Игры на уроках русского языка.
консультация по русскому языку (11 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Веселимся и учимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_urokah.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на уроках

Русский язык

Грамматическое лото или мозаика

Любую грамматическую таблицу разрезают на части и предлагают из получившихся разрозненных кусков составить целое.

Лото – фишки – это слова на орфограмму, их нужно разместить на карточке.

Пример. 5 класс. Тема. Словообразование.

Карта -  рисунок – приставка, корень и суффикс, приставка, корень, два суффикса, две приставки, корень, суффикс.  

Простые слова или сложные?

Изменяемые или неизменяемые?

Сложение состоящих из нескольких звуков

Сложение начальных звуков основ

Какой способ словообразования?

Здесь ученики  вписывают примеры по графам

Простые неизменяемые слова

Сложение сокращенных слов

Здесь ученики  вписывают примеры по графам

Материалы для карточек – фишек: издавна, во-вторых, досыта, по-заячьи, искоса, заново, снова, начисто. Начистоту, подпрыгнув, дословно, исправно, по-мужски. Понемногу, сызнова, позавчера. Колхоз, юнкор, рабкор, универмаг. ГТО, ПТУ, ЦК, СССР, РФ, БАМ, СМУ, вуз, ТАСС, ГИБДД, МХАТ, ГЭС.

Игры – соревнования

Урок литературы

Проверка и актуализация знаний учащихся

Опрос, проводимый в виде викторины, аукциона, конкурса «знатоков». Одна команда придумывает вопросы, а другая отвечает. Литературный аукцион: кто больше узнает сцен и героев, изображенных в презентации, в стихотворениях, в прозе и т.д.

Литературный хоккей – «Петр Первый» Толстой А.

  1. Капитаны двух команд
  2. Вратари
  3. Защитники (отбивают 15-20 вопросов нападающих)
  4. Нападающие (готовят по 15-20 вопросов команде противника по тексту романа)

Ход игры « Литературный хоккей»

  1. Разминка. Нападающие задают вопрос защитникам противника. Если защитники ответят, то их очередь нападать. Если нет правильного ответа, то «мяч» пасуется «вратарю». Если вратарь не знает ответа – команде засчитываем гол. Счет ведут выбранные на этом уроке-хоккее судьи международного класса (лучшие ученики). Не вошедшие в число игроков – болельщики.
  2. Конкурс капитанов. Разное. Выразительное чтение отрывка наизусть из романа, показ презентации, инсценирование.

Ролевые игры

Брейнсторминг – коллективный «мозговой штурм» какой-либо проблемы. Подготовка ЕГЭ (часть С). Можно использовать при изучении небольших по размеру, но сложных по содержанию произведений. А.Блок «Двенадцать», М. Горький «На дне».

Групповая работа

1 группа – из истории  произведения, времени, литературные и жизненные источники.

2 группа – смысл названия, центральный образ, концовка произведения.

3 группа – выводы по сказанному, итоги работы.

Литературные суды

Суд над виновниками гибели Катерины из драмы А.Н.Островского «Гроза»

Цель: углубить первоначальное представление школьников о героях пьесы, рассказа, помочь их увидеть вину тех из них (Бориса, Тихона).

Актуализировать нравственные идеи произведения для современного молодого читателя. Показать специфику анализа драматического произведения. Подготовка к игре. Распределение ролей (судьи, защитники, обвинители). Определяем роли.  «Публика» может задавать вопросы, высказывать свое мнение.

Ход игры воспроизводит судебное заседание.

- Чему тебя научил А.Н.Островский?   (Достоевский «Преступление и наказание», В.Быков «Сотников» - причины преступления Раскольникова, предательство Рыбака, Мечика).

Кафе поэтов.

Играть реальных и вымышленных персонажей.

  1. Борьба за своего героя.
  2. Споры.
  3. Отстаивать литературные направления.

- Какое из этих литературных направлений могло стать ведущим в новом 20 веке, а в 21 веке?

Театр

Класс делим на пятерки, в каждой выбираем актеров. Критики, цензоры, редактор журнала.

Заседание цензурного комитета: «Пропустить ли в печать это произведение»?

«Совещание работников отдела поэзии «Литературной газеты» по обсуждению стихотворений молодых поэтов». Поэтом класса.

Комбинированные игры: «актеры» и «критики».

Цель: ввести учащихся в авторский текст, разобраться в психологии героев. В способах  их изображения. «Примерить на себя» человеческие отношения в обществе того времени и оценить мастерство Чехова А.П. – рассказчика.

Подготовка. Учитель подбирает тексты ранних рассказов А.П.Чехова («Толстый и тонкий», «Канитель», «Злоумышленник», «Жалобная книга», «Хамелеон») и реквизит, который может понадобиться.

Ход игры

Класс делим на «актеров» и «критиков». «Актеры» получают для чтения рассказы по ролям, берут реквизит, идут на 20 минут готовиться. За это время все оставшиеся в классе «критики» под руководством учителя и с помощью критических статей об А.П.Чехове знакомятся с принципами, подходами и методами анализа произведений А.Чехова. «Актеры» изображают героев А.П.Чехова, а  «критики» оценивают их игру и мастерство А.П.Чехова – рассказчика.

Можно использовать Чернышевского «Что делать?» Игра на основе ошибки цензоров, пропустивших роман к печати через двойную цензуру: тюремную и журнала «Современник».

Цель игры. Разобраться в скрытом от цензоров революционном содержании романа, в способах и методах художественной шифровки, созданной автором.

Подготовка. Класс делится на 4 группы.

1 группа – цензоры ищут крамолу, призывы к общественным беспорядкам героев - «революционеров»

2 группа – «проницательные читатели» все «знают» за много сюжетных ходов вперед

3 группа – просто «читатели» разбираются в целях автора

4 группа – «читательницы» все понимают верно, тонко чувствуют и переживают

Для инструктажа используют авторские обращения в тексте к читателю, читательнице и др.

Ход игры

Читаются особенно важные, зашифрованные места романа (оглавление, пролог, сцены именин, пикника, описание снов и др.). Их обсуждает и анализирует каждая группа соответственно своей роли:

- «проницательный читатель» со своих мещанских позиций;

- «цензоры»  ищут скрытый революционный смысл;

- «просто читатель» пытается разобраться, почему и зачем автор пишет именно так;

-  «читательница» догадывается, воспринимает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Игры на уроках русского языка

В данном материале представлены обобщенные рекомендации по применению игровой технологии на уроках русского языка...

Дидактические игры на уроках русского языка

В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...