Рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
Тематическое планирование по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 407 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая учебная программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др.,. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематический план; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; список литературы, перечень учебно-тематического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Данная рабочая программа предусматривает изучение русского языка в 5 классе с расчетом на 245 часов (7 ч. в нед.) из них - 35 часов из школьного компонента для повторения и углубленного изучения некоторых тем.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения обучающийся получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся за курс
русского языка 5 класса.
I. Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 5 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Учебно-тематический план.
Содержание | Количество часов | Количество контрольных работ | Развитие речи |
Общие сведения о языке. Язык и общение. Язык и человек. | 2+1 | 1 | |
Повторение изученного в начальных классах | 21+8 | 3 | 8 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 32+10 | 2 | 10 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 20+5 | 1 | 5 |
Лексика. Культура речи. | 14+4 | 1 | 4 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 28+6 | 1 | 6 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 72+8 | 4 | 8 |
Повторение и систематизация изученного. | 14 | 2 | |
ИТОГО | 245 | 14 | 42 |
Содержание учебного курса.
Язык - важнейшее средство общения (2ч+1)
Повторение изученного в начальных классах (21ч.+8 ч.)
I. Звуки и буквы.. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (32 ч. +10ч.)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (20 ч. + 5 ч.)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (14 ч. + 4 ч.)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (28 ч. + 6 ч.)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- — -лаг-, -рос- — -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы - и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (72ч. +8 ч.)
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (24 ч. + 4 ч.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (12 ч. + 2 ч.)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (36ч. + 2 ч.)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, - nep- — -пир-, - тер- — - тир-, -стел- — -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (14 ч.)
Контроль за деятельностью обучающихся предполагается осуществлять в форме диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, графический, творческий, свободный, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, контрольных изложений, сочинений, словарных диктантов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по план. | Дата факт. | Наименование раздела, темы | Количество часов | Примечание | ||
тема | К.р. | Р.р. | |||||
Введение | 2 | 1 | |||||
1 | Язык и человек | 1 | |||||
2 | Язык и речь. Язык его единицы | 1 | |||||
3 | Р.р. Стили речи | 1 | |||||
Повторение изученного в начальных классах | 18 | 3 | 8 | ||||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 | |||||
5 | Орфограмма | 1 | |||||
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | |||||
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | |||||
8 | Правописание непроизносимые согласные в корне слова | 1 | |||||
9 | Буквы и, у, а после шипящих | 1 | |||||
10 | Разделительные ъ и ь. | 1 | |||||
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | |||||
12 | Входная контрольная работа (тест) | 1 | |||||
13 | Р.р. Текст и его признаки | 1 | |||||
14 | Р.р. Подготовка к изложению «Хитрый заяц» | 1 | |||||
15 | Р.р. Изложение «Хитрый заяц» | 1 | |||||
16 | Части речи | 1 | |||||
17 | Глагол как часть речи | 1 | |||||
18 | -Тся и -ться в глаголах | 1 | |||||
19 | Р.р. Тема текста | 1 | |||||
20 | Личные окончания глаголов | 1 | |||||
21 | Имя существительное | 1 | |||||
22 | Мягкий знак на конце слова после шипящих | 1 | |||||
23 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных | 1 | |||||
24 | Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | |||||
25 | Местоимение | 1 | |||||
26 | Контрольный диктант | 1 | |||||
27 | Анализ контрольного диктанта | 1 | |||||
28 | Р.р. Основная мысль текста | 1 | |||||
29 | Р.р. Типы речи | 1 | |||||
30 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Летом» | 1 | |||||
31 | Р.р. Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» | 1 | |||||
32 | Контрольное тестирование | 1 | |||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 30 | 2 | 10 | ||||
33 | Синтаксис | 1 | |||||
34 | Пунктуация как раздел науки о языке | 1 | |||||
35 | Словосочетание | 1 | |||||
36 | Простое предложение | 1 | |||||
37 | Р.р. Подготовка к сжатому изложению по тексту В.П.Катаева | 1 | |||||
