Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Савенкова Светлана Вячеславовна

 

Задания для проведения I  (школьного)  этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2010 году

                                                    Автор: Савенкова С.В., учитель МБОУСОШ№15 г.   Мичуринска Тамбовской области

       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку составлены с учетом структуры и уровня сложности олимпиадных заданий последующих этапов. В отличие от стандартных вопросов выпускного экзамена, олимпиадные вопросы ориентированы на выявление творческих способностей учащихся. Каждое задание проверяет конкретные знания и умения учащихся по одному из разделов языкознания. Последнее задание во всех материалах(9, 10- 11кл.) носит творческий характер.   

 Данные олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 3 часов.

                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_provedeniya_olimpiady_po_rus._yaz.7-11_kl.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для проведения I  (школьного)  этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2010 году

                                                    Автор: Савенкова С.В., учитель МБОУСОШ№15 г.   Мичуринска Тамбовской области

       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку составлены с учетом структуры и уровня сложности олимпиадных заданий последующих этапов. В отличие от стандартных вопросов выпускного экзамена, олимпиадные вопросы ориентированы на выявление творческих способностей учащихся. Каждое задание проверяет конкретные знания и умения учащихся по одному из разделов языкознания. Последнее задание во всех материалах(9, 10- 11кл.) носит творческий характер.    

 Данные олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 3 часов.

                                                               

                                                                9  КЛАСС

Задание 1

Расставьте ударения (в необходимых случаях дайте комментарий).

Апостроф, вероисповедание, карфагеняне, каталог, ободрить.

Задание 2

Перед какими гласными буквами может писаться буква Ь и какие функции она при этом выполняет?

Задание 3

В стихотворении А. Тарковского «Петровские казни» читаем:

Передо мною плаха

На площади встает,

Червонная рубаха

Забыться не дает.

Определите значение выделенного слова. Что вы знаете о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своем стихотворении?

Задание 4

В словенском языке есть пословица: Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной).

Найдите ей русский фразеологический эквивалент.

Задание 5

В церкви во время богослужения можно иной раз услышать фразу на церковнославянском языке: Гони же правду (1 Тим. 6:11). К чему же призывал христиан апостол Павел? Обоснуйте свой ответ.

Задание 6

Все ли предложенные слова являются однокоренными? Вычеркните лишние и объясните свой выбор.

Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.

Задание 7

Произведите морфемный анализ словоформ: выполните, вылечите, выкупите.

Задание 8

Можно ли однозначно определить синтаксические функции зависимых слов в данных словосочетаниях: чтение книги, желание подкрепиться, завтрак на траве? Дайте мотивированный ответ.

Задание 9

Напишите по памяти поэтический текст (или отрывок). Какие средства языка (тропы, стилистические фигуры) имеются в нем? Приведите примеры (2-3).

Задание 10

Напишите творческую работу на тему «Читайте! Читайте! Читайте!» (150 слов).

                                         Ответы (9 класс)

Задание 1

Ответ: апостроф и устар. апостроф; вероисповедание (неправ. вероисповедание); карфагеняне; каталог (не рек. каталог; часто встречается в речи библиотечных работников); ободрить, ободрю, ободрит (неправ, ободрить, ободрю, ободрит).

Оценка: 1 балл за каждый правильно данный ответ, за правильный комментарий — дополнительный балл.

Задание 2

Ответ: 1) Основное значение мягкого знака в позиции перед гласными разделительное, то есть указание на то, что следующая буква обозначает j + гласный. Такими гласными являются Е, Ё, И, О, Ю, Я.

2) В положении перед Э в единственном слове бельэтаж функция мягкого знака такая же, как в положении перед согласным: указание на мягкость предшествующего согласного.

Оценка: по 2 балла за каждую верную позицию ответа.

Задание 3

Ответ: 1) Червонный 'красный, алый'.

  1. Прилагательное червонный < древнерусское чьрвенъ 'красный'.
  2. В современных словарях слово червонный имеет помету «устаревшее». Оно использовано автором для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идет о времени восхождения на престол Петра I, казни стрельцов, выступивших на стороне сестры Петра I — Софьи.

Оценка: 1 балл за первую часть вопроса, 2 балла за вторую часть, 1 балл за третью часть.

Задание 4

Ответ:  Фразеологический эквивалент: Сапожник без сапог.

Оценка: 2 балла за найденный фразеологический эквивалент.

Задание 5

Ответ: В церковнославянском языке глагол гнати означал не только 'прогонять', но и 'догонять', 'преследовать', 'соблюдать' (ср.: в русском гон, гончая — собака, призванная не прогонять, а преследовать, настигать добычу). В данной ситуации речь идет как раз о «преследовании», то есть о соблюдении правды.

Оценка: 3 балла за правильное толкование слова, 3 балла за правильное историко-лингвистическое объяснение.

Задание 6

Ответ: Однокоренными словами являются перстень и наперсток. Они имеют корень перст- (ср.: устаревшее слово перст 'палец'; поговорка Один как перст и т. п.). Исторически к этому же корню восходит и слово перчатка (< перстчатка).

Оценка: 2 балла за правильное указание однокоренных слов, 2 балла за указание на этимологическое родство со словом перчатка; за неверное указание родственных связей снимать 1 балл за каждую ошибку.

Задание 7

Ответ: Для правильного ответа нужно заметить, что каждое из этих слов может быть формой будущего времени 2-го лица множественного числа и формой повелительного наклонения множественного числа, поэтому их морфемное членение может быть двояким:

вы-полн-ите/вы-полн-и-те;

вы-лет-ите/вы-лет-и-те;

вы-куп-ите/вы-куп-и-те.

Оценка: по 1 баллу за каждую правильно разобранную словоформу.

Задание 8

Ответ: Во всех случаях определение синтаксических функций неоднозначно. В каждом словосочетании зависимые слова можно квалифицировать как определения, так как они относятся к главным — существительным. Но в словосочетании чтение книги слово чтение осложнено значением дополнения, так как оно обозначает объект действия, названного главным словом — отглагольным существительным; словосочетание желание подкрепиться вообще может быть признано нечленимым, так как у главного слова — отглагольного существительного сохраняется модальное значение, а в словосочетании завтрак на траве добавляется значение обстоятельства места благодаря синтаксической форме слова с предлогом НА.

Оценка: по 1 баллу за верный разбор, по 1 баллу за каждый правильный комментарий.

Задание 9

Оценка:  2 балла за текст, за каждый пример по 1 баллу.

Задание 10   - максимум 10 баллов

Задания для проведения I  (школьного)  этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2010 году

       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку составлены с учетом структуры и уровня сложности олимпиадных заданий последующих этапов. В отличие от стандартных вопросов выпускного экзамена, олимпиадные вопросы ориентированы на выявление творческих способностей учащихся. Каждое задание проверяет конкретные знания и умения учащихся по одному из разделов языкознания. Последнее задание во всех материалах(9, 10- 11кл.) носит творческий характер.    

 Данные олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 3 часов.

                                                               

                                                             10-11  КЛАССЫ

Задание 1

Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря, сделав необходимые пометы.

Дефис, звонить, симметрия, тенденция, шинель.

Задание 2

Прочитайте утверждение академика А. Шишкова:

Азбука наша письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку.

Какие фрагменты азбуки имел в виду А. Шишков, составляя приведенное суждение?

Задание 3

Какое из перечисленных слов является но смыслу лишним?

Турчанка, медведица, балерина, овца, горилла, кассирша.

Задание 4

Просклоняйте параллельно слова стол и шкаф в единственном числе. Чем обусловлено разное число падежных окончаний?

Задание 5

В одном из памятников XI в. сказано:

Аще бо воинъ творя, егоже воевода не повеле, или не творя, егоже повеле, главьное мучение отъ закона приемлеть.

Какое законное наказание постигнет воина, не исполнившего приказ военачальника? Обоснуйте свой ответ лингвистически.

Задание 6

Проведите анализ морфемной структуры следующих слов с современной и исторической точек зрения.

