Разновидности устной и письменной речи: диалог и монолог
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме
Здесь представлен конспект урока русского языка для учащихся 5 классов по теме "Разновидности устной и письменной речи: диалог и монолог", направленного на развитие коммуникативных навыков учащихся и их творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznovidnosti_ustnoy_i_pismennoy_rechi._urok_v_5_klasse.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Р А З Н О В И Д Н О С Т И У С Т Н О Й
И П И С Ь М Е Н Н О Й Р Е Ч И.
ДИАЛОГ И МОНОЛОГ.(2 ч.)
ЦЕЛИ: - познакомить учащихся с разновидностями устной и письменной речи;
- дать определение понятиям ″диалог″ и ″монолог″, помочь учащимся
уяснить разницу между ними;
- объяснить способы оформления диалогической и монологической речи
на письме, совершенствовать умения и навыки учащихся в
постановке знаков препинания при оформлении на письме
диалогической и монологической речи;
- научить учащихся пользоваться в речи диалогом и монологом, таким
образом формируя в них коммуникативные навыки.
ВИДЫ РАБОТЫ: наблюдение над языковым материалом, словарная работа,
работа с наглядностью, беседа, слово учителя, работа с
раздаточным материалом, тренировочные упражнения,
самостоятельная творческая работа по составлению сценария
детской телепередачи.
НАГЛЯДНОСТЬ: фотографии – примеры диалогической и монологической речи,
раздаточный материал (карточки с пословицами).
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: литература(фольклор), фотоискусство, киноискусство.
Х О Д У Р О К А
- Оргмомент.
- Постановка целей и задач урока.
- Работа над темой урока.
- Материал для наблюдения
Задание: внимательно прослушать отрывки из сказки А.Гайдара ″Горячий камень″ и ответить на вопрос, в чем заключается различие между ними.
- Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, а на самом деле я самый счастливый человек на свете. Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы еще неумело валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание. Мне вышибли зубы в тюрьме. Шашкою в бою мне рассекли лицо. На соломе в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грознее смерти звучали надо мной слова о том, что моя родина в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг повержен и мы опять наступаем …
- И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.
- Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? – вскрикнул удивленный Ивашка. – Или ты надеешься рубить камень рукою?
- Нет, Ивашка, - ответил старик,- я не надеюсь рубить его рукою. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.
РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЙ: вывод, сделанный учащимися о том, что бывают
случаи, когда в разговоре участвуют 2-е и более лиц, и когда
речь произносится одним человеком.
2. Словарная работа:
Монолог. монос - ″один″ ″логос″ - ″речь″ (греч.)
Диалог. ди – ″два″ ″логос″ – ″речь″ (греч.)
диалогос – ″беседа″ (греч.)
3.Работа с наглядностью и раздаточным материалом.
Задание: рассмотреть фотографии, указать ситуации, где происходит
монологическая, а где диалогическая речь.
Беседа:
- Трудно ли вести диалог?
- От чего зависит, состоится диалог или нет?
- Какие правила общения во время ведения диалога нужно соблюдать?
(Актуализация опорных знаний: учащиеся должны вспомнить «узелки на память, составленные на уроке развития речи по теме «Правила общения»).
Задание(работа с раздаточным материалом): прочитать пословицы,
записать их в тетрадь и объяснить их значение.
- В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.
- Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.
- На всякого Егорку своя поговорка.
- Когда я ем, я глух и нем.
- На добрый привет – добрый ответ.
- Недоброе слово больней огня жжет.
- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
- То же слово, да не так бы молвить.
4.Слово учителя: учитель должен объяснить учащимся структуру диалога и способы его оформления на примере отрывка из сказки К.И.Чуковского:
У меня зазвонил телефон:
-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
-Что вам надо?
-Шоколада.
-Для кого?
-Для сына моего.
Результат: учащиеся должны уяснить, что диалог состоит из реплик –слов, обращенных к слушателю. Реплики разных лиц пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире. Слова автора оформляются так же, как и при прямой речи.
5.Тренировочное упражнение(работа у доски).
Задание: записать шуточные диалоги из русского фольклора, соблюдая
правила постановки знаков препинания.
Цель: совершенствование навыка оформления диалога на письме.
- –Где ты, брат Иван?
-В горнице.
-А что делаешь?
-Помогаю Петру.
-А Петр что делает?
-Да на печи лежит.
- –Ты пирог съел?
-Нет, не я.
-А еще хочешь?
-Хочу.
- –Лень, отвори дверь, сгоришь!
-Хоть сгорю, да не отворю.
6.Закрепление изученного материла.
Цель: выяснить, насколько учащимися усвоено понятие диалога и
способы его оформления на письме.
Самостоятельная творческая работа: составить и записать в тетрадь, соблюдая правила постановки знаков препинания, сценарий какой-либо детской телепередачи, основанный на диалогической речи.
7.Проверка творческих работ.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание: привести примеры диалогической и монологической речи из произведений художественной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
Конспект урока в 9 классе РР. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.
Повторение в начале учебного года....
Устная и письменная речь. Монолог. Диалог
Презентация к уроку русского языка в 9 классе на тему "Устная и письменная речь. Монолог. Диалог"...
Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края
. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года, Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...
Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.
Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....