Урок-игра «Синтаксический хоккей»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок повторения материала по теме "Синтаксис" в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_sintaksicheskiy_hokkey.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра «Синтаксический хоккей»
Учитель русского языка и литературы
г.Дзержинск МБОУ «СОШ№30»
Зарубина Ю.Е.
Класс: 5
Цель: повторить материал по теме «Синтаксис» за 5 класс
Оборудование: карточки с заданиями, эмблемы команд, приз команде победителей, шайба.
Описание урока
Хоккейные команды: команда защитников и команда нападающих, в состав которых входят также вратарь и капитан.
Правила игры: команда нападающих задаёт вопрос команде защитников (ведёт мяч к воротам). Защитники стараются не пропустить мяч в ворота, обсуждают вопрос и отвечают на него. Если не могут ответить, пасуют мяч вратарю, который стоит в воротах ( сидит отдельно). Если и вратарь не справился с вопросом, команде засчитывается гол. (Судьи на поле работают с табло). Учитель выступает в роли комментатора.
Затем команды меняются ролями: команда защитников становится нападающими и наоборот. Команде победителей вручается приз (например, красочный восклицательный знак).
Команды придумывают себе названия из синтаксических единиц, эмблемы. Например, команда задаёт вопрос соперникам: «Наша эмблема — точка, тире, точка... Кто мы такие?»
Остальные ученики класса делятся на две группы болельщиков ( а можно и весь класс разделить на две играющих команды).
Вопросы для синтаксического хоккея:
- Что изучает раздел науки о языке — синтаксис?
- Из данного на доске предложения выпишите словосочетания и разберите их.
Осенним утром старый огородник услышал возле дома песню скворца.
- Чем отличаются предложения? Дайте характеристику этим предложениям.
- Пришла зима. Наступили холода.
- Деревья надели зимние шубы. Иней лежит на проводах
- Выпишите грамматические основы из предложений (под диктовку выборочный диктант). Как правильно найти в предложении подлежащее?
Я надолго запомнила прощальный костёр в лагере. К нему мы готовились несколько дней. И вот наступил вечер, сгустились сумерки. Торжественный момент приближался. Раздались звуки горна, и мы построились на футбольном поле.
- какими частями речи может быть выражено сказуемое? Приведите пример предложения со сказуемым, отвечающим на вопрос какова? Чем оно выражено?
- Какие знаки препинания вам известны? Какие из них ставятся в конце предложения, какие в середине?
Разминка «Это интересно» (какие-то интересные сведения по разделу).
Например: Точка всегда ставится в конце предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть ручкой или карандашом. Оказывается глагол ткнуть и существительное точка — исторически однокоренные слова. Неправильно поставленная запятая может изменить смысл всего предложения.
Стихотворение — шутка
...кисель там варят из резины
Там шины делают из глины
Кирпич там жгут из молока
Творог готовят из песка
Стекло там плавят из бетона
Плотины строят из картона
Обложки там из чугуна
Там варят сталь из полотна
Кроят рубахи из пластмассы
Посуду делают из мяса
Котлеты стряпают из сажи
Там ваксу делают из пряжи
Прядут там нитки из сукна
Костюмы шьют....
Восклицательный знак ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим с волнением, с особым чувством: восхищением, радостью, тревогой и т.д. О значении восклицательного знака поэт Тетивкин написал:
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтобы выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество.
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
- Что разделяет самые важные слова в этих предложениях? Почему? Запишите под диктовку:
Книга — учитель,
Книга — наставница,
Книга — близкий товарищ и друг.
- Какие ещё члены предложения, кроме главных, бывают? Исправьте ошибки, допущенные при синтаксическом разборе. Докажите, объясните запятые в этом предложении:
На траве, на деревьях, на земле ярко блестели тонкие нити осенней паутины.
- Что такое обращение? Как оно выделяется на письме? Каким членом предложения является? Приведите примеры предложений с обращениями из учебника литературы.
- Составьте диалог, чтобы в нём были обращения и вежливые слова. Запишите его на доске.
- А вы (ко всем участникам и зрителям) одновременно с нами запишите этот диалог как прямую речь.
- Кроме простых, какие ещё бывают предложения? Расскажите о них, приведите примеры. Запишите предложения на доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Своя Игра"
Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Урок-игра "Синтаксический марафон"
Урок-игра в 5 классе "Синтаксический марафон".Цель урока: в игровой форме закрепить знание учащихся по теме "Синтаксис". В течение урока учащиеся проходят несколько станций, выполняя при этом различны...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...
Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)
Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...