Двойная роль букв Е,Ё,Я,Ю
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Клинова Лидия Петровна

знакомство учащихся с двойной ролью букв е,ё,ю,я, ; различие  звука и буквы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_dvoynaya_rol_bukv.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:         Двойная роль букв Е, Ё, Ю,Я.

                                                       

           Цель урока:    Познакомить учащихся с двойной ролью букв е,ё,ю,я, учить различать звук и букву; повторить сведения о назначении   ь, знаки препинания при прямой речи, тире между подлежащим   и сказуемым.

          Оборудование:     Таблица «Звуки речи», словарные слова на карточках,    карточки для индивидуальной работы, буквы-карточки для работы у доски, сказочный герой – Карлсон.

                                                          Ход урока.

I. Организация класса.

II  Проверка домашнего задания. Упражнение 299- взаимопроверка.               

     Ученик у доски читает свою работу, остальные сравнивают.

     1. тоньше                 2. беречься                 3. затишье

         косьба                      зажечь                         вьётся

         деньги                                                           соловьиный

         молотьба                                                      сыновья

         сельдь                                                           ручьи

         меньше                                                          пью

         просьба                                                        перья

         письменный                                                 серьёзный

         вскользь                                                        помощью

- Для чего служит ь знак в каждой группе?(1- служит для обозначения мягких согласных; 2- в глаголах н.ф. после шипящих; 3- служит для разделения согласного от гласного)

-В каких сочетаниях Ь знак не пишется?(ЧК,чн,щн,нщ,чт,рщ) Почему? (ч и щ – мягкие)

III. Синтаксическая минутка.

    Берёза- жемчужина русского леса.  Д. Лихачёв.(на доске)

    - Составить предложение с прямой речью и записать в тетрадь. Чтение.

   - Покажите с помощью схемы знаки препинания в ваших предложениях.

  - Объясните постановку тире.

  - Какой раздел науки изучает предложение?

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Над каким разделом мы работали на предыдущих уроках?

Сегодня снова продолжим разговор о звуках речи и поговорим о двойной роли букв е,ё.ю,я. Мы должны научиться  видеть и слышать, когда эти буквы обозначают один звук, а когда два.

Запись темы урока.

Но прежде повторим звуки и буквы. А наш гость Карлсон писательницы Астрид Лингрен внимательно нас послушает.

Повторение звуковой системы языка и графики.

1. Рассказ о звуках речи по таблице.

                                                  

                                                  Звуки речи (42)

гласные (6)                                                               согласные (36)

[а]

[о]

[у]                                                   звонкие (20)               глухие (16)

[э]                                                     [б]-[б,]                           [п]-[п,]

[и]                                                     [в]-[в,]                           [ф]-[ф,]        

[ы]                                                     [г]-[г,]                            [к]-[к,]

                                                        [д]-[д,]                              [т]-[т,]

                                                        [ж] [й]                              [ш]-

                                                        [з]-[з,]                               [с]-[с,]

                                                        [л]-[л,]                              [х]-[х,]

                                                        [м]-[м,]                             [ц]

                                                        [н]-[н,]                                     [ч,]

                                                        [р]-[р,]                                     [щ.]

2. Назовите буквы.

 б, з, ж, м, р, н, т, х, ш,  щ.

3. Какие буквы названы неверно?

Буквы на карточках.

в(эв)    г(гэ)     л(ль)  с(сэ)    ф(эф)      х(хэ)

Если верно дети хлопают в ладоши, если нет – молчат. Назвать букву верно.

Вывод:

- Звук и буква это одно и то же? (нет)

-Как называется раздел изучающий буквы?

-Сколько букв в русском алфавите?

-Сколько гласных?

-Сколько согласных?

-Какие буквы не обозначают звука?

Объяснение нового материала.

-Произнесём слова , записанные на доске.

Яма   -Что слышим в начале?

каюта   - Какой звук на месте буквы ю?

отъезд  - Какой звук на месте буквы е?

  ёлка    -Какой звук на месте буквы ё?

Вывод: буквы е,ё,ю,я  могут обозначать сочетание 2 звуков: й и гласного. Посмотрим когда?  

-Но у букв е,ё,ю,я есть ещё одна роль.

 вес  [в,э]   мёд [м,о]    люк [л,у]   ряд [р,а]

- Какой звук мы слышим на месте букв е,ё,ю,я?

-Какой звук перед этими буквами?

Вывод: буквы е,ё,ю,я указывают, что перед ними мягкий согласный и обозначают они уже один звук.

Работа с таблицей. Запись в тетрадь.

Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука: [йэ]  [йо]  [й у]  [йа]

                  1) в начале слова

                  2 )после гласных

                  3)после Ь и Ъ.

Один звук – после мягких согласных

- Какая ещё гласная обозначает мягкость согласного?

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного .

1.Назовите слова, в которых е,ё,ю,я стоят:а)в начале слова ; б)после гласной; в)после ь и ъ.

Мера  полёт  клюв  сяду  ем  ёлка  юг   ясный  боец  приём каюта   стоят  отъезд съёмка вьюга  обезьяна.

-Что обозначают буквы в этих словах?

- В каких словах эти буквы стоят после согласных?

- Что они обозначают в этом случае?

2. Работа с кроссвордами.

Карлсон принёс нам кроссворды. Поможем ему угадать слова. Запись слов в 2 столбика.

1 столбик- е,ё,ю,я-2 звука                        1 столбик- е,ё,ю,я- 1 звук

заяц    вода   восемь  закат   Нева   отец    яма   ёлка    юла    каюта   приём    объём

 3. Работа  с пословицей. 

Красна птица перьем, а человек – ученьем.

-Как понимаете смысл пословицы ?

- Назовите слово по теме урока.   – Сколько букв и звуков в слове перьев, мысль ?

4. Самостоятельная работа.

Упражнение 305 – определить количество букв и звуков

Проверка.

5.Словарная работа. Работа со словарём.

Ателье     кашне    модель    свитер   теннис   шоссе    партер- нижний  этаж зрительного зала.

Творческое задание.

Составление предложений с данными словами , включив обращение и слово пожалуйста.

Например: Девушка, пожалуйста, покажите мне новые модели платьев и свитеров.

Проверка.

VII. Итог урока. –О каких гласных буквах шла речь на уроке?   - Когда буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука,  один звук?   - Что понравилось на уроке больше всего?

VIII. Оценки.

IX. Домашнее задание: пункт 60, упр. 308 (повторить диалог)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

урок русского языка 5 класс...

"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....