Рабочая порграмма по русскому языку (расширенный курс) для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса составлена  на основе федерального компонента Государственного

образовательного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы», авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.Рабочая программа предназначена для обучения русскому языку учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

Данная программа рассчитана на 102 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_rasshirennyy.docx49.65 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Общие сведения о языке 2 часа

Урока

Дата прове

дения

Тема урока

Тип

урока

зун

1

Международное значение русского языка

Урок усвоения нового

Знать основные функции языка в обществе, о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке международного общения, о величии и общепризнанности русского языка.

Уметь составлять конспект текста о международном значении русского языка.

2*

Язык художественной литературы и литературный язык

Урок усвоения нового

Знать отличие литературного языка от языка художественной литературы

 Повторение изученного в 5-8 классах (7+5)

3

Речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог

Урок развития речи

. знать разновидности речевого общения. Уметь вести диалог, владеть основными нормами построения устного высказывания

4

.

 Текст. Стили речи. Средства связи частей текста

Урок развития речи

Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально - бытовые темы, вести диалог.

Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический официально-деловой стили, язык  художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль.

5*

Абзац как пунктуационный знак

Урок усвоения нового

Расширить знания учащихся по теоретическим основам современной русской пунктуации

6*

Комплексный анализ текста. Определение основных средств связи предложений в тексте

комбинированный урок

Знать  основные средства связи предложений в тексте(лексические, морфологические, синтаксические)

7

Простое предложение и его грамматическая основа

Повторение изученного

Знать определение простого предложения, уметь производить полный синтаксический  анализ предложения

8

Повторение. изученного. Предложения с обособленными членами

Повторение изученного

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно читать их, конструировать предложения по схемам

Уметь создавать мини-тексты в соответствии с коммуникативной задачей

9

Повторение.

Предложения с обращениями и вводными словами

Повторение изученного

Уметь выразительно читать предложения с обращениями вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи

10*

Культура речи как раздел лингвистики. Понятие экологии языка

Урок развития речи

Знать основные качества хорошей речи, уметь создавать устное высказывание, отбирать языковые средства

11-12

Сжатое изложение.

(Текст по В.П.Астафьеву)

 Урок развития  речи

Уметь составлять план, определять тип  и стиль речи текста, сжато его излагать, используя приемы компрессии текста.

13*

Орфоэпические нормы

Повторение изученного

Владеть основными правилами произношения, уметь работать со словарем, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм

14*

Трудные случаи  правописания омонимичных частей речи

Повторение изученного

Уметь систематизировать , обобщать знания; подбирать материал, работая с разными источниками, правильно и безошибочно писать, отличать от смешанных языковых явлений

Сложное предложение (1+1)

15

Понятие о сложном предложении.

Комбинированный

Уметь создавать синонимичные конструкции сложных предложений

16*    16*

Сочинение –рассуждение по прочитанному тексту

 Урок развития речи

Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно  по заданной теме в форме рассуждения

Сложносочиненное предложение(7+1)

   17

Сложносочиненное предложение и его особенности. Строение ССП, смысловые отношения в ССП

Урок усвоения нового

Знать грамматические признаки ССП, его строение, основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи,  находить в тексте ССП с общим второстепенным членом

18

Сложносочиненные предложения с соединительными , разделительными и противительными союзами.

Урок усвоения нового

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП

19

Разделительные знаки препинания между частями ССП с общим второстепенным членом

Урок закрепления  изученного

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП, уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом

20

Сжатое изложение.

 Урок развития речи

Уметь составлять план, определять тип  и стиль речи текста, сжато его излагать, используя приемы сжатия  текста

21*

Использование сложносочиненных предложений в художественной речи

Урок-практикум

Уметь находить сложносочиненное предложение в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

22

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение.

Комбинированный

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и ПП с однородными членами, правильно ставить знаки препинания.

  2       23

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Урок контроля

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

24*

Комплексный анализ текста

комбинированный

Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом.

Сложноподчиненные предложения(21+11)

25

Понятие о сложноподчиненном предложении.

Комбинированный

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.

Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП.

26

Место придаточного предложения по отношению к главному.

