Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя прилагательное". Первый урок по данной теме. Понятие о прилагательном как о части речи. Роль прилагательного в речи. Правописание прилагательных. Урок насыщен разнообразным языковым материалом. Применяются различные методы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe._konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Тема: Понятие о прилагательном.
Цель: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формирование умения использовать в речи имена прилагательные.
План урока
- Оргмомент.
- Психологическая подготовка к изучению новой темы.
- Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
- Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале.
- Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом.
Оборудование урока
Доска, мел, рабочие тетради по русскому языку, раздаточный дидактический материал (текст стихотворения Ф.И.Тютчева « Есть в осени первоначальной…», карточки с упражнением по теме ( творческое списывание), раздаточный изобразительный материал ( для индивидуального домашнего задания ), учебник по русскому языку .
Ход урока :
1. Оргмомент.
2. Психологическая подготовка к изучению новой темы.
Учитель. Таня, тебя мама попросила сварить кашу на ужин. Можешь ты выполнить ее поручение? ( Нет, она не сказала какую: рисовую, гречневую, пшенную .)
-Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вот ту материю, пожалуйста». Может продавец понять маму? ( Нет! Не названы признаки понравившейся ей ткани. )
- А что вы мне скажете о сегодняшней погоде? Посмотрите за окно! ( Солнечная, но ветреная, пасмурная, но не холодная и т. д. ) Итак, чтобы узнать или охарактеризовать предметы, нам потребовалась особая часть речи – какая? ( Имя прилагательное. )
Объявление темы урока. Формулирование задач урока.
3. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
Учитель. Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предметов в языке есть специальные слова. Это прилагательные.
Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов.
- Отгадаем загадки, построенные на описании (устно).
- Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз.)
- Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведет,
Там заметку кладет.
(Карандаш.)
- Бежит свинка.
Железная спинка.
Льняной хвостик.
(Иголка с ниткой.)
- Земля беленькая,
А птички на ней черненькие.
(Книга.)
- Какая часть речи активно работает в этих загадках?(Имя прилагательное.)
- На уроках мы пользуемся научным стилем. Часто употребляем термины, в том числе и термины- словосочетания. В какой роли прилагательные выступают в словосочетаниях- терминах «простое предложение», «гласная буква», «самостоятельная часть речи»? (Выделительная роль.)
2. В художественном описании прилагательные играют «рисующую», «оценочную» роли.
Восстановите текст.
К вечеру ветер стих, и … солнце залило … светом … тучи и, протянув … крылья в глубь … степи, закатилось.
Для справок. Низкое; багровым; лиловые (у земли); бледные, словно прощальные; желтой и мокрой.
- Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.
3. С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже ещё богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится.
Лингвистический эксперимент с текстом стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора −
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде,
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь–
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
4. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале.
1. Учитель. Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называют прилагательным? И вы правы. Но перед тем как его задать, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует своё знание прилагательного как части речи.
Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
-Какое определение прилагательного дали бы вы?
Итак, прилагательное отвечает на вопросы ( пишем) какой? какая? какое? чей?
- Но внимательно слушавшие сценку из комедии Фонвизина «Недоросль» обратили внимание на остроумное толкование прилагательного как части речи, которая к чему- то приложена. К чему же «приложено» прилагательное?
Я даю вам существительное стол и прошу вас охарактеризовать прилагательными, обозначающими его форму, материал, цвет, размер. Стол какой? Овальный мраморный серо-голубой невысокий…
-Зачем нам потребовались эти прилагательные? (Для узнавания предмета, для точной его характеристики.)
-Какие признаки прилагательного мы использовали для более полной характеристики нашего стола? (Признаки по цвету, форме, материалу, размеру.)
-Можем ли мы указать признак по времени и по принадлежности? (Да. Допишем: старинный бабушкин.)
5. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
-Запишем небольшой текст, но сначала я вас хочу попросить описать прилагательными всем нам знакомую птицу – лебедя. (Белый, грациозный, стройный и т. д.)
-Но наше описание бедное, скупое, а вот как это сделал мастер слова – С.Т.Аксаков. Насладимся разнообразием и богатством прилагательных.
Лебедь
Бел..снежный, с бл..стящими, прозрачными, небольшими глазками, с ч..рными лапами, с длин.., гибк.. и красив.. шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темной, гладкой поверхност.. воды.
-Выразительно прочитайте текст. Понравился ли он вам? Чем? (…)
-«По цепочке» объясним вставленные орфограммы.
-Почему в тексте так много запятых? (Однородные определения, перечислительная интонация.)
-Назовите все прилагательные. К каким словам они «прилагаются»? Какими членами предложения являются? Подчеркнем.
-Но одно прилагательное является сказуемым, так как стоит в краткой форме: каков? (Прекрасен.)
6. Подведение итогов урока.
-Вот на такой красивой работе мы и закончим сегодня наш урок, посвященный роли прилагательных в речи… Впереди нас ждет много интересного – и старого и нового.
7. Задание на дом.
§98(Т), упр.261(П); индивидуально – составить предложения по рисунку.
Урок разработан Овчинниковой Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Имя прилагательное" урок русского языка 5 класс
Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное" для 5 класса с учетом требований ФГОС...
урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные
Конспект урока русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные". Урок - изучение нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...
Урок по русскому языку 6 класс "Написание сложных прилагательных"
Урок – путешествие с использованием репродукций картин русских художников .Использованы элементы контекстуального изучения, элементы технологии адаптивной школы. К уроку прилагается презентация, ...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.
Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....
Урок русского языка по теме:" Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
урок для учащихся 6 класса...
открытый урок русский язык 6 класс "Не с прилагательными"
Урок открытия новых знаний, предполагающий знакомство с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными....