Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Учебник Разумовской.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе.
Учитель: Чипенко Н.В.
Количество часов год - 204 , в неделю - 6 часов.
Планирование составлено на основе программы по русскому языку к учебникам 5-9 класса/ М.М. Разумовская.
Учебник: «Русский язык» 5 класс, под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М., Дрофа, 2008.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Код КЭС | Элементы содержания | Код КПУ | Осваиваемые учебные действия | Контроль | Сроки изучения (неделя) |
О языке (2 часа + 2 часа развития речи) | ||||||||
1. | Ведение. Зачем человеку нужен язык. | 4 1 | Знакомство с учебником русского языка для 5 класса. Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка. | 1.4 | Знать: основные средства художественной изобразительности. Уметь: находить в тексте средства художественной изобразительности. | Устный опрос Комплексный анализ текста | 1 | |
2. | Что мы знаем о русском языке. | 1 | Понятие о русском языке как национальном языке русского народа. Знакомство с понятием «русский литературный язык» | 1.4 | Знать: понятия русский литературный язык. Уметь: анализировать текст | Коллективный анализ текста | 1 | |
3. | Развитие речи. Что такое речь. | 1 | 8 | Понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; речь – это деятельность говорящего или пишущего. | 1.4 | Знать: термины. Уметь: совершенствовать и редактировать собственные тексты. | Коллективный анализ текста | 1 |
4. | Развитие речи. Речь монологическая и диалогическая. | 1 | 8 | Понятие о монологе и диалоге, об устной и письменной речи, роль устного и письменного общения в жизни человека; история письма. | 1.4 | Знать: отличительные особенности устного и письменного общения, Уметь: отличать виды речи, доказывать. | Коллективный анализ текста | 1 |
Повторение изученного материала в начальной школе. Фонетика. Графика (7 часов + 4 часа развития речи) | ||||||||
5. | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | 1.1 | Обобщение и углубление знаний по фонетике и орфоэпии | 1.1 | Знать: отличие буквы от звука, уметь: правильно называть буквы и звуки | Алфавит | 1 |
6. | Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я | 1 | 1.1 | Особенность букв Е, Ё, Ю,Я. Йотированные звуки. Порядок фонетического разбора. | 1.1 | Знать: случаи, в которых буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука. Уметь: выполнять фонетический разбор. | Фонетический разбор | 1 |
7. | Фонетический разбор слова | 1 | 1.2 | Углубление и систематизация представлений о фонетическом разборе слова. Порядок фонетического разбора слова. | 1.1 | Знать: общую характеристику звуков. Уметь: производить фонетический разбор слов. | Проверочная работа «Фонетический разбор слова» | 2 |
8. | Закрепление пройденного по теме «Фонетика» | 1 | 1.1 | Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | 1.1 | Знать: общую характеристику звуков. Уметь: производить фонетический разбор слов. | Фонетический разбор слова | 2 |
9. | Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | 6-7 | Подготовка учащихся к контрольной работе. | 1.1 | Знать: изученный материал Уметь: производить фонетический разбор слов. | Тест по теме | 2 |
10-11 | Контрольная работа № 1. Диктант. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 6-7 | Урок контроля знаний | 3.3 | Знать: изученные правила Уметь: применять полученные знания на практике. | Диктант | 2 |
12. | Развитие речи. Что такое текст. | 1 | 8.1 | Понятие текста, темы текста, широкой и узкой темы. | 2.1 | Знать: понятие текста, темы текста, широкой и узкой темы. Уметь: определять тему текста, широкую и узкую темы. | Коллективный анализ текста | 2 |
13. | Развитие речи. Тема текста. | 1 | 8.1 | Понятие текста, темы текста, широкой и узкой темы. | 2.1 | Знать: понятие текста, темы текста, широкой и узкой темы. Уметь: определять тему текста, широкую и узкую темы. | 3 | |
14. | Развитие речи. Основная мысль текста. | 1 | 8.1 | Понятие основной мысли текста (идеи). | 2.1 | Знать: понятие основной мысли текста (идеи). Уметь: определять основную мысль (идею) текста и отражать еѐ в заголовке. | Самостоятельная работа | 3 |
15. | Развитие речи. Сочинение «Золотая осень» | 1 | 8.6 | Обучение написанию сочинения. Структура сочинения. | 3.3 | Знать: способы развития темы в тексте, структура текста. Уметь: выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли. | Сочинение | 3 |
Письмо. Орфография (14 часов + 2 часа развития речи) | ||||||||
16. | Зачем людям письмо | 1 | 6 | Назначение письма в жизни человеческого общества. Феномен письма – самого великого изобретения человека. Вклад Я.К. Грота в развитие русской орфографии. | 2.3 | Знать: особенности устной и письменной речи. Уметь: соблюдать основные правила орфографии. | Анализ текста | 3 |
17. | Орфография. Нужны ли правила. | 1 | 6.1 | Понятие орфограммы. Способ обнаружения орфограмм в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости учащихся. | 2.3 | Знать: что такое орфограмма. Уметь: находить в звучащем слове орфограммы, обозначать звуки в слабой позиции | Анализ текста | 3 |
18-19 | Орфограммы в корнях слов | 2 | 6.5 | Различие проверяемых и непроверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова. | 3.3 | Знать: орфограммы корня. Уметь: различать ударные и безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова | Словарный диктант | 3 |
20 | Безударные гласные в корне | 1 | 6.5 | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм корня. | 3.3 | Знать: основные орфограммы корня. Уметь: применять правила. | Словарный диктант | 4 |
21. | Согласные в корне слова. | 1 | 6.5 | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм корня. | 3.3 | Знать: основные орфограммы корня. Уметь: применять правила. | Словарный диктант | 4 |