38 | Р.р. Сжатое изложение по тексту В.П.Катаева | 1 | |||||
39 | Виды простых предложений по цели высказывания | 1 | |||||
40 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | |||||
41 | Р.р. Роль восклицательных и вопросительных предложений в художественном тексте | 1 | |||||
42 | Р.р. Подготовка к сочинению по теме «Памятный день в школе» | 1 | |||||
43 | Р.р. сочинение по теме «Памятный день в школе» | 1 | |||||
44 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее | 1 | |||||
45 | Сказуемое | 1 | |||||
46 | Р.р. Прямой и обратный порядок слов | 1 | |||||
47 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | |||||
48 | Нераспространенные и распространенные предложения | 1 | |||||
49 | Второстепенные члены предложения | 1 | |||||
50 | Дополнение | 1 | |||||
51 | Определение | 1 | |||||
52 | Обстоятельство | 1 | |||||
53 | Предложения с однородными членами | 1 | |||||
54 | Знаки препинания при однородных членах | 1 | |||||
55 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | |||||
56 | Обращение | 1 | |||||
57 | Р.р. Роль обращений в художественном тексте | 1 | |||||
58 | Р.р. Письмо | 1 | |||||
59 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | |||||
60 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» | 1 | |||||
61 | Р.р Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» | 1 | |||||
62 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | |||||
63 | Простые и сложные предложения | 1 | |||||
64 | Сложносочиненные предложения | 1 | |||||
65 | Конструкции с союзом и | 1 | |||||
66 | Сложноподчиненные предложения | 1 | |||||
67 | Понятие о смысловом блоке | 1 | |||||
68 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | |||||
69 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи | 1 | |||||
70 | Диалог | 1 | |||||
71 | Обобщение изученного по теме « Синтаксис. Пунктуация» | 1 | |||||
72 | Контрольный диктант( с грамматическим заданием) по теме «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | |||||
73 | Анализ контрольного диктанта | 1 | |||||
74 | Контрольное тестирование по теме «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | |||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи | 19 | 1 | 5 | ||||
75 | Фонетика как раздел науки о языке | 1 | |||||
76 | Звук как единица языка. | 1 | |||||
77 | Звуки речи | 1 | |||||
78 | Гласные и согласные звуки | 1 | |||||
79 | Ударение в слове. | 1 | |||||
80 | Гласные ударные и безударные | 1 | |||||
81 | Твердые и мягкие согласные. | 1 | |||||
82 | Согласные твердые и мягкие | 1 | |||||
83 | Изменение звуков речи в потоке речи | 1 | |||||
84 | Р.р. Повествование | 1 | |||||
85 | Звонкие и глухие согласные звуки | 1 | |||||
86 | Сонорные согласные | 1 | |||||
87 | Графика как раздел науки о языке | 1 | |||||
88 | Алфавит | 1 | |||||
89 | Р.р. Описание предмета | 1 | |||||
90 | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака | 1 | |||||
91 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 1 | |||||
92 | Значение букв е, ё, ю, я | 1 | |||||
93 | Орфоэпия как раздел науки о языке | 1 | |||||
94 | Р.р. Основные выразительные средства фонетики | 1 | |||||
95 | Р.р. Типы речи. Повествование | 1 | |||||
96 | Фонетический разбор | 1 | |||||
97 | Обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография» | 1 | |||||
98 | Контрольный (диктант с грамматическим заданием) по теме «Фонетика. Графика. Орфография» | 1 | |||||
99 | Р.р. Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 | |||||
Лексика. Культура речи | 13 | 1 | 4 | ||||
100 | Лексика как раздел науки о языке. | 1 | |||||
101 | Лексика как словарный состав языка | 1 | |||||
102 | Слово и его лексическое значение | 1 | |||||
103 | Однозначные и многозначные слова | 1 | |||||
104 | Прямое и переносное значение слова | 1 | |||||
105 | Изобразительные средства языка | 1 | |||||
106 | Омонимы. Их роль в речи | 1 | |||||
107 | Синонимы. Их роль в речи | 1 | |||||
108 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» | 1 | |||||
109 | Р.р. Написание сочинения по картине И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» | 1 | |||||
110 | Антонимы. Их роль в речи | 1 | |||||
111 | Текстообразующая роль синонимов и антонимов | 1 | |||||
112 | Словари синонимов и антонимов | 1 | |||||
113 | Историческая изменчивость словарного состава языка | 1 | |||||
114 | Повторение темы «Лексика» | 1 | |||||
115 | Контрольная работа (тест) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Лексика» | 1 | |||||
116 | Р.р. Подготовка к изложению по рассказу К.Паустовского «Первый снег» | 1 | |||||
117 | Р.р. Изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» | 1 | |||||
Морфемика. Орфография. Культура речи | 27 | 1 | 6 | ||||
118 | Морфемика как раздел науки о языке. | 1 | |||||
119 | Морфема - минимальная значимая часть слова | 1 | |||||
120 | Изменение и образование слов. | 1 | |||||
