Обобщение опыта по ГИА
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме
Данный материал может быть использован в подготовке учащихся к ГИА по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_po_gia.doc | 105 КБ |
podgotovka_k_gia.pptx | 111.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по подготовке к ГИА по русскому языку
Богатовой Т.М. , учителя 1 квалификационной категории
МОУ СОШ с. Николаевка
Сегодня обучение русскому языку отличается повышенным вниманием со стороны учителей к речевой подготовке школьников. Это объясняется во-первых, потому, что примерно 70-80% занимается речевой деятельностью; во-вторых, этого требует и современная форма письменного экзамена по русскому языку.
Механизм порождения связной письменной речи достаточно сложен и требует от пишущего и читающего комплекса речевых умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно, поэтапно. Они складываются и совершенствуются только в процессе целенаправленного воздействия в ходе обучения.
К 9-му классу обучающиеся должны хорошо понимать, что текст – это законченная (или относительно законченная) последовательность предложений, связанных друг с другом по смыслу в рамках общего замысла автора (Т.М, Николаева); что текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью и структурной связностью. Немаловажным в работе над текстом является и оперирование понятиями «тип речи» и «стиль речи». Важными критериями при оценке устных и письменных высказываний являются точность и лаконичность речи.
Точность речи – это оптимальное словоупотребление, т. е. это выбор таких языковых средств, которые лучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и идею. Наиболее типичными речевыми ошибками являются следующие: употребление слов в несвойственном им значении; смешение паронимов, омонимов; неразличение синонимов.
Лаконичность (краткость) речи предполагает чёткость изложения мысли, выражается в умении передать её наименьшим количеством слов, а нарушение лаконичности речи ведёт к многословию.
Cжатое изложение
Сегодня девятиклассник, готовясь к экзамену, должен уметь написать сжатое изложение. Этот вид работы направлен на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приёмами компрессии текста.
Как показывает практика, обучающимся легче написать текст дословно, чем коротко передать его содержание. Причин тому много. Это, к сожалению, и ограниченный лексический запас, и неумение проделать определённую мыслительную операцию свёртывания информации текста на разных его уровнях. Чтобы написать изложение, нужно понять текст, запомнить его и уметь выделить микротемы. В этом и состоит главная трудность.
Правильно организованная работа по подготовке к изложению – это прежде всего работа по пониманию и запоминанию текста. Если ученик пропускает какие-то существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят не полностью. Умению пересказывать нужно учить постоянно и систематически. Я использую такую методику. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. После первого прочтения они пересказывают текст с целью понять, что они не запомнили. На эту работу обычно отводится 8-10 минут.
Читаю текст второй раз. Ученики обращают внимание на те места, которые пропустили во время первого чтения. Затем «слабые» пересказывают текст ещё раз, делая на черновике записи, составляют план, формулируют основную мысль. И только после этого пишут изложение.
В отличие от традиционной методики, во время пересказа обучающиеся отмечают не то, что они хорошо запомнили, а то, что пропустили, слушая текст. Эта методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, - механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть не сразу, осознаёт, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказывать один из учеников. Контроль за запоминанием и пониманием в этом случае осуществляется извне – со стороны других учеников: они отмечают фактические ошибки, пропуски, логические неувязки и т. п. В результате такой совместной деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики учатся пересказу.
Помогают развитию умения пересказывать текст такие задания, как выделение микротем текста, определение основной мысли, проблемы текста.
Умение сформулировать вопросы к тексту также способствует работе по пониманию текста.
Следующая трудность, с которой сталкиваются выпускники – это необходимость компрессии текста. Выделяют два основных способа сжатия текста: 1) исключение подробностей, 2) обобщение. При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали. При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
Правило: из текста можно изъять только информацию несущественную, дополнительную, не разрушающую смысловую целостность текста.
В процессе написания сжатого изложения нам приходится решать ряд последовательных задач:
1) осмыслить содержание текста (о чём говорилось выше), определить его тему, идею, определить тип речи, стиль речи исходного текста;
2) выявить в каждом предложении, абзаце, части основного текста основную, существенную и дополнительную, несущественную информацию;
3) составить план, каждый пункт которого сопровождается опорными словами и словосочетаниями;
4) изменить текст, используя возможные виды сжатия.
