тематический урок русского языка в 8 классе "Вставные конструкции"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Сорокина Ирина Тимофеевна

Разработка урока отражает современные требования к уроку русского языка, содержит тематическую подборку опорных текстов к каждому этапу урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ     (СЛАЙД 1)

Цели:      ( СЛАЙД 2)

  1. Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при них.
  2. Формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями.
  3.  Развивать творческие способности учащихся при работе с текстами.

    4.Содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих  способность к творческой деятельности

    5. Воспитывать любовь  родному языку.

                                              Ход урока

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.

  1. На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и предложениях и познакомимся со вставными конструкциями и знаками препинания при них.

На столе у каждого лежит «Карта мысли». Вам предстоит заполнить её в течение урока, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.

I. Озвучивание домашнего задания

II. Орфографический  повтор. (слайд 3)

1.        Тестовое задание. Найти лишнее, объяснить. Пропущенные буквы подчёркнуты.

  1. собиратель, зажигать, сочетание, внимание;
  2. современник, связаны, естественно, пустынный;
  3. по-французски, по-зимнему, по-нашему, по_видимому;
  4. окружённый, холщовый, плечом, горячо.

Проверим:

  1. сочетание - слово-исключение среди корней с чередованием;
  1. связаны - -н- в суффиксе краткого причастия;
  1. по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно;
  2. окружённый — -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма глагола).

  1. Словарная работа (слайд 4) ИНФОРМИРОВАТЬ – морфемный разбор (у доски – ученик).
  2. Дополнительный вопрос: - Каким способом образовано это слово? (суффиксальным)

Слайд 5:  Повторение темы « Вводные слова»

  1. Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

1) 1,2         2) 1,2,3,4          3) 3,4            4) 1,3

Cлайд 6 (ключ).

- Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?

- Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?

- Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.

Решим несколько пунктуационных задач:

Графический диктант (на интерактивной доске  пустой слайд 7 –  по цепочке. Каждый ученик называет значение и структурный тип (сочетание слов — слово — предложение) вводных слов:

1) По мнению автора, «человечество-это своеобразная болезнь планеты».

2)Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, попал бы в статские советники.

3)Книга, действительно, открывался самый лучший мир.

4)Она умная, красивая и, наконец, она очень добра ко мне.

- Какую информацию нам дают эти предложения?

-  Что в них  общего и чем отличаются?

Учитель: Привычка ссылаться на источник высказывания – это элементарная этическая норма. Вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и «замедляют речь», «мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной.    Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.

П. Изучение нового материала. 

 Знакомство с теоретическими сведениями. § 30.

-Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции? (ответы: для их разграничения существует  функциональный критерий: вводные слова и предложения служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому, что сообщается, при этом они могут указывать на достоверность сообщения, предположительность, повторяемость действий, источник информации, выражать эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же конструкции используются для передачи дополнительных замечаний, попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю).

  СЛАЙД 8

Ср.: К счастью или к несчастью, в нашей жизни появляется книга, рано ли поздно изменяющая нашу жизнь.

 Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я услышал, что Елена Николаевна читает вслух Булгакова.

 

Учитель: Составьте схемы этих предложений.  

Учитель: Мы познакомились с  теоретическим материалом, данным в учебнике.

В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при  вставных конструкциях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вставных конструкций?  

- Сравните предложения и сделайте вывод. (слайд 9):

Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:

  1. Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо.
  2. Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась правильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.
  3.  Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с помощью тире и скобок?
  4. Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда именно ставится тире, а когда скобка?

 Ответы уч-ся:

Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.

Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.

Выделите  вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме знак препинания — тире или скобки.

Слайд 10 (без скобок)

Слайд 11 – проверка

Если я заболею,

к врачам обращаться не стану.

Обращаюсь к друзьям

(не сочтите, что это в бреду):

постелите мне степь,

занавесьте мне окна туманом,

в изголовье поставьте

ночную звезду.

                               Я. Смеляков

Ш. Закрепление изученного.

  1. Комплексный анализ текста. Пунктуационный и орфографический повтор.

