Диагностические работы для 11 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Входная диагностическая работа для 11 класса (5 вариантов)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
ВАРИАНТ №1.
Прочитайте текст и выполните задания A9–A10.
(1)… (2)Тогда почти двумя третями Франции и всей Англией владела династия Плантагенетов. (3) Языком английского королевского двора оказался старофранцузский, на нем и были созданы первые рыцарские романы. (4)Вначале их писали в стихах и хранили в виде богато иллюстрированных манускриптов. (5)Рукописи эти читали вслух в покоях замков: там всегда находился какой-нибудь книжник – как правило, священнослужитель. (6) … и сами хозяева, а особенно хозяйки замков нередко были грамотными.
А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1 их писали и хранили (предложение 4)
2 рукописи читали (предложение 5)
3 книжник находился (предложение 5)
4 романы были (предложение 3)
А10. Укажите верную характеристику третьего предложения текста.
1 сложное бессоюзное
2 сложноподчинённое
3 простое с однородными членами
4 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо.
1 Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая не нужна.
2 Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна.
3 Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая нужна.
4 Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая нужна.
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1 Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью.
2 Гости выпили еще по стакану встали из-за стола и простились с Пугачевым.
3 Где-то слышится пение ранней птицы да шуршание какой-то ветлы.
4 Гром уже грохотал и впереди и справа и слева.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Все в нем нравилось Арбузову: веселый характер, щедрость, утонченная деликатность, выдающаяся даже среди артистов, которые вне манежа – допускающего по традиции некоторую жестокость в обращении – отличаются обыкновенно джентльменской вежливостью.
1 Обобщающее слово стоит перед однородными членами
2 Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, поясняет содержание первой части
3 Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части
4 Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Прочитайте текст и выполните задания B1–B8.
(1)…Его звали Костей. (2) Я не помню, чтобы этот мой первый друг хотя бы когда-нибудь рассердился, – он вечно был весел и всегда улыбался. (3) Милый Костя! (4) Его давно нет на свете, и я вспоминаю о нем с особенной любовью, как о родном и таком близком человеке, которого не можешь отделить от самого себя.
(5) В детской дружбе заложена какая-то таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. (6) Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. (7) Моя встреча с Костей окрасила не только мое детство, но и юность дорогими впечатлениями и первым дорогим опытом. (8) С ним вместе мы начали самостоятельную жизнь… (9) Вместе с Костей же явилась и новая книга.
(10) – У меня отец всё романы читает, – рассказывал Костя, коверкая ударение. – (11) И чем страшнее, тем лучше для него. (12) Хочешь, почитаем вместе? (13) Есть "Черный ящик", "Таинственный монах", "Шапка юродивого, или Трилиственник".
(14) Я, конечно, согласился с величайшим удовольствием.
(15) Отец Кости имел привычку перечитывать свои любимые "романы" по нескольку раз, и книги имели очень подержанный вид, а некоторые листы были точно изжеваны теленком…
(16) – Люблю почитать романы, – говорил отец Кости. – (17) Только я по-своему читаю... (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет. (19) Я сперва прочитаю конец романа, если все благополучно кончилось, ну, тогда я уж с начала за него примусь. (20) Учен я довольно... (21) Прежде, бывало, читаешь-читаешь, а до конца дочитал, – глядь, либо кого убили, либо кто умер. (22) Нет, покорно благодарю!.. (23) Я и без сочинителя знаю отлично, что все мы помрем. (24) Мало ли горя кругом, а тут еще в книге его вычитывай...
(25) Его звали Романом Родионычем. (26) Это был человек маленького роста, с большой кудрявой головой. (27) Он тоже вечно улыбался, как и Костя, – это была фамильная черта. (28) Роман Родионыч был заводским служащим и занимал должность запасчика, то есть заведовал амбарами с хлебом, овсом и разными другими материалами, как сальные свечи, веревки, кожи и проч. (29) Наш завод хотя и был небольшой, но служащих было достаточно. (30) Они все были из крепостных и образование получили в заводской школе. (31) Дальнейшее образование шло "своим умом" и почерпалось главным образом из случайно попадавшихся под руки книг.