Комбинированный

Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП.

27*

Сочинение  на лингвистическую тему.

 Урок развития  речи

Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно  по заданной теме в форме рассуждения

28

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном  предложении.

 Урок усвоения  нового

Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи

29*

Стилистические окраска  союзов  и союзных слов

Урок развития речи

Уметь находить стилистические особенности сложных предложений, определять стилистическую функцию союзов

30

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Урок усвоения нового

Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии

с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение,  и задавать от него вопрос.

31*

Рецензия на прочитанное произведение

 Урок развития речи

Уметь создавать рецензию на художественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию

32

Сжатое изложение

Урок развития речи

Уметь составлять план, определять тип  и стиль речи текста, сжато его излагать, используя приемы сжатия  текста

33*

Речевые  и грамматические нормы

Урок развития речи

Знать основные речевые и грамматические нормы, уметь находить и исправлять ошибки

34-35

Сложноподчинен-

ные предложения с придаточными определительными.

Урок усвоения нового

Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными.

Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи.

36*      

Роль СПП с придаточными опредлительными в устной и письменной речи

Урок развития речи

Знать  спецификуСПП с придаточными определительными, их роли в устной и письменной речи; уметь видеть их в текстах художественных произведений, употреблять в своей речи.

37

Сложноподчинен-

ные предложения с придаточными  изъяснительными.

Урок усвоения нового

Знать особенности структуры СПП с придаточными изъяснительными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи.

38*

Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный прием

Урок развития речи

Уметь анализировать художественные тексты,  находить сложные  синтаксические конструкции в тексте

39

Сложноподчинен-

ные предложения с придаточными  обстоятельственными.Сложноподчиненные предложения с придаточными  места и времени.

Урок усвоения нового

Знать виды обстоятельственных придаточных, особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь опознавать их по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов,  производить синонимическую замену простых и сложных предложений, определять место придаточного предложения по отношению к главному, производить пунктуационный разбор, использовать в речи,

40

Сложноподчинен-

ные предложения с придаточными  причины, следствия, условия.

Урок усвоения нового

Знать виды обстоятельственных придаточных, особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь опознавать их по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов,  производить синонимическую замену простых и сложных предложений, определять место придаточного предложения по отношению к главному, производить пунктуационный разбор, использовать в речи,

  41     41

Сложноподчинен-

ные предложения с придаточными  уступки и цели.

Урок усвоения новых знаний

Знать виды обстоятельственных придаточных, особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь опознавать их по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов,  производить синонимическую замену простых и сложных предложений, определять место придаточного предложения по отношению к главному, производить пунктуационный разбор, использовать в речи,

42*     42*

Комплексный анализ текст.

Комбинированный

Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом.

43-

 44

Сложноподчинен-

ные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

Комбинированный

Знать виды обстоятельственных придаточных, особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь опознавать их по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов,  производить синонимическую замену простых и сложных предложений, определять место придаточного предложения по отношению к главному, производить пунктуационный разбор, использовать в речи,

  45-46

Контрольный диктант и его анализ

Урок контроля

Знать определение придаточных, уметь находить их в тексте

47*

Сочинение на лингвистическую тему

 Урок развития речи

Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно  по заданной теме в форме рассуждения

48

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Урок усвоения нового

Знать виды подчинения придаточных частей в СПП  с несколькими придаточными. Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор

49

Происхождение псевдонимов (на основе рассказа Тэффи  «Псевдоним» (упр.175)

 Урок развития речи

Понимать текст рассказа Теффи, уметь адекватно понимать информацию письменного сообщения , использовать цитаты как средство передачи чужой речи.

50

Синтаксический разбор сложноподчинен-

ного предложения. Пунктуационный  разбор сложноподчинен-

ного предложения.

Обобщение изученного материала

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка

51*

Недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Урок развития речи

Уметь соблюдать синтаксические нормы

52

Сжатое изложение

 Урок развития  речи

Уметь понимать информацию публицистической статьи,  воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов

53

Повторение по теме

«Сложноподчинен-

ные предложения».

Урок систематизации и обобщения материала

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка.