Работа с текстами по вариантам.

I вариант

В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая неприязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему беспорядку» на письменном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей. К книгам это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались,
не клались куда попало. Это был культ книги (причем не обязательно старой и редкой, об этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная библиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек, превращаемых в районные, поселковые, словом, — публичные, тут, конечно, возможны разные мнения). На меня, на отца производили тягостное впечатление  случаи   потребительского,   небрежного  отношения к книгам.

                                                                                  О. Трубачев. Книга в моей жизни

1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысловая роль в тексте?

2.Как они изменяют строение предложения?

3.Напишите сочинение-миниатюру о своем отношении к книгам, употребляя вводные слова  словом, конечно и др.

II вариант

Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше: знать и не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о надежности знания — это уже философия.

У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ, ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель. Конечно, у них были предшественники. Но вопрос «как правильно знать?» (и, соответственно, «как правильно вести себя» в соответствии с этим знанием) сделали главным именно они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со всеми встречными и поперечными (которые, конечно, считали, что они все знают), на каждый ответ задавая переспрос, пока у собеседников не начинала кружиться голова и не появлялось очень неприятное чувство, что они тоже ничего не знают. В конце концов, Сократа привлекли к суду и приговорили к смертной казни, чтобы не беспокоил народ расспросами. Казнь он принял как герой — нет, больше, чем герой: как добродушный мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь.                                                              Круг чтения

  1. Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их.
  2. Спишите весь текст, опуская выписанные конструкции.
  3. Сравните оба текста. Сделайте вывод о роли вводных и вставных конструкций в предложении и в тексте.
  4. Напишите сочинение – миниатюру на тему «Зачем нужны в речи предложения с вводными словами и вставными конструкциями»

Озвучивание «Карты мысли»

Домашнее задание: § 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предложения с вводными словами (1-й абзац — предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й абзац - 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-й абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й абзац- 1,2) или анализ предложенного текста

Список использованной литературы:

1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.: Просвещение, 2001. – Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. – 271с. Там же, С.166  

            2..Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. М., 2006 С.8

3.Русская грамматика: в 2-х т.- М.: Наука. 2005.-Т.2 С.229-231

            4.Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом высказывания // Учен. зап. Рязанского гос. пед. института. – 2008.- Т.51 – С.309

            6.Студнева А.И. Из наблюдений над функционально – семантическими отношениями вводных и вставных предложений // Учен. зап. М.ОП.И.- 2007. Т. 197. С.25

Дополнительно, если останется время:

  1. Синтаксический разбор предложения: Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один... (А. Пушкин)
  2.  Однажды — не помню почему — спектакля не было (А. Куприн).

Запишите домашнее задание.  СЛАЙД 12


§ 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предложения с вводными словами (1-й абзац — предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й абзац - 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-й абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й абзац- 1,2).





  1. Рефлексия.  «Карта мысли»

- Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал, что…» слайд 13


«Мне понравилось ……………..»

«Мне не понравилось ……………..»

10. Итог урока.

Давайте вспомним, о чём шёл разговор на нашем уроке?

Как вы оцените свою работу.

Думаю, что за работу на уроке можно поставить следующие отметки……………

 

Спасибо, до свидания. Счастливой весны!!!



Подписи к слайдам:

