Двойная роль букв Е,Ё,Я,Ю
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
знакомство учащихся с двойной ролью букв е,ё,ю,я, ; различие звука и буквы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass_dvoynaya_rol_bukv.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю,Я.
Цель урока: Познакомить учащихся с двойной ролью букв е,ё,ю,я, учить различать звук и букву; повторить сведения о назначении ь, знаки препинания при прямой речи, тире между подлежащим и сказуемым.
Оборудование: Таблица «Звуки речи», словарные слова на карточках, карточки для индивидуальной работы, буквы-карточки для работы у доски, сказочный герой – Карлсон.
Ход урока.
I. Организация класса.
II Проверка домашнего задания. Упражнение 299- взаимопроверка.
Ученик у доски читает свою работу, остальные сравнивают.
1. тоньше 2. беречься 3. затишье
косьба зажечь вьётся
деньги соловьиный
молотьба сыновья
сельдь ручьи
меньше пью
просьба перья
письменный серьёзный
вскользь помощью
- Для чего служит ь знак в каждой группе?(1- служит для обозначения мягких согласных; 2- в глаголах н.ф. после шипящих; 3- служит для разделения согласного от гласного)
-В каких сочетаниях Ь знак не пишется?(ЧК,чн,щн,нщ,чт,рщ) Почему? (ч и щ – мягкие)
III. Синтаксическая минутка.
Берёза- жемчужина русского леса. Д. Лихачёв.(на доске)
- Составить предложение с прямой речью и записать в тетрадь. Чтение.
- Покажите с помощью схемы знаки препинания в ваших предложениях.
- Объясните постановку тире.
- Какой раздел науки изучает предложение?
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Над каким разделом мы работали на предыдущих уроках?
Сегодня снова продолжим разговор о звуках речи и поговорим о двойной роли букв е,ё.ю,я. Мы должны научиться видеть и слышать, когда эти буквы обозначают один звук, а когда два.
Запись темы урока.
Но прежде повторим звуки и буквы. А наш гость Карлсон писательницы Астрид Лингрен внимательно нас послушает.
Повторение звуковой системы языка и графики.
1. Рассказ о звуках речи по таблице.
Звуки речи (42)
гласные (6) согласные (36)
[а]
[о]
[у] звонкие (20) глухие (16)
[э] [б]-[б,] [п]-[п,]
[и] [в]-[в,] [ф]-[ф,]
[ы] [г]-[г,] [к]-[к,]
[д]-[д,] [т]-[т,]
[ж] [й] [ш]-
[з]-[з,] [с]-[с,]
[л]-[л,] [х]-[х,]
[м]-[м,] [ц]
[н]-[н,] [ч,]
[р]-[р,] [щ.]
2. Назовите буквы.
б, з, ж, м, р, н, т, х, ш, щ.
3. Какие буквы названы неверно?
Буквы на карточках.
в(эв) г(гэ) л(ль) с(сэ) ф(эф) х(хэ)
Если верно дети хлопают в ладоши, если нет – молчат. Назвать букву верно.
Вывод:
- Звук и буква это одно и то же? (нет)
-Как называется раздел изучающий буквы?
-Сколько букв в русском алфавите?
-Сколько гласных?
-Сколько согласных?
-Какие буквы не обозначают звука?
Объяснение нового материала.
-Произнесём слова , записанные на доске.
Яма -Что слышим в начале?
каюта - Какой звук на месте буквы ю?
отъезд - Какой звук на месте буквы е?
ёлка -Какой звук на месте буквы ё?
Вывод: буквы е,ё,ю,я могут обозначать сочетание 2 звуков: й и гласного. Посмотрим когда?
-Но у букв е,ё,ю,я есть ещё одна роль.
вес [в,э] мёд [м,о] люк [л,у] ряд [р,а]
- Какой звук мы слышим на месте букв е,ё,ю,я?
-Какой звук перед этими буквами?
Вывод: буквы е,ё,ю,я указывают, что перед ними мягкий согласный и обозначают они уже один звук.
Работа с таблицей. Запись в тетрадь.
Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука: [йэ] [йо] [й у] [йа]
1) в начале слова
2 )после гласных
3)после Ь и Ъ.
Один звук – после мягких согласных
- Какая ещё гласная обозначает мягкость согласного?
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного .
1.Назовите слова, в которых е,ё,ю,я стоят:а)в начале слова ; б)после гласной; в)после ь и ъ.
Мера полёт клюв сяду ем ёлка юг ясный боец приём каюта стоят отъезд съёмка вьюга обезьяна.
-Что обозначают буквы в этих словах?
- В каких словах эти буквы стоят после согласных?
- Что они обозначают в этом случае?
2. Работа с кроссвордами.
Карлсон принёс нам кроссворды. Поможем ему угадать слова. Запись слов в 2 столбика.
1 столбик- е,ё,ю,я-2 звука 1 столбик- е,ё,ю,я- 1 звук
заяц вода восемь закат Нева отец яма ёлка юла каюта приём объём
3. Работа с пословицей.
Красна птица перьем, а человек – ученьем.
-Как понимаете смысл пословицы ?
- Назовите слово по теме урока. – Сколько букв и звуков в слове перьев, мысль ?
4. Самостоятельная работа.
Упражнение 305 – определить количество букв и звуков
Проверка.
5.Словарная работа. Работа со словарём.
Ателье кашне модель свитер теннис шоссе партер- нижний этаж зрительного зала.
Творческое задание.
Составление предложений с данными словами , включив обращение и слово пожалуйста.
Например: Девушка, пожалуйста, покажите мне новые модели платьев и свитеров.
Проверка.
VII. Итог урока. –О каких гласных буквах шла речь на уроке? - Когда буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука, один звук? - Что понравилось на уроке больше всего?
VIII. Оценки.
IX. Домашнее задание: пункт 60, упр. 308 (повторить диалог)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация к уроку русского языка....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Урок рассчитан на 2 часа...
Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.
В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...
Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".
Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....
Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
урок русского языка 5 класс...
"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....