Конспект урока в 9 классе РР. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Повторение в начале учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-беседа с элементами лекции | 42.5 КБ |
презентация к уроку | 468.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9 классе РР. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.
Тип урока: Повторение пройденного.
Знать: сходство и различие устной и письменной речи; признаки устной и письменной речи. Монологическая и диалогическая формы речи.
Уметь: знаки препинания при диалоге.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Просмотр презентации по теме.
1.Для чего нужна человеку речь
Общаться
Делиться мыслями ,чувствами
Договориться о чём- нибудь
Согласовать свои действия.
Похвалить, развеселить, рассмешить
Предостеречь, посоветовать,остановить.
УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ: диалог,монолог,полилог.
2.УСТНАЯ РЕЧЬ
1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга.
2.Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки , которые заметят.
3.Говорящий видит реакцию собеседника
3. ХАРАКТЕРИСТИКИ
устной речи
1.ТЕМП (скорость)
2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания)
3.ТЕМБР (окраска голоса)
4.ТОН
Темп:
Быстро
Очень быстро
Нормально
Скороговоркой
Замедленно
Очень медленно
5. Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя
сказанное
Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь.
Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.
Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то
6. Пожалуйста , потише…
-В музее , кинотеатре и трамвае
О том, о сём друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что ,как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А, между прочим, дождика всё нет.
-Пожалуйста, потише!
-Пожалуйста, потише!
-Тсс! Тсс! Ччч!
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас не привела,-
Учтите , никому не интересно
Всё знать про ваши личные дела.
1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию,
Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.
Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.
7. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА
Говорите спокойн.
Не размахивайте руками.
Следите за тем, какие слова вы подбираете.
Умейте слушать другого.
Говорите отчётливо, не спешите.
Изменяйте интонацию, чтобы ваша речь не была монотонной.
Не разговаривайте слишком долго.
Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми
8.ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Разновидности: письмо, личный дневник, изложение, сочинение.
1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается.
2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки .
3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать
Выбор стиля зависит от речевой ситуации: ГДЕ ГОВОРИМ? С КЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
Работа с материалом учебника.
Упр7,9,15 выполнить устно.
Вспомнит правила пунктуационного оформления диалога.
IV. Рефлексия.
-Очём узнали на уроке.
-Какие правила нужно соблюдать для успешного общения?
V. Домашнее задание. Упр. 12 (написать памятку, как писать письма),выполнить разборы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями ,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить, рассмешить Предостеречь, посоветовать, Остановить. УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ ДИАЛОГ ПОЛИЛОГ МОНОЛОГ
УСТНАЯ РЕЧЬ 1 .Те,кто говорят, видят и слышат друг друга. 2 .Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки , которые заметят. 3. Говорящий видит реакцию собеседника
ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи 1.ТЕМП (скорость ) 2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания) 3.ТЕМБР (окраска голоса) 4.ТОН ТЕМП Быстро Очень быстро Нормально Скороговоркой Замедленно Очень медленно
ГОЛОС ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ 1.Прочитайте диалог , учитывая окраску голоса : - Алло .Слушаю вас. - Павлик дома? - Нет, он ещё не приходил из школы . Возможны варианты : спокойный - резкий сердитый - робкий уверенный - испуганный . Варианты силы голоса : громко , слишком громко , шёпотом, тихо …
Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя сказанное Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь. Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние. Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то Невербальные средства Жест Мимика Реакция собеседника
Пожалуйста , потише… - В музее , кинотеатре и трамвае О том, о сём друг другу говорим, Но часто одного не замечаем, Что ,как в лесу дремучем, мы кричим. О том, что мы вчера ходили в гости, Что папа подарил велосипед, У дедушки к дождю разнылись кости, А, между прочим, дождика всё нет. -Пожалуйста, потише! -Пожалуйста, потише! -Тсс! Тсс! Ччч! В какое бы общественное место Судьба сегодня вас не привела,- Учтите , никому не интересно Всё знать про ваши личные дела. 1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию, Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА 1 . Говорите спокойно 2 . Не размахивайте руками. 3 . Следите за тем, какие слова вы подбираете. 4 . Умейте слушать другого. 5 . Говорите отчётливо, не спешите. Изменяйте интонацию, чтобы ваша речь не была монотонной . 6 . Не разговаривайте слишком долго. 7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ и её разновидности Письмо Личный дневник Изложение Сочинение
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ 1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается. 2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки . 3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать
Речевая ситуация Где говорим? С кем ? С какой целью? В официальной обстановке В неофициальной обстановке С одним человеком Общение Сообщение Воздействие С большой аудиторией Выбор стиля речи
Использованные ресурсы 1.Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1998. 2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 2001. 3.УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. 5-9класс. М.:Дрофа,2008г 4. http://www.gifzona.ru/i/ok_d/05.gif 5. http://images.google.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Имена числительные в устной и письменной речи"
Данный конспект урока по русскому языку содержит богатый материал по именам числительным. Конспект разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом, нацелен на вовлечение учащихся в разноо...
Устная и письменная речь. Монолог. Диалог
Презентация к уроку русского языка в 9 классе на тему "Устная и письменная речь. Монолог. Диалог"...
Разновидности устной и письменной речи: диалог и монолог
Здесь представлен конспект урока русского языка для учащихся 5 классов по теме "Разновидности устной и письменной речи: диалог и монолог", направленного на развитие коммуникативных навыков учащихся и ...
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме « Правильное употребление причастий в устной и письменной речи»
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме « Правильное употребление причастий в устной и письменной речи»...
Конспект урока в 5 классе «Формы речи: монолог и диалог».
Тема: «Формы речи: монолог и диалог».Класс: 5.Предмет: родной (русский) язык.Учебник: Русский родной язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Алексан...