Рабочая программа по русскому языку(расширенный курс) для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса составлена  на основе федерального компонента Государственного

образовательного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы», авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.Рабочая программа предназначена для обучения русскому языку учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 136 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasshirennyy_8_klass.docx91.58 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата по плану

Тема урока

        Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

1

Функции русского языка в современном мире

 Урок усвоения новых знаний

Понятие «государственный язык». Особый политико-правовой статус русского языка как государственного языка РФ

Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ

Составить устное высказывание, опираясь на слова К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах(8+2)

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения выделения

Повторительно-обобщающий урок

Разграничение знаков препинания по их функциям

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать. Знать функции знаков препинания в простых  и сложных предложениях

 Упр. 10,составить предложения

3

Знаки препинания в сложном предложении

Повторительно-обобщающий урок

Средства связи простых предложений в сложные. Виды сложных предложений

Знать виды предложений по количеству описанных ситуаций; средства связи простых предложений в сложные. Уметь определять вид сложного предложения

Упр.15, 17

4-5

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных,   причастий, наречий

Повторительно-обобщающий урок

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Разбор задания А7

Знать условия выбора н  и нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, группировать слова разных частей речи

Упр. 24,26. По опорным словам составить предложения

6-7

Подробное изложение с грамматическим заданием (по упр.27)

 Урок развития речи

Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств

Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь пересказывать текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста

Повторить словарные слова

8

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Повторительно-обобщающий урок

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Уметь безошибочно писать НЕ с разными частями речи, делая обобщения и выводы при сопоставлении

Упр.32. Выписать из художественных произведений предложения со словами с НЕ, указать части речи и условия выбора орфограммы

9

Контрольный диктант.

Урок контроля

Правописание Н и НН, слитное и раздельное написание Не, Не и Ни в местоимениях и наречиях

Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи

Не задано

10

Анализ диктанта

Урок работы над ошибками

Уметь исправлять допущенные ошибки, приводить примеры

Упр.36

11*

Орфоэпия

Урок усвоения новых знаний

 Общее понятие об орфоэпических нормах. Нормы ударения.

Иметь представление об орфоэпии. Уметь правильно произносить слова

Работа со словарем

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (2ч+3.)

12

Основные  единицы синтаксиса

Урок усвоения новых знаний

Словосочетания и предложения как предмет изучения  синтаксиса

Знать основные  единицы синтаксиса, основные признаки синтаксических единиц

Стр. 21-22 упр.39

13

Текст как единица синтаксиса

Урок развития речи

Понятие текста.

Композиция текста

Уметь определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений; создавать текст с учетом речевой ситуации

Индивид. задания

14*

Строение текста. Абзац

Урок развития речи

 Строение текста и строение абзаца, роль абзаца в тексте, логика выделения абзацев.

 

Уметь производить речеведческий анализ текста, выделять  в тексте абзацы, определять их микротемы

Анализ текста

15*

Юношеские дневники Л.Н. Толстого

Урок развития речи

Что такое дневник? Отрывки из дневника юного Толстого. Признаки дневника как жанра

Знать признаки дневника как жанра, уметь писать сочинение в жанре дневниковых записей

16

Предложение  и словосочетание как единицы синтаксиса

Урок усвоения новых знаний

Предложение  и словосочетание как единицы синтаксиса

Уметь соотносить содержание предложения с фрагментами действительности, определять границы предложений, выделять словосочетания. Знать основные признаки предложения и его отличие от других единиц

Упр.50. подготовить устное сообщение «Что я знаю о предложении»

Словосочетание 3ч

17

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

 

Урок усвоения новых знаний

Основные признаки словосочетания. Виды  словосочетаний

Знать основные виды словосочетаний, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов

Упр.55

18

Основные виды словосочетаний. Связь слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания

Урок усвоения новых знаний

Виды словосочетаний по способу связи слов

Знать способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание,нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания; производить синтаксический разбор

Упр.64,65

19*

Орфоэпия. Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков

Урок усвоения новых знаний

Орфоэпические нормы

Уметь правильно произносить слова

Подготовиться к орфоэпическому диктанту

Простое предложение (3+1)

20

 Простое предложение. Грамматическое значение предложения

Урок усвоения новых знаний

Структура простого предложения. Главные члены предложения

Знать основные признаки предложения. Уметь определять грамматические основы

С.38 вопросы, упр73

21

Порядок слов в предложении. Интонация

Урок усвоения новых знаний

Прямой и обратный порядок слов. Интонационные средства, основные элементы интонации

Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово

Параграф  14,  15упр.83

22*

Комплексный анализ текста

Повторительно-обобщающий урок

Состав слова, орфография, морфология, лексика, синтаксис

 Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом

Упр. 89

23

Сочинение «Описание архитектурного памятника». Храм Василия Блаженного

Урок развития речи

Анализ репродукции. План сочинения

Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, соблюдать нормы русского литературного языка, уметь составлять собственный текст на основе увиденного

 Повторить слова из рамок

Двусоставные предложения. Главные члены предложения(6+5)

24

Подлежащее

Урок усвоения новых знаний

Подлежащее. Способы выражения подлежащего

Знать и понимать функцию главных членов, определять способы выражения подлежащего

Параграф 17 №94

25

Сказуемое.

Простое глагольное сказуемое

Урок усвоения новых знаний

Сказуемое.

Простое глагольное сказуемое. Способы выражения простого глагольного сказуемого

Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого

Параграф 18, 19упр.95,97

26

Составное глагольное сказуемое

Урок усвоения новых знаний

Составное глагольное сказуемое

Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте

Параграф 20упр.103,106

27-28*

Основные  способы и средства связи предложений в тексте

Урок развития речи

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними

Знать основные способы и средства связи предложений  в тексте(цепная и параллельная связь, заголовок)

Задание на карточке

29

Составное именное сказуемое

Урок усвоения новых знаний

Составное именное сказуемое.  Способы выражения именной части

Знать структуру составного именного сказуемого, уметь определять способы выражения именной части

Параграф 21 упр.111, составить предложения

30*

Классификация речевых ошибок. Какие ошибки называют логическими. Нормы литературного языка

Урок развития речи

Классификация речевых ошибок. Какие ошибки называют логическими. Нормы литературного языка. Словари и справочники

Знать речевые нормы, речевые ошибки  и  приемы их устранения. Редактирование, работа со словарем

Упр.112

31

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок усвоения новых знаний

Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым

Определять способы выражения подлежащих и сказуемых

Таблица стр.57, упр.115

32

Публицистическое сочинение о памятнике культуры

Урок развития речи

Публицистическое сочинение о памятнике культуры( на основе упр.101,102)

Уметь создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные средства языка

сочинение

33*

Способы и приемы сжатия текста. Обобщение частной информации, конкретных , единичных явлений

Урок развития речи

Особенности сжатого изложения. Способы и приемы сжатия. Обобщение частной информации, конкретных , единичных явлений

Знать об особенностях сжатого изложения. Уметь использовать способ обощения

Работа с  текстом

34*

Трудные случаи правописания наречий

Повторительно-обобщающий урок

Правописание наречий

Знать правило, уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать наречия

Задание на карточке

Второстепенные члены предложения(8+4)

35

Второстепенные члены предложения.

Комбинированный урок

Роль второстепенных членов предложения

Знать виды второстепенных членов, уметь находить их в предложении

Параграф 23 упр.122

36

Дополнение. Способы Выражения дополнения

Урок усвоения новых знаний

Дополнение. Способы выражения дополнения

Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, уметь опознавать их в предложении

Параграф 24, упр.124

37

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

Урок усвоения новых знаний

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения

Параграф 25 упр.135

38

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

Урок усвоения новых знаний

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, правильно ставить знаки препинания

Параграф 26, упр.140,141

39

Обстоятельство. Способы его выражения

Урок усвоения новых знаний

Обстоятельство. Способы его выражения

Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения

Параграф27, упр.152, 154

40

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Уметь производить синтаксический разбор предложения

Параграф 28упр.160

41

Сжатое изложение

Урок развития речи

Особенности сжатого изложения. Способы и приемы сжатия

Знать об особенностях сжатого изложения. Уметь использовать разные способы сжатия

Упр.158

42*

Речевые ошибки  и  приемы их устранения

Урок развития речи

Речевые ошибки  и  приемы их устранения

Знать основные речевые нормы языка. Уметь находить и исправлять ошибки

43

Главные и второстепенные члены предложения

Повторительно-обобщающий урок

Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложении, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов

Упр.159

44

Характеристика человека

Развитие речи

Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности

Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять тексты такого вида

Привести примеры к каждому вопросу на стр.82-83

45*

Использование  в речи второстепенных членов предложения  как средство выразительности

Развитие речи

Использование  в речи второстепенных членов предложения  как средство выразительности

Уметь определять роль второстепенных членов в предложении,
использовать в речи второстепенные члены как средство выразительности
.

Выписать из текста предложения

46

Контрольный диктант

Урок контроля

Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения

Вопросы стр.82

Односоставные предложения(12+5)

47

Главный член односоставного предложения.

Урок усвоения новых знаний

Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения

Знать структурные особенности односоставных предложений, уметь различать предложения

Параграф 30, упр.172

48

Определённо-личные предложения

Урок усвоения новых знаний

Определённо-личные предложения.

Их структурные  и смысловые особенности

Знать структурные особенности определенно-личных предложений, уметь находить их в тексте

Параграф 32, упр.186

49

Неопределённо-личные предложения

Урок усвоения новых знаний

Неопределённо-личные предложения. Их структурные  и смысловые особенности

Знать структурные особенности неопределенно-личных предложений, уметь находить их в тексте

Параграф 33упр.190

50

Сжатое изложение

Урок развития речи

Сжатое изложение

Уметь фиксировать информацию прослушанного текста в виде сжатого пересказа, пересказывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности Уметь использовать разные способы сжатия

Не задано

51*

Речевые ошибки и их предупреждение

Урок развития речи

Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность.  Редактирование текста

Знать основные речевые нормы языка. Уметь находить и исправлять ошибки

Работа над ошибками

52

Безличные предложения

Урок усвоения новых знаний

Безличные предложения.

Их структурные  и смысловые особенности

Знать структурные особенности безличных предложений, уметь находить их в тексте

Параграф 35, упр.203, 204

53

Инструкция

Урок развития речи

Употребление односоставных  в жанре инструкций

Уметь использовать односоставные предложения

Параграф 34

54

Безличные предложения

Урок закрепления изученного

Безличные предложения.

Их структурные  и смысловые особенности

Уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в речи

Упр.205

55

Назывные предложения

Урок усвоения новых знаний

Назывные предложения. Их структурные  и смысловые особенности

Знать структурные особенности назывных предложений, уметь находить их в тексте

Параграф 31, упр.176

56*

Сочинение на лингвистическую  тему

Урок развития речи

Сочинение-рассуждение. Информативность аргументов

Уметь создавать собственные высказывания, отбирать нужные аргументы

Не задано

57

Неполные предложения

Урок усвоения новых знаний

Неполные предложения. Неполные предложения в диалоге   и сложном предложении

Знать общее понятие неполных предложений, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях

Параграф 37упр. 213, составить диалог

58

Употребление односоставных предложение в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений

Повторительно-обобщающий урок

Употребление односоставных предложение в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений

Уметь проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений

Вопросы стр.101, упр.217

59

Систематизация и обобщение изученного  по теме «Односоставные предложения»

Повторительно-обобщающий урок

Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений

Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами

Индивид. задание

60

Контрольный диктант

Урок контроля

Виды односоставных предложений

Уметь различать виды односоставных предложений, правильно расставлять знаки препинания

Вопросы  стр.101

61*

Коммуникативные качества речи

Урок - практикум

Многословие и речевая недостаточность.

Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия. Речевая недостаточность – результат небрежности. Работа с терминами: тавтология, плеоназм, элипсис.

Уметь  устранять лексические ошибки  (лишние слова в речи, тавтология, неуместное повторение слов)

Упр.221

62

Мастерство ораторского искусства

Урок развития речи

Язык публичного выступления

Знать требования к устному выступлению

Упр.220

63*

Повторим фонетику

Повторительно--обобщающий урок

Звук как единица. Фонетический разбор слова. Нормы произношения

Уметь находить фонетические явления, фонетический разбор слова

Упр.218, дополнительное задание

Простое осложненное предложение(1ч)

64

Понятие об осложненном предложении

Урок усвоения новых знаний

Осложненные и неосложненные предложения

Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания

Параграф 39, упр.222

Однородные члены предложения(12+5)

65

Понятие об однородных членах предложения

Урок усвоения новых знаний

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения

Уметь опознавать однородные члены, соблюдать перечислительную интонацию

Параграф 40, упр.223

66

Однородные члены, связанные перечислительной интонацией, и пунктуация при них

Урок усвоения новых знаний

Однородные члены, связанные перечислительной интонацией, и пунктуация при них

Уметь опознавать однородные члены, соблюдать перечислительную интонацию

(правило), упр.230

67

Изложение по тексту упр.242

Урок развития речи

Изложение - сравнительная характеристика

Уметь фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, пересказывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности

68*

Речевые  и грамматические нормы

Урок развития речи

Анализ текстов

Знать основные речевые и грамматические  нормы языка. Уметь находить и исправлять ошибки

Задание на карточке

69

Однородные и неоднородные определения

Урок усвоения новых знаний

Однородные и неоднородные определения

Уметь различать однородные и неоднородные определения, правильно  ставить знаки препинания

 Параграф 42 ,упр.243

70

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Урок усвоения новых знаний

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Уметь правильно ставить знаки препинания  при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами

Параграф 43упр.248

71

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Урок усвоения новых знаний

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Уметь правильно ставить знаки препинания  при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами

Параграф 43, упр.253, 255

72-73*

Сочинение на морально-этическую тему

Урок развития речи

Сочинение на морально-этическую тему

Уметь создавать собственные высказывания, отбирать аргументы, высказывать свое мнение

Упр.281

74

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Урок изучения нового материала

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, правильно ставить знаки препинания, строить схемы предложений

Параграф 44, упр.268, 274

75

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

Уметь производить синтаксический разбор предложений с однородными членами

Параграф 45 упр.276

76

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

Повторительно-обобщающий урок

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

Уметь производить пунктуационный разбор предложений с однородными членами

Параграф 46, вопросы стр.132увпр.280

77*

Употребление предложений с однородными членами в речи

Урок усвоения новых знаний

Трудности при построении предложений с однородными членами. Синтаксические нормы

Уметь правильно использовать предложения с однородными членами  в устной и письменной речи

Упр. 282

78

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

Повторительно-обобщающий урок

Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах

Уметь опознавать, строить и  читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания

Упр.285,284

79

Урок-зачёт по теме «Однородные члены предложения»

Урок систематизации и обобщения

Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах

Уметь опознавать, строить и  читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания

Сочинение-миниатюра

80

Контрольный диктант

Урок контроля

Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах

Уметь опознавать, строить и  читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания

Не задано

81

Сжатое изложение

 

Урок развития речи

Сжатое изложение

Уметь фиксировать информацию прослушанного текста в виде сжатого пересказа, пересказывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности Уметь использовать разные способы сжатия

Обособленные члены предложения(18+5)

82

Понятие об обособлении

Урок усвоения  новых знаний

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность

Параграф 47  (правило), упр.289

83

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений

Урок усвоения  новых знаний

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений

Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами

Упр.293

84

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых

определений

Урок закрепления

изученного

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых

определений

Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами

Упр.297

85

Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений

Урок усвоения  новых знаний

Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений

Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения

карточки

86-87

Рассуждение на дискуссионную тему

Урок развития речи

Анализ текстов

Уметь создавать собственные высказывания, отбирать нужные аргументы

сочинение

88

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению

Урок усвоения  новых знаний

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению

Знать основные условия обособления приложений, правильно ставить знаки препинания

Параграф 50 упр.308,307

89

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Урок усвоения  новых знаний

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Уметь опознавать приложения  в тексте на слух, использовать приложения в разных стилях и типах речи

Стр. 147 (правило), упр.309

90*

Роль  предложений с обособленными определениями  в речи

Урок развития речи

Изобразительно-выразительные функции обособленных определений

Уметь использовать предложения с обособленными определениями в текстах разных стилей и типов, понимать и определять изобразительно-выразительные функции обособленных определений

Упр.314, составить предложения

91

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастном обороте и одиночным деепричастием

Урок усвоения  новых знаний

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастном обороте и одиночным деепричастием

Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Параграф 51 упр.317

92

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастном обороте и деепричастием

Урок закрепления

изученного

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастном обороте и одиночным деепричастием

Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Упр.320

93*

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот

Урок усвоения новых знаний

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот

Уметь опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания

Выписать предложения  из текстов

94*

Сравнение как поэтический троп  и разные языковые способы его создания

Урок усвоения новых знаний

Сравнительный оборот. Сравнительная степень имени прилагательного. Форма творительного падежа

Уметь анализировать тексты, находить сравнение

Работа с текстом

95

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Урок усвоения новых знаний

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах

карточка

96*

Роль  предложений обособленными обстоятельствами  в речи

Урок развития речи

Синтаксические нормы. Изобразительно-выразительные функции обособленных обстоятельств