Упрек, неодолимый, страсть, приятный, намек.

Задание 7

В современном русском языке мы используем устойчивые выражения: взялся за гуж, надел хомут на шею, поворачивай оглобли, закусить удила.

Дайте пояснения каждому выражению.

Задание 8

Одинаков или различен синтаксический статус выделенных сочетаний слов в предложениях?

  1. Я сижу читаю.
  2. Я сел почитать.

Задание 9

Напишите по памяти поэтический текст (или отрывок). Какие средства языка (тропы, стилистические фигуры) имеются в нем? Приведите примеры (2-3).

Задание 10

Напишите отзыв о произведении, дав лингвостилистическую оценку текста.

КОСТЕР В ЛЕСУ

Костер угасал.

В нем едва теплилась жизнь, он чувствовал, что не пройдет и часа, как от него останется горка пепла — и ничего больше. Маленькая горка пепла среди огромного дремучего леса.

Костер слабо потрескивал, взывая о помощи. Красный язычок лихорадочно облизывал почерневшие угли, и Ручей, пробегавший мимо, счел нужным осведомиться:

—   Вам воды?

Костер зашипел от бессильной злости. Ему не хватало только воды в его положении! Очевидно, поняв неуместность своего вопроса, Ручей прожурчал какие-то извинения и заспешил прочь.

И тогда над угасающим Костром склонились кусты. Не говоря ни слова, они протянули ему свои ветки.

Костер жадно ухватился за ветки, и — произошло чудо. Огонь, который, казалось, совсем в нем угас, вспыхнул с новой силой.

Вот что значит для Костра протянутая вовремя ветка помощи!

(Ф. Кривил)

                                             

                                                Ответы (10-11 класс)

Задание 1

Ответ: Дефис (неправ, дефис; не рек. [дэ]).

Звонить, звоню, звонит (неправ, звонит), прич. звонящий (неправ, звонящий).

Симметрия и Симметрия.

Тенденция [тэ; дэ].

Шинель, мн. шинели, род. шинелей, неправ, [нэ].

Оценка: по 2 балла за каждую правильно составленную статью; за неполный ответ — 1 балл.

Задание 2

Ответ: аз буки веди = я буквы знаю; глагол добро есть = слово (речь) есть добро; добро есть живете = добро есть жизнь; како люди мыслете = как люди мыслят; наш он покой = наш тот покой; рцы слово твердо = говори слово твердо.

Оценка: по 1 баллу за каждый правильно найденный фрагмент.

Задание 3

Ответ: Лишним является слово горилла, так как оно может называть как самку, так и самца этого вида обезьян.

Оценка: 2 балла за правильный ответ, 2 балла за обоснование.

Задание 4

Ответ: У слова шкаф в предложном падеже есть два окончания, которые различаются по значению: окончание имеет объектное значение, -у — местное значение.

Оценка: 2 балла за выявление различия, 2 балла за объяснение значения; 1 балл за указание того, что в древнерусском языке данный падеж назывался местным, поскольку это было его основное (первичное) значение.

Задание 5

Ответ: Прилагательное главьное относительное, его первоначальное значение 'имеющее отношение к голове (главе)'; следовательно, воину будет отрублена голова (ст.-сл. глава).

Оценка: 3 балла за правильный ответ, 3 балла за указание на соответствие старославянского глава русскому голова и за указание на изменение семантики слова главное.

Задание 6

Ответ:

Современное членение

Историческое членение

упрек-0

у-прек-ъ

не-одол-им-ый

не-о-дол-им-ый    

страсть-0

страс-т-ь

приятн-ый

при-я-т-н-ый

намек-0

на-мек-ъ  

Оценка: по 2 балла за каждое слово.

Задание 7

Оценка: по 2 балла за каждый правильный ответ.

Задание 8

Ответ: В первом предложении выделенные слова представляют собой осложненное сказуемое, выраженное одинаковыми формами двух глаголов, не формирующих однородный ряд: семантическая значимость компонентов различна, она преобладает у слова читаю.

