Рабочая программа по русскому языку(расширенный курс) для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Настоящая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного
образовательного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы», авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.Рабочая программа предназначена для обучения русскому языку учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 136 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasshirennyy_8_klass.docx | 91.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата по плану | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание |
1 | Функции русского языка в современном мире | Урок усвоения новых знаний | Понятие «государственный язык». Особый политико-правовой статус русского языка как государственного языка РФ | Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ | Составить устное высказывание, опираясь на слова К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах(8+2)
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения выделения | Повторительно-обобщающий урок | Разграничение знаков препинания по их функциям | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать. Знать функции знаков препинания в простых и сложных предложениях | Упр. 10,составить предложения | |
3 | Знаки препинания в сложном предложении | Повторительно-обобщающий урок | Средства связи простых предложений в сложные. Виды сложных предложений | Знать виды предложений по количеству описанных ситуаций; средства связи простых предложений в сложные. Уметь определять вид сложного предложения | Упр.15, 17 | |
4-5 | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | Повторительно-обобщающий урок | Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Разбор задания А7 | Знать условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, группировать слова разных частей речи | Упр. 24,26. По опорным словам составить предложения | |
6-7 | Подробное изложение с грамматическим заданием (по упр.27) | Урок развития речи | Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств | Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь пересказывать текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста | Повторить словарные слова | |
8 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Повторительно-обобщающий урок | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Уметь безошибочно писать НЕ с разными частями речи, делая обобщения и выводы при сопоставлении | Упр.32. Выписать из художественных произведений предложения со словами с НЕ, указать части речи и условия выбора орфограммы | |
9 | Контрольный диктант. | Урок контроля | Правописание Н и НН, слитное и раздельное написание Не, Не и Ни в местоимениях и наречиях | Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи | Не задано | |
10 | Анализ диктанта | Урок работы над ошибками | Уметь исправлять допущенные ошибки, приводить примеры | Упр.36 | ||
11* | Орфоэпия | Урок усвоения новых знаний | Общее понятие об орфоэпических нормах. Нормы ударения. | Иметь представление об орфоэпии. Уметь правильно произносить слова | Работа со словарем |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (2ч+3.)
12 | Основные единицы синтаксиса | Урок усвоения новых знаний | Словосочетания и предложения как предмет изучения синтаксиса | Знать основные единицы синтаксиса, основные признаки синтаксических единиц | Стр. 21-22 упр.39 | |
13 | Текст как единица синтаксиса | Урок развития речи | Понятие текста. Композиция текста | Уметь определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений; создавать текст с учетом речевой ситуации | Индивид. задания | |
14* | Строение текста. Абзац | Урок развития речи | Строение текста и строение абзаца, роль абзаца в тексте, логика выделения абзацев.
| Уметь производить речеведческий анализ текста, выделять в тексте абзацы, определять их микротемы | Анализ текста | |
15* | Юношеские дневники Л.Н. Толстого | Урок развития речи | Что такое дневник? Отрывки из дневника юного Толстого. Признаки дневника как жанра | Знать признаки дневника как жанра, уметь писать сочинение в жанре дневниковых записей | ||
16 | Предложение и словосочетание как единицы синтаксиса | Урок усвоения новых знаний | Предложение и словосочетание как единицы синтаксиса | Уметь соотносить содержание предложения с фрагментами действительности, определять границы предложений, выделять словосочетания. Знать основные признаки предложения и его отличие от других единиц | Упр.50. подготовить устное сообщение «Что я знаю о предложении» | |
Словосочетание 3ч | ||||||
17 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.