Уметь конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно –выразительные средства в художественной  речи

Исправить ошибки в предложениях с деепричастными оборотами

97

Обособление уточняющих членов предложения

Урок усвоения  новых знаний

Обособление уточняющих членов предложения

Уметь опознавать уточняющие члены на основе  семантико-интонационного  анализа высказывания

Параграф 52, упр.325

98-99

Обособление уточняющих членов предложения

Урок усвоения  новых знаний

Обособление уточняющих членов предложения

Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения

Параграф 52, упр.327

100

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

Уметь производить разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения

Упр.331,332

101

Сжатое изложение

Урок развития речи

Сжатое изложение

Уметь пересказывать текст, использовать разные способы сжатия

Упр.329

102

Систематизация и обобщение  изученного по теме «Обособленные члены предложения»

Повторительно-обобщающий урок

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания

Уметь определять и выделять обособленные второстепенные члены

Упр.341

103*

Комплексный анализ текста

Повторительно-обобщающий урок

Анализ текста, части речи, состав слова, фонетика, орфография, пунктуация, синтаксис

Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом

Упр. 342

104

Контрольный диктант

Урок контроля

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания

Уметь воспроизводить аудируемый  текст на письме, соблюдать пунктуационные и орфографические нормы

Обращение(2+2)

105

Обращение и знаки препинания при нём

Урок усвоения новых знаний

Обращение, знаки препинания при нем. Интонация предложения с обращениями

Уметь подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями

Параграф 55 упр.345

106

Употребление обращений

Урок усвоения новых знаний

Употребление обращений

Уметь использовать обращения в речевых ситуациях

Упр.352

107

Составление делового письма

Урок развития речи

Составление делового письма

Уметь составить собственное высказывание в официально-деловом стиле, сохраняя его особенности

карточка

108*

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

Урок развития речи

Сочинение-рассуждение: тезис, аргументы , вывод

Уметь создавать собственные высказывания, отбирать нужные  аргументы, соблюдать на письме нормы русского литературного языка

                                                                                           

Вводные и вставные конструкции(9+4)

109

Вводные конструкции. Группы вводных слов по значению

Урок усвоения новых знаний

Вводные конструкции. Группы вводных слов по значению

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов

Параграф 59, упр.362

110

Вводные слова и знаки препинания при них

Урок усвоения новых знаний

Вводные слова и знаки препинания при них

Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах

Параграф 60 упр.364, составить предложения

111*

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Урок развития речи

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Уметь создавать текст –рассуждение, сохраняя его композиционные элементы; уметь отбирать аргументы, высказывать свое мнение

112

Вводные слова и знаки препинания при них

Урок закрепления

изученного

Вводные слова и знаки препинания при них

Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах

Упр.366, 367

113*

Стилистическая функция вводных конструкций.

Урок усвоения новых знаний

Роль вводных конструкций в композиционном оформлении текста и раскрытии темы и основной мысли

Понимать  цель употребления вводных конструкций в текстах различных стилей. Уметь определять особенности употребления вводных конструкций с учетом речевой ситуации

Выписать из произведений худ. литературы предложения

114

Вставные слова, словосочетания и предложения

Урок усвоения новых знаний

Вставные слова, словосочетания и предложения

Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений

Стр. 189 вопросы, упр.390, 387

115*

Ораторское искусство

Урок развития речи

Выбор темы для выступления. Текст как развернутое суждение. Классификация выступлений

Знать требования к устному выступлению

116

 Публичное выступление

Урок развития речи

Публичное выступление на общественно значимую тему (упр.386)

Знать требования к устному выступлению, уметь использовать характерные ля публицистического стиля средства языка

Подготовить публичное выступление

117

Междометие в предложении

Комбинированный урок

Междометие в предложении

Уметь находить междометия в тексте, определять их текстообразующую роль

Упр.391

118

Сжатое изложение

Урок развития речи

119

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями, грамматически не связанными с членами предложения

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями, грамматически не связанными с членами предложения

Знать порядок разбора, уметь производить разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения

Упр.394,395

120

Систематизация и обобщение изученного по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями2

Повторительно-обобщающий урок

Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями

Уметь правильно расставлять знаки препинания , производить синонимичную замену вводных слов, использовать различные формы обращений в речевом этикете

Вопросы стр. 189,упр.399

121

Контрольный диктант

Урок контроля

Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями

Уметь воспроизводить аудируемый  текст на письме, соблюдать пунктуационные и орфографические нормы