На начальном этапе обучения компрессии текста лучше использовать тексты-описания и повествования. Начинать формировать умение выделять главную информацию в тексте следует с выделения опорных слов.
Примеры заданий:
1. Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?
Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучистые алмазы, медленно поднимается, задымившаяся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.
Можно ли на основе данных опорных слов построить текст? Что для этого надо сделать?
Приведём некоторые примеры исключения подробностей.
В простых предложениях могут опускаться обстоятельства, дополнения со слабым управлением и определения.
Сравните: Сегмент – линейный отрезок речевого потока. Сегмент – отрезок речи.
Задание. Сократите текст, опуская обстоятельства, дополнения со слабым управлением, определения.
Часа в четыре дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный – обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошёл за водой.
Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.
1) Абзац – отрезок письменной речи, в котором предложения объединены одной микротемой.
2) Пуганая ворона и куста боится.
3) Стал вспоминать. Деревня… Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла… (В.Шукщин)
Правило. Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.
Осложнённое предложение можно упростить за счёт:
1) слов, грамматически не связанных с членами предложения;
2) уточняющих членов предложения;
3) пояснительных и присоединительных конструкций;
4) причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;
5) обобщения однородных членов предложения.
Чтобы при свёртывании не произошло искажения информации, сначала нужно определить ценность распространителей и только потом решать, необходимо ли их исключение из текста.
Назовём некоторые способы упрощения сложного предложения
1)исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;
2)замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;
3)замена сложного предложения простым с однородными членами;
4)замена предложения с прямой речью сложноподчинённым предложением с придаточным изъяснительным.
Примеры заданий.
1) Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами.
- Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.
- Мы легко найдём на географической карте любое место, если знаем его долготу и широту.
- Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу.
- Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.
- Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.
После отработки навыка сжатия отдельного предложения переходим к работе с абзацем. Экономной концентрацией можно считать предложения, полученные в результате свёртывания ряда предложений. Рассмотрим некоторые примеры сжатия текста на уровне абзаца, основанные на выявлении дублирующей информации. Она есть в любом тексте.
1) Найдите дублирующую информацию и сократите текст.
- Наконец выбираемся на свет, на площадку к средним и малым колоколам.
На этой площадке с колоколами уже человек шесть – взрослые и дети – трезвонят во всю ивановскую.
СЖАТИЕ ВСЕГО ТЕКСТА может быть осуществлено за счёт:
свёртывания грамматических структур;
обобщения основной мысли на уровне абзаца, части текста;
извлечения из текста предложений, содержащих несущественную информацию.
Последовательность действий при работе над сжатым изложением можно записать в виде следующей инструкции.
Инструкция «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте существенные (т. е. важные, необходимые) мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
9. Запишите этот сокращённый, «отжатый» текст на черновике.
После подготовительного этапа начинаем работу с аудиотекстом, который намного сложнее для восприятия. Работаем по той же схеме: слушаем, 5 минут осмысливаем , пересказываем, ещё раз прослушиваем, набрасывая черновик с «пробелами», во время третьего прослушивания заполняем пробелы и приступаем к сжатию текста.
Работа над частью II Тест
Цель вопросов части А и Б – проверить, как учащиеся за время обучения в 5-9-х классах овладели основами грамматики, пунктуационными, орфографическими и речевыми нормами русского языка.
Перечень элементов содержания, проверяемых на государственной (итоговой) аттестации по русскому языку приводится в кодификаторе – нормативном документе, являющемся основой для составления КИМов.
Как показывает практика, в реальных условиях работы в 8-9 классах наиболее эффективными оказываются комплексные упражнения, в которых предлагаются задания, проверяющие знания учеников по разным разделам русского языка. Регулярное выполнение такого рода упражнений позволяет и отрабатывать навыки по новому материалу, и повторять уже изученные правила. Повторение орфографии сочетается с освоением новых тем по синтаксису и пунктуации и с систематическим повторением пройденного ранее.
Работу над второй частью начинаем с анализа кодификатора, то есть прежде чем начать работу ещё раз обобщаем и повторяем все орфографические и пунктуационные правила.