121 | Окончание | 1 | |||||
122 | Основа слова | 1 | |||||
123 | Р.р. Сочинение – письмо | 1 | |||||
124 | Корень слова | 1 | |||||
125 | Однокоренные (родственные) слова | 1 | |||||
126 | Р.р. Рассуждение в повествовании | 1 | |||||
127 | Суффикс | 1 | |||||
128 | Приставка | 1 | |||||
129 | Слообразовательные и словоизменительные морфемы | 1 | |||||
130 | Р.р. Выборочное изложение по тексту | 1 | |||||
132 | Чередование звуков | 1 | |||||
133 | Беглые согласные | 1 | |||||
134 | Варианты морфем | 1 | |||||
135 | Морфемный разбор слова | 1 | |||||
136 | Морфемные словари | 1 | |||||
137 | Орфография как раздел науки о языке | 1 | |||||
138 | Орфографическое правило | 1 | |||||
139 | Правописание сложных и сложносокращенных слов | 1 | |||||
140 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | |||||
141 | Буквы з и с на конце приставок | 1 | |||||
142 | Чередование звуков в корне слова | 1 | |||||
143 | Буквы о – а в корне -лаг- -лож- | 1 | |||||
144 | Буквы о – а в корне -раст- -рос- | 1 | |||||
145 | Буквы ё – о после шипящих и ц | 1 | |||||
146 | Буквы и – ы после ц | 1 | |||||
147 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | |||||
148 | Р.р. Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | |||||
149 | Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | |||||
150 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | |||||
151 | Анализ контрольного диктанта | 1 | |||||
152 | Р.р. Доказательства в рассуждении | 1 | |||||
Морфология. Орфография. Культура речи | 68 | 4 | 8 | ||||
Имя существительное | 22 | 2 | 4 | ||||
153 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | |||||
154 | Система частей речи в русском языке | 1 | |||||
155 | Имя существительное как часть речи | 1 | |||||
156 | Синтаксическая роль имени существительного в предложении | 1 | |||||
157 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | |||||
158 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | |||||
159 | Р.р. Подготовка к сжатому изложению «Перо и чернильница» | 1 | |||||
160 | Р.р. Сжатое изложение «Перо и чернильница» | 1 | |||||
161 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | |||||
162 | Род имен существительных | 1 | |||||
163 | Род имен существительных | 1 | |||||
164 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | |||||
165 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | |||||
166 | Три склонения имён существительных. | 1 | |||||
167 | Падеж имён существительных | 1 | |||||
168 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных | 1 | |||||
169 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных | 1 | |||||
170 | Окончания существительных на -ия, -ий, -ие | 1 | |||||
171 | Окончания существительных на -ия, -ий, -ие | 1 | |||||
172 | Множественное число имён существительных | 1 | |||||
173 | Множественное число имён существительных | 1 | |||||
174 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | |||||
175 | Контрольная работа (тест) по теме «Окончания существительных» | 1 | |||||
176 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» | 1 | |||||
177 | Р.р. Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» | 1 | |||||
178 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное» | 1 | |||||
179 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | |||||
180 | Анализ контрольного диктанта | 1 | |||||
Имя прилагательное | 11 | 1 | 2 | ||||
181 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | |||||
182 | Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении | 1 | |||||
183 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | |||||
184 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую | 1 | |||||
185 | Р.р. Описание животного | 1 | |||||
186 | Р.р. Выборочное изложение | 1 | |||||
187 | Прилагательные полные и краткие | 1 | |||||
188 | Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам | 1 | |||||
189 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | |||||
190 | Изменение кратких прилагательных по родам и числам | 1 | |||||
191 | Особенности образования и употребления краткой формы имен прилагательных в | 1 | |||||
192 | Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||||
193 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||||
194 | Анализ контрольного диктанта | 1 | |||||
Глагол | 35 | 1 | 2 | ||||
195 | Глагол как часть речи | 1 | |||||
196 | Синтаксическая роль глагола в предложении | 1 | |||||
197 | Не с глаголами | 1 | |||||
Правописание не с глаголами | 1 | ||||||
198 | Р.р. Устный рассказ по сюжетным рисункам | 1 | |||||
199 | Неопределённая форма глагола | 1 | |||||
200 | Правописание -тся и -ться в глаголах | 1 | |||||
201 | Видовые пары глагола | 1 | |||||
202 | Виды глагола | 1 | |||||
203 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | |||||
204 | Правописание е-и в корнях с чередованием | 1 | |||||
205 | Р.р. Невыдуманный рассказ о себе | 1 | |||||
206 | Время глагола | 1 | |||||