Повторить слова

Чужая речь(7+2)

122

Предложения с прямой речью. Знаки препинания

Урок усвоения новых знаний

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания

Параграф 65, 66,упр.402

123

Предложения с косвенной речью

Урок усвоения нового материала

Предложения с косвенной речью

Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь

Параграф66,67,68 упр.405

124*

Стилистическая роль косвенной и несобственно-прямой речи

Урок усвоения нового материала

Стилистическая роль косвенной и несобственно-прямой речи

Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь

125*

Использование прямой, косвенной, несобственно прямой речи как средство создания речевой характеристики персонажа

Урок усвоения нового материала

Прямая , косвенная , несобственно прямая речь как средство создания речевой характеристики персонажа

Уметь анализировать тексты

126

Диалог

Комбинированный урок

Диалог

Знать, что такое диалог, правила пунктуационного оформления

Упр.413,416

127

Цитаты и знаки препинания при них

Комбинированный урок

Цитаты и знаки препинания при них

Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания

Параграф 72 упр.422

128*

Сочинение на лингвистическую тему: «Зачем нужны знаки препинания в диалоге и предложениях с прямой речью?»

Урок развития речи

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Уметь создавать текст –рассуждение, сохраняя его композиционные элементы; уметь отбирать аргументы, высказывать свое мнение

Не задано

129*

Тропы, стилистические фигуры

комбинированный

Тропы, стилистические фигуры

 Уметь находить тропы в текстах, определять их художественный  эффект. Анализ текста, поиск средств выразительности.

Анализ текстов

130

Рассказ

Урок развития речи

Композиция рассказа, использование в рассказе диалога

Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности

Упр.421

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классе(5+1)

131

Синтаксис и морфология

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксис и морфология как разделы грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций

Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении

Упр.435

132

Синтаксис и пунктуация

Повторительно-обобщающий урок

Пунктуация как система правил правописания предложений

Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания

Упр.438, 440

133

Изложение по тексту упр.443

Урок развития речи

Текст как речевое произведение

Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста

134

Синтаксис и культура речи

Повторительно-обобщающий урок

Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений

Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний, синтаксические нормы – при построении предложений

Упр. 439

135*

Комплексный анализ текста

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксис и орфография

Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом

Упр.449,451

136

Контрольный диктант

Урок контроля

Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы, текст, типы и стили речи

Уметь анализировать текст

                                                                                                 

                                                                                                 Распределение часов по разделам

Раздел

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по                    

планированию

Функции русского языка в современном мире

1

1

Повторение пройденного в 5-7 классах

5+2

8+2

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

         7+1

5+3

Простое предложение

2+1

3+1

Главные члены предложения

6+2

                      6+5

Второстепенные члены предложения

6+2

                    8+4

Простые односоставные предложения

9+2

12+5

Простое осложненное предложение

1

1

Однородные члены предложения

12+2

12+5

Обращения, вводные слова и междометия

9+2

11+6

Обособленные члены предложения

18+2

18+5

Прямая и косвенная речь

6+1

7+2

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

5+1

5+1

Количество контрольных уроков и уроков развития речи

Диктанты

Сочинения

Изложения

7

7

7

14

Всего

.

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса составлена  на основе федерального компонента Государственного

образовательного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы», авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.Рабочая программа предназначена для обучения русскому языку учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 136 часов. Дополнительные 34 часа использованы:

- на углубленное изучение тем: «Односоставные предложения», «Однородный члены предложения», « Обособленные члены предложения»;

- на уроки развития речи;

-на уроки по стилистике и культуре речи;

- на повторение наиболее трудных  случаев орфографии и пунктуации с целью подготовки к государственной итоговой аттестации.

Общая характеристика курса

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

                

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 

Раздел II. Содержание дисциплины

Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Русский язык в современном мире.

Учащиеся должны знать:

русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков

Учащиеся должны уметь:

опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы

Основные термины по разделу:

Основные разделы языка, основные языковые единицы.

Повторение изученного в V–VII классах (8 ч + 2 ч)

Учащиеся должны знать:

функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.

виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);

виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства

условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)

условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными

Учащиеся должны уметь:

разграничивать знаки препинания по их функциям;

пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;

определять вид сложного предложения;

соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;

создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;

правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;

разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;

разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;

правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;

обозначать графически условия выбора орфограмм.

Основные термины по разделу:

Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.