Во втором предложении инфинитив при пространственном глаголе выполняет функцию обстоятельства цели, что доказывается возможностью вставки целевого союза чтобы.

Оценка: по 1 баллу за правильно определенный тип, по 2 балла за комментарий.

Задание 9

Оценка:  2 балла за текст, за каждый пример по 1 баллу.

Задание 10  - максимум 20 баллов

Задания для проведения I  (школьного)  этапа  Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2010 году

       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку составлены с учетом структуры и уровня сложности олимпиадных заданий последующих этапов. Олимпиадные вопросы ориентированы на выявление творческих способностей учащихся. Каждое задание проверяет конкретные знания и умения учащихся по одному из разделов языкознания.

     Данные олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 3 часов.

                                                   7-8 класс

1.В приведенном ниже отрывке расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Произведите разборы: морфологический, морфемный.  Назовите произведение, из которого взят этот фрагмент, и его автора.

- А поворотись(ка) сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? – Такими словами встретил старый  Бульба двух сыновей своих учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

Сыновья его только что слезли2 с коней. Это были два дюжие молодца еще смотревшие (ис)подлобья как недавно выпуще(н,нн)ые 3семинаристы. Крепкие здоровые их лица были покрыты2первым пухом волос которого еще не к…салась3 бритва. Они были смуще(н,нн)ы таким приемом отца и стояли (не)подвижно потупив глаза в землю.

2.Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее» и почему?

3.Подберите синонимы к данным словам: хилый, вялый, сутулый, квелый, жухлый. Как обычно не говорят о человеке?

4.Объясните, в чем различие слов:

абонент – абонемент, факт – фактор, болотный – болотистый, эффектный – эффективный? Как называются такие слова?

5.Какиеиз перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, прочитать, подержать, грести?

6.Укажите, какой частью речи является слово раз в каждом примере.

1.Уж сколько раз твердили миру.

2.Раз в начале осени я отправился на охоту.

3.Раз ты обещал – сделай.

4.В прошлый раз я это уже говорил.

5.Платье ей в самый раз.

7.Укажите неверные схемы сложного предложения. Аргументируйте свой ответ.

А.[  ], ( что).

Б.( Когда),[  ].

В.( Куда), [  ].

Г.[  ], [  ].

Д. [ ], и ( ).

Е. [Где ], ( ).

Ж.( Чтобы), [ ].

8.Одним из подвигов Геракла была расчистка громадных царских конюшен, не чищенных в течение многих лет. Отсюда появилось соответствующее выражение. Вспомните имя царя, а также это выражение и его значение, составьте с ним предложение.

9.Составьте словарную статью к слову эпитет.

                                           

                                       

                                                   

                                                  Ответы (7-8 классы)

1. - А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? – Такими словами встретил старый  Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие здоровые их лица были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю. (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Оценка в соответствии с нормами оценки диктантов, максимальное количество 5 баллов. За разборы - 4 балла.

2.Ответ: свадьба, так как во всех остальных словах происходит озвончение.

Оценка за правильно названное слово – 1 балл, за объяснение – 1 балл. Максимальное количество – 2 балла.

3.Ответ: хилый – слабый; вялый – медлительный, бездеятельный; сутулый – сгорбленный; квелый – малоподвижный; жухлый – чахлый.

Жухлыми бывают листья, а не люди.

Оценка за каждый правильно подобранный синоним – 1 балл, за объяснение – 1 балл, максимальное количество 5 баллов.

4.Ответ:

Оценка за правильное объяснение пары слов 2 балла, за термин (паронимы) – 2 балла, максимально – 10 баллов.

5.Ответ: прочитать, грести

Оценка 3 балла

6.Ответ: 1)сущ., 2)наречие, 3)союз, 4) сущ., 5) наречие.

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально – 5 баллов.

7.Ответ: д, е

Оценка: по одному баллу за каждый правильный ответ, максимально 2 балла.

8.Ответ: авгиевы конюшни

Оценка: за правильно названное выражение – 1 балл, за предложение – 2 балла. Максимально – 3 балла.

9. Оценка 3 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...