(32) Мы сейчас слишком привыкли к книге, чтобы хотя приблизительно оценить ту громадную силу, которую она представляет. (33) Важнее всего то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далекое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги… (34) Я сравнил бы эти странствующие книги с перелетными птицами, которые приносят с собой духовную весну. (35) Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эти книги по необъятному простору Руси, неустанно сея "разумное, доброе, вечное". (36) Да, сейчас легко устроить домашнюю библиотеку из лучших авторов, особенно благодаря иллюстрированным изданиям; но книга пробивала себе дорогу в самую глухую пору, в доброе старое время ассигнаций, сальных свечей и всякого движения родным "гужом". (37) Здесь нельзя не помянуть добрым словом старинного офеню-книгоношу, который, как вода, проникал в каждую скважину. (38) Для нас, детей, его появление в доме являлось настоящим праздником. (39) Он же руководил и выбором книг и давал, в случае нужды, необходимые объяснения.
(40) Один из таких офеней лично мне невольно доставил большое огорчение. (41) Как все дети, я очень любил рисовать, а у него в коробе среди других сокровищ оказался атлас для самообучения рисованию. (42) Вся беда была в том, что он стоил целых два рубля, – сумма, по тогдашнему счету и по нашему бюджету, громадная…
(43)– Нет, не могу, – заявил отец. – (44) Если рубль, то еще можно, а двух рублей нет.
(45) Я отлично понимал, что значит слово "нет", и не настаивал. (46) Так атлас и ушел в коробе офени к другому, более счастливому покупателю, а мне его жаль даже сейчас. (47) Уж очень хотелось учиться рисовать, а учиться было не по чему.
(По Д. Мамину-Сибиряку*)
*Д. Мамин-Сибиряк (1852 – 1912) – русский прозаик и драматург.
В1. Из предложений 17–18 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 30–31 выпишите относительное прилагательное.
В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЕГО ПОЯВЛЕНИЕ (предложение 38).
В4. Среди предложений 34–37 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите через запятую номера этих предложений.
В5. Среди предложений 37–38 найдите предложение, осложнённое обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
В6.Среди предложений 34–37 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого сложного предложения.
В7.Среди предложений 31–33 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Цифры при перечислении отделяйте запятыми.
Рассказы писателей о книгах, которые пробудили страсть к чтению в детские годы и способствовали формированию личности, – особая тема русской мемуарной литературы. Первые книги детства во многом предопределяют жизненный путь человека. Память о них драгоценна, как и память о первых друзьях – товарищах по чтению. В таких рассказах повествование ведется в особом – эмоционально приподнятом – тоне. Достигается это с помощью _______ («служат точно путеводными маяками» – предложение 6, «точно изжеваны теленком» – предложение 15, «как вода» – предложение 37), ________ (предложения 33, 35), ________ (предложения 3, 22). С особым чувством вводятся в повествование «живые» слова о книгах – отклики не искушенных в литературе читателей. _______ («романы», «сперва», «примусь», «бывало», «глядь», «покорно благодарю», «помрем» – предложения 16-24) помогает ярче и точнее изобразить ту социальную среду, которая формировала типичных читателей эпохи.
Список терминов:
1. сравнение
2. метафора
3. гипербола
4. просторечная лексика
5. восклицательные предложения
6. лексический повтор
7. противопоставление
8. эпитеты
9. контекстные синонимы
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
ВАРИАНТ №2.
Прочитайте текст и выполните задания A9–A10.
(1)…(2)Действительно, под напором турок и австрийцев она растеряла значительную часть своих владений, а открытие Америки подорвало ее экономическую мощь. (3)… Венеция по-прежнему оставалась второй – после Парижа – культурной столицей Европы, куда съезжались литературные, сценические и светские знаменитости, прославленные красавицы, авантюристы, путешественники, ученые и любители искусства. (4)В городе существовало семь театров. (5)В многочисленных кафе велись литературные беседы и обсуждались последние новости. (6)Четыре музыкальные школы обучали монастырских воспитанниц.