| Урок усвоения новых знаний | Основные признаки словосочетания. Виды словосочетаний | Знать основные виды словосочетаний, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов | Упр.55 | |
18 | Основные виды словосочетаний. Связь слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания | Урок усвоения новых знаний | Виды словосочетаний по способу связи слов | Знать способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание,нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания; производить синтаксический разбор | Упр.64,65 | |
19* | Орфоэпия. Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков | Урок усвоения новых знаний | Орфоэпические нормы | Уметь правильно произносить слова | Подготовиться к орфоэпическому диктанту |
Простое предложение (3+1)
20 | Простое предложение. Грамматическое значение предложения | Урок усвоения новых знаний | Структура простого предложения. Главные члены предложения | Знать основные признаки предложения. Уметь определять грамматические основы | С.38 вопросы, упр73 | |
21 | Порядок слов в предложении. Интонация | Урок усвоения новых знаний | Прямой и обратный порядок слов. Интонационные средства, основные элементы интонации | Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово | Параграф 14, 15упр.83 | |
22* | Комплексный анализ текста | Повторительно-обобщающий урок | Состав слова, орфография, морфология, лексика, синтаксис | Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом | Упр. 89 | |
23 | Сочинение «Описание архитектурного памятника». Храм Василия Блаженного | Урок развития речи | Анализ репродукции. План сочинения | Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, соблюдать нормы русского литературного языка, уметь составлять собственный текст на основе увиденного | Повторить слова из рамок |
Двусоставные предложения. Главные члены предложения(6+5)
24 | Подлежащее | Урок усвоения новых знаний | Подлежащее. Способы выражения подлежащего | Знать и понимать функцию главных членов, определять способы выражения подлежащего | Параграф 17 №94 | |
25 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | Урок усвоения новых знаний | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Способы выражения простого глагольного сказуемого | Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого | Параграф 18, 19упр.95,97 | |
26 | Составное глагольное сказуемое | Урок усвоения новых знаний | Составное глагольное сказуемое | Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте | Параграф 20упр.103,106 | |
27-28* | Основные способы и средства связи предложений в тексте | Урок развития речи | Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними | Знать основные способы и средства связи предложений в тексте(цепная и параллельная связь, заголовок) | Задание на карточке | |
29 | Составное именное сказуемое | Урок усвоения новых знаний | Составное именное сказуемое. Способы выражения именной части | Знать структуру составного именного сказуемого, уметь определять способы выражения именной части | Параграф 21 упр.111, составить предложения | |
30* | Классификация речевых ошибок. Какие ошибки называют логическими. Нормы литературного языка | Урок развития речи | Классификация речевых ошибок. Какие ошибки называют логическими. Нормы литературного языка. Словари и справочники | Знать речевые нормы, речевые ошибки и приемы их устранения. Редактирование, работа со словарем | Упр.112 | |
31 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок усвоения новых знаний | Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым | Определять способы выражения подлежащих и сказуемых | Таблица стр.57, упр.115 | |
32 | Публицистическое сочинение о памятнике культуры | Урок развития речи | Публицистическое сочинение о памятнике культуры( на основе упр.101,102) | Уметь создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные средства языка | сочинение | |
33* | Способы и приемы сжатия текста. Обобщение частной информации, конкретных , единичных явлений | Урок развития речи | Особенности сжатого изложения. Способы и приемы сжатия. Обобщение частной информации, конкретных , единичных явлений | Знать об особенностях сжатого изложения. Уметь использовать способ обощения | Работа с текстом | |
34* | Трудные случаи правописания наречий | Повторительно-обобщающий урок | Правописание наречий | Знать правило, уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать наречия | Задание на карточке |
Второстепенные члены предложения(8+4)
35 | Второстепенные члены предложения. | Комбинированный урок | Роль второстепенных членов предложения | Знать виды второстепенных членов, уметь находить их в предложении | Параграф 23 упр.122 | |
36 | Дополнение. Способы Выражения дополнения | Урок усвоения новых знаний | Дополнение. Способы выражения дополнения | Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, уметь опознавать их в предложении | Параграф 24, упр.124 | |
37 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | Урок усвоения новых знаний | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения | Параграф 25 упр.135 | |
38 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Урок усвоения новых знаний | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, правильно ставить знаки препинания | Параграф 26, упр.140,141 | |
39 | Обстоятельство. Способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | Обстоятельство. Способы его выражения | Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения | Параграф27, упр.152, 154 | |
