Доклад по теме "Изучение раздела "Лексика"
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Басюк Наталия Сергеевна

Доклад по теме «Изучение раздела «Лексика» (по учебнику  М.М. Разумовской.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_teme.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме «Изучение раздела «Лексика» (по учебнику      М.М. Разумовской.)

        В учебнике М.М.Разумовской раздел «Лексика» изучается в составе интегрированного раздела «Лексика. Словообразование. Правописание». Это продиктовано стремлением сформировать у пятиклассников целостное представление о слове, единстве его разнообразных языковых характеристик, о существующей зависимости лексического значения слова и морфемных значений, сочетающихся в одной словоформе. (слайд 1).

       При изучении раздела «Лексика» ставится следующая цель:

                        обогащение словарного запаса учащихся.

     Ей подчинены задачи:

                        1 развитие интереса к познавательной деятельности;

                        2 развитие речи учащихся;

                           3 развитие навыков лингвистического анализа;

                        4 усвоение изученного материала;

                        5 воспитание любви к знаниям, предмету;

                        6 воспитание потребности пользоваться словарём. (слайд 2).

      В результате изучения темы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

                        1 умение толковать лексическое значение слова разными                                 способами (описательным путём, с помощью подбора                                 однокоренного слова, синонимами или антонимами);

                        2 способность опознавать лексические единицы (синонимы,                         антонимы, многозначные слова) и точно, уместно употреблять                         их в речи;

                        3 умение замечать лексическую ошибку в тексте, объяснять её                         причину и исправлять;

                        4 умелое пользование лексическими словарями разного типа;

                        5 способность найти в художественном тексте лексические                         средства выразительности. ( слайд 3).

Я остановлюсь на следующих вопросах:

        Основное содержание: (слайд 4).

        Работа на этих уроках проводится с опорой на словари.  Поэтому при изучении   раздела знакомлю детей с различными видами словарей ( слайд 5-8).

Все уроки строю по определённой схеме:

                -Теория

                -Работа со словарём

                -Игротека (слайд 9)

        Основное внимание на данных уроках сосредоточено на определении лексического значения слова. Не случайно целенаправленная и многоаспектная семантическая работа над словом начинается с параграфа « Как определить лексическое значение слова».

         Названия параграфов в учебнике М.М. Разумовской по  теме «Лексика» сформулированы в виде проблемного вопроса, на который должны найти ответ учащиеся в конце урока. Это ещё одна  особенность учебника.

        Изучая этот параграф, учащиеся обобщают известные им приёмы разъяснения лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковых словарях; подбор синонимов; подбор антонимов. С этими способами объяснения значения слова дети в той или иной степени  уже познакомились в начальных классах. Теперь разрозненные сведения группируются и обобщаются с точки зрения связи этих явлений языка с проблемой толкования лексического значения слов и точного употребления их в речи. Работа на этих уроках проводится с опорой на словари (толковый, словарик синонимов), включённые в учебник.

        Теория представлена в виде лингвистического текста. Работая над ним, пятиклассники приходят к заключению, что существуют 4 способа толкования значения слова (слайд 10).

        Они уже знают, что лексическое значение слова можно узнать из толкового орфографического словаря. 2-ой способ-подбор синонимов. Предлагаю в виде следующего задания (слайд 11-12)    Работа со словарём синонимов предполагает выполнение упражнений в учебнике 235,237,238 (слайд 13).

        Особое внимание обращаю на приём подбора однокоренного слова при выяснении лексического значения слова. В начальных классах дети искали ответы на вопросы: «От какого слова образовано новое слово?» «Почему так назвали?» Т.о. объясняли значение подосиновик (растёт под осиной), леденец (тает во рту как лёд), костяника (ягода с косточками). В 5 классе подбор однокоренного слова должен быть осмыслен как специальный приём, с помощью которого не только разъясняется лексическое значение слова, но осознаётся его морфемное значение (слайд 14).

Приём словообразовательного толкования лексического значения слов становится тем элементом в обучении, который связывает в единое целое лексический, словообразовательный и орфографический анализ слова, что соответствует основной идее раздела «Лексика. Словообразование. Правописа- ние».

4-способ - рисунки (слайд 15).

Представление о лексическом значении слова углубляется за счёт терминологического различения однозначных и многозначных слов, наблюдения за использованием многозначных слов в речи. Это параграф 33 «Сколько лексических значений имеет слово». (слайд 15-20).

        Очень важным в изучении раздела является параграф 34 «Когда слово употребляется в переносном значении». Название параграфа нацеливает не только на описание этого явления в языке, но и выяснение области использования переносного значения в речи. В связи с этим пятиклассники получают представление о том, что перенос значения слова служит для создания образной и выразительной речи, в частности для создания тропов (метафоры, эпитетов, олицетворений). (слайды 23-31).

        Т.о. работая с упражнениями этого параграфа ученики начинают овладевать элементарными умениями анализа языка художественной литературы, наблюдая за использованием тропов и фразеологизмов для создания образности и выразительности. Эта работа продолжается в 6,7 классах. На уроках литературы идёт похожая работа. Изучение лексики в 5 классе становится важным компонентом сближения русского языка и литературы. В дальнейшем это умение  будет развиваться и совершенствоваться в параграфах «Употребление в речи...»

        При изучении раздела «Лексика» представление о лексическом значении слова развивается и в процессе изучения «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы» (слады 32-37).

        В учебнике уделяется внимание словообразовательному анализу малоупотребительной лексики - диалектным, устаревшим, профессиональным словам.

        Исследования учёных показывают, что наиболее эффективен лексико-словообразовательный анализ слов, в процессе восприятия которых активизируется морфемный канал. Это прежде всего незнакомые школьникам слова, т.е. малоупотребительная лексика - диалектные, устаревшие, профессиональные слова. Опыт показывает, что эффективность работы при изучении этих тем позволяет акцентировать внимание на лексическое значение слова через установление внутренней его формы (слайды 38-41).

        Важным этапом работы является отслеживание результатов работы над темой, усвоения материала учащимися, т.е. мониторинг. Мною составлены контрольные работы по теме «Лексика». Их 7. 6 работ - на каждый изученный параграф, 7-ая - общая по всему разделу «Лексика». Работы построены по тому же принципу: первое задание - по теории, остальные - проверяют полученные знания. Как видно из диаграммы, дети справляются с заданиями по каждой изученной теме. Сложнее даются темы по малоупотребительной лексике.            (слайд 43).

        Т.о. В 5 классе учащиеся получают основные сведения в области лексики и фразеологии, учатся определять лексическое значение слов и фразеологических единиц, уместно употреблять их в речи. Эта работа целенаправленно и систематически проводится и на следующих этапах обучения в 6-9 классах. (слайд 44).

        Т.о. организуется целенаправленная работа над точным, уместным и выразительным употреблением слов изучаемых частей речи. Каждый из этих параграфов имеет одинаковую структуру. Начинаются они с упражнения, где под рубрикой «Читай и рассуждай на лингвистические темы» предлагается текст, рассказывающий об особенностях речевого употребления той или иной части речи, о её роли в достижении точности, меткости, ясности и информативности речевого высказывания, перечисляются основные языковые приёмы создания выразительности и образности речи. Последнее упражнение каждого указанных параграфов нацеливает учеников на обобщение полученных сведений, осмысление проведённых наблюдений и подготовку сообщения по теме параграфа. При этом предполагается вернуться к первому упражнению данного параграфа, найти в нём необходимые сведения, подкрепить их материалами других упражнений параграфа. Т.о., между первым и последним упражнениями находится целая серия заданий, организующих наблюдение за использованием в речи (преимущественно художественной) слов рассматриваемой части речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...