учитель русского языка и литературыСорокина Ирина Тимофеевна
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Цели урока: 1. Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при них.2. Формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями.3. Развивать творческие способности учащихся при работе с текстами.4. Cодействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих способность к творческой деятельности. Найти лишнее, объяснить: 1. собиратель, зажигать, сочетание, внимание;2. современник, связаны, естественно, пустынный;3. по-французски, по_зимнему, по _нашему, по_видимому;4. окружённый, холщовый, плечом, горячо. ИНФОРМАЦИЯИНФОРМИРОВАТЬИнформация (лат. Informatio «изображать, представлять»).Сделайте морфемный разбор слова информировать Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?1) 1,2 2) 1,2,3,4 3 ) 3,4 4) 1,3 ключ1) 1, 2 СРАВНИТЕ: К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно . Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я услышал, что Елена Николаевна поет . Определение вставных конструкций Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо.Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась правильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции. Ему очень хотелось сказать всю правду этим союзничкам именно сейчас — среди своих войск, под грохот орудий (автомобили стояли всего в версте от батарей). Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме знак препинания — тире или скобки. Если я заболею,к врачам обращаться не стану.Обращаюсь к друзьям не сочтите, что это в бреду:постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом,в изголовье поставьте ночную звезду. Проверьте себя: Если я заболею,к врачам обращаться не стану.Обращаюсь к друзьям (не сочтите, что это в бреду):постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом,в изголовье поставьте ночную звезду. Домашнее задание § 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предложения с вводными словами (1-й абзац — предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й абзац - 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-й абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й абзац- 1,2) или анализ предложенного текста Список использованной литературы: Список использованной литературы:1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.: Просвещение, 2001. – Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. – 271с. Там же, С.166 2.Кротевич Е.В. О связях вводных слов в словосочетании и предложении // Русский язык в школе. – 1958. №6 С.16-25 3.Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. М., 2006 С.84.Русская грамматика: в 2-х т.- М.: Наука. 2001.-Т.2 С.229-231 5.Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом высказывания // Учен. зап. Рязанского гос. пед. института. – 1968.- Т.51 – С.309 6.Студнева А.И. Из наблюдений над функционально – семантическими отношениями вводных и вставных предложений // Учен. зап. М.ОП.И.- 1967. Т. 197. С.259-268 Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………………………….2

  1. Понятие «гендер» и его специфика………………………………………………………….3
  1. Гендерные различия на уровне темы и сюжета в стихах Павла Савина и Татьяны Огурцовой……………………………………………………………………………..4
  2. Гендерный стереотип мужчины в творчестве Павла Савина……………………...6
  3. Неоднозначность гендерных образов, тем в лирике Татьяны Огурцовой………..7
  4. Тема любви в творчестве Т.Огурцовой и П.Савина………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………………………...11

Список использованной литературы……………………………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

Художественная литература во все времена стремилась ответить на основные вопросы человеческого бытия. Не проходит она и мимо меняющихся гендерных отношений в современном обществе.

Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Теория гендера позволяет по-новому интерпретировать и произведения художественной литературы, где наглядно и глубоко воплощаются мужской и женский взгляд на мир (гендерная картина мира), на взаимоотношения полов, а также осветить проблему женского творчества, которая и по сей день считается значимой и обретает новые перспективы в связи с успехами гендерологии. Наиболее интересна в этом плане современная поэзия, отражающая сегодняшний гендерный статус женщины и мужчины, особенности гендерного поведения,гендерные конфликты наших дней.

Актуальность нашего научного исследования продиктована назревшей необходимостью детально рассмотреть литературные произведения белгородских поэтов. Анализируя произведения белгородских поэтов: Татьяны Огурцовой и Павла Савина, мы подчеркиваем, что разница в возрасте позволила авторам располагать разным жизненным опытом, что несомненно сказалось на гендерной специфике их творчества. Интерпретация их произведений в гендерном аспекте будет интересна для широких кругов читателей и учащейся молодежи.

Объектом данного научного исследования стали стихи Татьяны Огурцовой и Павла Савина, рассмотренные в гендерном аспекте и поднимающие основные вопросы экзистенциального бытия современных людей: мужчины и женщины.

Предмет исследования - типология и поэтика стихотворений указанных авторов, позволяющие осмыслить в литературоведческом аспекте художественную реализацию гендера как социокультурного феномена.

Цель исследования - раскрыть гендерное своеобразие типологии и поэтики стихотворений Т.Огурцовой и П.Савина. Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:

  1. осветить философско-теоретические основы гендерного литературоведческого анализа и интерпретации текста;
  2. интерпретировать сюжеты и социально-психологические конфликты в поэзии указанных авторов как художественное воплощение гендерной структуры современного общества;
  3. раскрыть своеобразие внутреннего мира героев, их психологии и моделей поведения, выражающих гендерную специфику современной поэзии;
  4. раскрыть специфику хронотопа женской и мужской поэзии и его роль в создании гендерной картины мира.