22. | Проверочная работа по теме «Орфография» | 1 | 6 | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм корня. | 3.3 | Знать: основные орфограммы корня. Уметь: применять правила на практике. | Проверочная работа | 4 |
23. | Сочетание букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | 6.2 | Закрепить навык правописания сочетания букв, воспроизводя- щихся на письме всегда в одном и том же виде. Закрепить навыки правописания гласных после шипящих. | 3.3 | Знать: правописание сочетания букв, воспроизводящихся на письме всегда в одном и том же виде. Уметь: применять правило на практике. | Самостоятельная работа | 4 |
24. | Мягкий знак после шипящих на конце существительных. | 1 | 6.4 | Правописания ь после шипящих на конце слов. Сформировать у учащихся навык орфографического анализа. | 3.3 | Знать: правописание ь после шипящих на конце слов. Сформировать у учащихся навык орфографического анализа. | Самостоятельная работа | 4 |
25-26 | Разделительный Ъ и Ь | 2 | 6.4 | Закрепить правило употребления ь и ъ. Развивать речевой слух учащихся. | 3.3 | Знать: правило употребления ь и ъ. Уметь: применять правило на практике. | Проверочная работа | 5 |
27. | Правописание НЕ с глаголом | 1 | 6.11 | Закрепить правило написания не с глаголами. Сформировать навык написания слов с непроверяемыми орфограммами. | 3.3 | Знать: правило написания не с глаголами. Уметь: применять правило на практике. | Самостоятельная работа | 5 |
28. | Правописание ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах | 1 | Научить способу определения написания –тся, -ться в конце глаголов, закрепить это правило. Сформировать умение правильно писать –тся, -ться в конце глаголов. | 3.3 | Знать: способ определения написания –тся, -ться в конце глаголов. Уметь: правильно писать –тся, -ться в конце глаголов. | Словарный диктант | 5 | |
29-30 | Развитие речи. Контрольная работа № 2. Изложение. Анализ изложений и работа над ошибками | 2 | 8.6 | Изложение, близкое к тексту, план изложения. Научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | 3.3 | Уметь: писать изложение, близкое к тексту, составлять план изложения, сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | Изложение | 5 |
Строение слова (4 часа + 2 часа развития речи) | ||||||||
31. | Значимые части слова | 1 | 3.1 | Представление о слове как системе разных языковых значений, передающихся с помощью морфем. Последовательность разбора слова по составу с учѐтом значения морфем. | 1.1 | Знать: представление о слове как системе разных языковых значений. Уметь: выполнять морфемный разбор. | Морфемный разбор слов | 6 |
32-33 | Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова | 2 | 3.1 | Значимые части слова. Последовательность разбора слова по составу с учѐтом значения морфем. | 1.1 | Знать: представление о слове как системе разных языковых значений. Уметь: выполнять морфемный разбор. | Морфемный разбор слов | 6 |
34. | Как образуются формы слова с помощью окончания | 1 | 3.3 | Дать понятие окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи. | 1.1 | Знать: понятие окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматич. признаки части речи. Уметь: образовывать формы слова. | Самостоятельная работа | 6 |
35-36 | Развитие речи. Сочинение по картине Шишкина «Корабельная роща» | 1 | 8.6 | Обучение написанию сочинения. Структура сочинения. | 3.3 | Знать: способы развития темы в тексте, структура текста. Уметь: выбрать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли. | Сочинение | 6 |
Слово как часть речи (9 часов) | ||||||||
37. | Самостоятельные части речи. | 1 | 4.1 | Дать предварительное представление обо всех частях речи. Потренироваться в их разграничении. | 1.1 | Знать: самостоятельные части речи. Уметь: различать части речи. | Анализ текста | 7 |
38. | Как изменяются существительные, прилагательные, глаголы. | 1 | 4.1 | Морфологические признаки имѐн существительных, имѐн прилагательных и глаголов. Научить понимать, как они изменяются. | 1.1 | Знать: морфологические признаки имѐн существительных, имѐн прилагательных и глаголов. Уметь: понимать, как они изменяются. | Самостоятельная работа | 7 |
39. | Служебные части речи. | 1 | 4.2 | Учить узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных частей речи. Дать понятие о «службе» предлогов, союзов, частиц. | 1.1 | Уметь: узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных частей речи. | Проверочная работа | 7 |
40. | Предлог | 1 | 4.2 | Роль предлога в предложении. | 1.1 | Знать: роль предлога в предложении. | Анализ текста | 7 |
41. | Союз | 1 | 4.2 | Роль союза в предложении. | 1.1 | Знать: роль союза в предложении. | Анализ текста | 7 |
42. | Частица | 1 | 4.2 | Роль частицы в предложении. | 1.1 | Знать: роль частицы в предложении. | Анализ текста | 7 |
43. | Закрепление пройденного по теме «Части речи» | 1 | 4 | Повторить и обобщить изученное по лексике, морфемике, морфологии, орфографии. Подготовиться к контрольной работе. | 3.3 | Знать: изученное по лексике, морфемике, морфологии, орфографии. Уметь: пользоваться правилами на практике. | Тест по теме | 8 |
44-45 | Контрольная работа № 3. Диктант с грамматическим заданием и анализ. | 2 | 4 | Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу. | 3.3 | Знать: изученный материал. Уметь: применять правила на практике. | Диктант | 8 |
Фонетика. Орфоэпия (7 часов + 2 часа развития речи) | ||||||||
46. | Что изучает фонетика | 1 | 1.1 | Дать понятие о фонетике как о разделе языкознания. | 1.4 | Знать: понятие «фонетика» Уметь: выполнять фонетический разбор | Фонетический разбор | 8 |