40 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Урок усвоения новых знаний | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Уметь производить синтаксический разбор предложения | Параграф 28упр.160 | |
41 | Сжатое изложение | Урок развития речи | Особенности сжатого изложения. Способы и приемы сжатия | Знать об особенностях сжатого изложения. Уметь использовать разные способы сжатия | Упр.158 | |
42* | Речевые ошибки и приемы их устранения | Урок развития речи | Речевые ошибки и приемы их устранения | Знать основные речевые нормы языка. Уметь находить и исправлять ошибки | ||
43 | Главные и второстепенные члены предложения | Повторительно-обобщающий урок | Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения | Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложении, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов | Упр.159 | |
44 | Характеристика человека | Развитие речи | Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности | Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять тексты такого вида | Привести примеры к каждому вопросу на стр.82-83 | |
45* | Использование в речи второстепенных членов предложения как средство выразительности | Развитие речи | Использование в речи второстепенных членов предложения как средство выразительности | Уметь определять роль второстепенных членов в предложении, | Выписать из текста предложения | |
46 | Контрольный диктант | Урок контроля | Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения | Вопросы стр.82 |
Односоставные предложения(12+5)
47 | Главный член односоставного предложения. | Урок усвоения новых знаний | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения | Знать структурные особенности односоставных предложений, уметь различать предложения | Параграф 30, упр.172 | |
48 | Определённо-личные предложения | Урок усвоения новых знаний | Определённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности определенно-личных предложений, уметь находить их в тексте | Параграф 32, упр.186 | |
49 | Неопределённо-личные предложения | Урок усвоения новых знаний | Неопределённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности неопределенно-личных предложений, уметь находить их в тексте | Параграф 33упр.190 | |
50 | Сжатое изложение | Урок развития речи | Сжатое изложение | Уметь фиксировать информацию прослушанного текста в виде сжатого пересказа, пересказывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности Уметь использовать разные способы сжатия | Не задано | |
51* | Речевые ошибки и их предупреждение | Урок развития речи | Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность. Редактирование текста | Знать основные речевые нормы языка. Уметь находить и исправлять ошибки | Работа над ошибками | |
52 | Безличные предложения | Урок усвоения новых знаний | Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности безличных предложений, уметь находить их в тексте | Параграф 35, упр.203, 204 | |
53 | Инструкция | Урок развития речи | Употребление односоставных в жанре инструкций | Уметь использовать односоставные предложения | Параграф 34 | |
54 | Безличные предложения | Урок закрепления изученного | Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в речи | Упр.205 | |
55 | Назывные предложения | Урок усвоения новых знаний | Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности назывных предложений, уметь находить их в тексте | Параграф 31, упр.176 | |
56* | Сочинение на лингвистическую тему | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение. Информативность аргументов | Уметь создавать собственные высказывания, отбирать нужные аргументы | Не задано | |
57 | Неполные предложения | Урок усвоения новых знаний | Неполные предложения. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении | Знать общее понятие неполных предложений, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях | Параграф 37упр. 213, составить диалог | |
58 | Употребление односоставных предложение в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений | Повторительно-обобщающий урок | Употребление односоставных предложение в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений | Уметь проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений | Вопросы стр.101, упр.217 | |
59 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | Повторительно-обобщающий урок | Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений | Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами | Индивид. задание | |
60 | Контрольный диктант | Урок контроля | Виды односоставных предложений | Уметь различать виды односоставных предложений, правильно расставлять знаки препинания | Вопросы стр.101 | |
61* | Коммуникативные качества речи | Урок - практикум | Многословие и речевая недостаточность. Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия. Речевая недостаточность – результат небрежности. Работа с терминами: тавтология, плеоназм, элипсис. | Уметь устранять лексические ошибки (лишние слова в речи, тавтология, неуместное повторение слов) | Упр.221 | |
62 | Мастерство ораторского искусства | Урок развития речи | Язык публичного выступления | Знать требования к устному выступлению | Упр.220 | |
63* | Повторим фонетику | Повторительно--обобщающий урок | Звук как единица. Фонетический разбор слова. Нормы произношения | Уметь находить фонетические явления, фонетический разбор слова | Упр.218, дополнительное задание |