При повторении целесообразно использовать обобщающие таблицы и схемы. Я использую пособие А. Александрова «Подготовка к ЕГЭ». К наиболее трудным для учеников темам обращаемся не однажды.
После повторения теории начинаем «натаскивание» по каждому заданию. Несколько вариантов проделываем параллельно, закрепляя то или иное правило. Затем обучающиеся самостоятельно работают с тестами, я лишь выполняю роль консультанта, работаю индивидуально над «западениями» каждого ребенка. В этой работе положительный результат дают и онлайн-тестирования и тесты в электронном виде, выполнив которые, ученик видит свой результат.
Третья часть – написание небольшого по объёму сочинения – выполняется на основе печатного текста, с которым обучающиеся работали, выполняя тестовые задания.
Оцениваются умения учеников понимать основную мысль прочитанного текста, адекватно передавать её в собственном письменном высказывании; выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводя аргументы, извлечённые из исходного текста.
Ученическое сочинение должно обладать всеми основными признаками текста: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью.
Обучающиеся должны чётко представлять себе структуру сочинения – рассуждения: Проблема, выдвинутая автором
Тезис
Аргумент
Аргумент
Вывод.
В помощь учащимся мы создали папки на каждого, в которой собрали материал по лексическим и грамматическим явлениям, с определением их роли в тексте. На начало года дети учат наизусть определения, сдают их каждый. Затем даю детям несколько вариантов вступления и заключения также для заучивания наизусть, им остается лишь написать основную часть, используя речевое клише. В этом году задача усложнилась тем, что убрали альтернативу, но лингвистическая тема, по сути, осталась. Мы рассмотрели все 5 тем, которые могут быть предложены на экзамене.
Считаю, что начинать работу нужно со знакомства с примерной разбивкой тем сочинений. Затем необходимо подобрать материалы по каждой возможной теме. Тем всего пять:
1.Связь грамматики и лексики в русском языке
2. Лексика
3.Синтаксис
4.Богатство русской речи, точность слова и т. д.
5.Темы, стоящие особняком
В сборнике тестовых заданий под редакцией И.П. Цыбулько предложено 36 тем. Его мы и взяли за основу для подготовки к экзамену.
Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский
Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».Лев Васильевич Успенский
Тест 3
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин
Тест 4
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». Александр Афанасьевич Потебня
Тест 5
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Тест 6
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев». Литературная энциклопедия
Тест 7
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский
Тест 8
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Борис Николаевич Головин
Тест 9
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Лев Васильевич Успенский
Тест 10
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Иван Александрович Гончаров
Тест 11
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А. А. Зеленецкий
Тест 12
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина
Тест 13
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Ираида Ивановна Постникова
Тест 14
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». Александр Александрович Реформатский
Тест 15
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Александр Александрович Реформатский
Тест 16
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». Светлана Ивановна Львова
Тест 17
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Н. Шамфор
Тест 18
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков
Тест 19
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Борис Викторович Шергин
Тест 20
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова
Тест 21
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Георг фон Габеленц
Тест 22
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Тест 23
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е. В. Джанджакова
Тест 24
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».Георгий Яковлевич Солганик
Тест 25
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский
Тест 26
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».Илья Наумович Горелов
Тест 27
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». Михаил Васильевич Исаковский
Тест 28
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». Михаил Викторович Панов
Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Лев Николаевич Толстой
Тест 30
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Георгий Владимирович Степанов
Тест 31
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
Поль Рикёр
Тест 32
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Из учебника русского языка
Тест 33
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
Андрей Александрович Мирошниченко
Тест 34
«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко
Тест 35
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Владимир Галактионович Короленко
Тест 36
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Нина Сергеевна Валгина
Примерное распределение цитат по темам
1.Связь грамматики и лексики в русском языке
Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский
Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Лев Васильевич Успенский
Тест 5
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Тест 9
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Лев Васильевич Успенский
Тест 13
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Ираида Ивановна Постникова
Тест 23
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е. В. Джанджакова
Тест 25
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».Николай Гаврилович Чернышевский
Тест 26
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».Илья Наумович Горелов
Тест 27
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».Михаил Васильевич Исаковский
Тест 28
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». Михаил Викторович Панов
Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Лев Николаевич Толстой
Тест 30
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Георгий Владимирович Степанов
Тест 31
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Поль Рикёр
Тест 35
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Владимир Галактионович Короленко
2. Лексика
Тест 7
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский
Тест 11
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».А. А. Зеленецкий
Тест 32
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Из учебника русского языка
3.Синтаксис
Тест 15
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Александр Александрович Реформатский
Тест 16
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». Светлана Ивановна Львова
Тест 19
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Борис Викторович Шергин
Тест 20
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Ираида Ивановна Постникова
4.Богатство русской речи, точность слова и т. д.