47. | Звуки гласные и согласные. | 1 | 1.1 | Вспомнить, чем различаются гласные и согласные звуки. Ос- мыслить представление о боль- шей информативности согласных звуков сравнительно с гласными. Проанализировать схему классификации согласных звуков. | 1.1 | Знать: различие гласных и согласных звуков. Уметь: выполнять схему классификации согласных звуков. | Характеристика звуков | 8 |
48. | Слог, ударение. | 1 | 1.1 | Дать понятие слога, ударных и безударных слогов. Сопоставить словесное и логическое ударения | 1.1 | Знать: понятие «слог, ударение» Уметь: анализировать слово. | Анализ слова | 8 |
49. | Что изучает орфоэпия. | 1 | Понятие об орфоэпии как о разделе науки в русском языке, правилах произношения гласных звуков, элементах транскрипции. Развить речевой слух учащихся. | 1.1 | Знать: понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке. Уметь: выполнять транскрипцию. | Самостоятельная работа | 9 | |
50. | Произношение согласных звуков. | Понятие о правилах произношения согласных звуков в русском языке, элементах транскрипции. Развивать речевой слух учащихся. | 1.1 | Знать: понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке. Уметь: выполнять транскрипцию. | Самостоятельная работа | 9 | ||
51. | Орфоэпический разбор слова | 1 | Изучить порядок орфоэпического разбора слова. Повторить и обобщить изученное по разделу «Фонетика. Орфоэпия». | 1.1 | Знать: изученный материал. Уметь: применять правила на практике. | Орфоэпический разбор слова | 9 | |
52. | Развитие речи. Порядок предложений в тексте. | 1 | 8.1 | Установить различные смысловые отношения между предложениями и зависимую от них последовательность предложений в тексте. | 2.1 | Знать: различные смысловые отношения между предложениями и зависимую от них последовательность предложений в тексте. | Самостоятельная работа | 9 |
53. | Развитие речи. Абзац как часть текста. | 1 | 8.1 | Понятие абзаца, его строения. Понятие микротемы. Формировать умение находить микротему и абзац в тексте. | 2.1 | Знать: понятие абзаца, его строения, микротемы. Уметь: находить микротему и абзац в тексте. | Самостоятельная работа | 9 |
54 | Закрепление пройденного материала | 1 | 1.1 | Повторить и обобщить изученное по разделу «Фонетика. Орфоэпия». | 2.1 | Знать: изученный материал. Уметь: применять правила на практике. | Тест по теме | 9 |
Лексика. Словообразование (26 часов + 5 часов развития речи) | ||||||||
55 | Лексическое значение слова. | 1 | 2.1 | Дать понятие лексического значения слова, научить способам словотолкования. Сформировать умение пользоваться толковым словарѐм. | 1.1 | Знать: понятие лексического значения слова. Сформировать умение пользоваться толковым словарѐм. | Работа с толковым словарём | 10 |
56 | Сколько лексических значений имеет слово | 1 | 2.1 | Дать понятие лексики, лексического значения слова. Сформировать умение определять лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова. | 2.3 | Знать: понятие «лексика, лексическое значение». Уметь: различать однозначные и многозначные слова. | Работа с текстом | 10 |
57 | Прямое и переносное значение слова | 1 | 2.1 | Понятие о переносном значении слова. Формировать умение различать прямое и переносное значения слов, понимать фразеологизмы. | 1.1 | Знать: понятие о переносном значении слова. Уметь: различать прямое и переносное значения слов, понимать фразеологизмы. | Самостоятельная работа | 10 |
58. | Фразеологизмы. | 1 | 2.3 | Понятие о переносном значении слова. Формировать умение различать прямое и переносное значения слов, понимать фразеологизмы. | 3.4 | Знать: понятие о переносном значении слова. Уметь: различать прямое и переносное значения слов, понимать фразеологизмы. | Творческая работа | 10 |
59. | Как пополняется словарный состав русского языка. | 1 | 2.4 | Дать понятие о русском словообразовании и заимствовании. Вспомнить основные периоды заимствования слов из разных народов. | 3.4 | Знать: пути пополнения словарного состава языка. Уметь: различать заимствования и старославянизмы. | Анализ словарного состава | 10 |
60-61 | Как образуются слова в русском языке. | 2 | 3.3 | Познакомить со старославянизмами. Дать понятие о способах образования слов в русском языке | 3.4 | Знать: старославянизмы, способы образования слов в русском языке. Уметь: определять способ словообразования | Проверочная работа | 10 |
62 | Чередования гласных и согласных в корнях. | 1 | 6.5 | Дать понятие о чередовании гласных и согласных в словах. Формировать умения видеть чередования гласных и согласных в словах. | 3.3 | Знать: понятие о чередовании гласных и согласных в словах. Уметь: видеть чередования гласных и согласных в словах. | Работа с текстом. | 11 |
63-64 | Чередования О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РОС-РАСТ-РАЩ. | 2 | 6.5 | Чередования О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РОС-РАСТ-РАЩ. | 3.3 | Знать: правописание чередующихся гласных в корне. Уметь: применять на практике. | Словарный диктант | 11 |
65 | Проверочная работа по теме «Чередования гласных в корнях» | 1 | 6.5 | Чередования О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РОС-РАСТ-РАЩ. | 3.3 | Знать: правописание чередующихся гласных в корне. Уметь: применять на практике. | Тест по теме. | 11 |
66-67 | Буквы О-Ё после шипящих в корне. | 2 | 6.3 | Изучить правописание о-ѐ после шипящих и ц в корнях слов. Формировать умение выбрать и объяснить буквы о или ѐ. | 3.3 | Знать: правописание о-ѐ после шипящих и ц в корнях слов. Уметь: выбрать и объяснить буквы о или ѐ. | Словарный диктант | 11 |
68-69 | Контрольная работа № 4. Диктант. Анализ диктанта. | 2 | 6-7 | Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу. | 3.3 | Знать: изученный материал по теме. Уметь: применять правила на практике. | Диктант | 12 |