Синтаксис, пунктуация, культура речи (2+3 ч). Словосочетание 3часа

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

Учащиеся должны знать:

основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;

основные признаки синтаксических единиц;

функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);

предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;

соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.

Учащиеся должны уметь:

находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;

разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;

соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;

разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.

Основные термины по разделу:

Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания

Простое предложение (3 ч + 1ч)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Учащиеся должны знать:

виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;

грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;

в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;

основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.

Учащиеся должны уметь:

разграничивать односоставные и двусоставные предложения;

определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);

определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;

выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;

выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;

составлять графическую интонационную схему предложения.

Основные термины по разделу:

Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.

Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.

Главные члены предложения (6 ч + 5 ч)

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Учащиеся должны знать:

способы выражения подлежащего;

способы выражения сказуемого;

правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;

основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;

способы выражения вспомогательного глагола;

основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;

способы выражения именной части;

тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;

правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Учащиеся должны уметь:

находить подлежащее и определять способы его выражения;

определять способы выражения сказуемого;

соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;

согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;

находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;

находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;

разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;

определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;

интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;

употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;

пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;

использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.

Основные термины по разделу:

Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.

Второстепенные члены предложения (8 ч + 4 ч)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Учащиеся должны знать:

виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;

что такое дополнение, основные способы его выражения;

виды дополнений: прямые и косвенные;

способы выражения прямого дополнения

что такое определение;

виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;

способы выражения согласованных и несогласованных определений;

несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства

что такое приложение;

способы выражения приложения;

правила постановки дефиса при приложении;

правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом

что такое обстоятельство, способы его выражения;

виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);

второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия

порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения

Учащиеся должны уметь:

находить в предложении второстепенные члены;

распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;

разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;

использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;

распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;

разграничивать прямое дополнение и подлежащее;

находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;

разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;

распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;

различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;

использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;

обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения;

находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;

использовать приложения в речи;

согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;

находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,

использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;

распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;

находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;

разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;

находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;

ставить вопросы к обстоятельствам условия;

использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;

находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;

производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.

Основные термины по разделу:

Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.

Простые односоставные предложения (12 ч + 5 ч)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Учащиеся должны знать:

грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;

способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);

способы выражения главного члена односоставного предложения;

виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)

что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;

текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.)

что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;

текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках)

что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;

текстообразующую роль неопределенно-личных предложений

что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;

функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)

порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения

Учащиеся должны уметь:

разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;

различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;

распространять нераспространенные односоставные предложения;

распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;

определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);

пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;

использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний

распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;

разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;

пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;

использовать определенно-личные предложения в речи;

распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;

разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;

разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;

находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;

использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;

пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;

различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;

находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;

определять способ выражения их главного члена;

правильно интонировать данные предложения;

производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения

Основные термины по разделу:

Предложение, простое предложение, осложненное предложение.

Простое осложненное предложение(1ч)

Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.

Учащиеся должны знать:

что такое осложненное предложение;

способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)

Учащиеся должны уметь:

определять способ осложнения предложения

Основные термины по разделу:

Предложение, простое предложение, осложненное предложение.

Однородные члены предложения (12ч + 5ч)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Учащиеся должны знать:

что такое однородные члены предложения;

способы выражения однородных членов (все члены предложения),

тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;

функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);

правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;

правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;

что такое однородные и неоднородные определения;

основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;

правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;

функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);

правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;

фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;

правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);

порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;

порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.

Учащиеся должны уметь:

распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,

составлять графические схемы однородных членов;

использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;

находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);

использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;

правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;

использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;

правильно расставлять знаки препинания;

интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;

разграничивать однородные и неоднородные определения;

использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;

распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;

определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;

использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;

разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;

распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);

правильно расставлять знаки препинания при союзе и;

использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;

разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;

определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;

использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;

находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;

интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;

использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;

разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;

производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;

производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Основные термины по разделу:

Предложение, однородные члены предложения.

Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения.

Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения.

Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.

Обобщающие слова, однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения (18ч + 5ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Ораторская речь, ее особенности.