54*

Комплексный анализ текста: сложное предложение

Урок систематизации и обобщения материала

Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом.

55 -    55

Зачётная работа по теме «Сложноподчинённые предложения»

Урок контроля

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП , конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять.

57*    56*

Синонимическая замена сложносочиненных и сложноподчиненных предложений

Урок повторения

Уметь различать ССП и СПП , производить синтаксическую замену

Бессоюзные сложные  предложения(19+9)

57

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении.

Комбинированный

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметь опознавать их в тексте, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

58

Бессоюзные сложные предложения  со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Урок усвоения  нового

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметь опознавать их в тексте, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

60*59

Сжатое изложение

 Урок развития  речи

Уметь составлять план, определять тип  и стиль речи текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения).

60

Бессоюзные сложные предложения  со значением  причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении,

Урок усвоения  нового

Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

61

Бессоюзные сложные предложения  со значением  противопоставления ,времени ,условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Урок усвоения  нового

Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

63-  62-63

Сочинение-отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (из серии «Волга-русская река»)

 Урок развития речи

Знать отличительные особенности отзыва как жанра.

Уметь отбирать  материал в соответствии с учебной задачей, создавать текст в жанре отзыва по картине.

6       64-65

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.

Повторение, обобщение изученного материала

Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки

с запятой, двоеточия и тире в БСП, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

   66*

Сложные многокомпонентные  предложения. Период

Урок усвоения нового

Знать типы многокомпонентных предложений, познакомиться особой синтаксической конструкцией

   67*

Роль бессоюзных сложных предложений в художественной речи

Урок развития речи

 Понимать  роль этих конструкций в художественной речи

   68

Сжатое изложение

Урок развития речи

Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы

69*

Период как  поэтическое средство художественного текста

Урок усвоения нового

Уметь анализировать поэтические тексты, уметь находить в текстах многокомпонентные прдложения, определять их роль

  70*

Морфологические нормы. Употребление форм существительных

Урок развития речи

Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения морфологических норм, соблюдать нормы потребления форм слов

71

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «БСП»

Урок контроля

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

72

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Комбинированный

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь анализировать ошибки , допущенные в работе, выполнять работу над ошибками с графическим объяснением орфограмм и пунктограмм.

73*

Сочинение на лингвистическую тему

Урок развития речи

74

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи  в сложных предложениях .

комбинированный

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях

7     75-76

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Изучение нового материала

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи

7   77-78

Синтаксический и пунктуационный разбор  сложного предложения с различными видами связи.

Обобщение изученного материала

Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно, пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию.

 79*

Использование изобразительных  средств синтаксиса

 Урок развития речи

Уметь анализировать художественные тексты, находить инверсию, параллелизм, антитезу и т.д.

80

Публичная речь.

 Урок развития  речи

Знать требования к композиции публичного выступления, понимать цель выступления, роль заключения, уметь выбирать наиболее эффективные из вариантов выступлений и заключений в зависимости от типа речи и избранного жанра, владеть способами изложения материала, аргументировано отстаивать свою позицию.

81*

Нормы сочетания слов

Урок повторения

Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов

8  82-83

Повторение изученного по теме «СПП с различными видами связи»

Повторение и обобщение изученного материала

Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно, пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию.

84

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Урок контроля

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС по теме.

85*

Морфологические нормы. Употребление форм прилагательных и местоимений

Урок повторения

Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения морфологических норм, соблюдать нормы потребления форм слов

Повторение пройденного в 5-9 классах(13+5)

86

Фонетика и графика.

Повторение  и систематизация изученного материала

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы.

Уметь применять знания

по фонетике в практике правописания и говорения.

87*

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

Урок развития речи

Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно  по заданной теме в форме рассуждения

88

Лексикология и фразеология.

Повторение  и  систематизация изученного материала

Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, производить синонимическую замену, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.

89

Морфемика и словообразование

Повторение и систематизация изученного материала

Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания

90

Морфологические нормы. Употребление форм глагола

Урок развития речи

Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения морфологических норм, соблюдать нормы потребления форм слов

91-  91-92

Морфология.

