Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему : " Словообразование" ( по ФГОС).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

данная технологическая карта может быть использована учителями русского языка, работающими в классе по ФГОС, в помощь при подготовке к уроку по теме :словообразование, -  в качестве опорного конспекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Выполнила: Овсова Т В

Тема урока: Как образуются слова в русском языке.

Место и роль урока в изучаемой теме: изучение нового материала.

Цель урока: 

1 Обобщить сведения о морфемах;

2 Дать представление о механизмах образования слов. Познакомить с приставочным, суффиксальным способами образования слов и сложением;

3 Научить понимать отличие этих способов от механизма образования форм слов;

4 Развивать умение графически показывать, как образовано слово, выделять производящую основу и словообразовательную морфему;

5 На материале урока воспитывать чувство взвимовыручки, коллективизма, интерес к языку.

Задачи урока:

образовательная: повторить и уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “;

познакомить с некоторыми способами образования слов в русском языке.

развивающие: развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; тренировать мышление, память.

Воспитательные: создавать   положительную мотивацию к процессу овладения тайнами  родного языка путём вовлечения  в активную деятельность каждого учащегося; воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.

Деятельностная: формирование у учащихся умение реализации новых способов действия.

 

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопр еделение)

к учебной

деятельности

Выработка  на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Создание атмосферы сотрудничества.

Эмоциальное вхождение в урок. Беседа.

 

Фронтальная 

Приветствие уч-ся:

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Сегодня мы продолжим разговор о словах. Урок наш необычный, к нам в гости придет сказка. Сказка часто начинается с присказки. В качестве присказки будут слова А с Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» Как вы понимаете эти слова? Запишите их в тетрадь, найдите знакомые орфограммы и выполните морфемный разбор слова сказка, расскажите о каждой морфеме?

Приветствуют учителя, товарищей по парте, настраиваются на урок. 

Оценка готовности к уроку

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовка  мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий; организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Фронтальная, индивидуальная

 Словесная оценка за ответы.

Вспомним, что такое приставка, суффикс, а также корень, окончание, основа?

С помощью каких морфем образуются новые слова? 

Как вы

думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Чему научимся? Что повторим? Молодцы! Тему сформулировали правильно.

Запись темы урока.

Сегодня на уроке речь пойдет о том, как образуются слова. Мы должны научиться графически показывать способ образования слов. Это наша задача, чтобы ее выполнить, мы должны работать дружно, поддерживая друг друга. Как вы думаете, что мы еще узнаем, чему научимся?

Отвечают на вопросы,

 Формулируют тему, цели урока.

Будем сами образовывать новые слова и обогащать свой словарный запас (лексикон)

Выявление места и причины затруднения

Организовать  анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения 

 

Предлагается два задания в виде первого испытания упр 285 и задания по группам: образовать глаголы по схемам, указанным в карточках, где даны только приставки . 

Проблемныйвопрос, проблемное изложение материала

 

 

 взаимопроверка

Изучение нового материала: начинаю повествование лингвистической сказки с рассказом о приставках.Предлагаю выполнить задание – испытание№1

. учащиеся выполняют упр 285 и обсуждают правильность выполнения задания, выполняют задания в группах по карточкам, указывая на смысловое различие глаголов – антонимов.

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка  целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

Стр 102 упр 282, образовать слова по схеме (…) + ник от слов: чай, зависть, помощь, весть, задача

Проблемныйвопрос, проблемное изложение материала

 

Фронтальная

Продолжаю сказку до рассказа  о суффиксах, предлагаю выпонить задание -испытание №2, после выполнения задания детьми продолжаю повествование сказки, подводя учащихся к изучению теоретического материала по учебнику

Выполняют задание – испытание №2, указывая на новые значения вновь образованных слов.

Рассказывают об окончании как формообразующей морфеме.

Работа с учебником

Графически показывают образование слов:хлеборезка, пароход,самовар, взяв за образец 3 способ из параграфа.          

Критическое мышление,  

Фронтальная, индивидуальная

и выводы по учебнику. Изучите материал учебника на с. 100-101.  Какая информация оказалась новой?

(еще оодин способ образования новых слов – сложение)

Предлагаю выполнить задание показать графически, как образовались данные слова.

Оцениваю  работу, использую словесную похвалу.

 Давайте оценим работу.

Изучают материал учебника, изучают вопросы к параграфу.

 

 

 

 

Высказываются, отмечая, что узнали еще об одном способе -сложении- для образования новых слов.

 

 Работают с заданием по сложению слов.

 

 

 

Комментированное объяснение  учеников. 

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение  учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 

Работа у доски, в тетрадях..

Работа по инструкции, самостоятельная работа: карточки для групп с предложениями из сказки о мертвой царевне и определить способ образования слов с занесением их в таблицу

 

групповая, индивидуальная

Закрепление:

Поможем приставкам и суффиксам выполнить задание корня- по карточкам и работа с таблицей

Выполняют задания по группам и самостоятельную работу с таблицей.

Работу в таблице проверяют друг у друга. Сверяясь с образцом.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Интериоризация  нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

 

Эталон для самопроверки: 1.Определите, от какого слова образовано данное. 2. Какая морфема прибавилась к данному слову? 3. Определите способ образования слова.

Работа в парах стр 101, упр 281

 

индивидуальная, парная работа

Самостоятельно выполняют упр. В тетрадях, выполняют самопроверку.

Самооценка выполненной работы по эталону.

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка  учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

 

Выполнение поставленной цели в начале урока

Свободное  высказывание, самооценка

Фронтальная

– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Вы достигли поставленной цели?

– Были ли у вас затруднения? Какие?

– Как бы оценили свою работу?

 

Словесная оценка результатов работы за урок с  комментированием, выставление отметок в журнал.

 

Отвечают на вопросы учителя

 

Самооценка, словесная оценка,

основанная на собственных достижениях во время урока.

 

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Одной из главных задач новых ФГОС  является формирование у учащихся УУД. Содержание материала, имеющее воспитательную направленность, способствующее  формированию личностных УУД, правильно выбранные формы и приёмы работы будут содействовать реализации новых ФГОС. Также сама структура урока, проблемное изложение материала, самоконтроль и самооценка позволяют содействовать реализации новых стандартов.

Ресурсы, оборудование и материалы

Доска , раздаточный материал

 

Список учебной и дополнительной литературы

Русский язык. 5 класс. Москва,  «Дрофа», 2015 год. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовский, П.А. Леканта

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Российский общеобразовательный порталhttp://school.edu.ru/

 

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Русский язык. 5 класс. Москва,  «Дрофа», 2015 год. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовский, П.А. Леканта

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии, проблемное изложение материала, беседа, самостоятельная работа, работа по инструкции, Верные – неверные утверждения,  свободное высказывание, самооценка

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

-

Дополнительная необходимая информация

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме " Наречие".

КАКИЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ НАРЕЧИЯМИ.  Цель:повторить, углубить  и обобщить знания по теме «Наречие»Задачи:Образовательные:·        закрепить умения у...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в 6 классах. В соответствии с ФГОС урок ориентирован на самостоятельное открытие новых знаний учащимися под руковод...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе

Урок общеметодологической направленности.Планируемые результаты:Предметные:знать и уметь применять правило правописания букв о–а в корнях с чередованием, различать проверяемые, непроверяемые, че...