В ходе исследования использованы следующие методы:

  1. анализ литературы и WEB-источников по данной теме,
  2. анализ документальных источников,
  3. сравнительно-сопоставительный анализ.

Мы опирались на труды по современной гендерологии как зарубежных авторов (Берн Ш. Кон И.С), так и отечественных (Клецина И.С.).

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности определить параметры нового аспекта литературоведческих исследований - гендерного, наметить пути анализа и интерпретации творчества современных поэтов, а также использовать полученные наблюдения.

Прикладную ценность  результатов деятельности видим в сборе и обобщении большого пласта эмпирических данных, позволяющих нам лучше понять психологию мужчин и женщин в повседневной жизни, а учителю литературы использовать эти данные при изучении художественной ткани произведений Татьяны Огурцовой и Павла Савина на уроках по литературному краеведению и во внеклассной работе.

Структура работы обусловлена целью, задачей и логикой исследования. Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, а также списка использованной литературы.

  1. Понятие «гендер» и его специфика

"Гендер" - одно из центральных и фундаментальных понятий - является предметом специального и углубленного осмысления

Понятие «гендер» проникло во все гуманитарные науки - философию, социологию, психологию, историю, языкознание, литературоведение и др., - оно постоянно изменяется и обогащается. Это объясняется, во-первых, тем, что само понятие возникло сравнительно недавно; во-вторых, его сложностью. Проблема сходств и различий в психологии мужчин и женщин является предметом размышлений нескольких поколений ученых. К концу ХХ века в психологии сформировались два взаимосвязанных, но не тождественных направления исследований - психология половых различий и гендерная психология. Понятно, что, ориентируясь на гендерные различия, нужно всегда помнить о биографии автора, о влиянии на его творчество других писателей и поэтов, а также о социо-культурной ситуации, в которой жил автор. Но всё же главную, ведущую линию творчества составляет творческая индивидуальность, не последнюю роль в которой играет осознание писателем принадлежности к полу.

Приступая непосредственно к сравнению творчества Павла Савина и Татьяны Огурцовой, нужно, прежде всего, оговорить аспекты, по которым будет идти сравнение.

Во-первых, трудно себе представить женскую или мужскую фонетику. Понятно, что общеупотребительные языковые реалии будут использоваться всеми членами социума независимо от социальных, возрастных или половых различий. Это касается и фонетических, и лексических, и морфологических средств.

Представить себе также мужской или женский лексикон также очень сложно, поскольку язык - явление социальное в первую очередь. Но попытки такого словаря имеются. Но, тем не менее, такие ограничения имеются.

Наверное, не вызовет сомнений предположение, что наиболее частотными в лексиконе женщин буду слова семантического поля: дом, дети, быт, мужчины. В лексиконе же мужчин будут преобладать слова семантического поля: родина, война, женщины.

Что касается поэтического творчества, то здесь, в связи наибольшим уровнем абстракции, и эффектом эстетизации бытия, мы можем столкнуться с тем, что частота употребления слов одного поля будет примерно одинакова. Различия же гендерного свойства будут присутствовать на уровне темы и сюжета.

  1. Гендерные различия на уровне темы и сюжета в стихах Павла Савина и Татьяны Огурцовой

Стихи Павла Савина лиричны и напевны. Некоторые из них положены на музыку. Светлая грусть поэта заставляет читателя сопереживать, задумываться о прожитых годах.

Перечитывая стихи поэта, можно восстановить драму, разлучившую его с любимой так скоро, и те противоречивые чувства, какими Павел Савин не переставал мучить и её, и себя.  В стихах он рассказывал свою борьбу с ней и несравненное её очарование, каясь в своей вине перед ней:

Зачем же мы свои мосты

Сжигали на пути?