207 | Прошедшее время | 1 | |||||
208 | Образование и изменение глагола прошедшего времени | 1 | |||||
209 | Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени | 1 | |||||
210 | Настоящее время | 1 | |||||
211 | Образование настоящего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида | 1 | |||||
212 | Будущее время | 1 | |||||
213 | Образование будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида | 1 | |||||
214 | Комплексный анализ текста | 1 | |||||
215 | Спряжение глагола | 1 | |||||
216 | Спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 | |||||
217 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 1 | |||||
218 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 1 | |||||
219 | Окончания глаголов 1 и 2 спряжения | 1 | |||||
220 | Морфологический разбор глагола | 1 | |||||
221 | Правописание ь после шипящих в глаголах во 2-м лице ед.числа | 1 | |||||
222 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица ед.ч. | 1 | |||||
223 | Употребление времён | 1 | |||||
224 | Употребление глагола в форме настоящего времени в значении прошедшего времени | 1 | |||||
225 | Употребление глагола в форме будущего времени в значении прошедшего времени | 1 | |||||
226 | Роль глаголов в художественном тексте | 1 | |||||
227 | Обобщение изученного по теме "Глагол" | 1 | |||||
228 | Комплексный анализ теста | 1 | |||||
229 | Контрольный урок по теме «Глагол» | 1 | |||||
230 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |||||
231 | Анализ контрольной работы | 1 | |||||
Повторение и систематизация изученного в 5 классе | 12 | 2 | |||||
232 | Разделы науки о языке | 1 | |||||
233 | Части речи | 1 | |||||
234 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 1 | |||||
235 | Мягкий знак на конце разных частей речи | 1 | |||||
236 | Орфограммы в приставках | 1 | |||||
237 | Орфограммы в корнях | 1 | |||||
238 | Орфограммы в окончаниях | 1 | |||||
239 | Употребление ъ и ь | 1 | |||||
240 | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | |||||
241 | Знаки препинания в простом предложении | 1 | |||||
242 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | |||||
243 | Итоговая контрольный диктанта курс 5 класса | 1 | |||||
244 | Анализ контрольного диктанта | 1 | |||||
245 | Итоговый контрольный тест за курс 5 класса | 1 |
Список литературы
Основная литература
Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007
Методическое пособие для учителя:
1. Беляева, О.В., Даценко, О.А. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса/ О.В.Беляева, О.А.Доценко, - Москва «ВАКО», 2009
2. Колчанова, С.С. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ С.С.Колчанова, - Волгоград: Учитель, 2007
Пособия для обучающихся:
1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс/ А.Б,Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010
2. Павлова Т.И. Учимся писать сочинение-рассуждение. Рабочая тетрадь. 5-7 классы/ Т.И.Павлова, - Ростов н/Д: Легион, 2009
3.Сенина, Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс/ Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2009
4. Тростенцова, Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 5 класс»/А.Л.Тростенцова, - Москва, «Экзамен», 2010
Дополнительная литература
Дополнительная литература для учителя:
1. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008
2. Егорова Н.В. КИМы. Русский язык: 5 класс/ Е.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2011
3. Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, - Волгоград: Учитель, 2010
4. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007
5. Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, - С-Петербург «Паритет», 2005
Пособия для обучающихся :
1. Капинос, В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 5 класс. Русский язык. Основная школа/ В.И. Капинос, - М.: «Интеллект-Центр», 2009
2. Ситникова, Л.Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 5 класс/ Л.Н.Ситникова, - Волгоград: Учитель, 2007
Перечень учебно-тематического обеспечения.
Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007
Методическое пособие для учителя:
1. Беляева, О.В., Даценко, О.А. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса/ О.В.Беляева, О.А.Доценко, - Москва «ВАКО», 2009
2. Колчанова, С.С. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ С.С.Колчанова, - Волгоград: Учитель, 2007
Пособия для обучающихся:
1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс/ А.Б.Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010
2. Павлова Т.И. Учимся писать сочинение-рассуждение. Рабочая тетрадь. 5-7 классы/ Т.И.Павлова, - Ростов н/Д: Легион, 2009
3.Сенина, Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс/ Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2009
4. Тростенцова, Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 5 класс»/ А.Л.Тростенцова, - Москва, «Экзамен», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...