А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1 растеряла часть (предложение 2)
2 Венеция оставалась (предложение 3)
3 семь театров существовало (предложение 4)
4 школы обучали воспитанниц (предложение 6)
А10. Укажите верную характеристику третьего предложения текста.
1 сложное бессоюзное
2 сложноподчинённое
3 простое с однородными членами
4 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
В июне 1812 года Грибоедов окончил университет и должен был сдавать экзамены на звание доктора права.
1 Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна.
2 Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом «и» не нужна.
3 Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом «и» нужна.
4 Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом «и» нужна.
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1 Огонек в башне светился ровным красноватым светом.
2 Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но даже и приятною.
3 Море вечно и неумолчно шумит и плещется.
4 Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
На последние деньги купили самое необходимое: непромокаемые охотничьи спички на парафине, английского пороху в плотно закрытой жестянке, дроби разного калибра.
1 Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
2 Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3 Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
4 Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Прочитайте текст и выполните задания B1–B8.
(1) В тринадцать лет я впервые прочел "Анну Каренину". (2) Война подкатила к самому Туапсе. (3) Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра. (4) Мы наняли комнату у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи. (5) В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике.
(6) Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7) Это видно из того, что я был
потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги. (8) Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9) И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10) Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! (11) Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной. (12) К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти. (13) Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть.
(14) Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с "Анной Карениной". (15) Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16) Мелкие деревенские ручьи, где невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (17) И вот, может быть, поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18) Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким-то образом возникло ощущение моря. (20) Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. (21) Хотелось к ним. (22) Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23) Это был роман-дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал. (24) Читаешь "Войну и мир", и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара. (25) Полный лад с собственной совестью, семьей, народом. (26) И это счастье передается читателю. (27) И что нам каторжные черновики! (28) Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом Толстого. (29) Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю
кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30) На самом деле он ни черта о нем не знает. (31) Наполеон -- мировоззренческий враг Толстого. (32) По Толстому, обновить человечество можно, только если человек, сам себя воспитывая, освободит себя изнутри. (33) Именно этим Толстой и занимался всю жизнь. (34) По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать человечество.
(35) И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36) Поэтому, по Толстому, Наполеон -- это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37) Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для
отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен. (38) Он боится этим самым его перетончить. (39) По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40) В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41) Словно предчувствуя трагические
события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов.
(По Фазилю Искандеру*)
*Фазиль Искандер (р. 1929) – русский писатель.
В1. Из предложений 18–19 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 16–17 выпишите частицы.
В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании АППЕТИТНО КОСИТ (предложение 22).
В4. Среди предложений 1–7 найдите сложные, в состав которых входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номера этих сложных предложений.
В5. Среди предложений 5–10 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 23–30 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное определительное. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 18–23 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Цифры при перечислении отделяйте запятыми.
Стиль Фазиля Искандера всегда легко узнать: у какого еще писателя встретишь такое сочетание невероятной простоты с внезапной книжной изысканностью. Настойчивые ______ («хотелось» в предложениях 21-22, «по Толстому», «Толстой», «Наполеон» в предложениях 28-40) могут даже показаться свидетельством бедности словаря. Но на этом фоне ярко вспыхивают _____ ( «траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной» в предложении 11, «книгу, под которой не мог нащупать дна» в предложении 18), появляется _____ и сопровождается забавной игрой слов ( предложение 13). А восторг перед мощным даром Толстого передается таким синтаксическим средством, как _____ (предложение 27).
Список терминов:
1. восклицательное предложение
2. метафора
3. гипербола
4. фразеологизм
5. парцелляция
6. лексический повтор
7. противопоставление
8. эпитеты
9. контекстные синонимы
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
ВАРИАНТ №3.
Прочитайте текст и выполните задания A9–A10.