70-71 | Слова-омонимы | 2 | 2.2 | Понятие омонимов и их видов. Формировать умение различать их по значению, строению, написанию. | 1.1 | Знать: понятие омонимов и их видов. Уметь: различать их по значению, строению, написанию. | Творческая работа | 12 |
72-73 | Профессиональные и диалектные слова | 2 | 2.4 | Понятие о профессиональных и диалектных совах. Формировать умение объяснять их значение. | 1.1 | Знать: понятие о профессиональных и диалектных совах. | Творческая работа | 12 |
74 | Устаревшие слова | 1 | 2.4 | Дать понятие об устаревших словах. Объяснить причины их появления в русском языке. | 1.1 | Знать: понятие об устаревших словах. Уметь: объяснить причины их появления в русском языке | Анализ текста | 13 |
75 | Употребление в речи этикетных слов. | 1 | Познакомить учащихся с понятием речевого этикета, с этикетной лексикой как особым пластом словаря. Объяснить необходимость быть вежливым | 2.2 | Знать: роль этикетных слов. Уметь: употреблять их в речи. | Составление диалога | 13 | |
76-77 | Правописание приставок | 2 | 6.6 | Правописание неизменяемых приставок, приставок на з-с. Изучить правописание приставок при- и пре-. | 3.3 | Знать: правописание неизменяемых приставок, приставок на з-с, приставок при- и пре-. | Словарный диктант | 13 |
78. | Буквы И-Ы после Ц. | 1 | 6.3 | Закрепить правописание букв и-ы после ц. Сформировать умение пользоваться орфографическим словарѐм. | 3.3 | Знать: правописание букв и-ы после ц. Уметь: пользоваться орфографическим словарѐм. | Работа с орфографическим словарём | 13 |
79. | Закрепление пройденного. | 1 | 6 | Повторить и обобщить изученный материал по лексике, словообразованию и правописанию. | 3.3 | Знать: изученные орфограммы. Уметь: применять правила на практике. | Тест по теме | 14 |
80. | Проверочная работа по теме «Орфография» | 1 | 6 | Урок проверки знаний по теме. | 3.3 | Знать: изученные орфограммы. Уметь: применять правила на практике. | Проверочная работа | 14 |
81. | Развитие речи. Что изучает стилистика. | 1 | 8.3 | Понятие о науке стилистике. Закрепить понятие речевой ситуации. | 1.1 | Знать: что изучает стилистика | Анализ текстов | 14 |
82. | Развитие речи. Разговорная и книжная речь | 1 | 8.3 | Понятие о разговорной и книжной речи, сферах их использования. | 2.2 | Знать: понятие о разговорной и книжной речи, сферах их использования. | Анализ текстов | 14 |
83. | Развитие речи. Художественная и научно-деловая речь | 1 | 8.3 | Понятие о художественной и научно-деловой речи. Объяснить их разделение в зависимости от условий общения и задач речи | 2.2 | Знать: понятие о художественной и научно-деловой речи. Уметь: объяснять их разделение в зависимости от условий общения и задач речи | Анализ текстов | 14 |
84-85 | Развитие речи. Контрольная работа № 5. Изложение. Анализ изложений. | 2 | 8.6 | Изложение, близкое к тексту, план изложения. Научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | 3.1 | Уметь: писать изложение, близкое к тексту, составлять план изложения, сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | Изложение | 14 |
Синтаксис и пунктуация (40 часов+10 часов развития речи) | ||||||||
86. | Что изучает синтаксис. | 1 | 5 | Понятие синтаксиса и пунктуации как разделов науки о языке | 3.3 | Знать: понятие синтаксиса и пунктуации как разделов науки о языке | Работа с текстом | 15 |
87-88 | Словосочетание. | 2 | 5.1 | Понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. Сформировать умение выделять словосочетания из предложения. | 3.3 | Знать: понятие словосочетания. Уметь: устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, выделять словосочетания из предложения. | Самостоятельная работа | 15 |
89 | Проверочная работа по теме «Словосочетание» | 1 | 5.1 | Разбор словосочетания. Проверить умение учащихся определять тип связи слов в словосочетании. | 3.3 | Уметь: выполнять разбор словосочетания, определять тип связи слов в словосочетании. | Проверочная работа | 15 |
90 | Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | 5 | Разбор словосочетания. Проверить умение учащихся определять тип связи слов в словосочетании. | 3.3 | Уметь: выполнять разбор словосочетания, определять тип связи слов в словосочетании. | Тест по теме | 15 |
91-92 | Контрольная работа № 6. Диктант. Анализ диктанта. | 2 | 5 | Контроль знаний по теме | 3.3 | Знать: изученные правила орфографии и пунктуации. Уметь: применять правила на практике. | Диктант | 16 |
93-94 | Предложение. Интонация. | 2 | 5.2 | Понятие предложения, интонации предложения, логического ударения, паузы, видов предложения по цели высказывания, научить их различать. | 2.3 | Знать: понятие предложения, интонации, логического ударения, паузы, видов предложения по цели высказывания. Уметь: их различать. | Самостоятельная работа | 16 |
95-96 | Развитие речи. Сочинение по картине Юона «Русская зима» | 2 | 8.6 | Обучение написанию сочинения. Структура сочинения. | 3.1 | Знать: способы развития темы в тексте, структура текста. Уметь: выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли. | Сочинение | 16 |
97-98 | Виды предложений по цели высказывания. | 2 | 5.2 | Понятие предложения, интонации предложения, логического ударения, паузы, видов предложения по цели высказывания, научить их различать. | 1.1 | Знать: понятие предложения, интонации, логического ударения, паузы, видов предложения по цели высказывания. Уметь: их различать. | Проверочная работа | 17 |
99. | Восклицательные предложения. | 1 | 5.2 | Понятие восклицательного предложения. Сформировать умение определять невосклицательные и восклицательные предложения. лексическое значение слов | 1.1 | Знать: понятие восклицательного предложения. Уметь: определять невосклицательные и восклицательные предложения. | Анализ текста | 17 |
