Доклад по теме "Изучение раздела "Лексика"
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Доклад по теме «Изучение раздела «Лексика» (по учебнику М.М. Разумовской.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме «Изучение раздела «Лексика» (по учебнику М.М. Разумовской.)
В учебнике М.М.Разумовской раздел «Лексика» изучается в составе интегрированного раздела «Лексика. Словообразование. Правописание». Это продиктовано стремлением сформировать у пятиклассников целостное представление о слове, единстве его разнообразных языковых характеристик, о существующей зависимости лексического значения слова и морфемных значений, сочетающихся в одной словоформе. (слайд 1).
При изучении раздела «Лексика» ставится следующая цель:
обогащение словарного запаса учащихся.
Ей подчинены задачи:
1 развитие интереса к познавательной деятельности;
2 развитие речи учащихся;
3 развитие навыков лингвистического анализа;
4 усвоение изученного материала;
5 воспитание любви к знаниям, предмету;
6 воспитание потребности пользоваться словарём. (слайд 2).
В результате изучения темы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
1 умение толковать лексическое значение слова разными способами (описательным путём, с помощью подбора однокоренного слова, синонимами или антонимами);
2 способность опознавать лексические единицы (синонимы, антонимы, многозначные слова) и точно, уместно употреблять их в речи;
3 умение замечать лексическую ошибку в тексте, объяснять её причину и исправлять;
4 умелое пользование лексическими словарями разного типа;
5 способность найти в художественном тексте лексические средства выразительности. ( слайд 3).
Я остановлюсь на следующих вопросах:
Основное содержание: (слайд 4).
Работа на этих уроках проводится с опорой на словари. Поэтому при изучении раздела знакомлю детей с различными видами словарей ( слайд 5-8).
Все уроки строю по определённой схеме:
-Теория
-Работа со словарём
-Игротека (слайд 9)
Основное внимание на данных уроках сосредоточено на определении лексического значения слова. Не случайно целенаправленная и многоаспектная семантическая работа над словом начинается с параграфа « Как определить лексическое значение слова».
Названия параграфов в учебнике М.М. Разумовской по теме «Лексика» сформулированы в виде проблемного вопроса, на который должны найти ответ учащиеся в конце урока. Это ещё одна особенность учебника.
Изучая этот параграф, учащиеся обобщают известные им приёмы разъяснения лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковых словарях; подбор синонимов; подбор антонимов. С этими способами объяснения значения слова дети в той или иной степени уже познакомились в начальных классах. Теперь разрозненные сведения группируются и обобщаются с точки зрения связи этих явлений языка с проблемой толкования лексического значения слов и точного употребления их в речи. Работа на этих уроках проводится с опорой на словари (толковый, словарик синонимов), включённые в учебник.
Теория представлена в виде лингвистического текста. Работая над ним, пятиклассники приходят к заключению, что существуют 4 способа толкования значения слова (слайд 10).
Они уже знают, что лексическое значение слова можно узнать из толкового орфографического словаря. 2-ой способ-подбор синонимов. Предлагаю в виде следующего задания (слайд 11-12) Работа со словарём синонимов предполагает выполнение упражнений в учебнике 235,237,238 (слайд 13).
Особое внимание обращаю на приём подбора однокоренного слова при выяснении лексического значения слова. В начальных классах дети искали ответы на вопросы: «От какого слова образовано новое слово?» «Почему так назвали?» Т.о. объясняли значение подосиновик (растёт под осиной), леденец (тает во рту как лёд), костяника (ягода с косточками). В 5 классе подбор однокоренного слова должен быть осмыслен как специальный приём, с помощью которого не только разъясняется лексическое значение слова, но осознаётся его морфемное значение (слайд 14).
Приём словообразовательного толкования лексического значения слов становится тем элементом в обучении, который связывает в единое целое лексический, словообразовательный и орфографический анализ слова, что соответствует основной идее раздела «Лексика. Словообразование. Правописа- ние».
4-способ - рисунки (слайд 15).
Представление о лексическом значении слова углубляется за счёт терминологического различения однозначных и многозначных слов, наблюдения за использованием многозначных слов в речи. Это параграф 33 «Сколько лексических значений имеет слово». (слайд 15-20).
Очень важным в изучении раздела является параграф 34 «Когда слово употребляется в переносном значении». Название параграфа нацеливает не только на описание этого явления в языке, но и выяснение области использования переносного значения в речи. В связи с этим пятиклассники получают представление о том, что перенос значения слова служит для создания образной и выразительной речи, в частности для создания тропов (метафоры, эпитетов, олицетворений). (слайды 23-31).
Т.о. работая с упражнениями этого параграфа ученики начинают овладевать элементарными умениями анализа языка художественной литературы, наблюдая за использованием тропов и фразеологизмов для создания образности и выразительности. Эта работа продолжается в 6,7 классах. На уроках литературы идёт похожая работа. Изучение лексики в 5 классе становится важным компонентом сближения русского языка и литературы. В дальнейшем это умение будет развиваться и совершенствоваться в параграфах «Употребление в речи...»
При изучении раздела «Лексика» представление о лексическом значении слова развивается и в процессе изучения «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы» (слады 32-37).
В учебнике уделяется внимание словообразовательному анализу малоупотребительной лексики - диалектным, устаревшим, профессиональным словам.
Исследования учёных показывают, что наиболее эффективен лексико-словообразовательный анализ слов, в процессе восприятия которых активизируется морфемный канал. Это прежде всего незнакомые школьникам слова, т.е. малоупотребительная лексика - диалектные, устаревшие, профессиональные слова. Опыт показывает, что эффективность работы при изучении этих тем позволяет акцентировать внимание на лексическое значение слова через установление внутренней его формы (слайды 38-41).
Важным этапом работы является отслеживание результатов работы над темой, усвоения материала учащимися, т.е. мониторинг. Мною составлены контрольные работы по теме «Лексика». Их 7. 6 работ - на каждый изученный параграф, 7-ая - общая по всему разделу «Лексика». Работы построены по тому же принципу: первое задание - по теории, остальные - проверяют полученные знания. Как видно из диаграммы, дети справляются с заданиями по каждой изученной теме. Сложнее даются темы по малоупотребительной лексике. (слайд 43).
Т.о. В 5 классе учащиеся получают основные сведения в области лексики и фразеологии, учатся определять лексическое значение слов и фразеологических единиц, уместно употреблять их в речи. Эта работа целенаправленно и систематически проводится и на следующих этапах обучения в 6-9 классах. (слайд 44).
Т.о. организуется целенаправленная работа над точным, уместным и выразительным употреблением слов изучаемых частей речи. Каждый из этих параграфов имеет одинаковую структуру. Начинаются они с упражнения, где под рубрикой «Читай и рассуждай на лингвистические темы» предлагается текст, рассказывающий об особенностях речевого употребления той или иной части речи, о её роли в достижении точности, меткости, ясности и информативности речевого высказывания, перечисляются основные языковые приёмы создания выразительности и образности речи. Последнее упражнение каждого указанных параграфов нацеливает учеников на обобщение полученных сведений, осмысление проведённых наблюдений и подготовку сообщения по теме параграфа. При этом предполагается вернуться к первому упражнению данного параграфа, найти в нём необходимые сведения, подкрепить их материалами других упражнений параграфа. Т.о., между первым и последним упражнениями находится целая серия заданий, организующих наблюдение за использованием в речи (преимущественно художественной) слов рассматриваемой части речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....