Тест 3
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин
Тест 8
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Борис Николаевич Головин
Тест 10
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Иван Александрович Гончаров
Тест 12
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина
Тест 17
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Н. Шамфор
Тест 18
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Александр Иванович Горшков
Тест 21
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Георг фон Габеленц
Тест 22
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Тест 24
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Георгий Яковлевич Солганик
Тест 33
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». Андрей Александрович Мирошниченко
5.Темы, стоящие особняком
Тест 4
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». Александр Афанасьевич Потебня
Тест 6
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев». Литературная энциклопедия Ираида Ивановна Постникова
Тест 14
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». Александр Александрович Реформатский
Тест 34
«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». Андрей Александрович Мирошниченко
Тест 36
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Нина Сергеевна Валгина
Разберем варианты работы по каждой из тематических подгрупп.
Первый раздел тем. Связь грамматики и лексики в русском языке.
Это, на мой взгляд, будет самый простой для подготовки раздел: достаточно перечитать сочинения прошлого года, что-то заучить из них. «Сочинения на лингвистическую тему 2012 года» есть у детей в папках.
Второй раздел тем. Лексика.
Сочинения этой группы очень похожи на те, которые, написаны на основе слов К.Г.Паустовского (их можно найти под заголовком «Сочинения на лингвистическую тему. 2013 год в интернете).
На что нужно обратить внимание, во-первых, помните, что нет предмета в мире, для которого бы не придумал слова человек. Отыщите интересные два слова в тексте и на их основе стройте аргументы. На помощь вам может прийти задание В1, оттолкнувшись от которого, вы можете создать свой аргумент 1.
Во-вторых, учтите, что при помощи слова человек называет и действие. Здесь вы можете работать с глаголами. Найдите те, которые помогают выстроить аргументы, и творите.
В-третьих, при помощи слова человек может у собеседника вызвать различные переживания: грусть, радость, возмущение…Это тоже возможность для вас привести новые аргументы.
В-четвертых, обращайте внимание на такие лексические единицы, как синонимы, антонимы, неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы и стройте свои доказательства на их основе .
В-пятых, найдите лексические единицы, созданные на основе переносного значения слова: олицетворение, метафору, эпитет. И на основе их выстраивайте аргументы. Здесь вам поможет задание А3, включающие в себя тропы.
Третий раздел тем. Синтаксис.
В сочинении такого типа нужно подбирать примеры , раскрывающие построение предложений и словосочетаний в зависимости от вашего высказывания. Ребят нацеливаем на нахождение ряда неполных предложений, безличных предложений, сложных или простых, по цели высказывания и по интонации.
Четвертый раздел тем. Богатство русской речи, точность слова и т. д.
Эта тема раскрывает лексические явления в языке, ставим задачу перед ребятами- выбирай то, что знаешь, в чем уверен. Нужно вспомнить 2 лексических явления и указать их роль в тексте. Это, к примеру , могут быть синонимы, антонимы, эпитеты, олицетворения, лексический повтор, фразеологизмы, то есть те понятия, которые знакомы с 5 класса, и дети в них хорошо ориентируются.
Пятый раздел. Темы, стоящие особняком.
Вот это, на мой взгляд, самый трудный и непредсказуемый раздел тем.
Сочинение на лингвистическую тему начинаем с тезиса, который дан в задании, записали его и согласились с автором. Даю слова-кочевники, да, автор действительно прав…, да, я согласен с автором…, или действительно ли это так, попробуем разобраться…
Следующий этап работы – нахождение аргументов. Главное, внимательно прочитать тезис и понять, какой раздел русского языка здесь представлен. Найти 2 аргумента, указав их роль в тексте в соответствии с темой.
