2. Подготовка к введению нового материала.
3. Введение новых знаний
4. Закрепление
5. Подведение итогов
6. Д-з | Для того, чтобы назвать тему занятия нам необходимо отгадать кроссворд.
| с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| щ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| м | е | с | т | о | и | м | е | н | и | е |
| т |
|
|
|
|
| г | л | а | г | о | л |
| в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| н | а | р | е | ч | и | е |
| и |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ф |
|
| т |
|
|
|
|
|
|
|
| ч | и | с | л | и | т | е | л | ь | н | о | е |
|
| е |
|
|
|
|
| п | р | и | л | а | г | а | т | е | л | ь | н | о | е |
|
|
|
| с | о | ю | з |
| ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
| п | р | е | д | л | о | г |
|
| н |
|
|
|
|
|
|
|
| ч | а | с | т | и | ц | а |
| о |
|
|
|
|
| я |
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Кто и что вокруг растет, Что лежит и кто живет: Имя удивительное! Это...?
2. Вам подробно все расскажут. Чей, какой тебе покажут. С существительным всегда, Словно не разлей вода.
3. Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО? Как его звать, кто скорей догадается?
4. Применяем все мы это Вместо имени предмета, Нам на всё оно укажет, Но имён ничьих не скажет. Часто очень применяется, Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись
5. Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про…
6. Признаки действий оно означает, Всем любопытным оно отвечает КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? Очень не любит оно изменяться, Род не имеет, не хочет склоняться. Как его имя, скорее ответь!
7. НА дороге пёс сидит, ЗА дорогой столб стоит. ДО дороги добегу, ПОД дорогой пробегу. Там подземный переход. Нам В рассказе О дороге Очень помогли…
8. Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз.
9. Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Теперь прочитаем ключевое слово.
Что такое морфология?
Откроем учебник на с. 186 и проверим наше предположение
Все части речи делятся на две большие группы. Какие?
Какова же тема занятия?
Запишите тему зеленой ручкой. Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?
Запишем определение морфологии (с. 186) Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Прочитаем статью учебника на стр. 186.
Какой части речи на кроссворде не хватает?
Почему междометия нет в кроссворде?
Давайте сравним служебные, самостоятельные ч. речи и междометия.
Возьмите приготовленный лист № 1. В первом столбике будем отмечать признаки. В остальных ставить + или -.
признак | Самостоятел. | служебные | междометия | Называют Предмет, Признак, действие, И т.д. | + | - | - | Являются членами предложения | + | - | - | Могут употребляться Обособленно самостоятельно | + | - | + В целом… могут *Ах! Ох! Прочь! | изменяются | + | - | - | Выражают чувства, настроения | Редко случается | - | + |
Теперь мы знаем, чем отличаются части речи.
Пора потренироваться.
Возьмите листы № 2 на ваших партах. Данными словами необходимо заполнить таблицу.
самостоятельные | служебные | ------ |
|
|
|
|
|
|
| сущ | прил | мест | числ | гл | нар | пр | с | час | межд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Женщины, русские, в, селенье, не, заметить, говорит, они, к. ним, громко, красивая, мне, над, восемь, ах, красиво, но, девять, из-за, а, ох, и, эй.
СУЩ: Женщины, селенье, ПРИЛ: русские, красивая ГЛАГ: заметить, говорит МЕСТ: они, ним, мне ЧИСЛ: восемь, девять НАР: громко, красиво ПРЕДЛ: в, к, над, из-за Как пишется предлог из-за? СОЮЗ: но, а, и ЧАСТ: не, МЕЖД: ах, ох, эй
Откуда это произведение? Кто автор? Кто нам воспроизведет кусочек?
Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц,—
Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: «Пройдет — словно солнце осветит! Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой, Какой весь народ наш идет, Но грязь обстановки убогой К ним словно не липнет.
Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок, с одной ошибкой, с двумя.
Возьмите лист № 3
… голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, … ель сквозь иней зеленеет, … речка льдом, блестит.
С помощью каких слов можно восстановить стихотворение?
Восстановим его.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Кто автор этих строк?
Выпишите словосочетания: Гл. + пр. + сущ.
Какова роль предлогов?
Подчеркните грамматическую основу.
Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Какова роль союзов?
Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.
Для чего необходимо знать части речи?
- Для выбора ряда орфограмм
Не увлекался, смотришь, товарищ , дочь, съехал с горы. - Для постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Книга – история народов Земли. Птицы – наши друзья. - Для правильного выделения морфем.
Красива, справа, с окна - Для правильного понимания ЛЗ слова.
*Составить словосочетания или предложения, чтобы ЛЗ было ясно.
Стих (гл., сущ.), смела (кр. прил., гл.), стекло (сущ., гл.), дали (сущ., гл.), знать (сущ., гл.)
Из отдельных слов составить предложение, изменяя, если нужно окончания. - Конец, чудесной, пришел, встреча.
- Мы, части, речь, запомним, все.
- Нам, все, знать, правило, помогут.
- Всём, обо, смогут, поведать.
- Вокруг, что, существует, нас,
- и, как, рассказ, закончился.
Пришел конец прекрасной встречи. Запомним мы все части речи. Все знать нам правила помогут. Обо всём поведать смогут. Что существует вокруг нас, И как закончился рассказ.
На какие группы делятся части речи? Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным?
§88. Упр. 463. |
Существительное.
Имена прилагательные.
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Предлоги
Союз
Частица
Морфология
….
читают статью
Самостоятельные и служебные
Самостоятельные и служебные части речи
Называют
Междометия
Оно не относится ни к служебным, ни к самостоятельным частям речи
Через дефис
Предлогов, союзов.
А.С. Пушкин
Лежит под небесами, коврами
Блестит подо льдом.
Служат для связи слов в словосочетании и в предложении
|
Открывается второй лист кроссворда |