Учащиеся должны знать:

обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;

графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления

виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);

способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);

способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);

правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);

правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания)

правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение)

способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);

правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);

фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);

правила выделения уточняющих членов предложения

порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами

порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами

Учащиеся должны уметь:

интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;

выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;

распространять обособленные члены;

правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;

интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;

находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;

находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;

распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;

объяснять использование тире для выделения приложения;

использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;

распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;

обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;

распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;

обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;

согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;

находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;

находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;

распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;

распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;

объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;

определять их роль в раскрытии авторского замысла;

использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации;

производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;

производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Основные термины по разделу:

Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения.

Обособленные члены предложения: обособленные приложения.

Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства.

Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.

Обращение(2ч + 2ч)

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Текстообразующая роль обращений.

Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Учащиеся должны знать:

какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);

функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);

что такое обращение;

способы выражения обращения;

что такое распространенное обращение;

правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).

Учащиеся должны уметь:

подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);

интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;

обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;

использовать распространенные обращения в речи;

использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;

определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;

распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;

определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;

определять текстообразующую роль обращений.

Основные термины по разделу:

Обращения, знаки препинания при обращениях.

Вводные и вставные конструкции(9ч + 4ч)

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.

Учащиеся должны знать:

что такое вводные слова;

группы вводных слов по значению;

правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);

что такое вводные предложения;

виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);

правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;

частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;

что такое вставные конструкции, их назначение;

правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;

что такое междометие, его назначение;

правила выделения междометий на письме;

порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.

Учащиеся должны уметь:

интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;

разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;

использовать вводные слова разных значений в речи;

обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;

определять текстообразующую роль вводных слов;

распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;

использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах;

распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;

использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;

разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;

употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;

обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;

распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;

употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;

обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;

обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;

распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;

разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;

производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.

Основные термины по разделу:

Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.

Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.

Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.

Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.

Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные.

Авторская пунктуация.

Чужая речь (7 ч + 2ч)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Учащиеся должны знать:

что такое чужая речь;

способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);

структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);

что такое прямая речь;

что такое косвенная речь;

структуру предложений с косвенной речью;

текстообразующую роль предложений с косвенной речью;

структуру предложений с прямой речью;

правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

текстообразующую роль предложений с прямой речью;

что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;

что такое цитата;

способы введения цитаты в авторский текст;

правила пунктуационного оформления цитат;

порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.

Учащиеся должны уметь:

интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;

разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;

распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;

разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;

обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;

заменять прямую речь косвенной;

конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;

обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;

составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;

соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);

выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);

соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;

объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;

пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания;

заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;

определять текстообразующую роль цитаты;

обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;

распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;

вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;

определять текстообразующую роль цитаты;

использовать цитаты в речи;

исправлять речевые недочеты при цитировании;

цитировать стихотворный текст;

использовать цитаты в заданной речевой ситуации;

производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.

Основные термины по разделу:

Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора.

Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.

Повторение и систематизация изученного в VIII классе (5ч + 1 ч)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Учащиеся должны знать:

о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;

первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи

о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;

алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания

содержание понятия «культура речи»;

о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи

о взаимосвязи синтаксиса и орфографии

Учащиеся должны уметь:

производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;

пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;

разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);

правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;

правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;

обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.

Основные термины по разделу:

Синтаксис, пунктуация, культура речи

Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения

Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

Рабочая порграмма по русскому языку (расширенный курс) для 9 класса

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса составлена  на основе федерального компонента Государственногообразовательного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учре...

Рабочая программа по русскому языку (расширенный курс) по УМК Бабайцевой В.В. 6 класс.

Данная рабочая программа составлена к УМК Бабайцевой для расширенного изучения в 6 классе, она рассчитана на 7 часов в неделю, направлена на ислледовательскую и проектную деятельность учащихся, включа...

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение). 9 класс (105 часов) на 2017-2018 уч. год

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе программы Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других....

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение). 6 класс (210 часов) на 2017-2018 уч. год

Рабочая программа разработана на основе программы Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова,Л.А.Тростенцовой и других...

Рабочая программа предмета «Русский язык» за курс основного общего образования 5 – 9 классы

В работе используется  предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2012г.)  Данная программа конкре...

Рабочая программа по русскому языку за курс 9 класса

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основании следующих документов: - Примерная программа основного общего образования по предмету; - Основная образовательная программа о...