецензию на ответ даст … .
Рецензия на ответ.
Учитель: Молодцы! Богдан подготовил очень интересное сообщение, подобрал примеры на каждый случай. Он получает оценку 5. Рецензия на ответ также отличается полнотой, чёткостью. … получает …
- Изучение нового материала.
На экран проецируется таблица «Особенности русского ударения».
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ
Особенность | Пояснения | Примеры |
1. Разноместность | Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог) | Резать Вырезать Вырезать Вырезной |
2. Подвижность | Может перемещаться при изменении слова | Вода – воды – воды |
3. Вариантность (вариативность) | Наличие слов с разными вариантами ударения | Творог, одновременно, петля, камбала |
4. Стилистическая функция | Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению | Феномен (лит.) – феномен (разг.); прикус (общ.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.) |
5. Семантическая (смыслоразличительная) функция. Явление омографии. | Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл | Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый |
Учитель: Обратимся ко второму разделу. Неверная постановка ударения – наиболее часто встречающаяся орфоэпическая ошибка, что во многом объясняется спецификой русского ударения. Посмотрите на таблицу.
Первой особенностью русского ударения является его разноместность. Оно может падать на любую часть слова, в отличие от фиксированного: во французском языке - на последний слог, в английском – обычно на первый слог, в польском – чаще всего на предпоследний слог. В русском же языке ударение может падать на любой слог и на разные морфемы в однокоренных словах. Например: рЕзать – на 1-ый слог (корень), вЫрезать – 1-ый слог (приставка), вырезАть – 3-ий слог (суффикс, вырезнОй – 3-ий слог (окончание).
- Назовите вторую особенность ударения, прочитайте пояснения и примеры.
- Какова третья особенность?
- Знакомимся с четвёртой особенностью.
- И пятая особенность русского ударения?
(Учащиеся отвечают по таблице)
Учитель: Ребята, обратите внимание на такой факт. Установлено, что около 96% слов русского языка отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную лексику языка, отличаются разноместностью и подвижностью. Около 5000 слов в современном русском языке имеют вариантное ударение.
- Проверка домашнего задания.
Учитель: Ещё одной особенностью русского ударения является его изменчивость. Если открыть произведения писателей первой половины XIX века, в них можно найти много слов с совершенно другими ударениями, чем сейчас.
Так, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» читаем:
В России под великим штрафом
Нам каждого признать велят
Историком и геогрАфом.
Как мы видим, слово геОграф произносилось как геогрАф. Дома вы должны были выписать по группам из художественной литературы примеры слов, которые произносились не так, как сейчас.
Первая группа – примеры из басен Ивана Андреевича Крылова.
Вторая группа – примеры из романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Третья группа – примеры из стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова.
- Какие примеры вы выписали? (ответы и пояснения детей)
Молодцы! Вы привели очень интересные примеры, которые говорят нам об изменчивости русского ударения.
- Тренировочные упражнения.
Для нас особенно важно научиться правильно определять ударение в словах, так как орфоэпические нормы встречаются в варианте ЕГЭ (задание А1). На столах у вас лежит орфоэпический минимум, которым можно пользоваться при выполнении заданий. Первое упражнение выполняем по группам.
ЗАДАНИЕ 1.
Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.
- Каталог, звонит, свекла, творог, главенство, одновременно, кухонный, асимметрия, оптовый, петля, джинсовый, ракушка, плесневеть, обеспечение, сироты, передал, включит, колледж, квартал.
- Августовский, ободрить, взяла, облегчит, пуловер, повторит, шасси, жалюзи, принудить, эксперт, столяр, банты, гренки, торты, дотемна, завидно, красивее, щавель, средства.
- Инсценированный, менеджмент, знамение, спала (от «спать»), клала, кралась, бархотка, премировать, бомбардировать, вкусны, давнишний, озлобленный, швея, статуя, кедровый, асбест, углубить, откупорить, сливовый.
- Проверяем выполненное задание.
- Откройте учебники, выполняем упражнение 50. Прочитайте слова (по цепочке), расставьте ударения. При выполнении упражнения 52 распределите слова в 2 столбика (с мягким и твёрдым согласным перед звуком [ э ]).
В это время два ученика на доске выполняют индивидуальное задание.
1) Расставьте ударения в словосочетаниях. Составьте и запишите два предложения.
Намерение поступить в колледж, убыстрит развитие логического мышления, доцент языкового вуза, балованные дети, принудить в выборе, отдала ходатайство, давнишний каталог, одолели дремота и зевота, попросить столяра заняться кухонной мебелью, коробка со шприцами.
2) Расставьте ударения в словосочетаниях. Составьте и запишите два предложения.
Продажа тортов, несколько простыней, начала звонить соседям, начаты переговоры, заключит договор, высоко оценена, погружённый в раздумья, стала ещё красивее, повторим тему, завезена из соседних местностей, прибывшие пассажиры, поняв ошибку.
Учитель проверяет индивидуальные задания, объявляет оценку.
- Выполняем следующее задание, спроецированное на доске.
ЗАДАНИЕ 2.