100 | Главные члены предложения. | 1 | 5.2 | Понятие подлежащего и сказуемого как главных членов предложения, научить находить основу предложения. Сформировать умение находить основу предложения. | 2.3 | Знать: понятие подлежащего и сказуемого как главных членов предложения. Уметь: находить основу предложения. | Анализ текста | 17 |
101-102 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | 5.2 | Изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным и Им. п. | 3.3 | Знать: случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным и Им. п. | Самостоятельная работа | 17 |
103 | Проверочная работа «Тире между подлежащим и сказуемым» | 1 | 5.2 | Изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным и Им. п. | 3.3 | Знать: случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным и Им. п. | Проверочная работа | 18 |
104 | Предложения распространённые и нераспространённые | 1 | 5.5 | Понятие распространѐнного и нераспространѐнного предложения, раскрыть значение и роль второстепенных членов предложения. Учить распространять предложения. | 1.1 | Знать: понятие распространѐнного и нераспространѐнного предложения, роль второстепенных членов предложения. Уметь: распространять предложения. | Коллективный разбор предложений | 18 |
105 | Второстепенные члены предложения | 1 | 5.3 | Значение и роль второстепенных членов. Формировать умение выделять в предложениях второстепенные члены, которые поясняют главные члены и другие. | 2.3 | Знать: значение и роль второстепенных членов. Уметь: выделять в предложениях второстепенные члены, которые поясняют главные члены и другие. | Коллективный разбор предложений | 18 |
106 | Дополнение | 1 | 5.3 | Дать понятие дополнения, научить находить дополнения в предложении. | 3.3 | Знать: понятие дополнения, научить находить дополнения в предложении. | Коллективный разбор предложений | 18 |
107 | Определение | 1 | 5.3 | Дать понятие определения. Сформировать умение находить определение в предложении. | 3.3 | Знать: понятие определения. Уметь: находить определение в предложении. | Коллективный разбор предложений | 18 |
108 | Обстоятельство | 1 | 5.3 | Дать понятие обстоятельства и видов обстоятельств. Формировать умение находить обстоятельство в предложении. | 3.3 | Знать: понятие обстоятельства. Уметь: находить обстоятельства в предложении. | Проверочная работа | 18 |
109-110 | Развитие речи. Сочинение по картине Машкова «Клубника и белый кувшин» | 2 | 8.6 | Обучение написанию сочинения. Структура сочинения. | 3.1 | Знать: способы развития темы в тексте, структура текста. Уметь: выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли. | Сочинение | 19 |
111-113 | Однородные члены предложения | 3 | 5.7 | Понятие однородных членов предложения. Формировать умение находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания между ними. | 3.3 | Знать: понятие однородных членов предложения. Уметь: находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания между ними. | Коллективный разбор предложений | 19 |
114 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | 7.9 | Понятие обобщающего слова перед однородными членами. Формирование умение находить обобщающее слово и ставить двоеточие. | 3.3 | Знать: понятие обобщающего слова перед однородными членами. Уметь: находить обобщающее слово и ставить двоеточие. | Самостоятельная работа | 19 |
115 | Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» | 1 | 7.9 | Понятие однородных членов предложения. Формировать умение находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания между ними. | 3.3 | Знать: понятие однородных членов предложения. Уметь: находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания между ними. | Проверочная работа | 20 |
116-117 | Обращение | 2 | 7.9 | Понятие обращения. Формирование умение находить его, правильно ставить знаки препинания при обращении. | 3.3 | Знать: понятие обращения. Уметь: находить его, правильно ставить знаки препинания при обращении | Самостоятельная работа | 20 |
118 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | 5.12 | Порядок разбора простого предложения. Синтаксический разбор простого предложения. | 3.3 | Знать: порядок разбора простого предложения. Уметь: выполнять синтаксический разбор | Синтаксический разбор простого предложения | 20 |
119-121 | Сложное предложение | 3 | 5.8 | Понятие сложного предложения. Формирование умения определять количество простых предложений в нѐм, виды связи между ними и правильно ставить знаки препинания. | 3.3 | Знать: понятие сложного предложения. Уметь: определять количество простых предложений в нѐм, виды связи между ними и правильно ставить знаки препинания. | Разбор предложений | 20 |
122-123 | Прямая речь | 2 | Понятие прямой речи. Формирование умения правильно оформлять прямую речь на письме. | 3.3 | Знать: понятие прямой речи. Уметь: правильно оформлять прямую речь на письме. | Разбор предложений | 21 | |
124 | Диалог | 1 | Понятие диалога. Формирование умения правильно оформлять диалог на письме. Повторить формы речевого этикета. | 3.1 | Знать: понятие диалога. Уметь: правильно оформлять диалог на письме. | Составление диалога | 21 | |
125 | Закрепление пройденного. Подготовка к диктанту. | 1 | 5.8 | Повторение изученного по синтаксису и пунктуации, подготовка к контрольному диктанту. | 3.3 | Знать: изученное по синтаксису и пунктуации, подготовка к контрольному диктанту. | Тест по теме | 21 |
126-127 | Контрольная работа № 7. Диктант. Анализ диктанта. | 2 | 5-6 | Урок контроля знаний по теме. | 3.3 | Знать: изученное по синтаксису и пунктуации. Уметь: применять знания на практике. | Диктант | 21 |
