Разновидности устной и письменной речи: диалог и монолог
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Щербенюк Инна Владимировна

Здесь представлен конспект урока русского языка для учащихся 5 классов по теме "Разновидности устной и письменной речи: диалог и монолог", направленного на развитие коммуникативных навыков учащихся и их творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:       Р А З Н О В И Д Н О С Т И   У С Т Н О Й

И  П И С Ь М Е Н Н О Й   Р Е Ч И.

ДИАЛОГ И МОНОЛОГ.(2 ч.)

ЦЕЛИ: - познакомить учащихся с разновидностями устной и письменной речи;

      - дать определение понятиям ″диалог″ и ″монолог″, помочь учащимся

        уяснить разницу между ними;

         - объяснить способы оформления диалогической и монологической речи

        на письме, совершенствовать умения и навыки учащихся в

        постановке знаков препинания при оформлении на письме

        диалогической и монологической речи;

         - научить учащихся пользоваться в речи диалогом и монологом, таким

        образом формируя в них коммуникативные навыки.         

ВИДЫ РАБОТЫ: наблюдение над языковым материалом, словарная работа,

             работа с наглядностью, беседа, слово учителя, работа с

             раздаточным материалом, тренировочные упражнения,  

             самостоятельная творческая работа по составлению сценария

             детской телепередачи.

НАГЛЯДНОСТЬ: фотографии – примеры диалогической и монологической речи,

             раздаточный материал (карточки с пословицами).

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: литература(фольклор), фотоискусство, киноискусство.

Х О Д    У Р О К А

  1. Оргмомент.
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Работа над темой урока.
  1. Материал для наблюдения

Задание: внимательно прослушать отрывки из сказки А.Гайдара ″Горячий камень″ и ответить на вопрос, в чем заключается различие между ними.

  1. Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, а на самом деле я самый счастливый человек на свете. Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы еще неумело валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание. Мне вышибли зубы в тюрьме. Шашкою в бою мне рассекли лицо. На соломе в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грознее смерти звучали надо мной слова о том, что моя родина в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе  с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг повержен и мы опять наступаем …
  2. И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

- Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? – вскрикнул удивленный Ивашка. – Или ты надеешься рубить камень рукою?  

- Нет, Ивашка, - ответил старик,- я не надеюсь рубить его рукою. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЙ: вывод, сделанный учащимися о том, что бывают  

        случаи, когда в разговоре участвуют 2-е и более лиц, и когда

        речь произносится одним человеком.

2. Словарная работа:

      Монолог.   монос - ″один″      ″логос″ - ″речь″ (греч.)

      Диалог.    ди – ″два″          ″логос″ – ″речь″ (греч.)

                 диалогос – ″беседа″ (греч.)  

 

  3.Работа с наглядностью и раздаточным материалом.

        Задание: рассмотреть фотографии, указать ситуации, где происходит

              монологическая, а где диалогическая речь. 

    Беседа:

- Трудно ли вести диалог?

- От чего зависит, состоится диалог или нет?

- Какие правила общения во время ведения диалога нужно соблюдать?

  (Актуализация опорных знаний: учащиеся должны вспомнить «узелки на память, составленные на уроке развития речи по теме «Правила общения»).

        Задание(работа с раздаточным материалом): прочитать пословицы,

            записать их в тетрадь и объяснить их значение.

  1. В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.
  2. Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.
  3. На всякого Егорку своя поговорка.
  4. Когда я ем, я глух и нем.
  5. На добрый привет – добрый ответ.
  6. Недоброе слово больней огня жжет.
  7. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
  8. То же слово, да не так бы молвить.

 4.Слово учителя: учитель должен объяснить учащимся структуру диалога и способы его оформления на примере отрывка из сказки К.И.Чуковского:

У меня зазвонил телефон:

-Кто говорит?

-Слон.

-Откуда?

-От верблюда.

-Что вам надо?

-Шоколада.

-Для кого?

-Для сына моего.

        Результат: учащиеся должны уяснить, что диалог состоит из реплик –слов, обращенных к слушателю. Реплики разных лиц пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире. Слова автора оформляются так же, как и при прямой речи.

  5.Тренировочное упражнение(работа у доски).

        

        Задание: записать шуточные диалоги из русского фольклора, соблюдая

             правила постановки знаков препинания.

        Цель: совершенствование навыка оформления диалога на письме.

  1. –Где ты, брат Иван?

-В горнице.

-А что делаешь?

-Помогаю Петру.

-А Петр что делает?

-Да на печи лежит.

  1. –Ты пирог съел?

-Нет, не я.

-А еще хочешь?

-Хочу.

  1. –Лень, отвори дверь, сгоришь!

-Хоть сгорю, да не отворю.

  6.Закрепление изученного материла.

        Цель: выяснить, насколько учащимися усвоено понятие диалога и

           способы его оформления на письме.

        Самостоятельная творческая работа: составить и записать в тетрадь, соблюдая правила постановки знаков препинания, сценарий какой-либо детской телепередачи, основанный на диалогической речи.

  7.Проверка творческих работ.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: привести примеры диалогической и монологической речи из произведений художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Устная и письменная речь. Монолог. Диалог

Презентация к уроку русского языка в 9 классе на тему "Устная и письменная речь. Монолог. Диалог"...

Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края

. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года,   Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....