Простое осложненное предложение(1ч)
64 | Понятие об осложненном предложении | Урок усвоения новых знаний | Осложненные и неосложненные предложения | Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания | Параграф 39, упр.222 |
Однородные члены предложения(12+5)
65 | Понятие об однородных членах предложения | Урок усвоения новых знаний | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения | Уметь опознавать однородные члены, соблюдать перечислительную интонацию | Параграф 40, упр.223 | |
66 | Однородные члены, связанные перечислительной интонацией, и пунктуация при них | Урок усвоения новых знаний | Однородные члены, связанные перечислительной интонацией, и пунктуация при них | Уметь опознавать однородные члены, соблюдать перечислительную интонацию | (правило), упр.230 | |
67 | Изложение по тексту упр.242 | Урок развития речи | Изложение - сравнительная характеристика | Уметь фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, пересказывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности | ||
68* | Речевые и грамматические нормы | Урок развития речи | Анализ текстов | Знать основные речевые и грамматические нормы языка. Уметь находить и исправлять ошибки | Задание на карточке | |
69 | Однородные и неоднородные определения | Урок усвоения новых знаний | Однородные и неоднородные определения | Уметь различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания | Параграф 42 ,упр.243 | |
70 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Урок усвоения новых знаний | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами | Параграф 43упр.248 | |
71 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Урок усвоения новых знаний | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами | Параграф 43, упр.253, 255 | |
72-73* | Сочинение на морально-этическую тему | Урок развития речи | Сочинение на морально-этическую тему | Уметь создавать собственные высказывания, отбирать аргументы, высказывать свое мнение | Упр.281 | |
74 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Урок изучения нового материала | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, правильно ставить знаки препинания, строить схемы предложений | Параграф 44, упр.268, 274 | |
75 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | Уметь производить синтаксический разбор предложений с однородными членами | Параграф 45 упр.276 | |
76 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | Повторительно-обобщающий урок | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | Уметь производить пунктуационный разбор предложений с однородными членами | Параграф 46, вопросы стр.132увпр.280 | |
77* | Употребление предложений с однородными членами в речи | Урок усвоения новых знаний | Трудности при построении предложений с однородными членами. Синтаксические нормы | Уметь правильно использовать предложения с однородными членами в устной и письменной речи | Упр. 282 | |
78 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | Повторительно-обобщающий урок | Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания | Упр.285,284 | |
79 | Урок-зачёт по теме «Однородные члены предложения» | Урок систематизации и обобщения | Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания | Сочинение-миниатюра | |
80 | Контрольный диктант | Урок контроля | Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания | Не задано | |
81 | Сжатое изложение
| Урок развития речи | Сжатое изложение | Уметь фиксировать информацию прослушанного текста в виде сжатого пересказа, пересказывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности Уметь использовать разные способы сжатия |
Обособленные члены предложения(18+5)
82 | Понятие об обособлении | Урок усвоения новых знаний | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность | Параграф 47 (правило), упр.289 | |
83 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений | Урок усвоения новых знаний | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений | Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами | Упр.293 | |
84 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений | Урок закрепления изученного | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений | Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами | Упр.297 | |
85 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений | Урок усвоения новых знаний | Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений | Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения | карточки | |
86-87 | Рассуждение на дискуссионную тему | Урок развития речи | Анализ текстов | Уметь создавать собственные высказывания, отбирать нужные аргументы | сочинение | |
88 | Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению | Урок усвоения новых знаний | Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению | Знать основные условия обособления приложений, правильно ставить знаки препинания | Параграф 50 упр.308,307 | |
89 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Уметь опознавать приложения в тексте на слух, использовать приложения в разных стилях и типах речи | Стр. 147 (правило), упр.309 | |
90* | Роль предложений с обособленными определениями в речи | Урок развития речи | Изобразительно-выразительные функции обособленных определений | Уметь использовать предложения с обособленными определениями в текстах разных стилей и типов, понимать и определять изобразительно-выразительные функции обособленных определений | Упр.314, составить предложения | |