(1)… (2) Он относится к так называемому животному эпосу. (3) Главный источник книги – сказки о животных. (4)Многие сюжеты таких сказок называют бродячими, потому что они встречаются у большинства индоевропейских народов. (5) … русскому читателю хорошо знакомы истории о том, как лисица выманила сыр у вороны, как воровала рыбу, прикинувшись мертвой, и как волк из-за нее примерз ко льду и лишился хвоста. (6) Эти и другие проделки лисы занимают достойное место и в старофранцузском животном эпосе.
А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1 источник - сказки (предложение 3)
2 сюжеты называют (предложение 4)
3 истории хорошо знакомы (предложение 5)
4 волк примерз (предложение 5)
А10. Укажите верную характеристику пятого предложения текста.
1 сложное бессоюзное
2 сложноподчинённое
3 простое с однородными членами
4 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Воздух свеж ( ) и на полянке уже не так жарко.
1 Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2 Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3 Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4 Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1 Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат.
2 Теперь уже деревья не заслоняли простора и позволяли видеть небо и даль.
3 И старшие и мы сами страшно испугались и пришли в смятение.
4 И в этот самый момент к эшафоту подъехал царский адъютант и остановил расстрел.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Но среди манящей глаз природы Крыма сердце Васильева тосковало по родным местам: по зелёным лугам, по разбитым просёлочным дорогам, по рыжим осенним перелескам.
1 Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
2 Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3 Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4 Первая часть сложного бессоюзного предложения содержит условие того, о чем говорится во второй части.
Прочитайте текст и выполните задания B1–B8.
(1) Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. (2) О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. (3) Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. (4) Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. (5) Гвардия уже вышла из Петербурга 10-го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
(6) У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. (7) С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. (8) Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
(9) Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. (10) Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. (11) Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. (12) Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. (13) Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
(14) «Очень, очень вам благодарен, ma chère или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сhèrе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. (15) Смотрите же, приезжайте обедать. (16) Вы меня обидите, mon cher. (17) Душевно прошу вас от всего семейства, ma chère». (18) Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково-крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. (19) Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной. (20) Придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать.
(21) Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, — говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. — Главное — сервировка. То-то…» (22) И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
(По Л. Толстому*)
*Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – великий русский писатель.
В1. Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 3–4 выпишите определительное местоимение.
В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ПРОВОЖАЛ ГОСТЕЙ (предложение 13).
В4. Среди предложений 1–5 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 6–10 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 1–5 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 6–13 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного и притяжательного местоимений. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Цифры при перечислении отделяйте запятыми.
В предлагаемом фрагменте из знаменитой книги Л. Толстой знакомит нас с семейством, которому будет отведена очень важная роль в дальнейшем повествовании. Для обстоятельного рассказа о том, как выглядят и ведут себя члены семьи Ростовых и их гости, Толстой почти в каждом предложении использует ________, которые становятся синтаксическими средствами выразительности (например, в предложениях 9 – 13) , как и ___________, необходимые для описания повторяющихся действий главы семьи и слуг, озабоченных приемом гостей и приготовлениями к пиршеству (предложения 20 - 21). Для речи хозяина дома характерны ласковые _____ на русском и французском языках. Охарактеризованы упоминающиеся и действующие персонажи с помощью __________, то иронических («обожаемый Боренька», предложение 4), то ласково-насмешливых («полное веселое лицо» - в предложении 18, «очень дурной, но самоуверенный французский язык» в предложении 20).
Список терминов:
1. ряды однородных членов
2. метафора
3. гипербола
4. профессиональная лексика
5. обособленные определения и обстоятельства
6. лексический повтор
7. противопоставление
8. эпитеты
9. обращения
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
ВАРИАНТ №4.
Прочитайте текст и выполните задания A9–A10.
