Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание НЕ с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Новичкова Ольга Алексеевна

Урок построен по проблемной технологии. Учащимся предоставлена возможность самим сформулировать тему урока, а затем все правило, заполнив таблицу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

"Введенская средняя общеобразовательная школа"

Урок русского языка в 7 классе

"Правописание НЕ с причастиями"

О.А.Новичкова,

учитель русского языка и литературы

2011-2012 уч.год.

Цели: усвоить орфограмму "НЕ с причастиями"; отработать алгоритм применения правила; повторить орфограммы "НЕ с существительными", "НЕ с прилагательными"; повторить знания о причастном обороте; научить анализировать, сопоставлять, обобщать данные и делать выводы.

 

Оборудование: карточки з заданиями, таблица, зеленый кружок (для физкультминутки).

План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Подводящий к теме диалог.
  4. Формулировка темы урока.
  5. Решение проблемы. Работа с таблицей.
  6. Работа по карточке 1.
  7. Продолжение работы с таблицей.
  8. Физкультминутка.
  9. Игра "Дай задание", работа у доски.
  10.  Самостоятельная работа.
  11.  Рефлексия.
  12. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Создание проблемной ситуации.

На доске записаны слова:

Непрочитанная книга; не прочитанная учеником книга; не прочитанная, а просмотренная книга; книга не прочитана; недоумевающий взгляд.

Учитель: Чем различаются и чем похожи данные словосочетания?

Ученик: В каждом словосочетании есть причастия, причастия с НЕ, но два причастия написаны слитно с НЕ, и три - раздельно.

3. Подводящий к теме диалог.

Учитель: Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково?

Ученик: Нет.

Учитель: Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока?

4. Формулировка темы.

Ученик: Правописание НЕ с причастиями.

Учитель: Верно. Сегодня вы сами будете находить и формулировать правила написания частицы НЕ с причастиями. Заполним таблицу.

5. Решение проблемы. Работа с таблицей.

Правописание НЕ с причастиями.

Слитно

Раздельно

Правило

Пример

Правило

Пример

Учащиеся заполняют таблицу (колонки "Пример"). Получилось следующее.

Правописание НЕ с причастиями.

Слитно

Раздельно

Правило

Пример

Правило

Пример

Непрочитанная книга

Не прочитанная учеником книга

Недоумевающий взгляд.

Не прочитанная, а просмотренная книга.

Книга не прочитана.

Учитель: Есть ли пример, который напоминает вам ранее изученное правило написание НЕ с другими частями речи?

Ученик: Не прочитанная, а просмотренная книга. Есть противопоставление, выраженное союзом А. Правописание НЕ существительных и прилагательных подчиняется правилу: если есть противопоставление, то существительные и прилагательные с НЕ пишутся раздельно. Не друг, а враг; не высокий, а низкий.

Учитель: Запишем это правило в соответствующую ячейку. Приведите собственные примеры.

Ученик: Ваза не купленная, а подаренная; огни не погашенные, а зажженные и т.п.

Учитель: Теперь сравните два верхних примера (непрочитанная книга и не прочитанная учеником книга). Одинаково ли они пишутся?

Ученик: Нет, мы записали их в разные колонки.

Учитель: Что необычного во втором словосочетании? Чем они различаются?

Ученик: В первом случае СС состоит только из двух слов. Во втором примере в состав СС входит причастный оборот, т.е. у причастия есть зависимое слово (не прочитанная кем?).

Учитель: Делаем соответствующий вывод о написании и вносим в таблицу.

Ученик: Причастия с зависимыми словами пишутся с НЕ раздельно.

6. Работа по карточке 1.

Карточка 1.


Добавьте к причастия пояснительные слова (вовремя, вчера, летом, к утру, в школе, никем и т.д.). Правильно напишите частицу НЕ.

Непрочитанная книга                                   Не прочитанная никем книга

…расчищенная дорожка                             …расчищенная………дорожка

…скошенная трава                                         …скошенная……трава

…высохшие капли росы                                …высохшие……капли росы

…успевающие ученики                               …успевающие…….ученики

…пересыхающее озеро                                …пересыхающее…….озеро

…покрашенный забор                                  …покрашенный…….забор


7. Продолжение работы с таблицей.

Учитель: Как мы запишем причастие в словосочетании недоумевающий от удивления взгляд?

Ученик: (учащиеся могут ответить, что написание будет раздельным, или вспомнят, что данное причастие образовано от глагола, не употребляющегося без НЕ. Ответы учащихся можно скорректировать наводящими вопросами).

Учитель: От какого глагола образовано данное причасти?

Ученик: От глагола недоумевать.

Учитель: Как пишется НЕ с этим глаголом?

Ученик: Слитно, т.к. без НЕ не употребляется.

Учитель: Заполняем таблицу. Приведите еще примеры на это правило.

Ученик: Ненавидящий взгляд и т.д.