128 | Развитие речи. Что такое типы речи. | 1 | 8.3 | Понятие основных типов речи: повествования, описания, рас- суждения. Формирование умение определять типы речи. | 3.2 | Знать: понятие основных типов речи: повествования, описания, рассуждения. Уметь: определять типы речи. | Анализ текста | 22 |
129 | Развитие речи. Описание, повествование, рассуждение. | 1 | 8.3 | Понятие основных типов речи: повествования, описания, рас- суждения. Формирование умение определять типы речи. | 3.2 | Знать: понятие основных типов речи: повествования, описания, рассуждения. Уметь: определять типы речи. | Анализ текста | 22 |
130 | Развитие речи. Оценка действительности. | 1 | Понятие об особом типе речи – оценке действительности, научить определять этот тип речи, составлять тексты такого типа. | 3.2 | Знать: понятие об особом типе речи – оценке действительности. Уметь: определять этот тип речи, составлять тексты такого типа. | Творческая работа | 22 | |
131-132 | Развитие речи. Контрольная работа № 8. Изложение. Анализ изложений. | 2 | 8.6 | Изложение, близкое к тексту, план изложения. Научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | 3.1 | Уметь: писать изложение, близкое к тексту, составлять план изложения, сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | Изложение | 22 |
133 | Развитие речи. Строение текста типа рассуждения. | 1 | 8.1 | Познакомить учащихся со строением текста типа рассуждения-доказательства. Формирование умения составлять собственные тексты подобного типа. | 3.1 | Знать: строение текста типа рассуждения-доказательства. Уметь: составлять собственные тексты подобного типа. | Творческая работа | 23 |
134-135 | Зачёт по теме «Синтаксис и пунктуация» | 2 | 7 | Повторение и обобщение изученного по синтаксису и пунктуации. | 3.3 | Знать: изученное по синтаксису и пунктуации, подготовка к контрольному диктанту. | Тест по теме | 23 |
Морфология. Правописание (2 часа) | ||||||||
136 | Морфология. Что изучает морфология. | 1 | 4.1 | Понятие о науке морфологии | Знать: понятие «морфология», части речи. Уметь: различать части речи. | 23 | ||
137 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 4.1 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1.1 | Знать: понятие «морфология», части речи. Уметь: различать части речи. | Работа с текстом | 23 |
Глагол (23 часа +4 часа развития речи) | ||||||||
138 | Что обозначает глагол. | 1 | 4.1 | Повторить основные сведения о глаголе как части речи: значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. | 2.2 | Знать: основные сведения о глаголе как части речи. Уметь: находить глаголы в тексте. | Работа с текстом | 23 |
139 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами. | 1 | 6.11 | Закрепить изученное правило о слитном и раздельном написании не с глаголами. Употребление глаголов в речи. | 3.3 | Знать: изученное правило о слитном и раздельном написании не с глаголами. Уметь: применять правило. | Словарный диктант | 24 |
140 | Как образуются глаголы. | 1 | 4 | Понятие о способах образования глаголов: приставочном и суффиксальном. | 3.3 | Знать: способы образования глаголов: приставочный и суффиксальный. Уметь: образовывать глаголы. | Самостоятельная работа | 24 |
141-142 | Виды глагола. | 2 | 4.1 | Понятие о видах глагола, их смысловых и морфемных различиях. Формировать умение правильно использовать глаголы совершенного и несовершенного вида в речи. | 2.1 | Знать: виды глагола, их смысловые и морфемные различия. Уметь: правильно использовать глаголы совершенного и несовершенного вида в речи. | Самостоятельная работа | 24 |
143-144 | Корни с чередованием Е-И. | 2 | 6.5 | Объяснить правописание корней с чередованием букв е-и. Дать понятие об омонимичных корнях | 3.3 | Знать: правописание корней с чередованием. Уметь: применять правило. | Проверочная работа | 24 |
145 | Неопределённая форма глагола. | 1 | Сформировать умение безошибочно определять инфинитив. Закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива. | 3.3 | Знать: понятие «инфинитив, правописание мягкого знака в конце инфинитива. Уметь: применять правило на практике. | Самостоятельная работа | 25 | |
146 | Правописание ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах | 1 | Закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива. Правописание –тся и–ться в глаголах. | 3.3 | Знать: правописание мягкого знака в конце инфинитива. Правописание –тся и–ться в глаголах. | Словарный диктант | 25 | |
147 | Наклонение глаголов | 1 | Дать понятие об изъявительном, сослагательном и повелительном наклонениях глагола. | Знать: наклонения глаголов. Уметь: определять наклонение глагола. | Анализ текста | 25 | ||
148 | Как образуется сослагательное наклонение глаголов | 1 | 3.3 | Понятие об образовании сослагательного наклонения глагола. Закрепить правописание частицы бы. | 3.3 | Знать: как образуется наклонение глагола. Уметь: образовывать глаголы. | Анализ текста | 25 |
149 | Как образуется повелительное наклонение глаголов | 1 | 3.3 | Дать понятие об образовании повелительного наклонения глагола. Повторить формулы речевого этикета. | Знать: как образуется наклонение глагола. Уметь: образовывать глаголы. | Анализ текста | 25 | |
150 | Закрепление пройденного. Подготовка к диктанту. | 1 | 6-7 | Закрепить понятие постоянных и непостоянных признаков глагола как части речи. | 3.3 | Знать: изученный материал. Уметь: применять изученные правила на практике. | Контрольный тест | 25 |
151-152 | Контрольная работа № 9. Диктант и его анализ. | 2 | 6-7 | Урок контроля знаний по теме. | 3.3 | Знать: изученное по теме. Уметь: применять знания на практике. | Диктант | 26 |
153-154 | Времена глаголов. | 2 | 4.1 | Изменение глаголов по временам только в форме изъявительного наклонения. Понятие об образовании форм времени. | 2.3 | Знать: изменение глаголов по временам. Уметь: определять время глагола. | Анализ текста | 26 |
