Элективный курс по русскому языку в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа по элективному курсу "Теория и практика сочинений разных жанров" Курс разработан с целью научить обучающихся 9 класса осознавать содержание темы и основную мысль сочинения, помочь детям создавать тексты сочинений различных жанров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса по русскому языку. 9 класс. | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ- средняя общеобразовательная школа с. Минаевки
Асиновского района Томской области
Элективный курс по русскому языку
«Теория и практика сочинений
разных жанров»
(9 класс. 17 часов)
Учитель русского языка и литературы
Маслова Т. В.
Пояснительная записка
Сочинение- не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
В современной школе многие учащиеся не любят писать сочинения, потому что они «очень трудны», «неинтересны» им, а главное, не пригодятся в будущем. Вместе с тем сочинение- это тот вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху глобальных коммуникаций.
Очевидным является то, обучение созданию рецензии, отзыва, интервью или эссе- речевых жанров, представляющих собою особую группу вторичных текстов, имеющих критическую направленность, - есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников ради самой этой компетенции, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее её интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор; развивающее самостоятельность, инициативность; готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров (отзывов, рецензий, репортажей, эссе) активизирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников.
Цели курса:
- Научить учащихся осознавать содержание темы и основную мысль
сочинения.
- Развивать способности учащихся к творческой деятельности.
Задачи курса:
- Научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и
осмысливать информацию.
- Формировать творческое воображение, образное мышление
подростков.
3. Воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать
и оценивать мастерство писателя.
4. Совершенствовать речевую культуру учащихся
5. Развивать коммуникативность обучающихся.
Прослушав элективный курс, школьники должны знать:
- Особенности жанров сочинений.
уметь:
- формировать основную мысль сочинения
- собирать и осмысливать информацию
- создавать тексты сочинений разных жанров
Планирование курса
Занятие 1. Как писать сочинение на литературную тему. Постановка вопроса или проблемы (вступление к сочинению). Развёртывание идеи сочинения (основная часть), доказательность, последовательность, вывод (заключение).
Занятие 2-3. Жанр путешествия. Истории одного путешествия. Н. Карамзин «Письма русского путешественника»
Составление сообщения об одной из стаций путешествия. Составить рассказ- сообщение о своём путешествии на каникулах, используя выразительные средства.
Путевые заметки. Путевые зарисовки.
Занятие 4-5. Портретный очерк. Понятие очерка. Требования, предъявляемые к очерку. Написание очерка.
Занятие 6. Сравнительная характеристика. Сравнение людей, литературных героев, предметов. Составление сравнительной характеристики на тему: «Гринёв и Швабрин»
Занятие 7. Отзыв. Элементы анализа литературного произведения. Рецензия. Цель отзыва: поделиться впечатлениями о книге, привлечь внимание к книге, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки героев.
Занятие 8-9. Интервью. Беседа. Репортаж. Диалог. Практическая работа. Интервью с Григорием Александровичем Печориным.
Занятие 10-11. Репортаж. Информационная заметка. Воссоздание картины происшедшего, рассказ о том, как протекало событие. Фоторепортаж, радио- и телерепортаж. Пресс- конференции, консилиумы. Конгрессы, съезды.
Занятие 12-13. Анализ эпизода как микроструктуры.
Занятие 14-15. Статья в газету. Заметка. Рассуждение проблемного характера. Общественно- политическая лексика, риторические вопросы.
Занятие 16. Юмористический рассказ. Отношение к объекту осмеяния, оценивание, уровень культуры. Комическая ситуация или смешное недоразумение.
Занятие 17. Контрольное занятие. Написание творческой работы по выбору учащегося.
№ | Наименование темы | Кол- во часов | Сроки |
1 | Сочинение на литературную тему | 1 | |
2-3 | Жанр путешествия. Путевые заметки. Путевые зарисовки. | 2 | |
4-5 | Портретный очерк. | 2 | |
6 | Сравнительная характеристика. | 1 | |
7 | Отзыв. | 1 | |
8-9 | Интервью. | 2 | |
10-11 | Репортаж. | 2 | |
12-13 | Анализ эпизода как микроструктура. | 2 | |
14-15 | Статья в газету. | 2 | |
16 | Юмористический рассказ. | 1 | |
17 | Контрольное занятие. Написание творческой работы. | 1 |
Литература:
- В.А. Борисова, М.Я. Мишлимович «Сочинения на литературную тему в старших классах», М., Просвещение, 1978.
- С.М. Брызгалова, С.Р. Романова «Из опыта обучения написанию сочинения», Методическое пособие, Якутск, 2003.
- Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова «Развивайте дар слова», Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров», М., Просвещение, 1990.Н. П. Морозова «Учимся писать сочинеие», М., Просвещение, 1987
- .Русский язык. Тесты, Методические рекомендации для подготовки к вступительному тестовому экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ. Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
ГИА – это новая форма итогового контроля, определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Элективный курс по русскому языку 10 класс "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для проведения элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» С.И. Львовой, В.В. Львова в 10- классе и рассчитана на 35часов...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...
Элективный курс по русскому языку, 10 класс «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Элективный курс по русскому языку, 10 класс «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ». Для подготовки к ЕГЭ...