Вспомните, что такое омографы. Определите лексическое значение следующих омографов, расставьте ударение. Составьте и запишите с ними словосочетание.
ПереводнОй – перевОдный, погрУженный – погружЁнный, переходнОй – перехОдный; вЫкупать – выкупАть, остротА – острОта.
Учитель: Молодцы! Очень хорошо справились с этим упражнением. Мы уже разобрали много заданий, и не раз отмечали такую закономерность: в формах женского рода глаголов прошедшего времени (кроме клАла, крАлась) и страдательных причастий ударение падает на окончание А. При этом можно пользоваться следующими памятками.
У многих глаголов при образовании форм прошедшего времени, у причастий и деепричастий ударение переходит на другой слог по следующей схеме: НачАть – нАчал – нАчали – началА – начАв – начАвший |
В некоторых глаголах возможны варианты постановки ударения в мужском и среднем роде, а также во множественном числе: на приставку или на корень. В женском роде ударение всегда на окончании. Предпочтение следует отдать следующей схеме: ПринЯть – прИнял – прИняли – принялА – принЯв - принЯвший |
- Используя первую памятку, образуйте формы прошедшего времени, причастия и деепричастия от глаголов брать, взять.
- Используя первую памятку, образуйте формы прошедшего времени, причастия и деепричастия от глаголов отдать, поднять.
6. Словарная работа.
Продолжаем с вами работать со словами с трудным лексическим значением. Запишите слова, спроецированные на доске, расставьте ударения. Определите их лексическое значение по словарю. Составьте с двумя любыми словами предложения.
КОМПРОМИСС – соглашение на основе взаимных уступок.
КОНФОРМИЗМ – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции.
РЕФЛЕКСИЯ – размышления, склонность анализировать свои переживания.
ЭФЕМЕРНЫЙ – скоропреходящий, непрочный.
- Работа с текстом.
Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами работали и на уровне слова и словосочетания, и на уровне предложения. Обратимся к тексту, в котором и раскрывается красота и сложность слова.
Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам. В чащобах повеяло холодком, пропита…ым лёгким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усыпа…ы лесные дорожки.
Ранняя осень – чудесная, неповторимая пора года. В воздухе, напоё…ом ароматом увядающей травы, плывёт серебристо- сизая паутина. Остро чувствуется: каждый песчаный взлобок, завале…ый сосновыми иголочками, тонкая веточка черёмухи, тронутый первой позолотой берёзовый лист – всё обласка…о, покоре…о нежным прощальным теплом солнца.
Каждый человек встречает осень по-своему. Меня ранней осенью всегда тянет в расцвече…ый яркими красками лес. На вечерней зорьке хорошо думается. Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом.
- Прочитайте текст выразительно.
- Определите тему текста, его основную мысль. (В этом тексте говорится о ранней осени в лесу. Это тема текста. Основная мысль текста заключена в последнем предложении: «Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом».)
- Укажите слова, трудные с орфоэпической точки зрения? (подкралась, урочищам, напоённой)
- Найдите в данном тексте средства выразительности, укажите их роль. (Эпитеты: лёгкий запах, тонкий аромат, чудесная, неповторимая пора, серебристо-сизая паутина, тонкая веточка, нежное прощальное тепло. Метафоры: осень подкралась, напоённый ароматом воздух, позолота берёзового листа, природа прощается. Также используются ряды однородных членов. Все эти средства выразительности помогают представить картину ранней осени в лесу и показать любовь автора к природе).
- Объясните правописание Н и НН, используя алгоритм, представленный в папке с раздаточным материалом. Запишите эти слова в тетради.
8. Подведение итогов. Домашнее задание.
Молодцы, очень плодотворно поработали. Надеюсь, ударение стало для вас более близким и понятным. Не забывайте чаще заглядывать в орфоэпический словарь.
К сожалению, мы часто неправильно говорим, в том числе ошибаемся в ударениях. В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, напрямую связанной с нашей речью. Как же обратить этот процесс? Подумайте и напишите дома о том, что нужно сделать, чтобы мы все правильно, грамотно и красиво говорить. Запишите домашнее задание – сочинение-миниатюра на тему «На пути к правильной речи».
9. Контрольное тестирование (на компьютере).
Каждый ученик получает оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по теме: "Обобщающее повторение орфоэпии и лексики"
Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30....
Тестовые задания А1, А3 (орфоэпия и грамматика) по русскому языку.
Данный материал содержит 20 тестовых заданий по орфоэпии и грамматике русского языка (задания №1 и №3 части "А" ЕГЭ). 2 вариант тестов, размещённых ранее....
Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.
Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...
Подготовка к ЕГЭ. Упражнения по орфоэпии.
Тренировочные упражнения по орфоэпии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия"
Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия как раздел лингвистики". Урок представлен как дополнительный материал к работе по основным тетрадям, представленным в комплекте учебника Львова В.В...
Савостьянов А.И., 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие
Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Грамотная, логичная, лексически и интонационно богата...
Тест по фонетике и орфоэпии
Проверочный тест для 5 класса по родному языку и литературе для 5 класса на тему "Фонетика"и "Орфоэпия"...