Урок-соревнование по теме "Причастие" с презентацией.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Бернгардт Татьяна Николаевна

Урок-соревнование по теме "Причастие" позволит обобщить знания по теме в нетрадиционной форме. В нём использованы различные задания, активизирующие познавательную деятельность школьников, воспитывающие интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-соревнование по теме «Причастие»

 Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;

вырабатывать навыки правописания причастий, морфемного и морфологического разбора, развивать речь учащихся.

Ход урока

I. Оргмомент.  До урока класс делится на 3 команды.

Сообщение цели урока.

II.Конкурсные задания.

1. Теоретическая разминка. Учащиеся по порядку отвечают на вопросы.

1)М.В.Ломоносов писал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, включая в себя имени и глагола силу».

О какой части речи В.И. Даль сказал: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»?

2) Что обозначает причастие?

3) На какие вопросы отвечает?

4) Признаки каких частей речи объединяет причастие?

5) Назовите признаки прилагательного у причастия.

6)Назовите признаки глагола у причастия.

7)Что такое причастный оборот?

8) Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?

9) На какие две группы делятся причастия?

10) Какие причастия называются действительными?

11) Какие причастия называются страдательными?

12) Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени.

13)Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

14) Назовите суффиксы действительных причастий прошедшего времени.

15) Назовите суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

16) Каким членом предложения является полное причастие?

17) Каким членом предложения является краткое причастие?

2.  Слуховой выборочный диктант.

Выписать причастия из текста «Лесные звуки», указав, действительные они или страдательные.

Лесные звуки

Тысячи звуков родятся весной в ожившем лесу. От пенька на пенёк пробежала тоненько пискнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о берёзу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидевший на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.  Окружённый золотым сиянием солнца воркует дикий голубь.

 На закате солнца страшно ухнет расхрабрившийся филин. Прокричит бесшумно пролетающая сова, и со всех сторон отзовутся ей празднующие весну зайцы. А в холодных лужах неустанно поют чему-то радующиеся лягушки. Басом прогудит вылетевший из зимнего убежища шмель.

3. Замените действительные причастия страдательными и наоборот.

1)Юннаты, посадившие цветы.

2) Сторож, охраняющий сад.

3) Картина, написанная художником.

4. От каких глаголов образовались причастия?

Выкачанный (выкачать)

Выкаченный (выкатить)

Замешанный (замешать)

Замешенный (замесить)

5. Игра «Эстафета».

На доске записаны причастия с пропусками гласных в суффиксах. Учащиеся (по одному из каждой команды) выходят к доске, вставляют пропущенные буквы и разбирают причастия по составу.

1 команда                                2 команда                              3 команда

Посаже(н, нн)ый (сад)                    Дыш…щий                                Бор…щийся

стро…щий                                      вид…мый                                   слыш…мый

(не) замёрзшая земля   ещё (не)  скоше(н, нн)ая трава      (не) написа(н, нн)а                             увиде(н, нн)ый                         распиле(н,нн)ый                 разгада(н, нн)ые

избира…мый                      (не) оконче(н,нн)ы      (не)освещё(н,нн)ый фонарём

                                                                       

6. Морфологический разбор причастий.

По одному человеку от команды.

Видимого (предмета)

Дремлющему ( пассажиру)

(В) ожившем (лесу)

7. Проблемный вопрос.

1) Чем отличается висячая лампа от висящей?

2) Можно ли о бродящей по лугу собаке сказать, что она бродячая?

3)  Как изменяются краткие причастия? Почему они не изменяются по падежам?

8. Игра «Третий лишний».

1) Увлечённый, обнажённый, печёный.

2) Стриженый, сваренный, написанный.

3) Извлечённый, гружёный, сожжённый.

4) Сделана, оснащённый, решённый.

5) Измученный, написана, принесённый.

6) Заворожённый, построен, покрашенный.

9. Исправить ошибки в употреблении причастий.

1) Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.

2) Затянувшее тучами небо повисло над просекой.

3)Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

4)По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями.

5)Он не замечал ни лесов, ни озёр, заросшие кувшинкой.

6) На деревьях распустились первые листочки,  растущих около дома.

10. Составить рассказ по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», используя причастия и причастные обороты.