Остались юные мечты,

Как весны, - позади.

И вьюги белые свои

Уже который год

На косы черные твои

Акация метет…

 

Мы не хотим слишком уточнять перипетий любовной драмы поэта. К тому же каждому, читающему стихи, какими начинается "Мартовский день", и каких много в сборниках Т. Огурцовой, нетрудно восстановить эту драму и судить о том, насколько в этих стихах всё автобиографично. Но, смотря на "камуфляж" некоторых строк, стихи говорят сами за себя:

 

Что вам прошлое?

Синей замятью,

Как пургой, замело его,

И следа не оставив в памяти,

Будто не было ничего.

Станут ночи

Длинней и горше.

И нести мне без лишних слов

Одному золотую ношу –

Нерастраченную любовь…

Татьяна Огурцова тоже страдала глубоко. В её стихах звучит и боль от её заброшенности, и ревнивое томление по возлюбленному:

 

Я любила тебя, потому что ты был лучше всех.

Это было давно, это было в далеком начале…

Ты другую любил. И другие тебя не спасли.

Как случилось, скажи, что тебе стало некуда деться?..

 

Лирическая героиня стихов Т. Огурцовой несомненно любила своего избранника, а он? Любил и он… насколько мог. Но, занятый собою, своими успехами, он свысока утверждал своё мужское превосходство, следуя Ницше, сказавшему: "Мужчина - воин, а женщина для отдохновения воина"… Подчас муж-воин проявлял и жестокость, в которой потом каялся.

Но всему приходит конец, даже любовному долготерпению. Случилось то, что должно было случиться.  

В стихах Т. Огурцовой всегда на первом месте некий бытийный, вещный план:

 

Навстречу выбегать ему,

Лишь заскрипит вдали песок.

Бежать и думать – обниму.

И поцелуя ждать в висок.

И маленький фруктовый сад.

Малины заросли в углу.

И пятна лунные лежат

В дому на вымытом полу.

 

Или:

 

И мокр асфальт, и черен, и блестит,

И неприметно оседает снег.

И о тебе я думаю: забыт!

И улыбаюсь я себе в окне.

 

Таких примеров можно найти огромное количество. Создаётся впечатление, что стремление к точности, ясности обращает внимание поэтессы только на внешние предметы. И только через них она пытается передать переживания, внутренние состояния. Но всё же эти состояния очень холодные, отстранённые, будто замершие. Не таков Павел Савин. В его стихах лирический герой страстный, темпераментный, очень чуткий и впечатлительный:

 

И я ведь знаю наперед:

Ты ждать и верить перестала…

И горек памяти усталой

Давно не пробованный мед…

 

И это противоречие у обоих авторов вызывает мысли о том, что их стиль поведения в жизни был маской. Неким образом, которые они сами часто создали, и которому следовали в условиях социума, а истинную свою суть доверяли только стихам. Причем детерминированные гендерными стереотипами противоречия, ясно проецируются в личной психодраме.

Представляется, что такие поэтические средства как цветосимволика, звукопись, предпочтение малых или крупных форм, жанров является скорее индивидуально авторским проявлением, чем гендерным.

К проявлениям же гендерных особенностей, видимо, можно отнести темы, сюжеты произведений, и, вероятно, образы характерные для одного пола и нехарактерные для другого.

Наиболее яркие различия, связанные с переживание своего пола, правильнее всего искать в функциях, которые возлагаются на представителя того или иного пола.

  1. Гендерный стереотип мужчины в творчестве Павла Савина

Если гендерный стереотип предписывает мужчине быть воином, охотником и любовником, то реализацию этого взгляда находим у П. Савина. Например, многие его стихотворения целиком посвящены теме воинства и первооткрывательства. Таковы функции мужчины в стихотворении "Наказание":

 

Я ни в Бога, ни в черта не верил,

Думал, жизнь, как копейка, проста.

Я ломился в открытые двери

И шатался по злачным местам.

Над любовью смеялся, как клоун,

Не пуская ее на порог.

