Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
проект по русскому языку на тему
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога. Слова, которые вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности: “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 325.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Истра Московской области
"Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"
Выполнила работу:
Орчикова Лариса Алексеевна
учитель русского языка и
литературы (1 квалиф. кат.)
2013г.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога. Слова, которые вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности: “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
На уроках русского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Деятельность в проекте можно представить в следующей схеме – плане конспекта, где учтены все необходимые моменты проектной деятельности на уроке и во внеурочной работе.
Мною опробованы разные виды проектов по русскому языку и литературе:
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.
Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Когда ученики научатся взаимодействовать между собой, можно предлагать задания – проекты.
Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненные на уроках или дома.
1. Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, потому что они активно включаются в общую работу.
Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.
2. “Мозговой штурм” применяю на уроках, когда необходимо еще раз вспомнить и проанализировать творчество писателя или характер героя, события его жизни.
Пример “мозгового штурма”: 9 кл. – предложите идею создания герба помещиков Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина.
3. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.
4. Учащиеся старших классов выполняют более серьезные проекты: создают наглядные пособия, пишут рефераты, научно-исследовательские работы.
Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Когда учащиеся освоили основные приемы, необходимые при работе с проектом, можно проводить уроки-проекты.
В последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектно-исследовательской деятельности.
Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися.
Например, с учащимися 9 класса в рамках урочной и внеурочной деятельности работаем над созданием интегрированного творческо-исследовательского проекта «Герои Сталинградской битвы нашего города».
Критерии выполнения исследовательской работы:
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
5. Оформление, соответствующее стандартным требованиям.
Критерии защиты исследовательской работы:
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность.
2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени,
удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность суждений, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
Существуют основные типы творческих работ учащихся
Тип творческой работы | Основные характерные элементы |
Реферативные | Сбор, представление и анализ информации по заданной теме |
Экспериментальные | Постановка эксперимента, иллюстрирующего известные в науке законы и закономерности |
Натуралистические | Наблюдение, описание, отбор образцов по заранее определенной методике, диагностика натурного материала в соответствии с принятыми научными нормами |
Проектные | Постановка цели, достижение и описание заранее спланированного результата |
Исследовательские | Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний, экспериментов и анализа полученных данных |
Старшеклассники, получившие опыт работы над проектами в средней школе, овладевают научными методами исследования. Они самостоятельно ищут, отбирают, анализируют и используют информацию из разных областей знаний. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности.
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней и активнее чувствуют себя на уроках, , грамотно задают вопросы, у них расширяется кругозор, они активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Обобщение опыта по теме " Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...
Обобщение опыта по организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостояте...
«Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»
Применение проектной деятельности на уроках русского языка и литературы...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Данный материал поможет организовать проектную деятельность на уроках русского языка и литературы....