91 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастном обороте и одиночным деепричастием | Урок усвоения новых знаний | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастном обороте и одиночным деепричастием | Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Параграф 51 упр.317 | |
92 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастном обороте и деепричастием | Урок закрепления изученного | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастном обороте и одиночным деепричастием | Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Упр.320 | |
93* | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | Урок усвоения новых знаний | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | Уметь опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания | Выписать предложения из текстов | |
94* | Сравнение как поэтический троп и разные языковые способы его создания | Урок усвоения новых знаний | Сравнительный оборот. Сравнительная степень имени прилагательного. Форма творительного падежа | Уметь анализировать тексты, находить сравнение | Работа с текстом | |
95 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Урок усвоения новых знаний | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах | карточка | |
96* | Роль предложений обособленными обстоятельствами в речи | Урок развития речи | Синтаксические нормы. Изобразительно-выразительные функции обособленных обстоятельств | Уметь конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно –выразительные средства в художественной речи | Исправить ошибки в предложениях с деепричастными оборотами | |
97 | Обособление уточняющих членов предложения | Урок усвоения новых знаний | Обособление уточняющих членов предложения | Уметь опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания | Параграф 52, упр.325 | |
98-99 | Обособление уточняющих членов предложения | Урок усвоения новых знаний | Обособление уточняющих членов предложения | Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения | Параграф 52, упр.327 | |
100 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Урок усвоения новых знаний | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Уметь производить разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения | Упр.331,332 | |
101 | Сжатое изложение | Урок развития речи | Сжатое изложение | Уметь пересказывать текст, использовать разные способы сжатия | Упр.329 | |
102 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» | Повторительно-обобщающий урок | Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания | Уметь определять и выделять обособленные второстепенные члены | Упр.341 | |
103* | Комплексный анализ текста | Повторительно-обобщающий урок | Анализ текста, части речи, состав слова, фонетика, орфография, пунктуация, синтаксис | Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом | Упр. 342 | |
104 | Контрольный диктант | Урок контроля | Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать пунктуационные и орфографические нормы |
Обращение(2+2)
105 | Обращение и знаки препинания при нём | Урок усвоения новых знаний | Обращение, знаки препинания при нем. Интонация предложения с обращениями | Уметь подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями | Параграф 55 упр.345 | |
106 | Употребление обращений | Урок усвоения новых знаний | Употребление обращений | Уметь использовать обращения в речевых ситуациях | Упр.352 | |
107 | Составление делового письма | Урок развития речи | Составление делового письма | Уметь составить собственное высказывание в официально-деловом стиле, сохраняя его особенности | карточка | |
108* | Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение: тезис, аргументы , вывод | Уметь создавать собственные высказывания, отбирать нужные аргументы, соблюдать на письме нормы русского литературного языка |
Вводные и вставные конструкции(9+4)
109 | Вводные конструкции. Группы вводных слов по значению | Урок усвоения новых знаний | Вводные конструкции. Группы вводных слов по значению | Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов | Параграф 59, упр.362 | |
110 | Вводные слова и знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | Вводные слова и знаки препинания при них | Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах | Параграф 60 упр.364, составить предложения | |
111* | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Уметь создавать текст –рассуждение, сохраняя его композиционные элементы; уметь отбирать аргументы, высказывать свое мнение | ||
112 | Вводные слова и знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | Вводные слова и знаки препинания при них | Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах | Упр.366, 367 | |
113* | Стилистическая функция вводных конструкций. | Урок усвоения новых знаний | Роль вводных конструкций в композиционном оформлении текста и раскрытии темы и основной мысли | Понимать цель употребления вводных конструкций в текстах различных стилей. Уметь определять особенности употребления вводных конструкций с учетом речевой ситуации | Выписать из произведений худ. литературы предложения | |
114 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Урок усвоения новых знаний | Вставные слова, словосочетания и предложения | Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений | Стр. 189 вопросы, упр.390, 387 | |
115* | Ораторское искусство | Урок развития речи | Выбор темы для выступления. Текст как развернутое суждение. Классификация выступлений | Знать требования к устному выступлению | ||
116 | Публичное выступление | Урок развития речи | Публичное выступление на общественно значимую тему (упр.386) | Знать требования к устному выступлению, уметь использовать характерные ля публицистического стиля средства языка | Подготовить публичное выступление | |
117 | Междометие в предложении | Комбинированный урок | Междометие в предложении | Уметь находить междометия в тексте, определять их текстообразующую роль | Упр.391 | |
118 | Сжатое изложение | Урок развития речи | ||||
119 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями, грамматически не связанными с членами предложения | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями, грамматически не связанными с членами предложения | Знать порядок разбора, уметь производить разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения | Упр.394,395 | |
120 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями2 | Повторительно-обобщающий урок | Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями | Уметь правильно расставлять знаки препинания , производить синонимичную замену вводных слов, использовать различные формы обращений в речевом этикете | Вопросы стр. 189,упр.399 | |
121 | Контрольный диктант | Урок контроля | Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать пунктуационные и орфографические нормы | Повторить слова |
Чужая речь(7+2)
122 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания | Урок усвоения новых знаний | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью | Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания | Параграф 65, 66,упр.402 | |
123 | Предложения с косвенной речью | Урок усвоения нового материала | Предложения с косвенной речью | Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь | Параграф66,67,68 упр.405 | |
124* | Стилистическая роль косвенной и несобственно-прямой речи | Урок усвоения нового материала | Стилистическая роль косвенной и несобственно-прямой речи | Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь | ||
125* | Использование прямой, косвенной, несобственно прямой речи как средство создания речевой характеристики персонажа | Урок усвоения нового материала | Прямая , косвенная , несобственно прямая речь как средство создания речевой характеристики персонажа | Уметь анализировать тексты | ||
126 | Диалог | Комбинированный урок | Диалог | Знать, что такое диалог, правила пунктуационного оформления | Упр.413,416 | |
127 | Цитаты и знаки препинания при них | Комбинированный урок | Цитаты и знаки препинания при них | Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания | Параграф 72 упр.422 | |
128* | Сочинение на лингвистическую тему: «Зачем нужны знаки препинания в диалоге и предложениях с прямой речью?» | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Уметь создавать текст –рассуждение, сохраняя его композиционные элементы; уметь отбирать аргументы, высказывать свое мнение | Не задано | |
129* | Тропы, стилистические фигуры | комбинированный | Тропы, стилистические фигуры | Уметь находить тропы в текстах, определять их художественный эффект. Анализ текста, поиск средств выразительности. | Анализ текстов | |
130 | Рассказ | Урок развития речи | Композиция рассказа, использование в рассказе диалога | Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности | Упр.421 |
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классе(5+1)
131 | Синтаксис и морфология | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксис и морфология как разделы грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций | Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении | Упр.435 | |
132 | Синтаксис и пунктуация | Повторительно-обобщающий урок | Пунктуация как система правил правописания предложений | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания | Упр.438, 440 | |
133 | Изложение по тексту упр.443 | Урок развития речи | Текст как речевое произведение | Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста | ||
134 | Синтаксис и культура речи | Повторительно-обобщающий урок | Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений | Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний, синтаксические нормы – при построении предложений | Упр. 439 | |
135* | Комплексный анализ текста | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксис и орфография | Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом | Упр.449,451 | |
136 | Контрольный диктант | Урок контроля | Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы, текст, типы и стили речи | Уметь анализировать текст |
Распределение часов по разделам
Раздел | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по планированию |
Функции русского языка в современном мире | 1 | 1 |
Повторение пройденного в 5-7 классах | 5+2 | 8+2 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 7+1 | 5+3 |
Простое предложение | 2+1 | 3+1 |
Главные члены предложения | 6+2 | 6+5 |
Второстепенные члены предложения | 6+2 | 8+4 |
Простые односоставные предложения | 9+2 | 12+5 |
Простое осложненное предложение | 1 | 1 |
Однородные члены предложения | 12+2 | 12+5 |
Обращения, вводные слова и междометия | 9+2 | 11+6 |
Обособленные члены предложения | 18+2 | 18+5 |
Прямая и косвенная речь | 6+1 | 7+2 |
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе | 5+1 | 5+1 |
Количество контрольных уроков и уроков развития речи
Диктанты | Сочинения | Изложения | |
7 | 7 | 7 | |
14 | Всего |
.