Никому не попортил я крови

И свою от волнений сберег.

 

В другом стихотворении типы мужских судеб предстают такими:

 

Три года мне

Отмерила кукушка.

И верь – не верь,

А годы плечи гнут.

Настанет срок

И в старенькой церквушке

Меня навеки

Люди отпоют.

Ах, жизнь моя,

Нелегкая дорога!

Звенит во мне,

Как неба синева,

Земной мотив

Последнего итога,

А я забыл

Прощальные слова…

 

Прощение за такое поведение даётся только за одну принадлежность к мужскому полу.

О мужской доле, о пути воина, Савин говорит с воодушевлением, страстью, с преклонением и обожанием. Совсем другое дело - семейная и любовная тема. Неизменно приходится сталкиваться с противоречивыми строками. То поэт зовёт любимую, наделяет её царскими эпитетами, звучит лунная тематика, то вдруг он видит её гиеной, зверем, и испытывает чувства первобытного страха.

  1. Неоднозначность гендерных образов, тем в лирике Татьяны Огурцовой

Иное, казалось бы, нужно искать в стихах Т. Огурцовой. Гендерный стереотип предписывает ей быть мягкой, уступчивой, терпеливой. И часто так оно и происходит, но весьма неоднозначно:

 

Раскину карты. Верьте иль не верьте,

Но все-таки видней со стороны.

Король бубновый, вы до самой смерти

Крестовой даме будете верны.

Вам туз пиковый. Мне вас жаль немного.

Валет червовый уронил копье.

Вам дверь откроет поздняя дорога,

И грустно вы шагнете на нее.

 

Идея жертвенности не чужда Огурцовой. В стихотворении "О, долго ли будут искусы…" она достигает апогея:

 

О, долго ли будут искусы

Мне тело и душу терзать?

В апреле нагие исусы

Идут на гвоздях умирать.

Мне чудятся желтые горы

И сбитые накрест бруски.

Как боли и тьмы, как позора,

Боюсь я весенней тоски.

Не бойся, я легкую муку

Тебе отмолю, отольщу.

Твою загорелую руку

Я, тихо пожав, отпущу.  

 

Но временами происходят прорывы. Поэтесса неистовой и непримиримой предстаёт в своих поэтических обличеньях:

 

Ты думал – я погашенная свечка?

Ты думал – я допитое вино?

Ты думал – я храню твое колечко?

Ты думал – я боюсь смотреть в окно?

Боюсь смотреть с высоких этажей,

Чтобы к себе не потянула бездна?

Ты думал, что отравленных ножей

Страшнее для меня твои отъезды?

Что музыкой мне сердце не волнует

Ни ясный день, ни запах поздних трав?

Что мне ничьи не милы поцелуи?

Ты думал так? Ну что же, ты был прав.

 

Надо сказать, что полемичность в стихах Огурцовой присутствует очень ярко.

Характерной и яркой у Савина является тема смерти. Причем смерть представляется поэту вожделенной и романтичной:

 

Близок путь до станции конечной,

И шепчу я с болью и тоской:

- Только бы успеть на встречу с речкой,

С камышовой Черной Калитвой.

Мне не жаль, что я уйду:

За суровой осенью

Будет снова сад в цвету,

Будет небо с просинью.

Будут внуки рвать цветы,

Будут холить яблоню,

Мир добра и красоты

Нарисуют ямбами.

 

Неоднозначно представлена тема материнства и отцовства в стихах обоих поэтов. У Татьяны Огурцовой такие строки:

Божий мир красотой богат,

Но одна лишь картина краше –

На руках у меня сидят

Незачатые дети наши.

1.5. Тема любви в творчестве Т.Огурцовой и П.Савина

Еще один аспект, имеющий в основе гендерные различия, это тема любви  в творчестве поэтов. Здесь, пожалуй, отличия будут самыми яркими, но трудно судить, что является в этой теме главным: половые или индивидуальные установки.