Повторение и

систематизация изученного материала

Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания

по морфологии в практике правописания

       93

Синтаксис

Повторение и систематизация изученного материала

Знать опознавательные  признаки  предложения, главные и второстепенные члены предложения,  односоставные предложения, однородные и обособленные члены

предложения, обращения

и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления

в речи.

       94-     9  6  95*

Синтаксические нормы

Урок развития речи

Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы

       96

Сжатое изложение.

Развитие речи

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта.

        97

Орфография. Пунктуация.

Повторение изученного материала

Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде устного рассуждения, письменно объяснять с помощью графических символов, правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложении

98*

Стилистические возможности знаков препинания и сочетание знаков препинания

Урок усвоения нового

Понимать принципы русской пунктуации, функции знаков препинания

99*

Факультативные знаки препинания

Урок усвоения нового

Знать с особенности русской пунктуации: синонимия  и многофункциональность знаков препинания и варианты их постановки в тексте, а также роль факультативных знаков в художественном произведении.

  100*

Употребление кавычек

Комбинированный

Знать  трудные случаи пунктуации : употребления кавычек

101

Контрольный диктант

Урок контроля

102

Анализ диктанта

Урок работы над ошибками

  Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса составлена  на основе федерального компонента Государственного

образовательного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы», авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.Рабочая программа предназначена для обучения русскому языку учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

Данная программа рассчитана на 102 часа. Дополнительные 34 часа использованы:

- на углубленное изучение тем: «Сложноподчиненные предложения», «Бессоюзные предложения»;

- на уроки развития речи;

-на уроки по стилистике и культуре речи;

- на повторение наиболее трудных  случаев орфографии и пунктуации с целью подготовки к государственной итоговой аттестации.

      Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; критерии оценивания работы учащихся, перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению  языку:

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

 -интеллектуальные  (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),  

-информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Требования к уровню подготовки выпускников за курс  основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать  изученные разделы науки о языке;

смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь  объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

адекватно понимать информацию устного сообщения;

читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

 

Перечень учебно-методического обеспечения.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение»,2010 г.
  2. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
  3. Словари и энциклопедии по русскому языку
  4. ГИА-2012. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова – М.: Астрель, 2013.
  5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012/ ФИПИ авторы-составители: Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. – М.: Интеллект-Центр, 2011.
  6. ГИА 2012. Русский язык. Типовые тестовые задания по русскому языку. Егораева Г.Т. Издательство: Экзамен, 2013.

Мультимедийные пособия.

        1.«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

2.1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

3.Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

4.Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

5.Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

6.Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.  

7.Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентовВозраст: 5 – 11 классы.

раздел

Количество часов по планированию

Общие сведения о языке

2

Повторение пройденного  5-8 классах

5+6

Сложное предложение. Культура речи

1+1

Сложносочиненные предложения

                       7+1

Сложноподчиненные предложения

22+10

Бессоюзные  сложные предложения. Сложные предложения с различными видами связи

19+9

Систематизация и обобщение изученного

14+6

Количество контрольных уроков и уроков развития речи

Диктанты

Сочинения

Изложения

5

6

7

13

Всего

Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы.

Протокол №1 от  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

Рабочая программа по русскому языку(расширенный курс) для 8 класса

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса составлена  на основе федерального компонента Государственногообразовательного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учре...

Рабочая программа по русскому языку (расширенный курс) по УМК Бабайцевой В.В. 6 класс.

Данная рабочая программа составлена к УМК Бабайцевой для расширенного изучения в 6 классе, она рассчитана на 7 часов в неделю, направлена на ислледовательскую и проектную деятельность учащихся, включа...

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение). 9 класс (105 часов) на 2017-2018 уч. год

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе программы Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других....

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение). 6 класс (210 часов) на 2017-2018 уч. год

Рабочая программа разработана на основе программы Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова,Л.А.Тростенцовой и других...

Рабочая программа предмета «Русский язык» за курс основного общего образования 5 – 9 классы

В работе используется  предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2012г.)  Данная программа конкре...

Рабочая программа по русскому языку за курс 9 класса

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основании следующих документов: - Примерная программа основного общего образования по предмету; - Основная образовательная программа о...