Урок русского языка в 5 классе "Падежи имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Пояснительная записка
Направление: основная школа
Тема урока: « Падеж имен существительных»
УМК: Т.А.Ладыженская
Программа: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова « Русский язык для 5 класса»
Раздел: «Имя существительное»
Количество часов в год: 204 часа в неделю: 6 часов
Тип урока: урок обобщения знаний
Основная цель урока – отработать умение определять падеж имен существительных. На данном уроке учащиеся открывают для себя, что в русском языке существует ряд слов, которые не изменяются по падежам и называют их несклоняемыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 42.41 КБ |
otkrytyy_urok.ppt | 429.5 КБ |
metodicheskie_rekomendacii.docx | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Падеж имен существительных |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Автор урока (ФИО, должность) | Бородина Галина Николаевна, учитель |
Образовательное учреждение | МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 ст.КАЗАНСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН |
Республика/край, город/поселение | Россия, Краснодарский край станица Казанская Кавказского района |
Использованные источники и литература (если имеются) | 1. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др) |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Урок с использованием мультимедиа компонентов позволяет за максимально короткий срок усвоить большое количество материала по теме « Имя существительное» |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Созданный модуль позволит проводить последующие уроки по данной теме. |
Тема урока: « Падеж имен существительных»
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией
Т.А. Ладыженской и др.
УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.
ТИП УРОКА: урок обобщения знаний
ФОРМА УРОКА: урок-путешествие
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
- развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на изученный материал
3.Воспитательные:
- воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:
♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
ОБОРУДОВАНИЕ:мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у нас будет необычным, вы побываете и в роли путешественников, и в роли исследователей, и в роли астрономов А отправимся в путешествие мы с вами на паровозике. -Постойте, а какое время года у нас сейчас? ( ВЕСНА) - Правильно, ребята. Сегодня второй день весны. Поэтому открываем с ВАМИ рабочие тетради и записываем сегодняшнее число | Проверяют готовность к уроку; настраиваются на работу Записывают в тетрадях число и классную работу |
| Чтение стихотворения « Весна» В рощах птичье пенье, А в классе – тишина Проходили мы склонение, Склоняется « Весна». Весна, весны, весне, весну, весною, о весне… Гуляет зайчик по окну Как зайчик на блесне - Ребята, а как изменяется слово « весна»? Посмотрите, а паровозик наш дальше не едет. Давайте определим тему нашего урока, чтобы продолжить путешествие - Какая тема сегодняшнего нашего урока? Давайте запишем ее в наших тетрадях Постановка цели урока | Учатся общаться на заданную тему; отвечают на вопросы; демонстрируют успешность Прослушивание стихотворения Ответы на вопросы Запись темы в тетради |
Беседа - А сколько падежей в русском языке? - А помните ли вы их названия? Давайте повторим?! | Демонстрируют умение свободно общаться на заданную тему; отвечают на вопросы Ответы учащихся Именительный, дает название, отвечает на вопросы: кто?что? Родительный( раньше называли его Родственным), часто указывает на принадлежность и отвечает на вопросы: кого?чего? ( дочь Аллы, ветка рябины) Дательный, называет человека и предмет, адресата: кому? чему? – что-то дает ( подарок другу, письмо родным) Винительный: кого? что? – но в вопросах не заключено значение вины, а обозначают они направленность действия на что-то или кого-то ( выучил стихи, нарисовал картину) Творительный: кем? чем? – дружен со словом творить, т.е. строить, рисовать, сочинять, поэтому чаще всего называет предмет, с помощью которого творить и с кем творит. Раньше этот падеж называли орудийным. Предложный: о ком? о чем? ( название придумал М.В.Ломоносов), без предлогов не употребляется ( о маме, в классе) | |
3. Решение поставленной задачи | - Что ж, название и вопросы падежей повторили, а теперь давайте поможем нашим друзьям-падежам, которые будут с нами путешествовать, найти свои места , выполнив задание, которое лежит у вас на партах – это карточка №1(Приложение 1) -ИМЯ УЧЕНИКА, что нам необходимо будет выполнить в первом испытании? | Осуществляют поиск способа решения задачи; участвуют в обсуждении; приобретают навыки общения по теме Чтение задания к карточке №1 и его выполнение ( 1 человек у доски, остальные на местах) |
4. Ситуация «разрыва» | - Хорошо, ребята, мы помогли падежам, а теперь, давайте поможем звездам, которые будут нам освещать ночью путь и поработаем в роли исследователей. У вас у всех на партах лежат исследовательские листы, в которых вам необходимо, определяя падеж имен существительных, построить новое созвездие, по которому мы будем ориентироваться вовремя путешествия. Ну что, все готовы?! - Определите падеж существительных, постройте график (Приложение 2) | Формулируют и выражают собственное мнение; осознают собственные потребности; учатся планировать свою деятельность. Учащиеся работают самостоятельно на раздаточном материале |
5. Физминутка | Физминутка «Падежи» Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны- И при этом все важны | Демонстрируют свою внимательность Повторение движений за учителем |
6. Ситуация «успеха» | - Почему у слово « пальто» вы не смогли точно определить падеж? | Демонстрируют успешность; сотрудничают друг с другом и учителем. Изменяют словосочетание по падежам( 1 человек у доски, остальные на местах) Учащиеся называют несклоняемые существительные какие им известны |
Давайте изменим по падежам словосочетание «у красивого пальто» - Действительно, слово «пальто» не изменяется по падежам, но сам падеж у него можно определить по зависимому прилагательному. А какие еще слова, подобные слову « пальто» вы знаете? ШОССЕ, КИНО, РЕЗЮМЕ, ПИАНИНО, ФОРТЕПИАНО | ||