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного
образовательного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы», авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.Рабочая программа предназначена для обучения русскому языку учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 136 часов. Дополнительные 34 часа использованы:
- на углубленное изучение тем: «Односоставные предложения», «Однородный члены предложения», « Обособленные члены предложения»;
- на уроки развития речи;
-на уроки по стилистике и культуре речи;
- на повторение наиболее трудных случаев орфографии и пунктуации с целью подготовки к государственной итоговой аттестации.
Общая характеристика курса
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Раздел II. Содержание дисциплины
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Русский язык в современном мире.
Учащиеся должны знать:
русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков
Учащиеся должны уметь:
опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы
Основные термины по разделу:
Основные разделы языка, основные языковые единицы.
Повторение изученного в V–VII классах (8 ч + 2 ч)
Учащиеся должны знать:
функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)
условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными
Учащиеся должны уметь:
разграничивать знаки препинания по их функциям;
пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;
определять вид сложного предложения;
соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;
создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;
правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;
разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;
разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;
правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;
обозначать графически условия выбора орфограмм.
Основные термины по разделу:
Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.
Синтаксис, пунктуация, культура речи (2+3 ч). Словосочетание 3часа
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Учащиеся должны знать:
основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;
основные признаки синтаксических единиц;
функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);
предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;
соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.
Учащиеся должны уметь:
находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;
разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;
соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;
разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания
Простое предложение (3 ч + 1ч)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;
грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;
в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;
основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.
Учащиеся должны уметь:
разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);
определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;
выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;
выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;
составлять графическую интонационную схему предложения.
Основные термины по разделу:
Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.
Главные члены предложения (6 ч + 5 ч)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Учащиеся должны знать:
способы выражения подлежащего;
способы выражения сказуемого;
правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;
способы выражения вспомогательного глагола;
основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;
способы выражения именной части;
тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;
правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Учащиеся должны уметь:
находить подлежащее и определять способы его выражения;
определять способы выражения сказуемого;
соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;
находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;
находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;
разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;
определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;
интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;
пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;
использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.
Основные термины по разделу:
Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.
Второстепенные члены предложения (8 ч + 4 ч)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
что такое дополнение, основные способы его выражения;
виды дополнений: прямые и косвенные;
способы выражения прямого дополнения
что такое определение;
виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;
способы выражения согласованных и несогласованных определений;
несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства
что такое приложение;
способы выражения приложения;
правила постановки дефиса при приложении;
правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом
что такое обстоятельство, способы его выражения;
виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);
второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия
порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
находить в предложении второстепенные члены;
распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;
разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;
использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;
распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;
разграничивать прямое дополнение и подлежащее;
находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;
разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;
распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;
различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;
использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;
обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения;
находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;
использовать приложения в речи;
согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;
находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,
использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;
разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;
находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;
ставить вопросы к обстоятельствам условия;
использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;
находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;
производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.
Основные термины по разделу:
Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
Простые односоставные предложения (12 ч + 5 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Учащиеся должны знать:
грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;
способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);
способы выражения главного члена односоставного предложения;
виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)
что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.)
что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках)
что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль неопределенно-личных предложений
что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;
функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)
порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;
различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;
распространять нераспространенные односоставные предложения;
распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;
определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);
пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;
использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний
распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;
пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;
использовать определенно-личные предложения в речи;
распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;
разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;
находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;
использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;
пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;
различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;
находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;
определять способ выражения их главного члена;
правильно интонировать данные предложения;
производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Простое осложненное предложение(1ч)
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Учащиеся должны знать:
что такое осложненное предложение;
способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)
Учащиеся должны уметь:
определять способ осложнения предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Однородные члены предложения (12ч + 5ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Учащиеся должны знать:
что такое однородные члены предложения;
способы выражения однородных членов (все члены предложения),
тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;
функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);
правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;
правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
что такое однородные и неоднородные определения;
основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;
правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;
функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;
фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;
правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.
Учащиеся должны уметь:
распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,
составлять графические схемы однородных членов;
использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);
использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;
правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;
использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;
правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;
разграничивать однородные и неоднородные определения;
использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;
распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;
использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;
разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;
распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);
правильно расставлять знаки препинания при союзе и;
использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;
разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;
находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;
использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;
разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Основные термины по разделу:
Предложение, однородные члены предложения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения.
Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.
Обобщающие слова, однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения (18ч + 5ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Учащиеся должны знать:
обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;
графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления
виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);
способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);
способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);
правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);
правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания)
правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение)
способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);
правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);
фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);
правила выделения уточняющих членов предложения
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;
выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;
распространять обособленные члены;
правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;
интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;
находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;
находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;
распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;
объяснять использование тире для выделения приложения;
использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;
распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;
обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;
распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;
обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;
согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;
находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;
распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;
распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;
определять их роль в раскрытии авторского замысла;
использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Основные термины по разделу:
Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения.
Обособленные члены предложения: обособленные приложения.
Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства.
Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.
Обращение(2ч + 2ч)
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Учащиеся должны знать:
какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);
функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);
что такое обращение;
способы выражения обращения;
что такое распространенное обращение;
правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Учащиеся должны уметь:
подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;
обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;
использовать распространенные обращения в речи;
использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;
определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;
распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;
определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;
определять текстообразующую роль обращений.
Основные термины по разделу:
Обращения, знаки препинания при обращениях.
Вводные и вставные конструкции(9ч + 4ч)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Учащиеся должны знать:
что такое вводные слова;
группы вводных слов по значению;
правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);
что такое вводные предложения;
виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);
правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;
частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;
что такое вставные конструкции, их назначение;
правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
что такое междометие, его назначение;
правила выделения междометий на письме;
порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;
разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;
использовать вводные слова разных значений в речи;
обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
определять текстообразующую роль вводных слов;
распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;
использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах;
распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;
разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;
употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;
обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;
распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;
употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;
обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;
обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;
разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;
производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Основные термины по разделу:
Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.
Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.
Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные.
Авторская пунктуация.
Чужая речь (7 ч + 2ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Учащиеся должны знать:
что такое чужая речь;
способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);
что такое прямая речь;
что такое косвенная речь;
структуру предложений с косвенной речью;
текстообразующую роль предложений с косвенной речью;
структуру предложений с прямой речью;
правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
текстообразующую роль предложений с прямой речью;
что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
что такое цитата;
способы введения цитаты в авторский текст;
правила пунктуационного оформления цитат;
порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;
разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;
разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;
заменять прямую речь косвенной;
конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;
обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;
составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;
соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);
выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);
соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;
объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;
пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания;
заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;
определять текстообразующую роль цитаты;
обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;
распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;
вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;
определять текстообразующую роль цитаты;
использовать цитаты в речи;
исправлять речевые недочеты при цитировании;
цитировать стихотворный текст;
использовать цитаты в заданной речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Основные термины по разделу:
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора.
Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (5ч + 1 ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учащиеся должны знать:
о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи
о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;
алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания
содержание понятия «культура речи»;
о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи
о взаимосвязи синтаксиса и орфографии
Учащиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;
правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;
обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения
Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
Рабочая порграмма по русскому языку (расширенный курс) для 9 класса
Настоящая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственногообразовательного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учре...
Рабочая программа по русскому языку (расширенный курс) по УМК Бабайцевой В.В. 6 класс.
Данная рабочая программа составлена к УМК Бабайцевой для расширенного изучения в 6 классе, она рассчитана на 7 часов в неделю, направлена на ислледовательскую и проектную деятельность учащихся, включа...
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение). 9 класс (105 часов) на 2017-2018 уч. год
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе программы Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других....
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение). 6 класс (210 часов) на 2017-2018 уч. год
Рабочая программа разработана на основе программы Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова,Л.А.Тростенцовой и других...
Рабочая программа предмета «Русский язык» за курс основного общего образования 5 – 9 классы
В работе используется предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2012г.) Данная программа конкре...
Рабочая программа по русскому языку за курс 9 класса
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основании следующих документов: - Примерная программа основного общего образования по предмету; - Основная образовательная программа о...