Методическая разработка урока для 8 класса "Односоставные предложения".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

На уроке используются современные теехнологии: дифференцированное обучение и ИКТ-технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе

(с использованием дифференцированного обучения и ИКТ-технологий)

Программы общеобразовательных учреждений: «Русского языка 5-9 классы», 9-е издание, М.: Просвещение, 2009 г.

Учебник: Русский язык. 8 класс. Авторы – составители: Л.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др., под редакцией Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 2009

Методическое пособие: Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. Г.А. Богданова.- М.: Просвещение, 2009 г.

Класс: 8

Тип урока: урок изучения новой  темы «Односоставные предложения».

Тема урока:  Основные группы односоставных предложений.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 8 класс, раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер.

Цели урока:

  1. Ввести понятие  об односоставных предложениях с главным членом – сказуемым; познакомить с видами односоставных предложений;
  2. Сформировать умения:
  1. Различать односоставные и двусоставные предложения;

виды односоставных предложений  по их значению, структурным особенностям.

  1. Использовать односоставные  предложения в разных стилях речи;
  2. Самостоятельно составлять тексты с разными видами односоставных предложений.

Работа по развитию речи:

  1. Формирование умения пользоваться двусоставными и различными видами односоставных предложений в текстах.

Методические приёмы:

  1. Объяснение учителя, работа в группах, составление алгоритма действий,  тренировочные упражнения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слово учителя:

     Сегодня на уроке нам с вами предстоит познакомиться с односоставными предложениями с главным членом – сказуемым и подлежащим. Узнаем об их структурных особенностях, научимся находить их в тексте, употреблять в речи.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

 - Какие ассоциации вызывает у вас слово односоставный (написано на доске     или выведено на экран)?

   После ответов учащихся учитель подытоживает их ответы.

 - Вы правы, выделив в этом слове два корня и сопоставив их со словами один состав.

  - Как вы думаете, о каком составе применительно к синтаксису может идти речь?

     (Ученики выдвигают версии, которые обсуждаются совместно с учителем. Важно прийти к выводу, что словосочетание не может быть односоставным, а вот предложение может.)

  - Чтобы вы включили в состав предложения?

    (Нужно, чтобы ученики догадались: в состав предложения нельзя включать все члены предложения, потому что из-за множества вариантов их нельзя будет классифицировать, а по наличию главных членов предложения можно говорить о двусоставном и односоставном.)

 - Итак, первый вывод мы уже можем сделать: односоставное – это такое простое предложение, которое состоит только из одного главного члена предложения.

 - Что нам необходимо повторить?

    (Чем выражается  подлежащее и сказуемое, в какие грамматические связи между собой они вступают. Помним, что подлежащее может быть только в Им.п.)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

 - На доске (слайде) стихотворение Ф.И. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет…». Найдите в нем грамматические основы предложений.

   Смотри, как роща зеленеет,

   Палящим солнцем облита,

   А в ней какою негой веет

   От каждой ветки и листа!

   Войдем и сядем над корнями

   Дерев, поимых родником,-

   Там, где, обвеянный их мглами,

   Он шепчет в сумраке немом.

   Над нами бредят их вершины,

   В полдневный зной погружены,

   И лишь порою крик орлиный

   До нас доходят с вышины…

Выпишите  односоставные предложения.

   (Смотри. А в ней такою негой веет от каждой ветки и листа! Войдем и сядем над корнями…)

- Можете ли вы уже сделать какие-то выводы?

  (Чаще всего учащиеся говорят о том, что односоставные – это предложения с единственным главным членом предложения – сказуемым.)

- А теперь посмотрите на карточки для групп. Как вы думаете, что вам предстоит сделать? (Найти односоставные предложения).

Карточки для групп

  1. Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

                         (А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»)

      2.   Как сердцу высказать себя?

            Другому как понять тебя?

            Поймет ли он, чем ты живешь?

            Мысль изреченная есть ложь.

                                     (Ф. Тютчев. «Silentium!»)

       3.  Небесный свод, горящий славой звездной,

            Таинственно глядит из глубины, -

            И мы плывем, пылающею бездной

            Со всех сторон окружены.

                                     ( Ф. Тютчев. «Как океан объемлет шар земной…»)

  1. Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить…

                          (Ф. Тютчев. «Умом Россию не понять…»

      5.   Нам не дано предугадать,

            Как слово наше отзовется, -

            И нам сочувствие дается,

            Как нам дается благодать…

                                        (Ф. Тютчев. «Нам не дано предугадать…»)

  Проверка с комментариями

  (Проверяется по эталону – правильному ответу на слайде или карточке для групп).

  1.   Ветер. В лесу одному

  Шумно, и жутко, и грустно, и весело…

  1.   Как сердцу высказать себя?

4.     Умом Россию не понять,

        Аршином общим не измерить…

       

  1.   Нам не дано предугадать,

- С какими трудностями вы столкнулись, когда выполняли это задание?

  1. Выявление места и причины затруднения.

- Что нового появилось в этом задании? (Односоставные с подлежащим и составными сказуемыми.)