7. Конкретизация: работа по учебнику | - А сейчас ответьте на вопрос: Для чего нужно уметь изменять слова по падежам? Безусловно, чтобы построить грамотное предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь правильно изменять слова по падежам - склонять их. Ребята, мы подъехали с вами к станции, которая называется « Закрепляйка» Откройте свои учебники на 209 странице, упражнение 524. Наша задача составить и записать словосочетание, обозначая падеж имен существительных и выделяя окончание. | Демонстрируют уровень овладения способом действия; учатся контролировать свои действия и оценивать способ действий. Выполнение упражнения № 524 ( 1 человек у доски, остальные на местах) |
8. Домашнее задание | Домашнее задание у вас будут разноуровневым: 1. Традиционное: $ 98, упр.527 2. Творческое: опираясь на правило попробовать самостоятельно составить и записать кроссворд из 6 слов, а на следующем уроке у вас будет возможность предложить его своим товарищам разгадать | Записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы по ходу ( если есть) |
9. Итог урока: рефлексия | Подходит к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться на нашу конечную станцию. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке. - Какую цель перед собой ставили? - Достигли ли этой цели и как? - Какие задания были трудными, и в чем состояла трудность? - Получили ли удовольствие, работая на уроке? | Учатся оценивать свои действия и достижения; учатся высказывать своё мнение по заданной теме. Ответы учащихся |
Приложение 1
Карточка №1
Определите падеж имен существительных, выделите окончание и запишите словосочетание в порядке следования падежей
Запылали желтыми кострами, о зеленой листве, с голубого неба, в дальнюю дорогу, большая гора, высокому дереву
Приложение 2
Карточка №2
Давайте поможем звездам, которые будут нам освещать ночью путь, и поработаем в роли исследователей. Определяя падеж имен существительных, постройте новое созвездие по точкам, которым будет соответствовать падеж.
1-на крыше, 2- около башни, 3- сказал девочке, 4- вкусное яблоко, 5- на макушке, 6- с большой радостью, 7- рад маме, 8- в тетради, 9- поздравил учителя,10- у красивого пальто,
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Весна» В рощах птичье пенье, А в классе - тишина Проходили мы склонение, Склоняется «весна». Весна, весны, весне, весну, весною, о весне… Гуляет зайчик по окну, Как зайчик на блесне. (Аким Я.Л.)
Падеж имен существительных Урок- путешествие И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
Вопросы падежей: И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чем?
Карточка №1 Определите падеж имен существительных, выделите окончание и запишите словосочетания в порядке следования падежей Запылали желтыми кострами, о зеленой листве, с голубого неба, в дальнюю дорогу, большая гора, высокому дереву
« Исследовательский лист» На крыше, около башни, сказал девочке, вкусное яблоко, на макушке, с большой радостью, у красивого пальто
Физминутка: Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны – И при этом все важны СТАНЦИЯ "Отдыхайка"
СТАНЦИЯ "Закрепляйка" Стр.209, упр.524
СТАНЦИЯ "Конечная СОШ №2"
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направление: основная школа
Тема урока: « Падеж имен существительных»
УМК: Т.А.Ладыженская
Программа: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова « Русский язык для 5 класса»
Раздел: «Имя существительное»
Количество часов в год: 204 часа в неделю: 6 часов
Тип урока: урок обобщения знаний
Основная цель урока – отработать умение определять падеж имен существительных. На данном уроке учащиеся открывают для себя, что в русском языке существует ряд слов, которые не изменяются по падежам и называют их несклоняемыми.
Этапы урока | Формы организации деятельности | Применяемые методики и технологии, обоснование их применения |
Организационный момент | коллективная | Метод «Групповой сбор» Цель: - создать положительный эмоциональный настрой на урок; - воспитание доброго, внимательного отношения друг к другу |
Решение поставленной задачи | коллективная индивидуальная | Активная форма работы Цель: - осуществление поиска способа решения задачи; - формирование действия в материальной форме; - реализация здоровьесберегающей технологии; - формирование умения слушать и понимать других; - формирование правил поведения при сотрудничестве. |
Ситуация «разрыва» | индивидуальная | Фиксация результата работы в графической форме Цель: - формирование анализировать полученные сведения, применяя свертывание информации и представление её в наглядном виде; - создание позитивную эмоциональную атмосферу на уроке, условий для реализации творческого потенциала. |
Ситуация «успеха» | коллективная | Беседа Цель: - формирование умения осознанного построения речевого высказывания в устной форме; - создание ситуации успеха для детей с разными типами восприятия и переработки информации. |
Конкретизация: работа по учебнику | коллективная индивидуальная | Использование интерактивных средств обучения – учебник Цель: - формирование умения работать с информацией - формирование информационно-коммуникативных компетенций учащихся |
Итог урока: рефлексия | коллективная индивидуальная | Метод рефлексии Цель: - оценка эффективности урока; - оценить собственный вклад в работу на уроке, создать ситуации успеха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа
Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...
урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"
данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....
урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"
Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в творительном падеже....
Урок русского языка "Степени сравнения имён прилагательных"
Разработка урока русского языка "Степени сравнения имён прилагательных" с презентаций...
6 класс, школа VIII вида, русский язык, тема: "Правописание имён существительных в единственном числе".
Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы для закрепления правописания окончаний имен существительных в единственном числе....
Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс
Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока....
Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание сложных имён существительных", 6 класс
материал к открытому уроку...