(1)… (2) Но жизнь складывается так, что по-настоящему развить способность к творчеству удается немногим. (3) В школе от ученика ждут не творческого, оригинального, а лишь «правильного» ответа. (4)На производстве работник, как правило, должен выполнять определенные, заранее предписанные обязанности. (5)… сам человек часто боится собственных неожиданных, нестандартных решений, поскольку они всегда связаны с риском ошибиться и оказаться предметом насмешек окружающих. (6)Многие психологи убеждены, что если избавить человека от внешних и внутренних барьеров, от страхов и стереотипов, то в нем проявится творческое начало.
А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1 ждут ответа (предложение 3)
2 работник должен выполнять (предложение 4)
3 ошибиться и оказаться (предложение 5)
4 избавить человека (предложение 6)
А10. Укажите верную характеристику пятого предложения текста.
1 сложное бессоюзное
2 сложноподчинённое
3 простое с однородными членами
4 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Маленькие белые тучки выстилали луне дорогу легкой прозрачной тканью и расступались перед ней.
1 Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна.
2 Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом И нужна.
3 Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
4 Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом И не нужна.
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1 Печальные леса утонули в земном мраке и увлекли за собою и тусклые лезвия рек.
2 Неправдой свет пройдешь да назад не воротишься.
3 Черкешенка тропой тенистой приносит пленнику вино кумыс и ульев сот душистый и белоснежное пшено.
4 Во время частых зимних штормов в порту ревели басами океанские пароходы и скрипело от ветра окно.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Всё в этом человеке привлекало взгляд: печальные и мудрые глаза, большой лоб, душевная сила, проявлявшаяся и в лице его, и в спокойных, сдержанных движениях.
1 Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
2 Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3 Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4 Первая часть сложного бессоюзного предложения содержит условие того, о чем говорится во второй части.
Прочитайте текст и выполните задания B1–B8.
(1)Уезжая ранним утром домой я дал себе слово, что вечером обязательно вернусь на работу. (2)И все шло хорошо до того момента, когда я, покончив с суетой, забежал на исходе дня в детский сад за дочерью. (3)Дочь мне очень обрадовалась. (4)Она спускалась по лестнице и, увидев меня, вся встрепенулась, обмерла, вцепившись ручонкой в поручень, но то была моя дочь: она не рванулась ко мне, не заторопилась, а, быстро овладев собой, с нарочитой сдержанностью и неторопливостью подошла и нехотя дала себя обнять. (5)В ней выказывался характер, но я-то видел сквозь этот врожденный, но не затвердевший еще характер, каких усилий стоит ей сдерживаться и не кинуться мне на шею.
(6)— Приехал? — по-взрослому спросила она и, часто взглядывая на меня, стала торопливо одеваться.
(7)До дому было слишком близко, чтобы прогуляться, и мы мимо дома прошли на набережную. (8)Погода для конца сентября стояла совсем летняя, теплая. (9)В ту пору и на улицах было хорошо, а здесь, на набережной возле реки, тем более: тревожная и умиротворяющая власть вечного движения воды, тихие голоса, теплая, так располагающая к согласию, осиянность вечереющего дня.
(10)Мы гуляли, наверное, с час, и дочь против обыкновения почти не вынимала своей ручонки из моей руки, выдергивая ее лишь для того, чтобы показать что-то или изобразить, когда без рук не обойтись, и тут же всовывала обратно. (11)Я не мог не оценить этого: значит, и верно соскучилась.
(12)Дочь расщебеталась, разговорилась, рассказывая о садике. (13)Мне между тем подступало время собираться, и я сказал дочери, что нам пора домой.
(14)— Нет, давай еще погуляем...
(15)— Пора,— повторил я.(16)— Мне сегодня уезжать обратно.
(17)Ее ручонка дрогнула в моей руке. (18)Дочь не сказала, а пропела:
— А ты не уезжай сегодня.(19)— И добавила как окончательно решенное: — Вот.
(20)Тут бы мне и дрогнуть: это была не просто просьба, каких у детей на каждом шагу,— нет, это была мольба, высказанная сдержанно, с достоинством, но всем существом, осторожно искавшим своего законного на меня права, не знающего и не желающего знать принятых в жизни правил. (21)Вздохнув, я вспомнил данное себе утром слово и уперся:
— Понимаешь, надо. (22)Не могу.