Учитель: Мы почти заполнили нашу таблицу. Какое причастие в словосочетании книга не прочитана?

Ученик: Прочитана - краткое причастие.

Учитель: Итак, НЕ с краткими причастиями…

Ученик: …пишется всегда раздельно.

Учитель: Оформите таблицу. Еще примеры.

Ученик: Книга не напечатана, не издана, улица не расчищена и т.д.

Учитель: Как проверить, верно ли вы записали правила в вашу таблицу?

Ученик: Посмотреть правило в учебнике и сравнить.

Учитель: Посмотрите правило в ваших учебниках. Проговорите его еще раз.

Ученик: Причастия пишутся с НЕ слитно, если без НЕ не употреблются и если нет зависимых слов. Причастия пишутся с НЕ раздельно, если есть зависимое слово, если есть противопоставление, а также краткие причастия.

8. Физкультминутка.

1.Учитель на стекло окна приклеивает зеленый кружок диаметром 10 см. Учащимся необходимо несколько секунд смотреть на кружок, следующие несколько секунд - в окно, вдаль. При этом по списку все поочередно проговаривают известные правила русского языка. Пример:

1 учениик: "Жи, ши пиши с буквой И" (все смотрят на кружок).

2 ученик:" Ча, ща пиши с буквой А" (в окно).

3 ученик: "В суффиксах существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения - Е" (на кружок). И т.п.

2. Учитель проводит зарядку, поднимая руки вверх и разводя в стороны, произнося слова:

-НЕ с краткими причастиями пишем раздельно (Руки в стороны)

-Одиночное причасти - слитно с Не (руки вверх)

-Причастный оборот - НЕ раздельно (руки в стороны)

-Без не слово не употребляется - пишем слитно (руки вверх)

-Есть противопоставление - раздельно (руки в стороны).

(Можно повторить, проговаривать может кто-то из учеников. Затем приседания с такими же словами и прыжки, слитно стоим, раздельно - приседаем, прыгаем).

9. Игра "Дай задание", работа у доски.

Учитель: Теперь поиграем в игру "Цепочка". Один ученик выходит к доске и записывает свой собственный пример на правило, например, НЕ с краткими причастиями. Затем передает мел следующему ученику, задав другое правило, например, НЕ с противопоставлением и т.д., пока весь класс не поработает у доски. Одних и тех же учащихся вызывать нельзя, а вот правила могут повторяться, ребята должны сами придумать словосочетания. (Развивается речь и сообразительность, ребята взаимопроверяют друг друга. Те, кто не у доски, записывают примеры в тетрадь).

Пример: НЕ с одиночным причастием - Невыдуманная история, НЕ с противопоставлением - Не рассказанный анекдот, а прочитанный, НЕ с причастием, не употребляющимся без НЕ - негодующий человек, НЕ с кратким причастием - задание не выполнено, НЕ с причастным оборотом - не растаявший от солнца снег и т.д.

10. Самостоятельная работа.

Учитель: Проверочное задание. Самостоятельно спишите предложения, раскрыв скобки.

Карточка 2.

Напишите НЕ слитно или раздельно. Зависимые слова, дающие право писать раздельно, подчеркните.

Из-за (не)замеченной ошибки мы пришли в (не)исследованные районы. Из-за никем (не)замеченной ошибки мы пришли в ещё (не)исследованные районы. Эти районы (не)исследованы. Ошибка была (не)замечена. (не)прикрытая позиция неприятия (не)оконченной работы мешала довести дело до конца. Ничем (не)прикрытая позиция неприятия пока (не)оконченной работы мешала довести дело до конца. (Не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. Вовремя (не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. (Не)убранные поля, (не)скошенные луга - все свидетельствовало о том, что дефекты техники (не)устранены, а задание (не)выполнено. (Не)убранные механизаторами поля и (не)скошенные вовремя луга свидетельствовали о том, что дефекты техники остались (не)устраненными, а задание оказалось (не)выполненным.

11. Рефлексия.

Учитель дает ученику лист с напечатанным текстом (лучше на цветном А-4). Нужно устно продолжить фразы.

Сегодня на уроке мы изучили тему…….

Я узнал(а)……….

Я научился (ась)…………        

Для меня было сложным………    

Мне понравилось …………..

Учащийся затем передает лист следующему ученику. Весь класс высказывается.

12.Домашнее задание. Составить словарный диктант по теме (15 словосочетаний).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)

Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)...

Урок русского языка 7 класс "НЕ с причастиями"

Тема:  Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями. Цель урока: 1) познакомить уч-ся с правилом написания не- с причастиями;2) формировать навыки написания частицы не и...

Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"

Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...

Презентация к уроку русского языка 7 класс Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Презентация к онлайн уроку по русскому языку 7 класс "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"....

Презентация к уроку русского языка 7 класс Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Презентация к онлайн уроку по русскому языку 7 класс по теме "Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени"....