- Для определения типа предложения предлагаю вам составить план (алгоритм) действия из шагов (этапов), которые представлены в разбросанном виде на доске в виде карточек:

Определить границы предложе-

ний (простых и простых в составе

сложного)

Сформулировать гипотезу о том,

что это предложение

односоставное

Найти и определить

главные члены предложения

     Учащиеся предлагают варианты расстановки этапов (шагов), согласованный вариант остается на доске.

  1. Реализация построенного проекта.

- Воспользовавшись планом действий, из упражнений параграфа учебника выпишите:

1-я группа – только предложения с одним главным членом – подлежащим;

2-я группа – с одним главным членом предложения – сказуемым в форме 1-го и 2-го лица ед. и мн. ч. настоящего и будущего времени;

3-я группа – с одним главным членом предложения – сказуемым в форме 3-го лица ед. и мн. ч. настоящего и будущего времени;

4-я группа – с одним главным членом предложения – сказуемым в форме безличного глагола.

(Все формы глагола представлены на доске (или на слайде) в качестве подсказки.)

- Проверяем выполнение задания.

- Откройте учебник. Прочитайте внимательно параграф учебника и проанализируйте тот материал, с которым работали вы.

- Что нового вы узнали?

    (Первая группа работала с назывными предложениями, вторая – с определенно-личными, третья – неопределенно-личными, четвертая – безличными.)

- Вернемся к первому и второму заданию. Сможете ли вы (в группах) узнать «свои» предложения?

1-я группа – Ветер. – назывное.

2-я группа – Смотри. Войдём и сядем над корнями…- определенно-личные.

3-я группа – не было односоставных.

4-я группа – все остальные.

 - Чтобы уметь находить односоставные предложения, составим алгоритм действий.

  1. Определить границы простых предложений.
  2. Найти и подчеркнуть главные члены предложения.
  3. Определить их количество.
  4. Если есть и подлежащее, и сказуемое, то это двусоставное предложение.
  5. Если есть только один член предложения и в наличии второго необходимости нет, это односоставное предложение.

- На этом приостановим нашу запись, потому что на следующем уроке мы дополним алгоритм действий определением видов односоставных предложений.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

-  А пока потренируемся в применении нового правила, проговаривая условия выбора. Предлагаю вам самим составить односоставные предложения и определять их вид.

    Желательно, чтобы эти предложения были на тему природы. Ведь как вы заметили, именно односоставных предложений больше всего при описании состояния природы.

Ученические работы

  1. Весною пахнет. (безличное) Вот она

Пришла, и лужи побежали.

Шумит, звенит в полях и по лесам (безличное)

О том, чего так долго ждали. (неопределенно-личное)

  1. Летом жарко и светло! (безличное)

Всем хочется играть! (безличное)

Солнце улыбается!

Каникулы опять! (назывное)

  1. Осень. (назывное) Дождь. (назывное)

Так холодно и зябко! (безличное)

И по телу – дрожь! (назывное)

За дождливой занавеской

Кто идет (двусоставное) – не разберешь. (определенно-личное)

Листьям шелестеть тоскливо, (безличное)

Неуютно воробьям…(безличное)

Все вокруг и сыро, и уныло, (двусоставное)

Нет конца осенним дням! (безличное)

  1. Как бы мне пятерку получить

По русскому в тетрадке? (безличное)

Не знаю (определенно-личное), право, как мне

быть? (безличное)

Дайте совет, ребятки! (определенно- личное)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упражнение № 127 (учебник для 8 класса под ред. Н.М. Шанского, 2009). Учащиеся самостоятельно выполняют задание и проверяют по правильному ответу для самопроверки (он либо на слайде, либо на доске).

  1. Включение в систему знаний и повторение.

   - Я предлагаю объединиться в группы: те, кто не испытал затруднений при выполнении самостоятельной работы, будут выполнять задание более сложное (упр.224), а те, кто испытал трудности и допустил ошибки, работая в своей группе, пусть выполнят упражнение, аналогичное заданию в самостоятельной работе (упр.218).

- При выполнении заданий вы можете консультироваться в своей группе.

Задание проверяется по образцам.

  1. Рефлексия.
  2.  Домашнее задание.
  1. Прочитайте теоретический материал.
  2. Упражнения в учебнике (повышенного уровня и упрощенное).
  3. Творческое: составьте миниатюру на тему природы, используя односоставные предложения и эталон определения типов односоставных предложений в своей миниатюре.
  4. Аналитическое: составьте текст из 10 заданий по теме «Односоставные предложения» с 4 вариантами выбора ответа (формат заданий А).

- И в заключение мои пожелания (на слайде):

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

-  Найдите в этом тексте …двусоставное предложение.

  Сможете определить тип односоставных предложений?

- Если вам интересно, найдите  это стихотворение Н. Заболоцкого полностью, запишите его в тетрадь, найдите в нем грамматические основы и определите тип односоставных предложений. Это задание – на дополнительную оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.

Содержание:1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.2. Контрольно – измерительные материалы.3. Список литер...

Методическая разработка урока "Виды простых предложений"

Презентация "Виды  простых предложений" (5 класс)...

Методическая разработка урока по теме: "Предложения с обращениями"

Методическая разработка урока по теме : "Предложения с обращениями"...