(23)Дочь послушно дала повернуть себя к дому, перевести через улицу и вырвалась, убежала вперед. (24)Она не дождалась меня и у подъезда, как всегда в таких случаях бывало; когда я поднялся в квартиру, она уже занималась чем-то в своем углу. (25)Я стал собирать рюкзак, то и дело подходя к дочери, заговаривая с ней; она замкнулась и отвечала натянуто. (26)Всё — больше она уже не была со мной, она ушла в себя, и чем больше пытался бы я приблизиться к ней, тем дальше бы она отстранялась. (27)Жена, догадываясь, что произошло, предложила самое в этом случае разумное:
— Можно первым утренним уехать. (28)К девяти часам там.
(29)— Нет, не можно.(30)— Я разозлился оттого, что это действительно было разумно.
(31)У меня оставалась еще надежда на прощание. (32)Так уж принято среди нас: что бы ни было, а при прощании, даже самом обыденном и неопасном, будь добр оставить все обиды, правые и неправые, за спиной и проститься с необремененной душой. (33)Я собрался и подозвал дочь.
(34)— До свидания.
(35)— До свидания,— отводя глаза, сказала она как-то безразлично и ловко, голосом, который ей рано было иметь.
(36)Будто нарочно, сразу подошел трамвай, и я приехал на станцию за двадцать минут до автобуса. (37)А ведь мог бы эти двадцать минут погулять с дочерью, их бы, наверное, хватило, чтобы она не заметила спешки и ничего бы между нами не случилось.
(По В. Распутину*)
*Валентин Григорьевич Распутин (род. в 1937 г.) – русский писатель.
В1. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 27-28 выпишите относительное местоимение.
В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НАДЕЖДА НА ПРОЩАНИЕ (предложение 31)
В4. Среди предложений 12-19 найдите односоставное определенно-личное. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 11-18 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 8-12 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное цели. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 6-10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Цифры при перечислении отделяйте запятыми.
Герой рассказа В. Распутина неожиданно замечает, как «по-взрослому» ведёт себя его маленькая дочь, какие сложные эмоции она испытывает при встрече с ним. Это подчёркивается использованием такого тропа, как_________________ («обмерла» в предложении 4, «расщебеталась» в предложении 12). Девочка искренне рада возможности побыть с отцом как можно дольше. Особенно выразительно чувства ребёнка передаёт ___________________________(«не сказала, а пропела» в предложении 18). Остроту переживания встречи и расставания раскрывают ____________________ («кинуться мне на шею» в предложении 4, «ушла в себя» в предложении 26). Раздражённость и сомнения героя передаются с помощью ________________________________ («упёрся» в предложении 21).
Список терминов:
1. метафора
2. парцелляция
3. фразеологизмы
4. разговорная лексика
5. восклицательные предложения
6. лексический повтор
7. противопоставление
8. эпитеты
9. ряды однородных членов
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
ВАРИАНТ №5.
Прочитайте текст и выполните задания A9–A10.
- … (2) Они проникнуты верой в то, что духовная сила восторжествует над материальной и таким путем поднимет мир и человечество к вершинам подлинного совершенства. (3) Ранние библейские пророки, например, полны решимости преобразовать общество, которому необходимо измениться, чтобы выполнить свое высокое божественное назначение. (4) И они готовы добиться своей цели. (5) В своем мышлении они связывают воедино внутреннюю и внешнюю культуру человечества. (6) … и прогресс технический, и прогресс нравственный представляются им одинаково полезными.
А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1 которому необходимо измениться
2 необходимо измениться
3 измениться
4 которому необходимо
А10. Укажите верную характеристику второго предложения текста.
1 сложносочиненное
2 сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
3 сложноподчиненное
4 сложное с подчинительной и бессоюзной связью между частями
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Управляющему стало жарко () и его лоб покрылся испариной.
1 Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2 Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3 Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4 Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1 Вскоре стланик и ольха сменились берёзой и лиственницей.
2 Дом старосты не отличался ни величиной ни добротностью ни пышностью отделки.
3 Новый друг постоянно рассказывал ему о повадках зверей и птиц или учил стрельбе из лука.
4 Человек хочет не только понимать законы природы но и использовать природные силы в своих целях.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Все ему далось: он мило пел, бойко танцевал, рисовал, писал стихи, весьма недурно играл на сцене.
1 Обобщающее слово стоит перед однородными членами
2 Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части
3 Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части
4 Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части
Прочитайте текст и выполните задания B1–B8.
(1) Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стекла. (2) В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин.
(3) "Ну что такое наша жизнь? – рассуждал он в унисон с плачущим небом. (4) – Что она такое? (5) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (6) На что она нам дана? (7) Ведь не для печалей же бог, благой и всемогущий, создал мир! (8) А выходит наоборот. (9) Слез больше, чем смеха...»
(10) Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.
(11) "Н-да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а в жизни они есть. (12) Их создало само человечество. (13) Оно само породило этот бич. (14) А для чего, спрашивается, для чего?"
(15) Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.
(16) "А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. (17) Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (18) Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19) Факельщики важно выступают с фонарями. (20) На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (21) А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22) Пригрел ли бедняка? (23) Конечно, нет... мишура!.."
(24) – Что вам, Семен Иваныч?
(25) – Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26) По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь. (27) Говорит: детишки больны, лечить надо.
(28) – И шесть рублей будет многовато. (29) Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30) Только вы уж осмотрите хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна... (31) "Нда-с, так вот она – жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32) За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33) Сзади нее плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (34) Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца... (35) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36) Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования… (37) Что там еще? "
(38) – Шубку старуха принесла... сколько дать?
(39) – Мех заячий... (40) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41) Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... (42) "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43) Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."
(44) Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45) На глазах его выступили слезы – крупные, блестящие… крокодиловы слезы.
(По А. П. Чехову*)
*Александр Павлович Чехов (1855 — 1913) — прозаик, публицист, мемуарист.
В1. Из предложений 1 - 2 выпишите слово, образованное приставочным способом
В2. Из предложений 7 - 8 выпишите все частицы.
В3. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 25 - 30 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное определенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 1 - 9 найдите предложение с обособленным(-ыми) определением(-ями). Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 30 –36 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 30 - 36 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Цифры при перечислении отделяйте запятыми.
Ведя монолог от имени циничного предпринимателя, А.П. Чехов использует целый ряд приемов, подчеркивающих оттенки внутреннего мира героя, а также авторскую иронию по отношению к нему. Среди синтаксических средств выразительности обращают на себя внимание _________ (А) (предложения 4, 6, 14), а также _________ (Б) (предложения 11, 17, 23, 36). Среди лексических средств выразительности в тексте можно отметить, во-первых, целый ряд _________ (В) (предложения 5, 9, 43), а во-вторых, __________(Г) (предложения 1, 2, 3).
Список терминов:
1. ряды однородных членов
2. вопросительные предложения
3. вводные конструкции
4. литота
5. эпитет
6. парцелляция
7. сравнительные обороты
8. антонимы
9. разговорная и просторечная лексика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая работа 9 класс
Эта диагностическая работа поможет учащимся в подготовке к сдачи экзамена по географии в форме ГИА...
Диагностическая работа 2 класс
Входная диагнотическая работа. Бланк для ученика....
Диагностическая работа 7 класс.
Диагностическая работа. 7 класс...
Диагностическая работа, 9 класс
Диагностическая работа проводилась в начале марта, работа состоит из 10 заданий.Представлено 4 варианта...
Вариант -5 диагностической работы 9 класс
Текст и задания к нему в формате ОГЭ-2016...
Анализ диагностической работы 5 класс ФГОС
Анализ диагностической работы за I полугодие 5 класс ФГОС. Очень хотелось бы прочитать ваши комментарии тк это первый опыт написания таких работ....