Тема эротики у Огурцовой присутствует в таком же виде, как и другие темы - очень завуалировано. По крайней мере, можно говорить об очень сдержанной сексуальности (что впрочем, и предписывает гендерный стереотип), и сдержанном темпераменте. И хотя Огурцова более откровенно говорит об изменах, и переживаниях своей героини по этому поводу, но все же это не носит характер личностной открытости:

 

Сидел на этом диване.

Это вино пригублял.

Музеем воспоминаний

Мой дом для меня стал.

Когда уходил – светила

На небе эта луна.

В душе моей наступила

Музейная тишина.

 

В стихах П. Савина прослеживается сложный комплекс чувств, которые поэт адресует героине своих лирических произведений, и уже здесь прочитывается сексуальная символика:

 

Во все века лицо меняла,

Во все года меня влекла.

И мной жила и изменяла,

И недотрогою была.

Была владычицей по праву

И увядала, и цвела.

Была мне смертною отравой

И спелой ягодкой была.

 

Или:

 

Эти сны! Я безмолвно ловлю

Лиц твое золотое круженье,

Ненавижу тебя и люблю

Неземное твое отраженье.

 

Разбуди, отведи от меня

Эту память горячей рукою,

Чтобы жить мне, любовь не казня,

И себя, и тебя успокоив…

 

В стихах П. Савин и Т. Огурцова, безусловно, донесли до читателя не только эстетические переживания, но и личные. У Савина это ощущение наиболее рельефно дано в стихотворении "Возраст":

 

Отойду, оглянусь и почую,

Как трепещет осенняя тишь,

Словно я где-то в поле ночую,

И звездою ты сверху глядшь.

Я люблю твою пору вечернюю –

В ней далекая юность видна…

Сколько б в душах любовь мы не черпали,

Все равно не добраться до дна…  

 

А в стихах Татьяны Огурцовой от произведения к произведению прослеживается драма непонимания:

Вот и конец. Где взять мне сил,

С улыбкой чтоб поставить точку?

Ты трубку первым положил.

Как видно, торопился очень.

Стою и, знанью вопреки,

Что не сияет солнце ночью,

С надеждой слушаю гудки,

Ловя в них сходство с многоточьем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятый нами анализ гендера как социокультурного феномена показал, что гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Важны их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение на основе этих различий системы властных отношений.. Гендер отражает сложный социокультурный процесс формирования обществом мужских и женских ролей, подчеркивает различия в поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках человека того или иного пола.  Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставления «мужского» и «женского» и имеющего многовековую историю подчинения женского начала мужскому началу.

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. На примере стихотворений Павла Савина и Татьяны Огурцовой мы убедились, что мужская и женская поэзия различны.
  2. Мужчины и женщины в своих произведениях показывают свою  принадлежность к полу не средствами изобразительности, а жизненными убеждениями и ценностями.
  3. Главной темой мужчин и женщин в поэзии является тема любви.

Несмотря на сделанные выводы, тему исследовательской работы нельзя считать полностью исчерпанной. В перспективе  могут быть изучены  другие аспекты этой проблемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Берн Ш. Гендерная психологи /Ш.Берн. СПб.: Еврознак.-2002.-320с.
  2. 1. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 2005. С. 43-63, 288.
  3. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 2007. №2. С. 37-47.
  4. Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям в психологии /И.С Клецина // Вопросы психологии .-2003.-№1.-С.61-78.
  5. Огурцова Т. Лирика. Крестьянское дело, Белгород, 1998.
  6. Савин П. Предзимье. Издательство Шаповалова, Белгород. 1996.
  7. Теория и методология гендерных исследований. /Ред. - М.: МЦГИ.-2001.-416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе " Предложения с вводными конструкциями"

Тип урока - закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче...

Урок русского языка в 8 классе "Вводные конструкции

Разработка урока по изучению нового материала....

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»

Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, то есть урок рефл...

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

Урок рассчитан на 2 часа,  состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...

Конспект урока русского языка для 8 класса по теме «Вводные конструкции»

Конспект урока русского языка для 8 класса по теме «Вводные конструкции»...