155 | Спряжение глагола | 1 | 4.1 | Сформировать умение определять спряжение глагола. Научить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы. | 2.3 | Знать: спряжения глаголов. Уметь: определять спряжение глагола, изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы. | Анализ текста | 26 |
156-157 | Правописание личных окончаний глаголов. | 2 | 6.10 | Закрепить правописание личных окончаний глаголов. | 3.3 | Уметь: правильно писать личные окончания глаголов. | Самостоятельная работа | 26 |
158 | Проверочная работа. Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | 6.10 | Закрепить правописание личных окончаний глаголов. | 3.3 | Уметь: правильно писать личные окончания глаголов. | Проверочная работа | 27 |
159 | Безличные глаголы. | 1 | 4 | Дать понятие безличных глаголов. Формировать умение находить безличные и личные глаголы в безличном значении. | 2.1 | Знать: понятие «безличные глаголы» Уметь: находить безличные глаголы. | Коллективный анализ текста | 27 |
160 | Переходные и непереходные глаголы. | 1 | 4 | Понятие о переходности и непереходности глаголов. | 2.2 | Знать: понятие «переходные» и «непереходные» глаголы. | Коллективный анализ текста | 27 |
161 | Развитие речи. Как связываются предложения в тексте. | 1 | 8.2 | Продолжить изучение связи предложений в тексте, дать понятие о «данном» и «новом» в предложении. | 2.3 | Знать: связь предложений в тексте, понятие о «данном» и «новом» в предложении. | Анализ текста | 27 |
162 | Развитие речи. Строение текста типа повествования. | 1 | 8.2 | Познакомить учащихся со строением текста типа повествования. Формировать умение создавать собственные тексты подобного типа. | 3.1 | Знать: строение текста типа повествования. Уметь: создавать собственные тексты подобного типа. | Творческая работа | 27 |
163-164 | Развитие речи. Контрольная работа № 10. Изложение. | 2 | 8.6 | Изложение, близкое к тексту, план изложения. Научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | 3.1 | Уметь: писать изложение, близкое к тексту, составлять план изложения, сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | Изложение | 28 |
Имя существительное (21 час +4часа развития речи) | ||||||||
165-166 | Что обозначает существительное | 2 | 4 | Грамматическое значение предметности имени существительного. Отличие существительного от других частей речи. | 2.1 | Знать: грамматическое значение предметности имени существительного. Отличие существительного от других частей речи. | Анализ текста | 28 |
167 | Как образуются имена существительные | 1 | 3.3 | Способы образования имени существительного. Умение образовывать имена существительные. | 2.1 | Знать: способы образования существительных. Уметь: образовывать существительные. | Образование существительных | 28 |
168 | Употребление суффиксов ЧИК-ЩИК | 1 | 6.7 | Закрепить правописание суффиксов существительных. | Уметь: правильно писать суффиксы существительных. | 28 | ||
169 | Употребление суффиксов ЕК-ИК | 1 | 6.7 | Закрепить правописание суффиксов существительных. | 3.3 | Уметь: правильно писать суффиксы существительных. | Проверочная работа | 29 |
170 | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными | 1 | 6.11 | Изучить и закрепить правописание не с именами существительными. Повторить правописание не с глаголами. | 3.3 | Знать: правописание не с именами существительными. Повторить правописание не с глаголами. | Словарный диктант | 29 |
171 | Одушевлённые и неодушевлённые существительные | 1 | 4 | Понятие об одушевлѐнных и неодушевлѐнных именах существительных. Формировать умение различать одушевлѐнные и неодушевлѐнные существительные. | 2.3 | Знать: понятие об одушевлѐнных и неодушевлѐнных именах существительных. Уметь: различать одушевлѐнные и неодушевлѐнные существительные. | Анализ текста | 29 |
172 | Собственные и нарицательные существительные | 1 | 4 | Понятие о собственных и нарицательных именах существительных. Формировать умение различать собственные и нарицательные существительные. | 2.3 | Знать: собственные и нарицательные существительные. Уметь: различать существительные. | Анализ текста | 29 |
173 | Род имён существительных | 1 | 4 | Понятие грамматического рода и происхождение сред- него рода. Формирование умения определять род имен существительных. | 3.3 | Знать: понятие грамматического рода и происхождение сред- него рода. Уметь: определять род имен существительных. | Проверочная работа | 29 |
174 | Существительные общего рода | 1 | Понятие о существительных общего рода. Формировать умение правильно их употреблять; | 2.2 | Знать: понятие о существительных общего рода. Уметь: правильно их употреблять. | Самостоятельная работа | 29 | |
175 | Род несклоняемых существительных | 1 | Род несклоняемых существительных. | 2.2 | Знать: род несклоняемых существительных | Самостоятельная работа | 30 | |
176 | Число имён существительных | 1 | 4 | Повторить и закрепить изученное о формах числа имен существительных. Понятие об именах существительных, употребляемых только во множ. или в ед. числе. | Знать: понятие числа существительных. Уметь: определять число существительных. | Самостоятельная работа | 30 | |
177 | Падеж и склонение существительных | 1 | 4 | Повторить падеж и склонение существительных. | 3.3 | Знать: падежи и склонение существительных. Уметь: определять падеж и склонение. | Словарный диктант | 30 |
178 | Морфологический разбор существительного | 1 | 4 | Морфологические признаки существительного. План разбора. | 2.2 | Знать: морфологические признаки существительного. Уметь: выполнять морфологический разбор. | Морфологический разбор | 30 |
179-180 | Правописание безударных окончаний существительных | 2 | 6 | Закрепить правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 3.3 | Уметь: правильно писать безударные падежные окончания. | Самостоятельная работа. | 30 |
181 | Проверочная работа. Безударные падежные окончания | 1 | 6 | Закрепить правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 3.3 | Уметь: правильно писать безударные падежные окончания. | Проверочная работа | 31 |
182 | Употребление существительных в речи | 1 | Употребление существительных в речи. | 3.2 | Уметь: употреблять существительные в речи. | Творческая работа | 31 | |
183 | Закрепление пройденного. | 1 | 6-7 | Закрепление пройденного материала по теме «Имя существительное» | 3.3 | Знать: изученные правила. Уметь: применять правила на практике. | 31 | |
184-185 | Контрольная работа № 11. Диктант и его анализ. | 2 | 6-7 | Урок контроля знаний по теме. | 3.3 | Знать: изученное по теме. Уметь: применять знания на практике. | Диктант | 31 |
186 | Развитие речи. Строение текста типа описания предмета | 1 | 8.2 | Познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета. Формировать умение создавать собственные тексты подобного типа. | 2.3 | Уметь: анализировать текст. | Анализ текста | 31 |
187 | Развитие речи. Соединение типов речи в тексте. | 1 | 8.3 | Понятие о соединении типов речи в тексте. | 2.3 | Уметь: анализировать текст. | Анализ текста | 32 |
188-189 | Развитие речи. Сочинение по картине «Цветы и плоды». Анализ сочинений. | 2 | 8.6 | Закрепление навыка создания сочинения-описания по картине. | 3.1 | Знать: способы развития темы в тексте, структура текста. Уметь: выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли. | Сочинение | 32 |
Имя прилагательное (14 часов) | ||||||||
190 | Что обозначает имя прилагательное | 1 | 4 | Дать определение имени прилагательного как части речи. | 2.1 | Знать: признаки прилагательных. Уметь: находить прилагательные в тексте. | Анализ текста | 32 |
191-192 | Разряды прилагательных по значению | 2 | 4 | Объяснить морфологические особенности качественных, относительных и притяжательных прилагательных. | 2.2 | Знать: разряды прилагательных. Уметь: определять разряды прилагательных по значению | Самостоятельная работа | 32 |
193-194 | Правописание окончаний прилагательных | 2 | 6 | Закрепить правописание окончаний имѐн прилагательных. | 3.3 | Уметь: правильно писать окончания прилагательных. | Проверочная работа | 33 |
195 | Образование прилагательных | 1 | 3.3 | Познакомить учащихся с суффиксальным способом образования прилагательных. | 3.3 | Знать: способы образования прилагательных. Уметь: образовывать имена прилагательные. | Самостоятельная работа | 33 |
196-197 | Прилагательные полные и краткие | 2 | 4 | Понятие о полных и кратких именах прилагательных. | 2.3 | Знать: полные и краткие прилагательные. Уметь: отличать полные и краткие формы. | Самостоятельная работа | 33 |
198 | Степени сравнения прилагательных | 1 | 4 | Понятие о сравнительной и превосходной степенях сравнения имѐн прилагательных. Порядок морфологического разбора имени прилагательного. | 2.3 | Знать: степени сравнения прилагательных. Уметь: выполнять морфологический разбор. | Морфологический разбор | 33 |
199 | Как образуется сравнительная степень прилагательных. | 1 | 3.3 | Образование степеней сравнения прилагательного. Формирование умения правильно употреблять в речи формы сравнительной и превосходной степени. | 2.2 | Знать: образование степеней сравнения прилагательного. Уметь: правильно употреблять в речи формы сравнительной и превосходной степени. | Образование степени сравнения | 34 |
200 | Как образуется превосходная степень | 1 | 3.3 | Образование степеней сравнения прилагательного. Формирование умения правильно употреблять в речи формы сравнительной и превосходной степени. | 2.2 | Знать: образование степеней сравнения прилагательного. Уметь: правильно употреблять в речи формы сравнительной и превосходной степени. | Образование степени сравнения | 34 |
201 | Закрепление пройденного. Подготовка к КД. | 1 | 6-7 | Закрепление пройденного. Подготовка к диктанту. | 3.3 | Уметь: применять изученные знания на практике. | Проверочная работа | 34 |
202-203 | Контрольная работа № 12. Диктант с ГЗ и его анализ. | 2 | 6-7 | Контроль знаний по теме. | 3.3 | Знать: изученный материал. Уметь: применять знания на практике. | Итоговый диктант | 34 |
204 | Повторение и обобщение пройденного в 5 классе. | 7 | Обобщение, систематизация знаний, умений, навыков учащихся, полученных в 5 классе. | 3.3 | Знать: изученный материал. Уметь: применять знания на практике. | Итоговый тест | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс. Учебник Л.А. Тростенцова.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс...
Тематическое планирование по русскому языку 10 класс. Учебник Власенкова А.И.
Тематическое планирование по русскому языку 10 класс. Базовый уровень....
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс учебник Разумовской М.М.
Рабочая программа по русскому языку составлена к учебнику Разумовской М.М 5 класс...
Рабочая программа по русскому языку, 7 класс учебник Разумовской М.М.
Рабочая программа по русскому языку, 7 класс учебник Разумовской М.М....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)
Календарно-тематическое планирование (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. ("Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений". Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. (Учебник "Русский язык, 9 класс". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)...
Учебно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс (УМК Разумовской)
Учебно- тематическое планирование по русскому языку....