III. Обобщение. Подведение итогов.

Домашнее задание: составить рассказ на тему «Школьная жизнь», используя причастия и причастный оборот.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причастие Урок-соревнование

Слайд 2

Задание 1.Теоретическая разминка 1) М. В. Ломоносов писал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, включая в себя имени и глагола силу». В. И. Даль сказал: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Какую часть речи имели в виду эти известные люди?

Слайд 3

Задание 1.Теоретическая разминка 2) Что обозначает причастие? 3) На какие вопросы отвечает? 4) Признаки каких частей речи объединяет причастие? 5) Назовите признаки прилагательного у причастия. 6) Назовите признаки глагола у причастия. 7) Что такое причастный оборот?

Слайд 4

Задание 1.Теоретическая разминка 8) Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми? 9) На какие две группы делятся причастия? 10) Какие причастия называются действительными? 11) Какие причастия называются страдательными?

Слайд 5

Задание1. Теоретическая разминка 12) Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени. 13) Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени. 14) Назовите суффиксы действительных причастий прошедшего времени.

Слайд 6

Задание 1. Теоретическая разминка 15) Назовите суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. 16) Каким членом предложения является полное причастие? 17) Каким членом предложения является краткое причастие?

Слайд 7

Задание 2. Слуховой выборочный диктант Выпишите причастия из текста «Лесные звуки», указав, действительные они или страдательные.

Слайд 8

Задание 3. Замените действительные причастия страдательными и наоборот 1) Юннаты, посадившие цветы. 2) Сторож, охраняющий сад. 3) Картина, написанная художником.

Слайд 9

Задание 4. Объяснив значения причастий, определите, от каких глаголов они образовались Выкачанный Выкаченный Замешанный Замешенный - выкачать выкатить замешать замесить

Слайд 10

Задание 5. Проблемный вопрос 1) Чем отличается висячая лампа от висящей? 2) Можно ли о бродящей по лугу собаке сказать, что она бродячая? 3) Как изменяются краткие причастия? Почему они не изменяются по падежам?

Слайд 11

Задание 6. Игра «Третий лишний» 1) Увлечённый, обнажённый, печёный. 2) Стриженый, сваренный, написанный. 3) Извлечённый, гружёный, сожжённый. 4)Сделана, оснащённый, решённый. 5) Измученный, написана, принесённый. 6) Заворожённый, построен, покрашенный.

Слайд 12

Задание 7. Исправьте ошибки в употреблении причастий 1) Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр. 2) Затянувшееся тучами небо повисло над просекой. 3) Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

Слайд 13

Задание 8. Исправьте ошибки в употреблении причастий 4) По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 5) Он не замечал ни лесов, ни озёр, заросшие кувшинкой. 6) На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.

Слайд 14

Задание 9. Составьте рассказ по картине, используя причастия и причастные обороты

Слайд 15

Спасибо за сотрудничество! Домашнее задание: составьте рассказ на тему «Школьная жизнь», используя причастия и причастные обороты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в виде презентаций для проведения уроков-соревнований, посвящённых 50-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина на английском языке.

Уроки проводятся в форме уроков - соревнований между командами по трём уровням: уровень 1-5-6 классы, уровень 2 - 7-8 классы, уровеь 3 - 9-11 классы. Основу уроков составляют интерактивные презентации...

презентация к уроку-соревнованию "Устное народное творчество"

Материал презентации может быть использован после изучения темы "Устное народное творчество" в 5 классе...

Презентация для урока-соревнования "Do you know English-speaking countries?"

Данную презентацию можно использовать в качестве обобщающего урока в 7 классе по УМК Биболетовой М.З. Enjoy English после раздела II (Meet the winners of the international teenagers\' competition) или ...

Презентация к открытому уроку -соревнованию "Что вы знаете о Великобритании?"

Презентация к открытому  уроку -соревнованию "Что вы знаете о Великобритании?" представляет собой наглядное сопровождение урока-соревнования между двумя командами .В презентации даны матери...

Презентация к уроку-соревнованию "Соединения химических элементов"

Уровни образования: основное общее образование среднее (полное) общее образование дополнительное образование детей школы-интернаты, детские дома начальное профессиональное образование среднее про...

Урок-соревнование по теме «Повторение и обобщение по разделу “Синтаксис”» с презентацией

Урок-соревнование по теме"Синтаксис" позволит обобщить знания в нетрадиционной форме. Здесь использованы различные задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, воспитывающие интерес к...


 

Комментарии

Ушанфа Ольга Тимофеевна

Татьяна Николаевна,спасибо за интересный материал!