В заключение, предлагаю снова выучить наизусть слова-кочевники (таким образом, следовательно, я доказал и т.д), вернуться к тезису, записав его ещё раз в том же виде или перефразировав, и закончить работу.
Приложение. ОБРАЗЦЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ
ВАРИАНТ 1
ВСТУПЛЕНИЕ
Все многообразие человеческих чувств и эмоций, причины поступков людей, можно выразить русским словом. Используемые писателями языковые средства помогают читателю постичь основную мысль, идею текста.
Докажем это на примерах из предложенного для чтения текста.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Аргумент 1: пример 1 + функция (комментарий)
Аргумент 2: пример 2 + функция (комментарий)
ВЫВОД
Таким образом, нельзя не согласиться / трудно не согласиться с высказыванием замечательного русского писателя К. Г. Паустовского о том, что «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Данная система работы с каждым годом улучшает результат ГИА. После такой подготовки дети чувствуют себя увереннее.
Использованная литература
1.А. Александров «Подготовка к ЕГЭ»
2. Л.И. Журавлева « Таблицы по орфографии и синтаксису по русскому языку»
3. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова С.А. «Русский язык 9-й класс Подготовка к государственной итоговой аттестации- 2011» «Легион» Ростов - на – Дону 2010
4. Цыбулько И.П. Подготовка к ГИА
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст изложения. Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность . Пожелание добра людям – выражение сущности человека. [ Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. ] [ Умение чувствовать ] , умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – [ это не только ] показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.
2 абзац. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души . Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство . Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство . Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание [ и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу ] . Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.
Произведи сжатие, используя предыдущий опыт. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее. (По Д.С. Лихачёву) 157 сл
Проверь себя Микротема 3 Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.
ИК1 1) Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы , перечисленные в таблице 1 2 ИК1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему 1 ИК1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы 0
ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3 ИК2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста 2 ИК2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1 ИК2 Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 ИК3 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 ИК3 В работе экзаменуемого просматривается коммуникатив - ный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0
Прочитай текст, поработай над сжатием используя разные приемы. Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде — очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости. По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, — человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно — это нужно, действительно нужно! Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает ». ( По Д.С. Лихачёву) 136 слов
Проверка и оценивание задания С1 Микротема 1 Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости. Микротема 2 Сильный человек силён своим благородством и великодушием. Микротема 3 Учиться хорошей речи – долго, но необходимо, поскольку речь – важнейшее свойство личности.
Прочитай текст, поработай над сжатием используя разные приемы. Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком. Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе. Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели ». ( По А.А. Лиханову ) 165 слов
Проверка и оценивание задания С1 Микротема 1 Сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком. 2 Несчастья и беды – это неизбежность, но о них нельзя думать постоянно, чтобы не омрачать счастья. 3 Умение переживать чужую боль раскрывает истинные добродетели человека.
Изложение. Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства. Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям. Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их . ( По С.Л.Львову) 140 слов
Проверка и оценивание задания С1 Микротема 1 Свои неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и оправдывать ошибками в своём воспитании и различными обстоятельствами. 2 Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является самовоспитание. 3 Только правильная самооценка позволяет человеку ставить в жизни конкретные цели и добиваться их.
Критерии оценивания сочинения. С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне 0
С1К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте 3 2 Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуни - кативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста 0
С1К4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста 1 В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 9
ГК1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки 2 Допущено 2–3 ошибки 1 Допущено 4 и более ошибки 0 ГК2 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2 Допущено 3–4 ошибки 1 Допущено 5 и более ошибок 0 ГК3 Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка 2 Допущено 2 ошибки 1 Допущено 3 и более ошибок 0 ГК4 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок Допущено 3–4 ошибки Допущено 5 и более ошибок 2 1 0 2 1 0 10 ФК1 Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы– 42. «2» «3» «4» «5» 17 баллов (от 0 до 17) 18 и не более 27 баллов (от 18 до 27 28 и не более 36 баллов (от 28 до 36) менее 37 и не более 42 баллов (от 37 до 42) не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4». Внимание! За выполнение всех частей экзаменационной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...